Анна Андрющенко
Экспорт

Сложно ли начать экспорт в Китай в 2021 году?

Несмотря ни на какие кризисы, люди в России хотят развивать свой бизнес и наращивать производство и по-прежнему с интересом поглядывают на иностранные рынки. Среди стран дальнего зарубежья наших экспортеров традиционно привлекает Китай.
Причины, почему нам интересна эта страна в плане экспорта, ни для кого не секрет:
1. Географическая близость (удобная логистика разными видами транспорта).
2. Размер рынка (1,39 млрд населения, среди них более 300 млн — средний класс).
3. Истории успеха других российских брендов, которые смогли завоевать Китай (конфеты «Крокант», паста Splat, крем «Бархатные ручки» и др.).
И все же с 2020 года ситуация с экспортом в Китай изменилась не в лучшую для нас сторону. Это отмечают многие действующие экспортеры, об этом же говорят и цифры статистики.
В этой статье я изложу свое видение того, почему с началом пандемии китайские покупатели отдалились от нас и как будто потеряли интерес ко многим товарам из России.
И, конечно, дам несколько советов, как развивать успешный экспорт даже в этих непростых условиях.
Итак, несколько причин, почему экспортировать в Китай с 2020 года стало сложнее.
1. Карантинные ограничения. К этим препятствиям относятся закрытие границы для автоперевозок, рост ставок на морскую доставку в связи с неравномерным распределением контейнеров в мире, анализ на вирус на все импортируемые в Китай пищевые товары (особенно заморозка), другие запреты и ограничения.
Например, после того как осенью 2020 года нашли следы вируса на образце рыбы норвежской компании Havfisk, правительство Китая приостановило импорт рыбы из ЕС. Но это еще не все.
2. Бойкот импортных продуктов местными жителями в Китае. Правительство КНР, кроме запретов и ограничений, проводит агитационную кампанию против импортных продуктов, особенно тех, где нашли этот злосчастный вирус. Под раздачу попали мясо, курица, мороженое, рыба и другие пищевые продукты.
Поэтому если раньше покупка импортных потребительских и особенно продовольственных товаров считалась модной и полезной для здоровья, то теперь китайцы считают импортные продукты опасными! В Китае на самом деле боятся повторной вспышки заболеваемости. Сейчас они думают, что победили вирус у себя в стране, и теперь самое главное, чтобы его не занесли вновь «снаружи».
Это очень глубокий страх «внешнего мира», страх, который корнями уходит в 2000-летнюю историю Китая. Вспомним, что много столетий эта страна была закрытой для внешнего мира, свои границы китайцы защищали Великой Стеной, а иностранцев называли «заморскими дьяволами».
3. Невозможность свободно путешествовать в Китай и из Китая, все по тем же причинам. Как следствие, мы не можем пригласить китайских клиентов к себе на производство, не можем принять участие в международной выставке или бизнес-форуме. А без личного общения и демонстраций своей продукции эффективность продаж снижается, как минимум, на 20%.
Вместо этого мы можем использовать онлайн-ресурсы. Например, китайские социальные сети и торговые агрегаторы. Но разбираться в них очень сложно, и мало кто из российских предпринимателей готов серьезно заниматься этими каналами продаж.
Теперь у вас, конечно, встал вопрос: неужели все так плохо? Что же делать, чтобы продвигать свои товары в Поднебесную? Ведь другие компании как-то продают товары в Китай.
Здесь у меня для вас есть главный ответ: настало время для детального исследования экспортного рынка и всех его особенностей. Выделяйте фокусные группы, читайте что пишут про российские товары на форумах, ищите препятствия для экспорта и думайте, как их обойти.
Если в предыдущие годы можно было начать экспорт наобум, например, съездить на разведку на выставку, то в новых условиях такой номер не прокатит, и надо искать новые рекламные образы и каналы продвижения, которые будут бить точно в вашу цель.
Кроме того, вам нужно обязательно изучить альтернативные способы продаж и продвижения ваших товаров через онлайн. Китай весь сидит в интернете, от детей до стариков. Сейчас наиболее актуальны продажи товаров через онлайн-площадки (от международного Tmall до местных b2c каналов), реклама через видеоролики (Tik Tok), стримы.
Последний совет: ищите новые свойства ваших товаров. Например, думайте, могут ли они быть полезными для здоровья. Заходить «просто с печеньем» в Китай сейчас, наверное, не стоит. А если ваше печенье «безглютеновое, низкокалорийное и с витамином С» и эти свойства еще и отражены в модной розничной упаковке, то на такой товар может быть спрос.
Ну и напоследок хочу дать свой прогноз на тему «Когда это все закончится»?
Господа, не хочу вас расстраивать, но боюсь, что не скоро. Как бы нам вообще не пришлось жить в этом новом мире еще много-много лет.
По прогнозам китайского правительства, в полной мере открытие границ будет завершено не ранее 2023 года. Что касается изменений в психологии китайского населения (страх перед заразой извне, перед импортными товарами) — то это серьезный испуг масштабом в 1,5 млрд населения страны. И как быстро наши китайские друзья от него излечатся, сказать очень сложно.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Китай приглашает на выставки в первом полугодии 2025 года
Фото Анатолия Якимова

Китай славится своими выставками промышленного производства. Ежегодно на территории страны проходит несколько сотен подобных мероприятий. Посольство КНР опубликовало перечень крупных выставочных мероприятий на 2025 год.

Перечень разделен на отрасли: наука, образование, высокие технологии и медицина; нефтяная, газовая, угольная и химическая промышленность; энергетика, энергоэффективность, возобновляемые источники энергии, экология; строительство и строительные материалы; транспорт; электроника, информационные технологии и телекоммуникация; лесное хозяйство и озеленение; сельское хозяйство и пищевая промышленность; торговля, инвестиции, туризм.

Самые крупные разделы посвящены промышленности, энергетике и сельскому хозяйству.

Анатолий Якимов
Таможня
Две пенсионерки пытались вывезти 10 нефритовых браслетов в Китай
Фото пресс-службы Читинской таможни

Десять незадекларированных браслетов из необработанного нефрита обнаружили сотрудники таможенного поста Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск». Контрабанду пытались провезти две пенсионерки 61 и 67 лет в багаже.

Сотрудники таможенного поста МАПП «Забайкальск» спросили у пожилых туристок, направляющихся в Маньчжурию о вещах, подлежащих обязательной декларации. Пенсионерки ответили отрицательно. Однако в хорде досмотра у них обнаружили по пять браслетов, изготовленных из природного камня.

Анатолий Якимов
Импорт
В этом году «Зона модных игрушек» дебютирует на выставке Toy & Hobby China
Фото предоставлено организаторами выставки

С 7 по 9 апреля будет проходить 37-я Шэньчжэньская международная выставка игрушек и образования Toy & Hobby China. До этого она называлась Toy & Edu China. Организаторы объяснили, что это связано с новой концепцией, которая отражает современные тренды китайского рынка игрушек, включая коллекционный сегмент.

Рынок модных игрушек Китая к 2026 году вырастет на 24% и превысит 110 миллиардов юаней. Ожидается, что к 2030 году число потребителей модных игрушек в Китае достигнет 49 миллионов человек.

Редакция
Водителей-дальнобойщиков предупредили о мошенничестве с визами в Китай
Фото с сайта unsplash.com

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков предупредила об учащении случаев с мошенничеством при оформлении виз в Китай типа «С» для водителей-дальнобойщиков. «Жертв» мошенники находят в сети интернет. Об этом сообщает сайт организации.

Недобросовестные лица обещают оформить китайские визы для перевозчиков в Москве, что в настоящее время не предусмотрено.

– Документы для получения водительских виз категории «С», предназначенных для членов экипажа автотранспортных средств, возможно подать только в четырех городах России: Хабаровске, Иркутске, Владивостоке и Екатеринбурге, – предупредили в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков.

Анатолий Якимов
Импорт
Где купить тканевую обувь в Китае
Фото с сайта chinanews.com

Район Яньши города Лоян провинции Хэнань Центрального Китая славится изготовлением тканевой обуви. Продукцию поставляют в 50 стран мира. Об этом рассказали журналисты сайта Хуаньцюван.

Обувные фабрики района Яньши работают в усиленном режиме. До Нового года по китайскому календарю нужно успеть пошить модели весенней коллекции для внутреннего рынка. С октября по декабрь рабочие выпускали обувь на экспорт. Фабрика «Шуанлун» 80% продукции отправляет в Россию, Корею, Индию и другие страны.

Анатолий Якимов
Импорт
Япония ограничила экспорт ножей, вилок и еще 330 товаров в Россию
Фото с сайта unsplash.com

335 наименований для экспорта в Россию ограничила Япония. При этом, некоторые позиции из перечня возможно импортировать при определенных условиях. Chinalogist изучил, что разрешено ввозить из страны восходящего солнца.

В перечень товаров, которые нельзя экспортировать в Россию из Японии кроме деталей и запчастей для спецавтомобилей, мотоциклов и скутеров, велосипедов, звуковой аппаратуры и бытовой техники – стиральных машин и пылесосов вошли ножи и вилки, ножи для разделки рыбы, щипцы для сахара и лопатки для тортов. Кроме того, под ограничения попали портативные фонари и машинки для самокруток, мечи и стрелы, оборудование для подачи световых и звуковых сигналов, линейные изоляторы и многое другое.

Анатолий Якимов
Импорт из Маньчжурии в Россию вырос на 44% в 2024 году
Фото пресс-службы Читинской таможни

Товарооборот между городом Маньчжурии и Россией в 2024 году составил 124,27 миллиарда юаней. Это больше на 37%, чем в 2023 году. Информацию предоставила Таможня приграничного города.

Импорт из Маньчжурии в Россию в 2024 года составил 80,08 миллиарда юаней, что на 44% больше показателей предыдущего года. Экспорт из РФ в приграничный город составил 44,2 миллиарда юаней. Прирост к 2023 году составил 25,8%.

При этом, товарооборот таможенной зоны Маньчжурии и России составил 89,6%. Второе место занимает Монголия. Общий товарооборот в прошлом году составил 138,65 миллиарда юаней. Это больше на 39% чем в 2023 году. Импорт составил 90,28 миллиарда юаней – на 47,6% больше предыдущего года, а экспорт – 48,37 миллиарда юаней. Рост составил 25,5%.

Анатолий Якимов
Какие бренды КНР популярны в России и не только

Доля китайских брендов в 2024 году в объеме экспорта выросла на 0,8% и достигла 21,8%. Все чаще автомобили, смартфоны и экшен-камеры из КНР становятся частью повседневной жизни зарубежных пользователей. Сайт «Хуаньцюван» выяснил лидеров среди брендов Китая.

Панорамная камера Insta360

80% выручки бренда Insta360 поступает из-за рубежа. Продукцию продают в 200 странах. Компания Insta360 на протяжении шести лет занимает лидирующие позиции на мировом рынке, доля которого составляет 67,2%.

Эксперты отмечают, что на успех бренда повлияло правильное рыночное позиционирование, надежные каналы сбыта, локализованный маркетинг, послепродажное обслуживание и сильный имидж компании.

Анатолий Якимов
Экспорт мяса из России в Китай вырос на 14% в 2024 году
Фото Анатолия Якимова

Китай закупил в России в 2024 году мяса на 560 миллионов долларов США. Это на 14% больше, чем в предыдущем году. Об этом сообщает «Агроэкспорт».

По экспорту мяса в КНР Россия занимает первое место. Второе место у Саудовской Аравии, третье – у Белоруссии. По итогам года экспорт мяса и субпродуктов вырос на 24% и составил 1,7 миллиарда долларов США.

48% пришлось на мясо птицы, 37% – свинину, 14% – говядину. Ожидается, что к 2030 году экспорт мяса увеличится до 3,6 миллиарда долларов США.

Анатолий Якимов
Где купить обогреватели в Китае
Фото с сайта unsplash.com

Город Цыси в провинции Чжэцзян расположен на востоке Китая, известен как «столица мелкой бытовой техники». Большинство обогревателей, экспортируемые в Россию, выпускают здесь.

По информации портала «Жэньминь жибао» онлайн», за 11 месяцев 2024 года из Цыси за рубеж отправили обогревателей на 3,44 миллиарда юаней. Экспорт составил 24,9% от общего объема обогревателей, вывезенных из Китая.

Потребители высоко ценят китайскую продукцию за ее многофункциональность, компактность и оптимальное соотношение цены и качества. Высоким спросом пользуются USB-грелки для рук и ног, обогревающие шарфы и термогрелки. Многие покупатели покупают такие устройства на подарки к праздникам.