Евгений Новожилов
Экспорт

Сделано в Китае – 2025: кто придёт на смену мировой фабрике?

Программа «Сделано в Китае – 2025» (MIC 2025) реализуется с 2015 года. Цель программы – удержать статус «мировой фабрики» с помощью новых технологий. Это будет не просто. ChinaLogist о программе «Сделано в Китае 2025» рассказывает с момента её старта. Здесь можно увидеть положения Программы, какими они были в 2015 году.
Прошло два года с начала действия MIC 2025, это не так много, но китайские и зарубежные эксперты уже пытаются подвести промежуточные итоги. По заявлению заместителя министра промышленности и информационных технологий Синь Гобина (Xin Guobin), Китай уже находится на ведущих мировых позициях в таких сферах, как производство станков и программируемых сборочных линий. К достижениям Программы он также отнёс авиалайнер C919, который проходит тестовые испытания, первый в мире спутник квантовой связи, начало коммерческой эксплуатации самолёта ARJ-21, и ряд других. Но каково влияние Программы на эти выдающиеся достижения сказать трудно, так как работа над ними началась задолго до 2015 года.
По официальным данным, непосредственно к Программе имеют отношение 1078 проектов, на реализацию которых Пекин выделил финансирование 557 организациям, - 112 университетам, 225 государственным научно-исследовательским учреждениям и 220 компаниям.
Нет достоверных сведений о масштабах финансирования программы «Сделано в Китае 2025». По данным World Finance для реализации MIC 2025 созданы два фонда - Национальный инвестиционный фонд для передовой обрабатывающей промышленности, объёмом в 20 млрд юаней и Национальный интегральный фонд, 139 млрд юаней. New York Times утверждала, что Китай инвестирует в Программу около 300 млрд долл.
При этом на самом высоком официальном уровне о программе «Сделано в Китае 2025» по-прежнему говорится в будущем времени и до сих пор продолжается работа по уточнению параметров Программы. Так, недавно Синь Гобин заявил, что центральные власти только завершили работу над «дорожной картой» программы «Сделано в Китае 2025 года». Были конкретизированы некоторые детали MIC 2025.
Директор Департамента планирования министерства промышленности и информационных технологий Ло Вэнь (Luo Wen), заявил о двух ключевых направлениях Программы, на которых будут концентрироваться основные усилия: ИТ-технологии и формирование отечественной базы по производству современных промышленных материалов.
MIC 2025 опирается на пять ключевых проектов:
  • Создание Национальных производственных центров – НИИ, университеты, предприятия;
  • Модернизация промышленных основ - модернизация производства «универсальных» компонентов, применяемых во всех отраслях обрабатывающей промышленности;
  • Интеллектуальное производство - внедрение ИИ в промышленность;
  • Зелёное производство – развитие и внедрение экологически чистых технологий;
  • Продвинутое производство – разработка и производство продукции, доступной только передовым странам.
Постепенно становится ясным, как именно будет продвигаться MIC 2025. Известно, что в Китае будут созданы показательные зоны государственного уровня в городах и городских кластерах в восточных, центральных и западных районах страны. Мировые СМИ пишут, что в зонах будут реализовываться проекты внедрения искусственного интеллекта (ИИ), облачных платформ для передовых отраслей промышленности и пилотные программы в сфере создания умного и зеленого производства. В зонах будут равные права у китайских и зарубежных инвесторов. Здесь будут сформированы фонды для стимулирования инвестиций и предпринимательства и привлечения частного капитала, сюда будут привлекать субсидиями студентов и безработных. Новый виток интереса к программе «Сделано в Китае 2025 года» связан именно с информацией о показательных зонах.
Программа отличается от множества грандиозных китайских проектов большей конкретикой. В East-West Center (Center for Cultural and Technical Interchange Between East and West), который изучает взаимовлияние стран АТР и США, оценили «Сделано в Китае 2025» как проект, имеющий глобальное значение. Если эта программа будет реализована, она изменит всю цепочку поставок всех отраслей промышленности в Китае и превратит Китай в очаг инноваций, в активного участника Четвёртой промышленной революции. Напомним, именно концепция «Индустрия 4.0» положена в основу программы «Сделано в Китае 2025».
Программа должна позволить Китаю сохранить статус «мировой фабрики», но это будет уже «умная мировая фабрика» и здесь есть определённое противоречие. Ведь Китай стал второй экономикой мира как страна с низким уровнем жизни и дешёвой рабочей силой, что обеспечивало огромный поток зарубежных инвестиций и огромные объёмы производства и экспорта дешёвых товаров.
Дни такого Китая сочтены, здесь растёт качество жизни, зарплаты, уровень образования, расходы на производство, при этом замедляется экономика, назревает масса проблем, характерных для стран с развитым средним классом. Экономика пятилеток эти проблемы не решает, так что «поумнение производства» шаг вынужденный.
Но это не значит, что в мире сразу исчезнет спрос на дешёвую рабочую силу и другие преимущества развивающихся стран. Нет, на место прежнего Китая должен прийти кто-то другой. Финансовая консалтинговая фирма Deloitte в исследовании “2016 Global Manufacturing Competitive Index” подсчитала, что через 5 лет страны Малайзия, Индия, Таиланд, Индонезия и Вьетнам, в совокупности, вполне смогут создать «новый Китай» в привычном смысле: регион с дешёвой рабочей силой и огромной производительностью.
Всё выглядит так, что к этому времени Китай уже растеряет свои конкуретные преимущества, но не успеет завершить полномасштабную инновационную индустриальную революцию и не успеет получить отдачу от задуманных преобразований. Возможно, это противоречие в скором будущем станет источником кризисных явлений в Китае. Впрочем, переход на новый уровень развития ни одной стране не даётся легко, но особенность Китая в его глобальной значимости. Никто не берётся спрогнозировать, как повлияет на мировую экономику полная реализация программы «Сделано в Китае 2025».
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Импорт пива из Китая в Россию вырос на 22% за счет оптимизации таможни Маньчжурии
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Пограничный пункт пропуска «Забайкальск-Маньчжурия» – важный транспортный узел для экспорта китайского пива в Россию. Грузовики с популярным брендом «Харбин» достаточно быстро проходят таможенное оформление и направляются в российский поселок Забайкальск. Это способствует увеличению качественных поставок китайской продукции на российский рынок.

Анатолий Якимов
Экспорт
Владимир Путин поручил обеспечить экспорт российских пеллет в Китай до конца мая
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Президент России Владимир Путин поручил правительству обеспечить экспорт отечественных пеллет в Китай. Соответствующее назначение опубликовано на официальном сайте Кремля. Власти должны принять меры для создания условий по продаже пеллет в КНР до 30 мая 2025 года.

Анатолий Якимов
Импорт
Товарооборот России и Китая может достичь $300 млрд в ближайшие 2-3 года
Фото с сайта ru-cn.org

Товарооборот между Россией и Китаем в 2024 году составил 244,81 миллиарда долларов США, что на 1,9% больше, чем в 2023 году. Однако по итогам четырех месяцев 2025 года этот показатель сократился на 7,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 71,12 миллиарда долларов США. Экспорт из России в Китай упал на 9,1%, до 40,31 миллиарда долларов США, а импорт из Китая в Россию сократился на 5,3%, до 30,81 миллиарда долларов США.

Анатолий Якимов
Импорт
Китай стал крупнейшим поставщиком пива в Россию: Германия и Чехия позади
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай впервые обогнал Германию и Чехию по объемам экспорта пива в Россию. За первые три месяца 2025 года китайские пивовары отгрузили в РФ пенного напитка на 7,1 миллиона долларов США, что в 1,6 и 1,9 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Для сравнения, Германия и Чехия, бывшие лидеры российского рынка импортного пива, сократили поставки почти в пять и три раза соответственно – до 3,8 миллиона долларов США.

Анатолий Якимов
Китайские автомобили станут «российскими»: в Калуге начнется выпуск моделей Tenet
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Уже этим летом в России может появиться новый отечественный автомобильный бренд - Тенет. Как сообщили представители «АГР Холдинга», выпуск автомобилей под этим брендом происходит на мощных мощностях завода Volkswagen в Калуге. Проект реализуется по проекту специального инвестиционного соглашения между «АГР Холдингом», государственной корпорацией Defetoo и Минпромторгом РФ.

Редакция
Летние перевозки Китай–Россия 2025: разбираем тренды на бесплатном вебинаре
Фото с сайта РБК

27 мая 2025 года в 11:00 (МСК) на платформе ВК Видео ChinaLogist.ru проведет бесплатный вебинар, посвященный ключевым трендам грузоперевозок между Китаем и Россией в летнем сезоне.

Эксперты АО «ВЭД Агент» – руководитель направления аналитики Кристина Паршенко и ведущий специалист по автоперевозкам Елизавета Рагозина обсудят актуальные вопросы:

  • Изменения логистических маршрутов и рост спроса на определенные направления;
  • Новые таможенные правила, влияющие на сроки и стоимость доставки;
  • Оптимизация перевозок: как избежать простоев и перегруженности коридоров;
  • Реальные кейсы компаний, успешно адаптирующихся к вызовам 2025 года.

Мероприятие будет полезно импортерам, логистам и предпринимателям, работающим с поставками из Китая. Участники получат практические рекомендации и смогут задать вопросы спикерам.

Участие бесплатное, требуется предварительная регистрация.

Дата и время: 27 мая, 11:00 по московскому времени (НСК +4)

Для участия в вебинаре необходимо зарегистрироваться.

Не упустите возможность узнать первыми о главных изменениях в логистике Китай–Россия и подготовить бизнес к летнему сезону!

Анатолий Якимов
Более 300 компаний из Китая примут участие в IX Российско-Китайском ЭКСПО в Екатеринбурге
Фото с сайта russiachinaexpo.ru

В Екатеринбурге с 7 по 10 июля 2025 года пройдет IX Российско-Китайское ЭКСПО. Это одно из важнейших событий для развития экономического сотрудничества между Россией и Китаем, которое будет проводить параллельно с международной промышленной выставкой ИННОПРОМ-2025 на площадках «Екатеринбург-ЭКСПО».

Анатолий Якимов
Рекордный рост TIR-перевозок через Маньчжурию: в 2025 году трафик вырос в 4,5 раза
Фото с телеграм-канала «Посольство КНР в РФ»

В январе–апреле 2025 года через автомобильный пункт пропуска «Маньчжурия» в Автономном районе Внутренняя Монголия в КНР зафиксировали рекордное число транспортных средств, использующих систему международных дорожных перевозок. По информации таможенной службы города Маньчжурии, за этот период прошло 378 единиц. Это в 4,5 раза больше, чем за аналогичный период 2024 года.

Анатолий Якимов
Москва и Пекин развивают партнерство на «Солнечном пути»
Скриншот телеканала «Большая Азия»

Российско-китайский форум «Солнечный путь: вместе создаем будущее» прошел в Москве, собрав государственных деятелей, бизнесменов и представителей торговых ассоциаций. Организатором мероприятия выступил Департамент внешнеэкономических и международных связей Москвы и Китайская международная инвестиционная корпорация «Хуамин». О событии рассказал сайт «Большая Азия».

Анатолий Якимов
Китай ожидает увеличение торговых отношений с Россией: новые методы обучения юристов в приграничье
Фото с сайта unsplash.com

В приграничном городе Маньчжурия Автономного округа Внутренняя Монголия в КНР создали уникальную программу подготовки юристов, которая специализируется на разрешении коммерческих споров между российскими и китайскими компаниями. Это совместный проект местного суда и Института русского языка, направленный на повышение квалификации специалистов, способных профессионально и оперативно решать возникающие в двустороннем процессе конфликты.