Слово Эксперта

«Потеряют все»: Александр Дегтярев о влиянии коронавируса на ВЭД

Начинаем публиковать мнения экспертов в сфере ВЭД на тему влияния коронавируса на бизнес с Китаем. Открывает серию блиц-интервью беседа с управляющим АО «ВЭД Агент», организатором Сибирского экономического форума Александром Дегтяревым. Напомним, что АО «ВЭД Агент» ― лидер по агентированию ВЭД за Уралом.
Александр Дегтярев: О влиянии на импортно-экспортные потоки. Обычно в посленовогодний период все операции достаточно быстро восстанавливаются. Сейчас же в связи с эпидемией новогодние каникулы в Китае в крупных промышленных городах продлены до 10 февраля. Не исключено, что их продлят и на более долгий срок. Упущенное время, минимум неделя, негативно повлияет на ВВП Китая, на объем производства в КНР. Выполнение заказов, размещенных российскими предпринимателями на китайских фабриках до наступления Нового года, сдвинется на неделю. Затянется и период затишья для логистов, обслуживающих транспортные потоки в сообщении с Китаем. Несмотря на то, что часть фабрик все же приступили к работе, а где-то сотрудники работают удаленно, в целом импорт сокращается.
Очевидно, что для российского бюджета чувствительными будут потери от снижения туристической активности, поездок из Китая в Россию. Падает спрос на нефть как на сырье для различного вида топлива, в том числе авиакеросина, так как внутренние поездки в КНР сокращаются. В период вынужденного простоя фабрик сократится и потребность в любом сырье для них. В том же лесе, например, как в сырье для мебельной промышленности. Малый и средний бизнес также ощутит последствия продления каникул в Китае: нет китайского партнера на работе — нельзя согласовать новые поставки, не работают банки — невозможно произвести оплату и т.п. Здесь все сдвигается минимум на неделю. Обсуждать не с кем, работать не с кем, производить некому. Плюс потребление многих видов готовой продукции неизбежно сократится, так как люди сейчас меньше ходят по магазинам. По всем этим причинам экспорт в Китай неизбежно пострадает.
О влиянии на логистику. Минтранс объявил о том, что вынужден закрыть регулярное авиасообщение с Китаем и оставить только 4 рейса «Аэрофлота» в Шереметьево. Чартерный режим полетов тоже готовятся остановить. Соответственно, самолетами срочные грузы доставляться не будут, либо будут, но за более высокую стоимость, что автоматически приведет к падению объемов доставляемых грузов. Что касается автомобильных перевозок, то тут интересная ситуация. С одной стороны, СПП с Китаем, кроме трех, открыты на въезд и выезд: формально грузовое автосообщение возобновлено. Однако водителей, прибывающих из Китая, должны помещать на двухнедельный карантин. Понятно, что в этих условиях желающих доставлять грузы из Китая стало в разы меньше. Получается, что де-юро граница открыта, а де-факто перевозки практически остановились. Остаются только железнодорожные маршруты и морские линии. Здесь все функционирует. Однако в портах также замедлилась работа, а некоторые крупные порты продлили каникулы до 10 февраля. Мы уже ощутили все это на себе: наши запланированные отправки грузов сместились по срокам. Потери несут все.
Хорошо, если продление каникул в связи с эпидемией ограничится сроком до 10 февраля. Если это затянется еще на две-три недели, то оптовики и ритейлеры начнут испытывать дефицит товаров, что отразится уже на конечных потребителях. В ситуации, когда какие-то товары начнут исчезать с полок, компании будут искать выход. Например, попытаются заместить исчезнувшие товары подобными. Но если для тех же овощей и фруктов оперативно переориентироваться на других поставщиков вполне реально, то для большей части товаров, производимых на фабриках и заводах, ― практически невозможно. Только в среднесрочной или долгосрочной перспективе. Кто-то, возможно, примет решение об импортозамещении, о производстве части товаров в России. Но такое возможно только для некапиталоемких производств. Где-то выходом станет выбор более быстрой логистики: например, переход с морских линий на ж/д перевозки. Будем надеяться, что эпидемия закончится раньше, чем возникнет необходимость решать такую проблему глобально.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Доставку грузов из Китая с пассажирской скоростью предлагает Почта России и РЖД
Фото пресс-службы АО «Почта России»

Коммерческие грузы из Китая в России доставят за две недели. Решение о запуске мультимодальных перевозок по маршруту Хуньчунь – Москва позволят импортерам получать массогабаритные параметры международных почтовых отправлений и ускорить доставку.

Почта России и РЖД совместно разработали Е2Е-решение. По Китаю до станции Хуньчунь, в Яньбань-Корейского автономного округа провинции Гирин, грузы доставляют автомобильным транспортом. После чего почтовые отправления перегружают в железнодорожные вагоны, которые через станцию Камышовая следуют до Уссурийска, где их прицепляют к составу почтово-багажного поезда №989 Владивосток – Москва.

Анатолий Якимов
Таможня
Как будут работать пункты пропуска с КНР на китайский Новый год: обновленные данные
Фото пресс-службы Уссурийской таможни

Жизнь в Китае замирает в Новый год по лунному календарю. В этом году праздник Весны в Китае наступает 29 января. Во многих компаниях каникулы начнутся с понедельника 26 января и продлятся до 4-12 февраля.

Chinalogist уже сообщал о том, как будут работать пограничные пункты пропуска в период Чуньцзе – Праздника Весны. Сейчас появилась обновленная информация.

Анатолий Якимов
Импорт
Рекордный объем овощей закупила Россия в КНР в 2024 году
Фото Андреса Каррено/Unsplash.com

Импорт китайских овощей в Россию вырос до 340,3 миллиона долларов США в 2024 году. Такие данные приводит РИА-Новости со ссылкой на Главное таможенное управление КНР.

По данным ведомства, 21% приходится на импорт различных видов лука. На втором месте – томаты, доля которых составила 18%. Еще 16% приходится на баклажаны, спаржу, тыкву и другие товары, в том числе и грибы.

Поставки картофеля выросли в четыре раза – до 17,2 миллиона долларов США. На 411 тысяч долларов импортировали маниок, ямс и тропическое таро. На 17,7 тысячи долларов США ввезли замороженных овощей.

Анатолий Якимов
Импорт
Модные игрушки из Китая популярны во всем мире
Коллаж из фото Марии Г./ozon.ru

Модные игрушки – это специально разработанные дизайнерами и художниками куклы. Впервые они появились на рынке Китая в 2000-м году. Через 16 лет китайский бренд Pop Mart выпустил серию «слепых коробок» «Созвездие Молли», которые были запроданы за четыре (!) секунды предварительной онлайн-продажи. С тех пор рынок модных игрушек динамично развивается, а культура модных кукол стала популярной.

Дизайнерские игрушки – это не только куклы и «слепые коробки», но и подвижные фигурки, тканевые игрушки, конструкторы и даже игральные карты. По информации сайта russian.china.org.cn, в 2023 году общая стоимость рынка индустрии модных игрушек в Китае выросла до 60 миллиардов юаней и составила 20% мирового рынка. При этом эксперты уверены, что индустрия модных игрушек продолжит развиваться. Это связано с несколькими факторами.

Анатолий Якимов
Экспорт
Экспорт российской рыбы в Китай вырос в 1,5 раза
Фото Натальи Гусаковой/unsplash.com

В 2024 году в КНР ввезли филе и другого мяса рыбы до 86,1 миллиона долларов США. Об этом сообщает РИА-Новости со ссылкой на данные Главного таможенного управления Китайской Народной Республики.

Чаще КНР экспортировала филе и мясо минтая в мороженом виде. Объем поставленной продукции составил 84 миллиона долларов США. Это максимальные поставки, начиная с 2015 года.

Анатолий Якимов
Финансы
Стоимость виз в Китай для россиян осталась прежней
Фото Анатолия Якимова

Консульская служба МИД КНР опубликовало информацию стоимости виз для посещения страны. До 31 декабря 2025 года стоимость виз для граждан России останется прежней.

Однократная виза для посещения КНР россиянами будет стоить 2 500 рублей, двукратная – 5 000 рублей, многократная – 7 400 рублей. Стоимость виз для граждан третьих стран за исключением граждан США, Канады, Сербии, Бразилии, Панамы, Израиля, Аргентины и Румынии будет дешевле. Однократная – 1 500 рублей, двукратная 2 300 рублей, многократная полугодовая – 3 000 рублей и годовая – 4 500 рублей.

Анатолий Якимов
Импорт автомобилей из Китая в Россию вырос на 30,5%
Фото Дениса Невожай/Unsplash

Импорт легковых автомобилей из Китая в 2024 году достиг 15,2 миллиарда долларов США. Рост составил 30,5%. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на Главное таможенное управление КНР.

По информации ведомства, импорт автомобилей из Китая в Россию в декабре снизился на 3,7% к ноябрю – до 1,38 миллиарда долларов США. Пик импорта легковушек отмечали в августе-сентябре – до 1,6-1,8 миллиарда долларов.

Импорт грузовиков из КНР за год снизились на 12,4% –2,7 до миллиарда долларов США, а запчастей вырос на 29,5% за год – до 2,65 миллиарда долларов США.

Редакция
Темный чай «Любао» стал популярнее за пределами Китая
Фото с сайта unsplash.com

Китайский темный чай превратился в тренд напитков в странах, расположенных вдоль Морского Шелкового пути XXI века. Об сложностях транспортировки в прошлом и почему чай «Любао» стал популярным напитком, рассказало агентство «Синьхуа».

Чай сорта «Любао» с тысячелетней историей включен в список нематериального наследия ЮНЕСКО за традиционную технику приготовления. Сове название напиток получил в честь поселка Любао, расположенного на территории города Учжоу Гуанси-Чжуанского автономного округа. Горы, покрытые туманом, и благоприятный климат – идеальное место для выращивания темного чая.

Анатолий Якимов
Александр Дегтярев: «Цены на импортные товары зависят от курса валют»
Фото из архива Александра Дегтярева

Член Общественного Совета при ФТС РФ и управляющий АО «ВЭД Агент» Александр Дегтярев в интервью «РБК-Новосибирск» рассказал о причинах повышения  цен на импортные и российские товары, с высокой долей зарубежных деталей.

На продукцию российского производства традиционно влияет рост тарифов ЖКХ, затрат на зарплаты, логистику, сырье и материалы. Александр Дегтярев считает: импортные товары зависят от курса доллара или других мировых валют.

Анатолий Якимов
Внешнеторговые контракты необходимо ставить на учет в уполномоченных банках
Фото с сайта Центрального Банка России

Банк России установил особенности валютного контроля по операциям с цифровыми правами, которые вступили в действие с 11 января 2025 года. Об этом сообщили в пресс-службе регулятора.

«Внешнеторговые контракты, в том числе и те, в расчетах по которым используются цифровые права, подлежат постановке на учет в уполномоченных банках. Для таких контрактов сохранен подход по постановке на учет: по импортным – от 3 миллионов рублей, по экспортным – от 10 миллионов рублей», – подчеркивается в указании Банка России.

В сообщении также говорится о документах, которые необходимо предоставить в банк. Резидент подтверждает информацию об операциях, по передаче или получению цифровых прав в качестве средства платежа по внешнеторговым контрактам, а также при совершении иных валютных операций, которые связаны с цифровыми правами.