Анна Андрющенко
Экспорт

Сложно ли начать экспорт в Китай в 2021 году?

Несмотря ни на какие кризисы, люди в России хотят развивать свой бизнес и наращивать производство и по-прежнему с интересом поглядывают на иностранные рынки. Среди стран дальнего зарубежья наших экспортеров традиционно привлекает Китай.
Причины, почему нам интересна эта страна в плане экспорта, ни для кого не секрет:
1. Географическая близость (удобная логистика разными видами транспорта).
2. Размер рынка (1,39 млрд населения, среди них более 300 млн — средний класс).
3. Истории успеха других российских брендов, которые смогли завоевать Китай (конфеты «Крокант», паста Splat, крем «Бархатные ручки» и др.).
И все же с 2020 года ситуация с экспортом в Китай изменилась не в лучшую для нас сторону. Это отмечают многие действующие экспортеры, об этом же говорят и цифры статистики.
В этой статье я изложу свое видение того, почему с началом пандемии китайские покупатели отдалились от нас и как будто потеряли интерес ко многим товарам из России.
И, конечно, дам несколько советов, как развивать успешный экспорт даже в этих непростых условиях.
Итак, несколько причин, почему экспортировать в Китай с 2020 года стало сложнее.
1. Карантинные ограничения. К этим препятствиям относятся закрытие границы для автоперевозок, рост ставок на морскую доставку в связи с неравномерным распределением контейнеров в мире, анализ на вирус на все импортируемые в Китай пищевые товары (особенно заморозка), другие запреты и ограничения.
Например, после того как осенью 2020 года нашли следы вируса на образце рыбы норвежской компании Havfisk, правительство Китая приостановило импорт рыбы из ЕС. Но это еще не все.
2. Бойкот импортных продуктов местными жителями в Китае. Правительство КНР, кроме запретов и ограничений, проводит агитационную кампанию против импортных продуктов, особенно тех, где нашли этот злосчастный вирус. Под раздачу попали мясо, курица, мороженое, рыба и другие пищевые продукты.
Поэтому если раньше покупка импортных потребительских и особенно продовольственных товаров считалась модной и полезной для здоровья, то теперь китайцы считают импортные продукты опасными! В Китае на самом деле боятся повторной вспышки заболеваемости. Сейчас они думают, что победили вирус у себя в стране, и теперь самое главное, чтобы его не занесли вновь «снаружи».
Это очень глубокий страх «внешнего мира», страх, который корнями уходит в 2000-летнюю историю Китая. Вспомним, что много столетий эта страна была закрытой для внешнего мира, свои границы китайцы защищали Великой Стеной, а иностранцев называли «заморскими дьяволами».
3. Невозможность свободно путешествовать в Китай и из Китая, все по тем же причинам. Как следствие, мы не можем пригласить китайских клиентов к себе на производство, не можем принять участие в международной выставке или бизнес-форуме. А без личного общения и демонстраций своей продукции эффективность продаж снижается, как минимум, на 20%.
Вместо этого мы можем использовать онлайн-ресурсы. Например, китайские социальные сети и торговые агрегаторы. Но разбираться в них очень сложно, и мало кто из российских предпринимателей готов серьезно заниматься этими каналами продаж.
Теперь у вас, конечно, встал вопрос: неужели все так плохо? Что же делать, чтобы продвигать свои товары в Поднебесную? Ведь другие компании как-то продают товары в Китай.
Здесь у меня для вас есть главный ответ: настало время для детального исследования экспортного рынка и всех его особенностей. Выделяйте фокусные группы, читайте что пишут про российские товары на форумах, ищите препятствия для экспорта и думайте, как их обойти.
Если в предыдущие годы можно было начать экспорт наобум, например, съездить на разведку на выставку, то в новых условиях такой номер не прокатит, и надо искать новые рекламные образы и каналы продвижения, которые будут бить точно в вашу цель.
Кроме того, вам нужно обязательно изучить альтернативные способы продаж и продвижения ваших товаров через онлайн. Китай весь сидит в интернете, от детей до стариков. Сейчас наиболее актуальны продажи товаров через онлайн-площадки (от международного Tmall до местных b2c каналов), реклама через видеоролики (Tik Tok), стримы.
Последний совет: ищите новые свойства ваших товаров. Например, думайте, могут ли они быть полезными для здоровья. Заходить «просто с печеньем» в Китай сейчас, наверное, не стоит. А если ваше печенье «безглютеновое, низкокалорийное и с витамином С» и эти свойства еще и отражены в модной розничной упаковке, то на такой товар может быть спрос.
Ну и напоследок хочу дать свой прогноз на тему «Когда это все закончится»?
Господа, не хочу вас расстраивать, но боюсь, что не скоро. Как бы нам вообще не пришлось жить в этом новом мире еще много-много лет.
По прогнозам китайского правительства, в полной мере открытие границ будет завершено не ранее 2023 года. Что касается изменений в психологии китайского населения (страх перед заразой извне, перед импортными товарами) — то это серьезный испуг масштабом в 1,5 млрд населения страны. И как быстро наши китайские друзья от него излечатся, сказать очень сложно.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Работа
«ВЭД Агент», «Сбербанк» и «Роснефть»: 20 лет успеха и масштабный корпоратив в Пекине
Фото АО «ВЭД Агент»

20-летний юбилей – это важная веха, которая символизирует устойчивость, зрелость и успех компании на рынке. За это время АО «ВЭД Агент» из маленькой семейной компании превратилась в одного из крупнейших игроков за Уралом на рынке внешнеэкономической деятельности. Позади и кризисы, и изменение рынка логистических услуг, и технологическая революция. Впереди – стремление к новым свершениям. Важным событием череды юбилейных мероприятий стал массовый выезд на корпоратив. И не просто выезд, а трехдневное путешествие в Пекин.

Анатолий Якимов
Импорт
Оптимизация доставки промышленного оборудования из Китая: риски и способы снижения затрат
Скриншот из видео на странице Chinalogist в социальной сети «ВКонтакте»

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Как сэкономить на поставке оборудования из Китая?». Эксперт АО «ВЭД Агент» – руководитель отдела сборных автоперевозок Михаил Макаренко рассказал о том, какие риски существуют при импорте промышленного оборудования из КНР и за счет чего можно сэкономить на доставке.

Анатолий Якимов
С 1 сентября 2025 года госпошлины для водителей вырастут в 2-3 раза — проект Минфина
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минфин России подготовил законопроект о значительном повышении госпошлин для автовладельцев и введении новых сборов для мигрантов, которые могут вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Документ уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и направлен на дальнейшее рассмотрение.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай наращивает импорт российской гречихи: рост поставок почти вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт гречихи из России в 2024/2025 сельскохозяйственном году прогнозируется на уровне 280 тысяч тонн, что на 8,4% превышает показатели предыдущего года, а по сравнению с 2022/2023 годом объем поставок вырастет в 2,5 раза, свидетельствуют данные маркетингового исследования АБ-Центр.

Анатолий Якимов
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.