Китайцы едут в Россию за детьми
Автор: Максим Спасский
Китайский рынок открывается для российского бизнеса, предоставляя огромные возможности. К сожалению, не каждый может ими воспользоваться. Эти возможности иногда открываются на длительный период, иногда — на короткий. В настоящий момент для российского бизнеса очень актуальны услуги ВРТ для китайских пациентов. С чем это связано? Во-первых, демографическая ситуация в Китае меняется, и уже в ближайшее время страна может столкнуться с серьезными проблемами. В Китае так долго боролись с рождаемостью, что в течение следующих десятилетий доля китайцев старше 60 лет будет превышать 60%. И проблему эту необходимо решать.
По данным Всемирной организации здравоохранения, бесплодие вскоре выйдет на третье место в антирейтинге распространенных заболеваний — после сердечно-сосудистых болезней и онкологии. И для Китая это также большая проблема. Еще в 1988 году в Китае был рожден первый младенец из пробирки. В настоящее время в КНР бесплодны 15-20% женщин (40-50 млн) и 10-12% мужчин (около 45 млн) детородного возраста. В то же время правительство страны планирует увеличить рождаемость с 17 млн до 25 млн младенцев в год.
Количество китайских пар, готовых оплатить услуги ВРТ, превышает 10 млн. При этом внутренний рынок может удовлетворить только часть спроса. В Китае работает 178 репродуктивных центров и 13 банков спермы, которые расположены в 30 провинциях, автономных районах и муниципалитетах, за исключением Тибета. На территории Китая также активны 500 нелицензированных клиник и 100 агентств в интернете (по данным Министерства здравоохранения Китая). Потенциал рынка Китая — до 4 млн процедур ВРТ в год со скринингом генов.
Поэтому китайские пациенты обращаются за помощью в иностранные клиники. До недавнего времени на этом рынке превалировали США, Таиланд, Австралия и Вьетнам. США и Австралию выбирали представители среднего класса и выше, а Таиланд и Вьетнам — люди победнее, так как на там услуги ВРТ зачастую оказываются нелегально.
Сейчас отношения Китая и США резко ухудшились. Торговая война США и Китая длится уже более полутора лет и быстро не закончится. Будет перманентно длиться: то затихать, то разгораться. Для российской медицины это открывает возможности для продажи китайцам услуг ВРТ.
Услуги ВРТ для китайских пациентов сейчас очень востребованы. Я это вижу на живых примерах. За последнее время я принял четыре китайские делегации, которые приезжали на разведку этого рынка и для установления партнерских отношений с клиниками. Да, китайцы — непростые переговорщики: они хотят получить все сразу и за копейки. Но тем не менее это весьма привлекательная возможность для российских клиник.
В чем выгода всей этой ситуации для нас? В том, что одна из наиболее востребованных услуг — суррогатное материнство — в Китае запрещена. В российских клиниках же такую услугу предлагают.
Запрет на суррогатное материнство — не единственное ограничение рынка ВРТ в Китае. Запрещен выбор пола ребенка. Требуется свидетельство о браке и разрешение на рождение ребенка. Запрещено подсаживать сразу несколько эмбрионов. Как запрещены и другие процедуры, повышающие качество ЭКО и увеличивающие вероятность зачатия. Донором спермы может быть только китаец от 22 до 45 лет. Центр ВРТ не может выполнять более 1000 процедур ЭКО в год.
В наших клиниках нет большинства этих ограничений. Кроме того, на стороне России — врачебная школа, берущая начало из СССР. Советский Союз всегда боролся за счастливое детство, программы охраны материнства были очень развиты.
И, наконец, на нашей стороне — цены на ЭКО. Стоимость процедуры ЭКО в США составляет 160 тыс. юаней (более 1,5 млн рублей), во Вьетнаме и Таиланде — от 80 тыс. до 100 тыс. юаней (от 756 тыс. рублей до 945 тыс. рублей). В России — от 150-200 тыс. рублей. Так что делать ЭКО в России еще и очень выгодно!
Перед российскими клиниками стоит задача — не упускать замечательную возможность и забрать поток китайских пациентов, которые нуждаются в услугах ВРТ.
Заметим, что отношения России и Китая сейчас находятся на одном из самых высших уровней. Лидеры наших стран дружат, поощряют рост товарооборота. В прошлом году внешнеторговый оборот превысил $108 млрд, планы на 2024 года — $200 млрд. При этом медицинские услуги в перечне того, что мы продаем в Китай, занимают чуть ли не последнюю строчку. Углеводородами торговать мы научились. А продажа медицинских высокотехнологичных услуг — совсем другое. Поэтому российским клиникам нужно присмотреться к этой возможности. И идти в бой вооруженными.
К сожалению, в Китае информация о рынке ВРТ засекречена. Собирать ее приходится по крупицам. Я занимаюсь этой проблематикой с 2016 года. Неоднократно готовил отчеты для здравоохранения. Постоянно обновляю свои знания. И сейчас совместно с ChinaLogist мы запускаем серию материалов, в которых я подробно расскажу об этой замечательной возможности для российской медицины.
Связаться с Максимом Спасским:
Комментарии
Ваш комментарий