Слово Эксперта
Таможня

Сертифицировать нельзя конфисковать

Значительная часть товаров, реализуемых на рынке, не соответствует установленным стандартам, прописанным в технических регламентах для продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Казалось бы, все инструменты регулирования и контроля безопасности товаров уже внедрены государством, и бизнесу нужно лишь следовать им. Что же заставляет выбирать «серый рынок» и так называемые «серые схемы» сертификации? Стремление сэкономить любой ценой! Но попытки пройти сертификацию с наименьшими затратами нередко оборачивается боком. «Серые схемы» вынуждают пренебрегать безопасностью, что влечет за собой серьезные финансовые, административные и репутационные риски.
Новые инициативы со стороны государства по контролю соблюдения мер нетарифного регулирования и их возможные последствия для участников ВЭД, использующих «серые схемы», — отчетливы и уже заметны. Растут риски таких участников не только при ввозе товаров, но и после их выпуска. Как следствие, ужесточается и таможенный контроль: увеличивается количество мер, расширяется спектр контрольных мероприятий и т.д. Так, использование «не своих» сертификатов влечет за собой возможный отказ в выпуске продукции или задержку выпуска.
Цивилизованный бизнес выбирает легальное декларирование и сертификацию на соответствие техническим регламентам ЕАЭС (Таможенного союза). Сертифицирование «по-белому» сокращает издержки после прохождения таможенной очистки. Соблюдать установленные нормы выгодно! Напомним об этих нормах.
Ввоз проб и образцов
Установленные схемы сертификации, как для партии, так и для серийно выпускаемой продукции, предусматривают проведение испытаний проб и образцов в аккредитованной лаборатории. Поэтому предварительно необходимо ввезти эти пробы и образцы на таможенную территорию Союза.
Для испытаний не могут быть использованы пробы и образцы, ввозимые для личного пользования в адрес физического лица. В рамках предпринимательской деятельности ввоз таких образцов подлежит декларированию в общем порядке отдельной декларацией.
Заметим, что со стороны таможни и Росаккредитации контроль над сертификацией образцов и проб, ввозимых для проведения испытаний, усиливается.
Маркирование знаком EAC
То, что на ввозимую продукцию оформлен сертификат или декларация соответствия, потребитель узнает благодаря маркировке EAC на товаре. EAC — знак обращения продукции на рынке Таможенного Союза и в соответствии с правом ЕАЭС нанесение на продукцию такого знака должно осуществляться до выпуска товаров в обращение.
Маркировать продукцию знаком EAC возможно и после получения сертификата. Законодательство предусматривает следующие варианты нанесения маркировки:
  • продукция маркируется изготовителем в месте производства;
  • уполномоченное изготовителем лицо проводит маркировку на территории РФ;
  • импортер продукции маркирует ее на территории РФ.
Два первых варианта применяются для серийно выпускаемой продукции, третий — для отдельной партии.
Во всех трех случаях продукция должна находиться на таможенном складе либо быть выпущенной условно, то есть иметь статус товаров, находящихся под таможенным контролем.
Тонкости условного выпуска
Нередко по прибытии на таможенную территорию документы о соответствии не могут быть предоставлены. В этом случае продукция может быть выпущена условно на срок не более 45 дней — но только если декларант не привлекался к административной ответственности по статье 16.20 КоАП РФ в течение года до момента подачи в таможенные органы его заявления на разрешение условного выпуска.
Законодательство РФ и ЕАЭС позволяет условно выпустить товары, немаркированные знаком EAC в месте производства, если декларант является уполномоченным лицом для нанесения маркировки.
В Таможенном кодексе ЕАЭС нет положений, ограничивающих степень и глубину проверки достоверности представленных сведений, подлинности и правильности оформления и заполнения документов. Равно как нет и ограничений на право таможенных органов запрашивать иные документы. Информация о каждом случае условного выпуска проверяется таможенными органами в установленном порядке. На практике это означает, что у вас запросят дополнительные документы: протоколы испытаний, договор между Заявителем и органом сертификации (аккредитованным лицом), письмо испытательной лаборатории о количестве ввозимого товара для проведения испытаний, а также документы, подтверждающие ввоз проб и образцов товара для серийно продукции, акт отбора проб и образцов для отдельной партии. Приготовьте их! Если вы не сможете предоставить их в таможенные органы, в выпуске товаров вам будет отказано (ст. 125 ТК ЕАЭС).
В отношении условно выпущенного товара действуют ограничения: его нельзя продавать, передавать третьим лицам, а в отдельных случаях такие товары запрещены к эксплуатации и потреблению.
Как получить сертификат или декларацию: установленный алгоритм действий при ввозе товаров
Серийная продукция
Отдельная партия товара
  1. ввоз проб и образцов товара
  2. проведение испытаний
  3. маркировка EAC
  4. выдача сертификата или принятие декларации соответствия
  5. ввоз основного товара
  6. выпуск
  1. ввоз партии
  2. отбор проб и образцов от нее
  3. проведение испытаний
  4. выдача сертификата или принятие декларации соответствия
  5. выпуск
На практике же, участник ВЭД сталкивается с противоположным алгоритмом, когда оценка соответствия происходит «заочно». В то время как ФТС и Росаккредитация в борьбе с фальсификатом и «серым импортом» сжимают кольцо вокруг «серых схем».
Как избежать негативных последствий? Отказаться от «серых схем»! Понять, что вам неминуемо придется доказывать факт соблюдения установленного порядка, в том числе ввоз проб и образцов, отбор проб и образов и т.д. В случае добросовестного отношения к требованиям технических регламентов оптимизация затрат будет иметь гарантированный результат.
Вернемся к тому, с чего начали, — к репутации. Для поддержания и сохранения этого важного аспекта предпринимательской деятельности проявите осмотрительность еще на этапе подготовки сделок, заблаговременно позаботьтесь о внутренней проверке достоверности полученных сертификатов или деклараций о соответствии. Соблюдайте процедуру прохождения всех этапов подтверждения соответствия ваших товаров обязательным требованиям. И тогда о вас будут думать как о добросовестном участнике ВЭД и надежном контрагенте.
Текст: Ирина Левковская, специалист отдела таможенного оформления компании «ВЭД Агент»
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Работа
«ВЭД Агент», «Сбербанк» и «Роснефть»: 20 лет успеха и масштабный корпоратив в Пекине
Фото АО «ВЭД Агент»

20-летний юбилей – это важная веха, которая символизирует устойчивость, зрелость и успех компании на рынке. За это время АО «ВЭД Агент» из маленькой семейной компании превратилась в одного из крупнейших игроков за Уралом на рынке внешнеэкономической деятельности. Позади и кризисы, и изменение рынка логистических услуг, и технологическая революция. Впереди – стремление к новым свершениям. Важным событием череды юбилейных мероприятий стал массовый выезд на корпоратив. И не просто выезд, а трехдневное путешествие в Пекин.

Анатолий Якимов
Импорт
Оптимизация доставки промышленного оборудования из Китая: риски и способы снижения затрат
Скриншот из видео на странице Chinalogist в социальной сети «ВКонтакте»

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Как сэкономить на поставке оборудования из Китая?». Эксперт АО «ВЭД Агент» – руководитель отдела сборных автоперевозок Михаил Макаренко рассказал о том, какие риски существуют при импорте промышленного оборудования из КНР и за счет чего можно сэкономить на доставке.

Анатолий Якимов
С 1 сентября 2025 года госпошлины для водителей вырастут в 2-3 раза — проект Минфина
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минфин России подготовил законопроект о значительном повышении госпошлин для автовладельцев и введении новых сборов для мигрантов, которые могут вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Документ уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и направлен на дальнейшее рассмотрение.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай наращивает импорт российской гречихи: рост поставок почти вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт гречихи из России в 2024/2025 сельскохозяйственном году прогнозируется на уровне 280 тысяч тонн, что на 8,4% превышает показатели предыдущего года, а по сравнению с 2022/2023 годом объем поставок вырастет в 2,5 раза, свидетельствуют данные маркетингового исследования АБ-Центр.

Анатолий Якимов
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.