Слово Эксперта

Сложности и преимущества использования танк-контейнеров

Появившись во второй половине XX века танк-контейнеры быстро завоевали популярность у участников рынка.
Причина проста – они имеют линейные размеры типовых 20-футовых контейнеров, а значит, могут перевозиться любым видом транспорта, предназначенным для обычных контейнеров.
Это позволяет доставить их фактически в любую точку. Еще одно очевидное преимущество – Ж/Д тариф на транспортировку в танк-контейнере значительно ниже тарифа на цистерны. Кроме того, при перевозке в «танке» не требуется перетарка товара, что сказывается и на скорости транспортировки, и на цене.

Еще одна причина роста популярности танк-контейнеров – устаревание парка цистерн и запрет продления срока службы. По подсчетам Института проблем естественных монополий по состоянию на начало 2017 года российские перевозчики пользовались 257,4 тыс. цистерн против 8,5 тыс. танк-контейнеров. В ближайшие 5 лет срок службы истечет у 23,2 тыс. цистерн. Одновременно, при сохранении темпов роста, парк российских «танков» почти удвоится.

Танк-контейнеры начали использовать в России только в последние 10-20 лет. Раньше подобные грузы доставлялись по трубопроводу или в Ж/Д цистернах. Поэтому и на Ж/Д терминалах, и в портах – не предусмотрено достаточно места для изолированного хранения танк-контейнеров с легковоспламеняющимся или опасным содержимым. При этом нормативы безопасности в отношении таких грузов предполагают очень жесткие требования к складской инфраструктуре. Тем не менее работы по созданию инфраструктуры ведутся. Таможенно-логистические терминалы и терминально-логистические центры, активно строящиеся с 2008 года, располагают всей необходимой инфраструктурой.

Долгое время перевозчики испытывали определенные трудности при транспортировке танк-контейнерами. Причина – различия международных и внутрироссийских требований. Теперь вся деятельность, связанная с «танками», регламентируется морским регистром судоходства. Большая часть требований совпадают. Важную роль тут играют сертификаты РМРС. Если нормы, предписываемые ими, соблюдены, то никаких затруднений не будет ни при перевозке внутри страны, ни вне её. Стоит особо отметить, что даже если компания приобретает импортные танк-контейнеры, имеющие сертификат, для их эксплуатации на внутри страны все равно необходимо освидетельствование РМРС с последующим получением экспертного заключения. Получить сертификаты РМРС довольно просто – услуги по оформлению оказывает множество частных компаний. Расценки на их услуги невелики, а сама процедура осуществляется быстро и без затруднений.

Кроме того, ряд зарубежных фирм, занимающихся предоставлением «танков» для использования внутри РФ, к примеру, компания EXSIF самостоятельно оформляют на них сертификаты РМРС. Законодательство в отношении подобных контейнеров достаточно развито. Однако многое зависит от внутренних технических регламентов, основанных на таких федеральных законах, как «устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». На данный момент основанные на нем правила перевозок предполагают огромное количество бюрократических процедур по согласованию, получению различных разрешений, соблюдению порядка приемки и т.д.. В первую очередь это относится к грузам, перевозимым в танк-контейнерах .В результате возникают простои на перевалке, в портах, на таможне. В результате - издержки на хранение, и зачастую немалые.

Свои недостатки и в есть и в положениях Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом. К примеру, в соглашение о международном железнодорожном грузовом сообществе (СМГС) нет единых норм для транспортировки и перевалки грузов, перевозимых в танк-контейнерах – сопроводительные документы требуют унификации.
По факту, у каждого сопредельного государства с Ж/Д колеей 1520есть свой уникальный регламент транспортировки грузов в танках. Более того, Китае, к примеру, чуть ли не каждая станция устанавливает собственные требования и правила. И если при простом импорте/экспорте грузов в «танках» из/в Россию это не так критично, то при транзите, скажем, из Китая в Европу через РФ, становится большой проблемой с точки зрения сроков и издержек.

Из-за сложности бюрократических процедур и необходимых согласований снижается объем грузов, перевозимых в танк-контейнерах

В первую очередь речь идет о мультимодальных перевозках – особенно при перевалке с моря на Ж/Д. Требуется сделать запрос в порт с предоставлением большого количества документов, которых у перевозчика может банально не быть к моменту запроса. Например, если груз поставлялся по базису CIF, то о скором прибытие в порт можно узнать по факту за 1-2 дня. К этому времени уже пора подавать запрос в порт и предоставлять документы, а их еще нет. В итоге – простой в порту и затраты на хранение.

Тарифная политика РЖД по перевозке нефтепродуктов и химических грузов так же вызывает вопросы. Для крупных компаний, таких как Роснефть, Газпром и т.д. тарифы согласовываются в индивидуальном порядке. Зачастую – с такими крупными скидками, что все остальные игроки рынка, вынужденные работать по общим тарифам, оказываются в заведомо проигрышных конкурентных условиях. Иными словами, нужна открытая тарифная политика, которая бы создавала единые условия для всех участников рынка.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
∙ Танк-контейнеры универсальны и могут перевозиться любым видом транспорта, предназначенным для обычных контейнеров.
∙ В последние годы в стране стали появляться логистические сервисы, пригодные для обработки танк-контейнеров, однако пока их недостаточно.
∙ Танк-контейнерные перевозки теряет объемы перевозимых грузов из-за сложности бюрократических процедур.
Гасанова Альбина,
исполнительный директор логистической компании и таможенного представителя «ВР ЛОГИСТИК»
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Восточный экономический форум — ключевой шаг к транспортному суверенитету России
Фото Кирилла Казачкова / roscongress.org

Мир стремительно меняется, и страны Азиатско-Тихоокеанского региона становятся центром крупной перестройки глобальной логистики. Дальний Восток России — это стратегическая точка пересечения Востока и Запада, где создаются новые транспортные маршруты и логистические хабы, активно внедряются цифровые технологии. Контейнерная логистика сегодня играет ключевую роль: она обеспечивает регулярность и скорость перевозок, снижает издержки и повышает конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке.

Анатолий Якимов
Обязательная сертификация импорта: что нужно знать перед ввозом товаров из КНР
Скриншот из видео

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Особенности сертификации товаров из Китая». Эксперт – специалист отдела сертификации АО «ВЭД Агент» Ольга Указова рассказала об особенностях сертификации товаров из КНР, импортируемых в Россию.

Анатолий Якимов
Кантонская ярмарка 2025 в Гуанчжоу: руководство для российских участников

Два раза в год – весной и осенью город Гуанчжоу становится центром мировой торговли. Здесь проходит знаменитая Кантонская ярмарка импорта и экспорта. В этом году она будет проходить уже в 138-й раз. По традиции мероприятие состоит из трех фаз. Chinalogist начинает спецпроект «Кантон 2025».

Фото с сайта unsplash.com
Анатолий Якимов
В Забайкалье удвоят грузооборот к 2030 году через модернизацию пунктов пропуска
Фото пресс-службы Читинской таможни

Объем грузооборота на пунктах пропуска Забайкальского края к 2030 году увеличится почти в два раза, благодаря масштабной реконструкции и модернизации инфраструктуры как дорожной, так и на пограничных пунктах пропуска. Об этом рассказала министр планирования и развития региона Альбина Корешкова. По итогам 2024 года грузооборот составил 25 миллионов тонн, в 2025 году достиг 26 миллиона тонн, а к 2030 году прогнозируется рост до 42 миллионов тонн.

Анатолий Якимов
Республика Алтай готовится к масштабному экспорту пантов марала в Китай
Фото пресс-службы министерства сельского хозяйства Республики Алтай

Россельхознадзор утвердил протоколы на экспорт пантовой продукции из Республики Алтай в Китай. По информации портала «Сибирский репортер» со ссылкой на телеграм-канал и. о. заместителя председателя правительства региона Ирины Петровской, этот шаг открывает для Республики Алтай, одного из крупнейших производителей пантов марала в России, новые перспективы на растущем китайском рынке.

Анатолий Якимов
Новые правила ввоза технологического оборудования помогут крупным промышленным проектам России
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минфин России предложил продлить срок подачи таможенной декларации на последний компонент многокомпонентного технологического оборудования при ввозе таких товаров в Россию с нынешних 6 лет до 10 лет. Соответствующий законопроект уже одобрен на заседании Правительства РФ.

Анатолий Якимов
Золотая неделя в Китае 2025: как избежать задержек в бизнесе в октябре
Фото с сайта unsplash.com

В Китае в связи официальной «золотой неделей» с 1 по 8 октября, во время которой празднуют День образования КНР и Праздник середины осени объявлены выходными. В эти даты все предприятия и государственные учреждения, как правило, не работают. 1-3 октября – официальные выходные, 4-5 октября – выходные по календарю, 6-7 октября – Праздник середины осени и 8 октября – перенесенный выходной с 11 октября.

Анатолий Якимов
Новосибирские аграрии расширяют экспортные связи на бизнес-миссии в Китае
Фото предоставлено Центром поддержки экспорта Новосибирской области

В Харбине завершилась официальная программа международной бизнес-миссии, организованной Центром поддержки экспорта Новосибирской области. В период с 5 по 7 августа 2025 года пять компаний агропромышленного комплекса (АПК) региона приняли активное участие в насыщенной деловой программе, направленной на установление и развитие экспортных связей с представителями китайского рынка.

Анатолий Якимов
Минтранс вводит единый транспортный документ и электронные пломбы для контроля грузоперевозок
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 1 сентября 2025 года в России вводится единый транспортный документ (ЕТД), утвержденный Минтранспортом РФ. Этот документ станет обязательным для всех грузоперевозок, как внутрироссийских, так и экспортных, и призван унифицировать и упростить процесс транспортировки грузов. ЕТД будет содержать основную информацию о сторонах сделки (грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике), параметрах груза, условиях перевозки и стоимости услуг. Документ можно будет оформлять как в бумажном, так и в электронном виде. Нормы оформления регламентированы Приказом Минтранса России от 11 июня 2025 г. №187. Внедрение ЕТД позволит значительно сократить бумажный документооборот, снизить операционные расходы и повысить прозрачность перевозок.

Анатолий Якимов
Современная кухня по-китайски: что и почему ввозят российские ритейлеры
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский рынок кухонных принадлежностей невозможно представить без аксессуаров из Китая. В последние годы импорт из Поднебесной стал важной частью снабжения разделочными досками, наборами для приправ, различной посудой, полотенцами, салфетками и другими незаменимыми помощниками на кухне.