Слово Эксперта

Везем из Китая морем: руководство по коносаментам

Задержки при отгрузке: кому выгодно?
При отправке готового товара из Китая иногда случаются задержки по его отгрузке, то есть своевременной погрузке на судно. При этом отправитель винит во всем агента морских линий, говоря о том, что тот не подал вовремя контейнер, не дал возможности провести таможенные процедуры и т.д. В то же время агент уверяет получателя груза в обратном и перекладывает вину на отправителя. Здесь нужно понимать, кому выгодна такая ситуация. Линии априори не заинтересованы в задержках, так как они не отвечают за сроки, о чем и говорится на обратной стороне коносамента. Исходя из практики, в 99% случаев задержки происходят по вине отправителя.
Китайскому отправителю может быть выгодна такая ситуация, чтобы сменить линию, выбранную покупателем, на сотрудничество со своим агентом и получить за это дополнительную плату. Соглашаясь на предложенного отправителем агента, получатель груза рискует нажить себе массу проблем. В первую очередь, такая фирма оформит «домашний коносамент».
Когда груз прибывает в Санкт-Петербург по «домашнему коносаменту», то необходимо передать три его оригинала в агентскую компанию либо представителю данного агента в России. В результате подобная компания начинает выставлять на абсолютно законных основаниях счета на услуги, внутрипортовое экспедирование, обслуживание коносамента, за хранение контейнера свыше 3-х дней, требовать депозит за возврат контейнера и т.д. В результате может выйти очень солидная сумма — вплоть до нескольких тысяч евро. Так «домашний коносамент» становится ловушкой для получателя. Подобные агентские компании обычно являются посредниками, бронирующими место на морских судах.
Виды коносаментов
Есть несколько видов коносаментов. Но все эти коносаменты объединяют функции, которые они выполняют. Во-первых, коносамент является договором на морскую перевозку, с текстом контракта на обратной стороне документа. Во-вторых, — имеет товарораспорядительную функцию. В-третьих, — является распиской о том, что груз принят перевозчиком.
Помимо «домашнего коносамента» есть мастер-коносамент, который выпускается морскими линиями. Необходимо заключать контракт только с той компанией, которая выдает все три оригинала коносамента. Коносамент может быть чистым и с оговорками. В чистом коносаменте оговорок нет, и это означает, что груз к перевозке принят в надлежащем виде. Коносамент с оговорками оформляется при наличии замечаний к внешнему виду товара, неуверенности в его качестве и т.д. Его часто выпускают при международных перевозках контейнеров и указывают, что данные внесены со слов отправителя и груз был принят без пересчета мест.
Коносаменты бывают необорачиваемыми или прямыми. Смысл необорачиваемого коносамента в том, что получателем груза является только то лицо, которое в нем указано.
Существует именной коносамент, в котором четко указан получатель груза. Его нельзя индоссировать на другое лицо. Выпускают именной коносамент в трех оригиналах.
Есть еще ордерный коносамент. В нем в поле получателя стоит фраза «по приказу» — to order. Он удобен тем, что в него можно вносить изменения, менять грузополучателя и т.п., пока груз находится в пути.
Бланковый коносамент — коносамент на предъявителя, в нем не указан получатель. Именно поэтому он и является одним из самых рискованных разновидностей документа, так как тот, кто завладеет всеми тремя оригиналами, может беспрепятственно получить груз без хозяина. В такой коносамент нужно как можно быстрее вписать получателя.
Коносаменты могут меняться с одного вида на другой.
Что делать при утрате и неполноте коносамента?
В случае утери всех трех оригиналов коносаментов, а такое порой случается, особенно при отправке их почтой, владелец груза должен брать банковскую гарантию на морские линии на сумму 200-300% от стоимости груза сроком на полгода. Точно такая же гарантия оформляется и при работе с аккредитивом. Чтобы обезопасить себя от утери всех трех оригиналов, необходимо дать указание отправителю — посылать по почте только один экземпляр оригинала. При оформлении аккредитива в банке при морских перевозках грузов нужно внести в договор пункт о том, что возможно предъявлять один оригинал коносамента.
Бывает также, что ордерный коносамент приходит без индоссирующей надписи. В этом случае его остается только отослать обратно в Китай и попросить отправителя поставить свои печати, оформить индоссацию на получателя и отправить исправленный оригинал обратно получателю.
Внесение изменений в коносамент
Вообще, изменения в коносамент может вносить только отправитель, так как именно он при погрузке товара на судно является его законным владельцем. Если нужно сменить в коносаменте такие позиции как вес, количество мест, наименование товара, то это возможно только путем коррекции карго-манифеста, замены экспортных документов непосредственно в стране происхождения — Китае. В таком случае процесс коррекции может занимать значительное время.
Грузополучатель должен обратиться напрямую к отправителю с просьбой о корректировке коносамента. В свою очередь отправитель должен составить заявку о корректировке агенту линии в порту.
Допускается возможность корректировки коносамента через агентов линии в порту назначения. Для этого экспедитор принимающей стороны обращается в линию, линия в порт отправления. В случае подтверждения корректировки со стороны отправителя линия имеет право внести необходимые изменения в коносамент. Важным условием является передача линии оригинала коносамента получателя.
Процесс коррекции коносамента является платной услугой и стоимость может варьироваться в зависимости от расценок морских линий.
Компания «Канавара Групп» непрерывно контролирует процесс международной морской перевозки на каждом этапе. Благодаря прямым контрактам с морскими линиями и долговременными доверительными отношениями с агентами линий за рубежом любые манипуляции по договору морской перевозки, — коносаменту, — происходят в оперативном режиме и под контролем высококвалифицированных специалистов в области мультимодальной логистики.
Материал подготовили: Виктория Гречина, руководитель отдела по связям с общественностью «Канавара Групп», и Андрей Насонов, руководитель отдела продаж «Канавара Групп» в Санкт-Петербурге
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Взаимодействие с Китаем: главные правовые вопросы и рекомендации юриста
Фото из личного архива Александра Казуся

Взаимодействие с китайскими партнерами может проходить по различным направлениям, и китайские партнеры могут быть из различных регионов Китая. В то же время есть определенные нюанс в юридической работе с Китаем, единые для каждого случая. Об этом ChinaLogist рассказал управляющий партнер юридической компании «Соничев, Казусь и партнеры» Александр Казусь.

Анатолий Якимов
Северный морской путь: Китай поддерживает совместное развитие с Россией
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В Китае подтвердили готовность к совместному с Россией развитию инфраструктуры Северного морского пути, подчеркивая значимость арктического маршрута для международной торговли и сотрудничества. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Министерство иностранных дел КНР.

Анатолий Якимов
Импорт
Бартерная торговля между Россией и Китаем набирает обороты на фоне санкций
Фото с сайта unsplash.com

Рост бартерных сделок между Россией и Китаем связан с попытками обхода санкций и снижением рисков для китайских компаний. Эксперты отмечают, что бартер чаще используется в сельхозсекторе, но сложный документооборот и переговоры сказываются на масштабах таких операций.

Анатолий Якимов
Импорт
Рост серого импорта мотоциклов и скутеров: как таможня борется с незаконными поставками
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Таможня выявила масштабную схему незаконного ввоза мотоциклов и квадроциклов через ЕАЭС с уплатой в криптовалюте и переводами на карты физлиц. За восемь месяцев 2025 года из незаконного оборота изъяли более 4 тысяч единиц техники низкого качества, которая несет угрозу безопасности водителей.

Анатолий Якимов
Рост тарифов на грузоперевозки из Китая: чего ждать в сентябре–октябре 2025
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Спрос на грузоперевозки из Китая в Россию к концу сентября 2025 года может вырасти примерно на 20% благодаря подготовке к национальным праздникам в КНР и «Черной пятнице» в России, говорится в совместном обзоре ПЭК и Группы компаний «Прометей». После полугодового падения тарифы на доставку начали демонстрировать рост, что отражает оживление импорта и изменение спроса на рынке логистики.

Анатолий Якимов
Рост импорта медицинского оборудования в Россию привел к открытию китайско-российский центр медицинских технологий в Шанхае
Фото с официального сайта Национального координационного центра международного делового сотрудничества

В Шанхае открылся первый китайско-российский центр сотрудничества по медицинским технологиям — новый импульс для развития двусторонней торговли и инноваций. Центр, расположенный в районе Пудун, станет ключевой платформой для ускорения регистрации и выхода китайского медицинского оборудования на российский рынок.

Анатолий Якимов
Снижение ключевой ставки ЦБ до 17% – что ждет экономику и импорт из Китая
Фото с официального сайта ЦБ РФ

Совет директоров Банка России 12 сентября 2025 года принял решение снизить ключевую ставку на 1 процентный пункт — с 18% до 17% годовых. Это уже третье снижение ставки в 2025 году: в июне она была снижена с 21% до 20%, в июле — сразу на 2 п.п. до 18%.

Анатолий Якимов
Как эффективно участвовать в Canton Fair 2025: обзор и рекомендации ведущего специалиста ВЭД

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Кантонская ярмарка 2025: инсайты и рекомендации от ведущего специалиста ВЭД». Эксперт – ведущий специалистом ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Валерия Баевкина рассказала об опыте участия в крупнейшей в мире выставке Canton Fair и о том, почему важно посещать такие мероприятия.

Фото Павла Гаркуши

Валерия Баевкина в составе делегации АО «ВЭД Агент» посетила осеннюю сессию Canton Fair в 2023 году. Выставка проводится уже более 50 лет в городе Гуанчжоу на юге Китая.

Анатолий Якимов
Как выставки в Москве укрепляют сотрудничество России и Китая в торговле и промышленности
Фото предоставлено организаторами выставок

Товарооборот России с Китаем продолжает устойчиво расти, а торговое сотрудничество развивается в новых форматах, что подтверждается итогами специализированных выставок и бизнес-форумов в Москве. По данным за январь–июль 2025 года, объем двусторонней торговли достиг 125,8 миллиарда долларов США, при этом положительное сальдо сохраняется за Россией. Экспозиции выставок International /China Commodity Fair и China Machinery Fair показали не только широкий ассортимент китайской продукции, но и возросший интерес российских компаний к комплексным решениям, маркировке и цифровой интеграции.

Анатолий Якимов
Читинские таможенники пресекли контрабанду культурных ценностей в Китай: 86 предметов царской эпохи и СССР
Фото пресс-службы Читинской таможни

Читинские таможенники пресекли попытку нелегального вывоза культурных ценностей царских времен и эпохи СССР в Китай через Международный автоматический пункт пропуска «Забайкальск». У задержанного иностранного гражданина в багаже было обнаружено 86 предметов, включая браслеты и гребни из нефрита, 27 необработанных камней нефрита разных оттенков и размеров, знаки отличия советской эпохи, орденскую книжку, а также денежные знаки времен царской России и СССР.