Евгений Новожилов
Экспорт

Сделано в Китае – 2025: кто придёт на смену мировой фабрике?

Программа «Сделано в Китае – 2025» (MIC 2025) реализуется с 2015 года. Цель программы – удержать статус «мировой фабрики» с помощью новых технологий. Это будет не просто. ChinaLogist о программе «Сделано в Китае 2025» рассказывает с момента её старта. Здесь можно увидеть положения Программы, какими они были в 2015 году.
Прошло два года с начала действия MIC 2025, это не так много, но китайские и зарубежные эксперты уже пытаются подвести промежуточные итоги. По заявлению заместителя министра промышленности и информационных технологий Синь Гобина (Xin Guobin), Китай уже находится на ведущих мировых позициях в таких сферах, как производство станков и программируемых сборочных линий. К достижениям Программы он также отнёс авиалайнер C919, который проходит тестовые испытания, первый в мире спутник квантовой связи, начало коммерческой эксплуатации самолёта ARJ-21, и ряд других. Но каково влияние Программы на эти выдающиеся достижения сказать трудно, так как работа над ними началась задолго до 2015 года.
По официальным данным, непосредственно к Программе имеют отношение 1078 проектов, на реализацию которых Пекин выделил финансирование 557 организациям, - 112 университетам, 225 государственным научно-исследовательским учреждениям и 220 компаниям.
Нет достоверных сведений о масштабах финансирования программы «Сделано в Китае 2025». По данным World Finance для реализации MIC 2025 созданы два фонда - Национальный инвестиционный фонд для передовой обрабатывающей промышленности, объёмом в 20 млрд юаней и Национальный интегральный фонд, 139 млрд юаней. New York Times утверждала, что Китай инвестирует в Программу около 300 млрд долл.
При этом на самом высоком официальном уровне о программе «Сделано в Китае 2025» по-прежнему говорится в будущем времени и до сих пор продолжается работа по уточнению параметров Программы. Так, недавно Синь Гобин заявил, что центральные власти только завершили работу над «дорожной картой» программы «Сделано в Китае 2025 года». Были конкретизированы некоторые детали MIC 2025.
Директор Департамента планирования министерства промышленности и информационных технологий Ло Вэнь (Luo Wen), заявил о двух ключевых направлениях Программы, на которых будут концентрироваться основные усилия: ИТ-технологии и формирование отечественной базы по производству современных промышленных материалов.
MIC 2025 опирается на пять ключевых проектов:
  • Создание Национальных производственных центров – НИИ, университеты, предприятия;
  • Модернизация промышленных основ - модернизация производства «универсальных» компонентов, применяемых во всех отраслях обрабатывающей промышленности;
  • Интеллектуальное производство - внедрение ИИ в промышленность;
  • Зелёное производство – развитие и внедрение экологически чистых технологий;
  • Продвинутое производство – разработка и производство продукции, доступной только передовым странам.
Постепенно становится ясным, как именно будет продвигаться MIC 2025. Известно, что в Китае будут созданы показательные зоны государственного уровня в городах и городских кластерах в восточных, центральных и западных районах страны. Мировые СМИ пишут, что в зонах будут реализовываться проекты внедрения искусственного интеллекта (ИИ), облачных платформ для передовых отраслей промышленности и пилотные программы в сфере создания умного и зеленого производства. В зонах будут равные права у китайских и зарубежных инвесторов. Здесь будут сформированы фонды для стимулирования инвестиций и предпринимательства и привлечения частного капитала, сюда будут привлекать субсидиями студентов и безработных. Новый виток интереса к программе «Сделано в Китае 2025 года» связан именно с информацией о показательных зонах.
Программа отличается от множества грандиозных китайских проектов большей конкретикой. В East-West Center (Center for Cultural and Technical Interchange Between East and West), который изучает взаимовлияние стран АТР и США, оценили «Сделано в Китае 2025» как проект, имеющий глобальное значение. Если эта программа будет реализована, она изменит всю цепочку поставок всех отраслей промышленности в Китае и превратит Китай в очаг инноваций, в активного участника Четвёртой промышленной революции. Напомним, именно концепция «Индустрия 4.0» положена в основу программы «Сделано в Китае 2025».
Программа должна позволить Китаю сохранить статус «мировой фабрики», но это будет уже «умная мировая фабрика» и здесь есть определённое противоречие. Ведь Китай стал второй экономикой мира как страна с низким уровнем жизни и дешёвой рабочей силой, что обеспечивало огромный поток зарубежных инвестиций и огромные объёмы производства и экспорта дешёвых товаров.
Дни такого Китая сочтены, здесь растёт качество жизни, зарплаты, уровень образования, расходы на производство, при этом замедляется экономика, назревает масса проблем, характерных для стран с развитым средним классом. Экономика пятилеток эти проблемы не решает, так что «поумнение производства» шаг вынужденный.
Но это не значит, что в мире сразу исчезнет спрос на дешёвую рабочую силу и другие преимущества развивающихся стран. Нет, на место прежнего Китая должен прийти кто-то другой. Финансовая консалтинговая фирма Deloitte в исследовании “2016 Global Manufacturing Competitive Index” подсчитала, что через 5 лет страны Малайзия, Индия, Таиланд, Индонезия и Вьетнам, в совокупности, вполне смогут создать «новый Китай» в привычном смысле: регион с дешёвой рабочей силой и огромной производительностью.
Всё выглядит так, что к этому времени Китай уже растеряет свои конкуретные преимущества, но не успеет завершить полномасштабную инновационную индустриальную революцию и не успеет получить отдачу от задуманных преобразований. Возможно, это противоречие в скором будущем станет источником кризисных явлений в Китае. Впрочем, переход на новый уровень развития ни одной стране не даётся легко, но особенность Китая в его глобальной значимости. Никто не берётся спрогнозировать, как повлияет на мировую экономику полная реализация программы «Сделано в Китае 2025».
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
Импорт
Оптимизация затрат при импорте из Китая — бесплатный онлайн-семинар 2 июля

АО «ВЭД Агент» совместно с порталом Chinalogist.ru приглашает предпринимателей и специалистов на бесплатный онлайн-вебинар, посвящённый оптимизации расходов при поставках оборудования из Китая. Мероприятие состоится 2 июля в 11:00 по московскому времени в формате онлайн.

В ходе вебинара руководитель отдела сборных перевозок АО «ВЭД Агент» Михаил Макаренко расскажет, как правильно выбирать поставщиков, чтобы избежать скрытых платежей, снизить затраты на логистику и таможенное оформление, а также вести переговоры с китайскими партнёрами для получения выгодных условий без потери качества. Кроме того, будут обсуждены альтернативные рынки закупок и представлены реальные кейсы компаний, сэкономивших до 30% на поставках.

Участие бесплатное, но количество мест ограничено. Для регистрации необходимо перейти по ссылке.

Анатолий Якимов
Импорт
Экспортные перевозки в Китай через РЖД: рост грузопотока и рекорд по удобрениям
Фото Анатолия Якимова

За январь–май 2025 года объем грузоперевозок через железнодорожные погранпереходы между Россией и Китаем достиг 16,9 миллиона тонн, что на 0,9% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Об этом сообщили в пресс-службе ОАО «РЖД».

Анатолий Якимов
Импорт
Реализация немаркированных остатков легпрома может продолжаться до марта 2026 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг России предложил продлить срок реализации немаркированных остатков товаров легкой промышленности до 31 декабря 2025 года. В настоящее время по действующим правилам продажа немаркированных остатков разрешена только до 31 июля 2025 года, а маркировка таких остатков должна быть завершена до 31 октября 2025 года. Однако в министерство поступали обращения от представителей малого и среднего бизнеса с просьбой продлить эти сроки, что ведомство считает целесообразным.

Анатолий Якимов
Импорт
Китайские лифты в России: технологичность, качество и конкурентные цены
Фото с сайта unsplash.com

Китайские лифты сохраняют свою долю на российском рынке благодаря сочетанию технологичности, разнообразию моделей и конкурентным ценам. В 2024 году импорт лифтов из КНР в РФ составил 17,8 тысячи единиц, что на 3,3% меньше показателя 2023 года.

Редакция
Импорт
Тренд лета HUAWEI Pura 80 Ultra: новый флагман меняет правила игры на рынке смартфонов
Фото с официального сайта HUAWEI

Флагманский смартфон HUAWEI Pura 80 Ultra, поступивший в продажу 26 июня 2025 года, вызвал настоящий ажиотаж на внутреннем рынке Китая. Запасы гаджетов были распроданы за считанные часы, а очереди у брендовых магазинов выстроились еще до открытия.

Анатолий Якимов
Импорт
Маньчжурия–Забайкальск: грузопоток превысил 100 тысяч машин и продолжает расти
Фото медиацентра города Маньчжурия

На автопереходе «Маньчжурия–Забайкальск» установили новый рекорд грузопотока. На 13 июня 2025 года через границу в обоих направлениях прошло более 100 тысяч грузовиков. Это на 18,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 24 дня раньше, чем в 2024 году, сообщили в Медиацентре города Маньчжурии.

Анатолий Якимов
Импорт рыбы и морепродуктов из Китая в Россию вырос на 20% в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский импорт рыбы и морепродуктов из Китая в январе-мае 2025 года достиг рекордных показателей, увеличившись на 20% в весе до 40 тысяч тонн и на 10% в денежном выражении — до 154 миллионов долларов США, сообщает Аналитический центр Рыбного союза на основе данных Главного таможенного управления Китая.

Анатолий Якимов
Гражданин Китая задержан в Кольцово за недекларирование 190 полупар обуви
Фото пресс-службы Уральского таможенного управления

Таможенники в аэропорту Кольцово остановили гражданина Китая, прилетевшего из Пекина, который перевозил в текстильных чемоданах 190 полупар обуви на правую ногу общим весом 61 кг. Обувь различных оттенков, материалов и размеров предназначалась для последующей торговли на рынке Екатеринбурга. Мужчина не был ознакомлен с таможенными правилами, не видел информационных стендов и не обращался к инспекторам за разъяснениями.

Анатолий Якимов
В 2026 году в Санкт-Петербурге пройдет первый Международный транспортно-логистический форум
Фото телеграм-канала «Все о цепях поставок»

Санкт-Петербург в 2026 году станет площадкой для проведения первого Международного транспортно-логистического форума. Это значимое событие, направленное на обсуждение перспектив развития транспортной отрасли и ключевых международных транспортных коридоров. Организатором форума выступает фонд «Росконгресс», который обладает богатым опытом в организации масштабных деловых мероприятий.

Анатолий Якимов
Канатная дорога Благовещенск–Хэйхэ: уникальный пункт пропуска запустят в 2026 году
Фото АО «ВЭД Агент»

По национальному проекту «Эффективная транспортная система» в Амурской области создается уникальный пешеходный пункт пропуска Благовещенск-1, который станет частью первой в мире трансграничной канатно-подвесной дороги между Россией и Китаем. Этот пункт пропуска сможет обслуживать до 2,5 миллионов пассажиров ежегодно и будет введен в эксплуатацию до конца 2026 года в тесной координации с китайской стороной. Об этом сообщает «РЖД-Партнер».