Слово Эксперта
Финансы

Россия и Китай в 2021 году

Автор: Максим Спасский — эксперт по Китаю, CEO AsiaSMM / Spassky.PRO КИТАЙ, член генсовета «Русско-азиатского союза промышленников и производителей», председатель в «Доме российско-китайской дружбы», руководитель департамента по международным связям со странами Азии, «Всероссийского союза пациентов».
2021 год не принесет сюрпризов в наших отношениях с Китаем. При этом не стоит рассчитывать, что горизонт будет безоблачным.
Отечественная пресса в условии затяжного конфликта с Западом рисует лубочный образ китайского друга, который имеет мало общего с действительностью.
Политика — дело неблагодарное, а внешняя политика государств — еще и очень запутанное. По утверждению лидеров России и Китая, наши страны вошли в период всеобъемлющего стратегического партнерства, только вот понимание этой ситуации в наших странах — уж слишком разное.
Добрые дела помнят плохо
Не буду поднимать проблему северных территорий, но хочу обратить ваше внимание на то, что у китайцев хорошая память. Если вы до сих пор считаете, что китайцы искренне благодарны СССР за поддержку в шестидесятые годы, то это усложняет ваше восприятие действительности.
Во-первых, уже нет той страны, которая помогала Китайской Народной Республике, а есть Россия. Россия Китаю не помогала, а Царская Россия — только грабила.
Во-вторых, добрые дела больше помнит тот, кто их делает, а тот, кто получает, — быстро забывает. Так и с Китаем: сменилось уже почти три поколения и молодежь уже не помнит, что было в шестидесятых.
Зависть и хитрость
Надо разделять политику и бизнес. И если с политикой у России с Китаем все обстоит достаточно хорошо, то с бизнесом — не все так гладко. Китайские предприниматели, работающие с Россией, очень неоднородны: это и мелкие торговцы, и крупные международные компании. Стратегия работы с Россией у каждого предпринимателя своя.
Богатая ресурсами и территориями Россия вызывает у простых китайцев, а, возможно, и не только простых, целую гамму эмоций. Смешно считать, что китайцы радуются нашим успехам. Китайцы ищут возможность заработать на наших проблемах. И в этом плане мы предоставляем им широкое поле деятельности, потому что две основы проблемы «дураки и дороги» создают для наших соседей миллионы окон возможностей.
Если абстрагироваться от льстивых уверений китайских политиков и относиться к Китаю как партнеру по бизнесу, много проблем в нашем восприятии китайцев уйдут.
Что ждем в 2021 году?
Я точно уверен, что 2021 год не принесет нам сюрпризов в отношениях с нашим восточным соседом. Китайцы будут всеми силами, правдами и неправдами качать качели и выбивать из нас максимально выгодные условия поставки природных ресурсов. Россия будет верить в чудо и, облизываясь, смотреть на огромный китайский рынок.
Год начинается интересно, и ситуация вокруг поставок российской рыбы в Китай четко об этом говорит…
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Финансы
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Импорт
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Импорт
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.

Редакция
Оптимизация затрат при импорте из Китая — бесплатный онлайн-семинар 2 июля

АО «ВЭД Агент» совместно с порталом Chinalogist.ru приглашает предпринимателей и специалистов на бесплатный онлайн-вебинар, посвящённый оптимизации расходов при поставках оборудования из Китая. Мероприятие состоится 2 июля в 11:00 по московскому времени в формате онлайн.

В ходе вебинара руководитель отдела сборных перевозок АО «ВЭД Агент» Михаил Макаренко расскажет, как правильно выбирать поставщиков, чтобы избежать скрытых платежей, снизить затраты на логистику и таможенное оформление, а также вести переговоры с китайскими партнёрами для получения выгодных условий без потери качества. Кроме того, будут обсуждены альтернативные рынки закупок и представлены реальные кейсы компаний, сэкономивших до 30% на поставках.

Участие бесплатное, но количество мест ограничено. Для регистрации необходимо перейти по ссылке.

Анатолий Якимов
Экспортные перевозки в Китай через РЖД: рост грузопотока и рекорд по удобрениям
Фото Анатолия Якимова

За январь–май 2025 года объем грузоперевозок через железнодорожные погранпереходы между Россией и Китаем достиг 16,9 миллиона тонн, что на 0,9% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Об этом сообщили в пресс-службе ОАО «РЖД».

Анатолий Якимов
Реализация немаркированных остатков легпрома может продолжаться до марта 2026 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг России предложил продлить срок реализации немаркированных остатков товаров легкой промышленности до 31 декабря 2025 года. В настоящее время по действующим правилам продажа немаркированных остатков разрешена только до 31 июля 2025 года, а маркировка таких остатков должна быть завершена до 31 октября 2025 года. Однако в министерство поступали обращения от представителей малого и среднего бизнеса с просьбой продлить эти сроки, что ведомство считает целесообразным.

Анатолий Якимов
Китайские лифты в России: технологичность, качество и конкурентные цены
Фото с сайта unsplash.com

Китайские лифты сохраняют свою долю на российском рынке благодаря сочетанию технологичности, разнообразию моделей и конкурентным ценам. В 2024 году импорт лифтов из КНР в РФ составил 17,8 тысячи единиц, что на 3,3% меньше показателя 2023 года.