Евгений Новожилов
Экспорт

Сделано в Китае – 2025: кто придёт на смену мировой фабрике?

Программа «Сделано в Китае – 2025» (MIC 2025) реализуется с 2015 года. Цель программы – удержать статус «мировой фабрики» с помощью новых технологий. Это будет не просто. ChinaLogist о программе «Сделано в Китае 2025» рассказывает с момента её старта. Здесь можно увидеть положения Программы, какими они были в 2015 году.
Прошло два года с начала действия MIC 2025, это не так много, но китайские и зарубежные эксперты уже пытаются подвести промежуточные итоги. По заявлению заместителя министра промышленности и информационных технологий Синь Гобина (Xin Guobin), Китай уже находится на ведущих мировых позициях в таких сферах, как производство станков и программируемых сборочных линий. К достижениям Программы он также отнёс авиалайнер C919, который проходит тестовые испытания, первый в мире спутник квантовой связи, начало коммерческой эксплуатации самолёта ARJ-21, и ряд других. Но каково влияние Программы на эти выдающиеся достижения сказать трудно, так как работа над ними началась задолго до 2015 года.
По официальным данным, непосредственно к Программе имеют отношение 1078 проектов, на реализацию которых Пекин выделил финансирование 557 организациям, - 112 университетам, 225 государственным научно-исследовательским учреждениям и 220 компаниям.
Нет достоверных сведений о масштабах финансирования программы «Сделано в Китае 2025». По данным World Finance для реализации MIC 2025 созданы два фонда - Национальный инвестиционный фонд для передовой обрабатывающей промышленности, объёмом в 20 млрд юаней и Национальный интегральный фонд, 139 млрд юаней. New York Times утверждала, что Китай инвестирует в Программу около 300 млрд долл.
При этом на самом высоком официальном уровне о программе «Сделано в Китае 2025» по-прежнему говорится в будущем времени и до сих пор продолжается работа по уточнению параметров Программы. Так, недавно Синь Гобин заявил, что центральные власти только завершили работу над «дорожной картой» программы «Сделано в Китае 2025 года». Были конкретизированы некоторые детали MIC 2025.
Директор Департамента планирования министерства промышленности и информационных технологий Ло Вэнь (Luo Wen), заявил о двух ключевых направлениях Программы, на которых будут концентрироваться основные усилия: ИТ-технологии и формирование отечественной базы по производству современных промышленных материалов.
MIC 2025 опирается на пять ключевых проектов:
  • Создание Национальных производственных центров – НИИ, университеты, предприятия;
  • Модернизация промышленных основ - модернизация производства «универсальных» компонентов, применяемых во всех отраслях обрабатывающей промышленности;
  • Интеллектуальное производство - внедрение ИИ в промышленность;
  • Зелёное производство – развитие и внедрение экологически чистых технологий;
  • Продвинутое производство – разработка и производство продукции, доступной только передовым странам.
Постепенно становится ясным, как именно будет продвигаться MIC 2025. Известно, что в Китае будут созданы показательные зоны государственного уровня в городах и городских кластерах в восточных, центральных и западных районах страны. Мировые СМИ пишут, что в зонах будут реализовываться проекты внедрения искусственного интеллекта (ИИ), облачных платформ для передовых отраслей промышленности и пилотные программы в сфере создания умного и зеленого производства. В зонах будут равные права у китайских и зарубежных инвесторов. Здесь будут сформированы фонды для стимулирования инвестиций и предпринимательства и привлечения частного капитала, сюда будут привлекать субсидиями студентов и безработных. Новый виток интереса к программе «Сделано в Китае 2025 года» связан именно с информацией о показательных зонах.
Программа отличается от множества грандиозных китайских проектов большей конкретикой. В East-West Center (Center for Cultural and Technical Interchange Between East and West), который изучает взаимовлияние стран АТР и США, оценили «Сделано в Китае 2025» как проект, имеющий глобальное значение. Если эта программа будет реализована, она изменит всю цепочку поставок всех отраслей промышленности в Китае и превратит Китай в очаг инноваций, в активного участника Четвёртой промышленной революции. Напомним, именно концепция «Индустрия 4.0» положена в основу программы «Сделано в Китае 2025».
Программа должна позволить Китаю сохранить статус «мировой фабрики», но это будет уже «умная мировая фабрика» и здесь есть определённое противоречие. Ведь Китай стал второй экономикой мира как страна с низким уровнем жизни и дешёвой рабочей силой, что обеспечивало огромный поток зарубежных инвестиций и огромные объёмы производства и экспорта дешёвых товаров.
Дни такого Китая сочтены, здесь растёт качество жизни, зарплаты, уровень образования, расходы на производство, при этом замедляется экономика, назревает масса проблем, характерных для стран с развитым средним классом. Экономика пятилеток эти проблемы не решает, так что «поумнение производства» шаг вынужденный.
Но это не значит, что в мире сразу исчезнет спрос на дешёвую рабочую силу и другие преимущества развивающихся стран. Нет, на место прежнего Китая должен прийти кто-то другой. Финансовая консалтинговая фирма Deloitte в исследовании “2016 Global Manufacturing Competitive Index” подсчитала, что через 5 лет страны Малайзия, Индия, Таиланд, Индонезия и Вьетнам, в совокупности, вполне смогут создать «новый Китай» в привычном смысле: регион с дешёвой рабочей силой и огромной производительностью.
Всё выглядит так, что к этому времени Китай уже растеряет свои конкуретные преимущества, но не успеет завершить полномасштабную инновационную индустриальную революцию и не успеет получить отдачу от задуманных преобразований. Возможно, это противоречие в скором будущем станет источником кризисных явлений в Китае. Впрочем, переход на новый уровень развития ни одной стране не даётся легко, но особенность Китая в его глобальной значимости. Никто не берётся спрогнозировать, как повлияет на мировую экономику полная реализация программы «Сделано в Китае 2025».
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Где купить автоаксессуары оптом в Китае для России: гид для бизнеса
Фото с сайта freepik.com

Российские предприниматели активно закупают автоаксессуары оптом в Китае благодаря низким ценам и широкому ассортименту. В 2025 году импорт автозапчастей и аксессуаров из КНР растет на фоне параллельного импорта, обеспечивая до 45% рынка кузовных деталей.

Анатолий Якимов
Таможня
Российская таможня сохраняет упрощенный порядок ввоза грузов из ЕАЭС до декабря 2025
Фото Анатолия Якимова

Сибирское таможенное управление подтвердило продление упрощенного порядка ввоза товаров из Казахстана и Киргизии в Россию до 25 декабря 2025 года. Нововведение закреплено Указом Президента РФ №912 от 9 декабря 2025 года, который изменил прежний указ №778 от 24 октября 2025 года.

Анатолий Якимов
Импорт
Россияне увеличили заказы люксовых товаров из Китая на 52% в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года россияне значительно активизировали заказы люксовых товаров из-за рубежа: объем покупок вырос сразу на 52% по сравнению с тем же периодом 2024 года, сообщает РБК со ссылкой на данные CDEK.Shopping, ведущего оператора международных доставок брендовых товаров.

Анатолий Якимов
Экспорт
Российский лес в Китае: что и сколько экспортируют в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

С января по ноябрь 2025 года Россия продолжила наращивать экспорт лесопродукции в Китай, несмотря на сохраняющиеся международные вызовы. По данным Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора, из Томской области под контролем специалистов оформлено более 1,118 миллиона кубических метров лесоматериалов, большая часть которых предназначена для экспорта.

Анатолий Якимов
Импорт
Новые рейсы S7 в Китай: что изменится для грузоперевозок и пассажиров с декабря
Фото Анатолия Якимова

С понедельника, 15 декабря, рейс авиакомпании S7 Новосибирск – Пекин станет ежедневным. Chinalogist выяснил, какие новые направления будут открыты дополнительно и как это повлияет на авиадоставку.

Анатолий Якимов
Импорт
Почему авиаперевозка литий-ионных батарей опасна и как Китай решает эту проблему
Фото Анатолия Якимова

В Китае успешно испытана инновационная технология, способствующая безопасной перевозке литий-ионных аккумуляторов авиационным транспортом. В ходе теста грузовой рейс из Хубэя в Шэньчжэнь транспортировал батарею весом 250 килограммов с помощью защитного контейнера из специальных материалов, способного ограничивать температуру ниже 100°C и предотвращать распространение огня.

Анатолий Якимов
Импорт
Продлен ввоз товаров из Казахстана без документов до 25 декабря 2025
Фото с сайта freepik.com

Президент России Владимир Путин продлил упрощенный ввоз товаров из Казахстана и Киргизии до 25 декабря 2025 года. Указ №912 от 9 декабря внес изменения в предыдущий документ №778 от 24 октября, разрешая автомобильный ввоз без документов о статусе товаров ЕАЭС и маркировки при соблюдении условий: наличие уведомления от получателя, размещение на складах временного хранения и последующая декларизация.

Анатолий Якимов
Как вести бизнес с Китаем в 2026 году: семинар банка «Левобережный» и ВЭД Агент

Банк «Левобережный» совместно с ВЭД Агентом и экспертами таможенного управления организуют семинар для компаний, занятых во внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Мероприятие пройдет 10 декабря 2025 года в офисе банка в Новосибирске и будет посвящено итогам года и стратегиям для эффективной работы с Китаем в условиях санкций и изменяющегося валютного законодательства.

Анатолий Якимов
Ледовый буксир для Северного морского пути спущен на воду в Китае
Фото с сайта hgcintl.com

На верфи Янчжун в провинции Цзянсу Китая состоялась церемония спуска на воду буксира ледового класса, построенного корпорацией Huigang International специально для обеспечения навигации по Северному морскому пути. Судно должно усилить безопасность арктических перевозок.

Анатолий Якимов
Экономика Маньчжурии к 2030: международный узел Китая для России и Монголии
Фото ТГ-канала «Маньчжурия на связи»

В рамках 15-й пятилетки – 2026-2030 – Маньчжурия, один из основных приграничных городов Китая, реализует амбициозную программу, направленную на превращение в мощный экономический центр и международный транспортно-логистический хаб. Проект получил поддержку центрального правительства и интегрирован в национальную стратегию развития Внутренней Монголии.