Слово Эксперта

Сложности и преимущества использования танк-контейнеров

Появившись во второй половине XX века танк-контейнеры быстро завоевали популярность у участников рынка.
Причина проста – они имеют линейные размеры типовых 20-футовых контейнеров, а значит, могут перевозиться любым видом транспорта, предназначенным для обычных контейнеров.
Это позволяет доставить их фактически в любую точку. Еще одно очевидное преимущество – Ж/Д тариф на транспортировку в танк-контейнере значительно ниже тарифа на цистерны. Кроме того, при перевозке в «танке» не требуется перетарка товара, что сказывается и на скорости транспортировки, и на цене.

Еще одна причина роста популярности танк-контейнеров – устаревание парка цистерн и запрет продления срока службы. По подсчетам Института проблем естественных монополий по состоянию на начало 2017 года российские перевозчики пользовались 257,4 тыс. цистерн против 8,5 тыс. танк-контейнеров. В ближайшие 5 лет срок службы истечет у 23,2 тыс. цистерн. Одновременно, при сохранении темпов роста, парк российских «танков» почти удвоится.

Танк-контейнеры начали использовать в России только в последние 10-20 лет. Раньше подобные грузы доставлялись по трубопроводу или в Ж/Д цистернах. Поэтому и на Ж/Д терминалах, и в портах – не предусмотрено достаточно места для изолированного хранения танк-контейнеров с легковоспламеняющимся или опасным содержимым. При этом нормативы безопасности в отношении таких грузов предполагают очень жесткие требования к складской инфраструктуре. Тем не менее работы по созданию инфраструктуры ведутся. Таможенно-логистические терминалы и терминально-логистические центры, активно строящиеся с 2008 года, располагают всей необходимой инфраструктурой.

Долгое время перевозчики испытывали определенные трудности при транспортировке танк-контейнерами. Причина – различия международных и внутрироссийских требований. Теперь вся деятельность, связанная с «танками», регламентируется морским регистром судоходства. Большая часть требований совпадают. Важную роль тут играют сертификаты РМРС. Если нормы, предписываемые ими, соблюдены, то никаких затруднений не будет ни при перевозке внутри страны, ни вне её. Стоит особо отметить, что даже если компания приобретает импортные танк-контейнеры, имеющие сертификат, для их эксплуатации на внутри страны все равно необходимо освидетельствование РМРС с последующим получением экспертного заключения. Получить сертификаты РМРС довольно просто – услуги по оформлению оказывает множество частных компаний. Расценки на их услуги невелики, а сама процедура осуществляется быстро и без затруднений.

Кроме того, ряд зарубежных фирм, занимающихся предоставлением «танков» для использования внутри РФ, к примеру, компания EXSIF самостоятельно оформляют на них сертификаты РМРС. Законодательство в отношении подобных контейнеров достаточно развито. Однако многое зависит от внутренних технических регламентов, основанных на таких федеральных законах, как «устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». На данный момент основанные на нем правила перевозок предполагают огромное количество бюрократических процедур по согласованию, получению различных разрешений, соблюдению порядка приемки и т.д.. В первую очередь это относится к грузам, перевозимым в танк-контейнерах .В результате возникают простои на перевалке, в портах, на таможне. В результате - издержки на хранение, и зачастую немалые.

Свои недостатки и в есть и в положениях Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом. К примеру, в соглашение о международном железнодорожном грузовом сообществе (СМГС) нет единых норм для транспортировки и перевалки грузов, перевозимых в танк-контейнерах – сопроводительные документы требуют унификации.
По факту, у каждого сопредельного государства с Ж/Д колеей 1520есть свой уникальный регламент транспортировки грузов в танках. Более того, Китае, к примеру, чуть ли не каждая станция устанавливает собственные требования и правила. И если при простом импорте/экспорте грузов в «танках» из/в Россию это не так критично, то при транзите, скажем, из Китая в Европу через РФ, становится большой проблемой с точки зрения сроков и издержек.

Из-за сложности бюрократических процедур и необходимых согласований снижается объем грузов, перевозимых в танк-контейнерах

В первую очередь речь идет о мультимодальных перевозках – особенно при перевалке с моря на Ж/Д. Требуется сделать запрос в порт с предоставлением большого количества документов, которых у перевозчика может банально не быть к моменту запроса. Например, если груз поставлялся по базису CIF, то о скором прибытие в порт можно узнать по факту за 1-2 дня. К этому времени уже пора подавать запрос в порт и предоставлять документы, а их еще нет. В итоге – простой в порту и затраты на хранение.

Тарифная политика РЖД по перевозке нефтепродуктов и химических грузов так же вызывает вопросы. Для крупных компаний, таких как Роснефть, Газпром и т.д. тарифы согласовываются в индивидуальном порядке. Зачастую – с такими крупными скидками, что все остальные игроки рынка, вынужденные работать по общим тарифам, оказываются в заведомо проигрышных конкурентных условиях. Иными словами, нужна открытая тарифная политика, которая бы создавала единые условия для всех участников рынка.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
∙ Танк-контейнеры универсальны и могут перевозиться любым видом транспорта, предназначенным для обычных контейнеров.
∙ В последние годы в стране стали появляться логистические сервисы, пригодные для обработки танк-контейнеров, однако пока их недостаточно.
∙ Танк-контейнерные перевозки теряет объемы перевозимых грузов из-за сложности бюрократических процедур.
Гасанова Альбина,
исполнительный директор логистической компании и таможенного представителя «ВР ЛОГИСТИК»
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Единая база запчастей для китайских авто в России: Госдума ускорила проработку
Фото с сайта freepik.com

В Госдуме прорабатывают создание единой базы данных автозапчастей для китайских автомобилей. Инициатива связана с массовыми жалобами автовладельцев и сервисов на несовместимость деталей: каталоги устаревают из-за частых обновлений модельного ряда, а заказы по VIN часто приводят к поставкам неподходящих запчастей.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай увеличил импорт российской рыбы: доходы достигнут 2,8 миллиарда долларов США
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Эксперты Всероссийской ассоциации рыбопромышленников прогнозируют, что в 2025 году поставки российской рыбной продукции в Китай вырастут почти на 300 миллионов долларов США, составив 2,8 миллиарда долларов США. Главный фактор подъема — минтай, который обеспечил выручку в 1,4 миллиарда долларов США, что на 400 миллионов долларов США или 23% превышает показатель 2024 года. Хотя физические объемы увеличились лишь на 9%, основной вклад внесли цены: средняя цена тонны замороженного минтая подскочила на 35% – с 1108 долларов США в 2024-м до 1501 доллара США в 2025 году. Это говорит об укреплении позиции российских экспортеров на азиатском рынке благодаря растущему спросу из КНР.

Анатолий Якимов
Логистика
На пограничном переходе на границе с Китаем «Кани-Курган» открыли 16 полос для транспорта
Фото пресс-службы правительства Амурской области

В Амурской области на границе с Китаем запущены 16 полос движения на автомобильном пункте пропуска «Кани-Курган». Церемония состоялась в онлайн-формате с участием заместителя председателя правительства РФ Виталия Савельева, министра транспорта Андрея Никитина и главы Федеральной таможенной службы Валерия Пикалева. Работы велись в рамках нацпроекта «Эффективная транспортная система».

Анатолий Якимов
Импорт
Популярные умные игрушки с ИИ для детей: тренды из Китая в России
Фото с сайта freepik.com

В Китае наблюдается бум продаж игрушек на основе искусственного интеллекта (ИИ): в первой половине 2025 года они выросли в шесть раз по сравнению с предыдущим периодом, а годовой прирост превысил 200%, согласно данным платформы JD.com, сообщило издание «Хуаньцюван». В России импорт игрушек из Китая, включая модели с ИИ, за первые девять месяцев 2025 года достиг 950 млн долларов США с ростом на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, что подтверждают данные chinalogist.ru. Это отражает растущий спрос на развивающие гаджеты, где продажи таких игрушек в РФ увеличились на 35%.

Анатолий Якимов
Импорт
Лучшие подарки из Китая для мужчин всех возрастов: закупка оптом в Россию
Фото с сайта freepik.com

Китайские производители предлагают огромный выбор практичных и стильных подарков для мужчин всех возрастов, идеальных не только для 23 февраля, но и для дней рождения или других праздников. Эти товары сочетают доступные цены, высокое качество и современный дизайн, что делает их хитом среди оптовых закупщиков в России. Закупая оптом на платформах вроде 1688.com, бизнес может получить маржу до 200-300% при перепродаже.

Анатолий Якимов
Импорт
В Свердловскую область импортировали 17 тонн ананасов из Китая перед Новым годом
Фото с сайта freepik.com

Россельхознадзор усиливает фитосанитарный контроль за импортом ананасов из Китая в регионы России, допуская к реализации чистые партии и блокируя зараженные. Недавние случаи в Свердловской области и других регионах России подчеркивают растущий объем поставок экзотических фруктов перед новогодними праздниками.

Анатолий Якимов
Финансы
Технологический импорт из КНР: Борис Титов призвал создать фонд в 3 триллиона рублей
Фото с официального ТГ-канала Бориса Титова

Специальный представитель Президента РФ по связям с международными организациями для устойчивого развития и глава Координационного совета Института экономики роста имени Столыпина Борис Титов предложил создать фонд в юанях объемом не менее 3 триллионов рублей для стимулирования технологического импорта. Идея направлена на преодоление инвестиционной паузы в российской экономике и балансировку торговли с Китаем. Это заявление он сделал во время пресс-конференции.

Анатолий Якимов
«Честный знак» введет автоштрафы за просрочку и продажу без маркировки
Фото Алины Лебедевой

С 1 марта 2026 года система маркировки «Честный знак» перейдет на автоматическую фиксацию административных правонарушений. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности 8 декабря одобрила соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Об этом «Ведомостям» сообщили источник, близкий к комиссии, и представитель Белого дома.

Анатолий Якимов
Корпорация развития ДВ и Арктики запускает логистический хаб на границе с Китаем
Фото пресс-службы Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики поддерживает инфраструктурный проект на границе с Китаем. Резидент ТОР «Забайкалье» — компания «Марско» — построит склад временного хранения и зону таможенного контроля в селе Староцурухайтуй Приаргунского округа. Объем инвестиций составит 146,9 миллиона рублей. Здесь планируют создать 19 рабочих мест. Запуск намечен на I квартал 2029 года, синхронно с реконструкцией автомобильного пункта пропуска.

Анатолий Якимов
Приморские морепродукты и лес в топе экспорта в КНР: новые инструменты бизнеса
Фото пресс-службы правительства Приморского края

Клуб экспортеров Приморского края провел финальное заседание 2025 года, представив новые инструменты для работы с китайским рынком. С 2026 года бизнес региона получит доступ к актуальной базе проверенных заявок на поставки в КНР через официальный сайт Центра поддержки экспорта.