Анна Андрющенко
Экспорт

Сложно ли начать экспорт в Китай в 2021 году?

Несмотря ни на какие кризисы, люди в России хотят развивать свой бизнес и наращивать производство и по-прежнему с интересом поглядывают на иностранные рынки. Среди стран дальнего зарубежья наших экспортеров традиционно привлекает Китай.
Причины, почему нам интересна эта страна в плане экспорта, ни для кого не секрет:
1. Географическая близость (удобная логистика разными видами транспорта).
2. Размер рынка (1,39 млрд населения, среди них более 300 млн — средний класс).
3. Истории успеха других российских брендов, которые смогли завоевать Китай (конфеты «Крокант», паста Splat, крем «Бархатные ручки» и др.).
И все же с 2020 года ситуация с экспортом в Китай изменилась не в лучшую для нас сторону. Это отмечают многие действующие экспортеры, об этом же говорят и цифры статистики.
В этой статье я изложу свое видение того, почему с началом пандемии китайские покупатели отдалились от нас и как будто потеряли интерес ко многим товарам из России.
И, конечно, дам несколько советов, как развивать успешный экспорт даже в этих непростых условиях.
Итак, несколько причин, почему экспортировать в Китай с 2020 года стало сложнее.
1. Карантинные ограничения. К этим препятствиям относятся закрытие границы для автоперевозок, рост ставок на морскую доставку в связи с неравномерным распределением контейнеров в мире, анализ на вирус на все импортируемые в Китай пищевые товары (особенно заморозка), другие запреты и ограничения.
Например, после того как осенью 2020 года нашли следы вируса на образце рыбы норвежской компании Havfisk, правительство Китая приостановило импорт рыбы из ЕС. Но это еще не все.
2. Бойкот импортных продуктов местными жителями в Китае. Правительство КНР, кроме запретов и ограничений, проводит агитационную кампанию против импортных продуктов, особенно тех, где нашли этот злосчастный вирус. Под раздачу попали мясо, курица, мороженое, рыба и другие пищевые продукты.
Поэтому если раньше покупка импортных потребительских и особенно продовольственных товаров считалась модной и полезной для здоровья, то теперь китайцы считают импортные продукты опасными! В Китае на самом деле боятся повторной вспышки заболеваемости. Сейчас они думают, что победили вирус у себя в стране, и теперь самое главное, чтобы его не занесли вновь «снаружи».
Это очень глубокий страх «внешнего мира», страх, который корнями уходит в 2000-летнюю историю Китая. Вспомним, что много столетий эта страна была закрытой для внешнего мира, свои границы китайцы защищали Великой Стеной, а иностранцев называли «заморскими дьяволами».
3. Невозможность свободно путешествовать в Китай и из Китая, все по тем же причинам. Как следствие, мы не можем пригласить китайских клиентов к себе на производство, не можем принять участие в международной выставке или бизнес-форуме. А без личного общения и демонстраций своей продукции эффективность продаж снижается, как минимум, на 20%.
Вместо этого мы можем использовать онлайн-ресурсы. Например, китайские социальные сети и торговые агрегаторы. Но разбираться в них очень сложно, и мало кто из российских предпринимателей готов серьезно заниматься этими каналами продаж.
Теперь у вас, конечно, встал вопрос: неужели все так плохо? Что же делать, чтобы продвигать свои товары в Поднебесную? Ведь другие компании как-то продают товары в Китай.
Здесь у меня для вас есть главный ответ: настало время для детального исследования экспортного рынка и всех его особенностей. Выделяйте фокусные группы, читайте что пишут про российские товары на форумах, ищите препятствия для экспорта и думайте, как их обойти.
Если в предыдущие годы можно было начать экспорт наобум, например, съездить на разведку на выставку, то в новых условиях такой номер не прокатит, и надо искать новые рекламные образы и каналы продвижения, которые будут бить точно в вашу цель.
Кроме того, вам нужно обязательно изучить альтернативные способы продаж и продвижения ваших товаров через онлайн. Китай весь сидит в интернете, от детей до стариков. Сейчас наиболее актуальны продажи товаров через онлайн-площадки (от международного Tmall до местных b2c каналов), реклама через видеоролики (Tik Tok), стримы.
Последний совет: ищите новые свойства ваших товаров. Например, думайте, могут ли они быть полезными для здоровья. Заходить «просто с печеньем» в Китай сейчас, наверное, не стоит. А если ваше печенье «безглютеновое, низкокалорийное и с витамином С» и эти свойства еще и отражены в модной розничной упаковке, то на такой товар может быть спрос.
Ну и напоследок хочу дать свой прогноз на тему «Когда это все закончится»?
Господа, не хочу вас расстраивать, но боюсь, что не скоро. Как бы нам вообще не пришлось жить в этом новом мире еще много-много лет.
По прогнозам китайского правительства, в полной мере открытие границ будет завершено не ранее 2023 года. Что касается изменений в психологии китайского населения (страх перед заразой извне, перед импортными товарами) — то это серьезный испуг масштабом в 1,5 млрд населения страны. И как быстро наши китайские друзья от него излечатся, сказать очень сложно.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Стоимость проезда по мосту через Амур на переходе Благовещенск-Хэйхе вырастет
Фото с сайта компании "Амурский мост"

С 1 января изменится стоимость проезда по автомобильному мосту через реку Амур, соединяющему российский Благовещенск и китайский Хэйхэ. Об этом сообщили в компании «Амурский мост».

Новые тарифы проезд по международному мосту Благовещенск – Хэйхэ будут действовать с 1 января 2025 года при движении из России в Китай. За легковой автомобиль с прицепом или без, с двумя и более осями и высотой менее двух метров придется заплатить 1 320 рублей.

За транспортное средство с прицепом или без, высотой 2 – 2,6 метра с двумя и более осями тариф составит 5 130 рублей.

За проезд по мосту грузовых автомобилей или автобусов высотой более 2,6 метра, с двумя осями придется заплатить 8 950 рублей, а если осей три и более – то 12 170 рублей.

Анатолий Якимов
Экспорт
Ярмарка-фестиваль «Сделано в России» будет проводиться ежегодно в Харбине
Скриншот из видео с сайта biang.ru

В мае 2024 года в городе Харбине прошел первый фестиваль «Сделано в России», который был организован Центром российского импорта. Информационное агентство Biang сообщает о том, что по решению организаторов, с 2025 года мероприятие станет традиционным и будет проводиться ежегодно.

Как сказано в сообщении, организаторы Харбинской международной торгово-экономической ярмарки договорились с Российским экспортным центром о проведении фестиваля «Сделано в России» ежегодно в рамках ярмарки.

При этом, стороны рассчитывают на долгосрочное и плодотворное сотрудничество.

В рамках первого фестиваля, который прошел в мае был открыт павильон с российскими товарами.

Анатолий Якимов
Таможня
На три миллиона меньше: таможенные сборы изменяются
Фото ТГ-канал ФТС России| PRO таможню

Вступило в силу постановление Правительства России «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, которые связаны с выпуском товаров». На заседании комиссии по платежам Экспертно-консультативного совета Федеральной таможенной службе подробно рассмотрели нововведения.

В документе сохранилось общее правило об исчислении таможенных сборов в зависимости от общих диапазонов таможенной стоимости, декларируемых товаров. Например, снижен порог, в отношении которого начинает применяться максимальная ставка таможенных сборов – с 10 до 7 миллионов рублей.

Анатолий Якимов
32 000 тонн плодоовощной продукции импортировали в Россию через Маньчжурию
Фото газеты "Маньжоли Бао"

Через Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск – Маньчжурия» в осенне-зимний период увеличивается импорт овощей и фруктов. Только в ноябре было ввезено 32 000 тонн этого вида продукции. Это на 19,9% больше, чем в ноябре 2023 года. Объем торговли составил 250 миллионов юаней. По сравнению с октябрем 2024 года это на четверть больше. Такие данные приводит телеграм-канал «Читинский телеграф» со ссылкой на газету «Манчжоули Бао».

По данным источника, в основном экспортируют яблоки, грейпфрукты, зеленый перец и многое другое. Учитывая, что пик экспорта плодоовощной продукции приходится на предновогоднее время, перед продавцами и автоперевозчиками стоит задача сохранить товар, который имеет короткий срок хранения и повреждающийся при заморозке.

Анатолий Якимов
По железной дороге в Китай из России больше всего экспортировали уголь
Фото телеграм-канал "Телеграмма РЖД"

В ОАО «Российские железные дороги» подвели итоги деятельности по перевозкам грузов между РФ и КНР за 11 месяцев 2024 года. Всего в экспортно-импортном сообщении было перевезено 37,5 миллиона тонн грузов. Это на 14,1% больше, чем за аналогичный период 2023 года.

На экспорт было отправлено 35,1 миллиона тонн или 93,6%. Данный показатель выше на 15,7%. Более половины грузов – 53% или 8,6 миллиона тонн – было перевезено через пограничный переход «Забайкальск – Маньчжурия». Рост – 6,5%. Угля было перевезено 6,7 миллиона тонн на 25,9% больше, чем за аналогичный период 2023 года, железной руды – 4,5 миллиона тонн (+18,7%), нефти и нефтепродуктов – 4,8 миллиона тонн (+18,2%).

Анатолий Якимов
Тренды ВЭД в 2025 году назвали эксперты
Фото с сайта unsplash.com

Какие изменения ждут участников внешнеэкономической деятельности в 2025 году выяснил Chinalogist. Многие эксперты уверены, что большинство событий 2024 года продолжатся и в наступающем году. Особенно это касается роста контейнерных перевозок и сохранения ключевой ставки.

Импорт и экспорт

Управляющий компанией VED Агент Александр Дегтярев считает, что основные риски во внешнеэкономической деятельности в отношении торговли России и Китая будут зависеть от политики вновь избранного президента США Дональда Трампа.

Анатолий Якимов
В полтора раза больше фейерверков импортировано из Китая в Россию в 2024 году
Фото с сайта unsplash.com

За три осенних месяца 2024 года – сентябрь-ноябрь из Китая было ввезено фейерверков на сумму 12,8 миллиона долларов США. Это на 4,1 миллиона больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие данные привело ИА РИА-Новости со ссылкой на Главное таможенное управление КНР.

Источник сообщает, что несмотря на осенний рост, в целом за год импорт фейерверков уменьшился на 11% до 23,2 миллиона долларов США. По мнению аналитиков, снижение спроса связано с отказом от праздничных салютов на различные праздники в регионах России. Кстати, во многих городах праздничного фейерверка не будет и на Новый год.

Анатолий Якимов
Где можно в Китае купить мотоциклы и снегоходы
Фото с сайта unsplash.com

Компания Tongjiang Hezhe Zhanqi расположена в городе Тунзян на границе с Еврейской автономной областью. Она производит мотоциклы, снегоходы, квадроциклы, питбайки и моторы к ним. Китайская провинция Хэйлунцзян ежегодно увеличивает импорт техники в Россию, на которую растет спрос постоянно.

Как рассказал председатель компании Tongjiang Hezhe Zhanqi Фу Чуньшэн, у произведенной техники хорошая репутация. Особенно пользуется популярностью снегоходы F8. У этой модели отличные характеристики: мощность, комфорт, легкость в управлении.

Анатолий Якимов
Как будут работать таможенные пункты пропуска в Сибири
Фото Анатолия Якимова

В Новогодние каникулы большинство подразделений Сибирского таможенного управления будут работать. Так, например, Центр электронного декларирования Сибирской электронной таможни будет работать ежедневно с 9:00 до 21:00. При этом, в случае необходимости, часы работы могут быть продлены.

В пресс-службе Сибирского таможенного управления сообщили, что все таможенные посты, расположенные в международных аэропортах: Иркутска, Омска, Красноярска, Барнаула, Новосибирска будут работать в круглосуточном режиме.

Анатолий Якимов
Экспортеров из России ждут на ярмарке «Сделано в России» в Шеньяне
Фото с сайта Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития

В китайском городе Шеньян, столице провинции Ляонин с 17 по 25 января 2025 года будет проходить фестиваль-ярмарка «Сделано в России». Ее организаторами выступают Российский экспортный центр при поддержке Министерства сельского хозяйства России. Экспонаты из России будут выставлены в самом большом торговом центре Shengjing Mall, расположенном на знаменитой Русской улице.

По информации пресс-службы Российского экспортного центра, в мероприятии будут участвовать более 120 производителей, представляющих около 40 регионов страны. Гости смогут оценить продукты питания, напитки, косметические средства, сувениры и товары народного потребления. В дальнейшем все это можно будет приобрести в магазинах Российского экспортного центра или на маркетплейсах Китая.