Елена Венгерская
Экспорт

Все факапы российского экспорта в Китай: интервью с Максимом Спасским

После беседы о том, как получить китайские деньги, мы поговорили с Максимом Спасским, председателем «Дома Российско-Китайской дружбы», о законах экспорта в КНР. Все больше российских компаний пробуют выходить на рынок Китая, пробуют поставлять туда различные товары — от классических конфет и мороженого — до уникальных игрушек и другого эксклюзива. Кто-то набивает шишки и все же добивается успеха, а кто-то, имея все шансы на победу, теряет на этом поле все. В чем же правы одни и не правы другие? Есть ли универсальные рецепты, стратегии, рекомендации? И почему российский бизнес допускает критичные ошибки, хотя об экспорте в Китай сейчас не пишет только ленивый? Максим объяснил нам, почему все происходит именно так.
СL: Максим, про экспорт в Китай Вас, наверное, спрашивают чаще всего. С чего тут лучше начинать?
Максим Спасский: С изучения аналитики. Хотя в Китае статистических данных не так много, найти их достаточно тяжело, все равно существуют открытые источники. И прежде, чем везти в Китай каких-нибудь русских матрешек, нужно понять: а нужны ли они там? А русские бизнесмены считают: в Китае 1,5 млрд человек, это огромный рынок. И любые матрешки будут востребованы. А это не так.
Экспресс-анализ того, будет ли продукт востребован или нет, можно сделать, порывшись в китайском интернете, потратив один-два дня. 90% входящих запросов к нам — от людей, которые хотят экспортировать в Китай товары, запрещенные к экспорту в эту страну. Узнать про такое несложно. Так, вся информация есть на сайте РЭЦ. Разберитесь, какие лицензии вам понадобятся. И купят или нет ваш товар в Китае. Кроме того, есть такие замечательные компании, как «ВЭД Агент», которые всегда помогут и подскажут. Но наши люди не хотят читать, не хотят слушать экспертов. Они лучше поверят Васе, который скажет, что китайцы купят их товар на раз-два.
СL: С какими главными проблемами столкнется русский экспортер в Китае?
Максим Спасский: Первое и главное — языковой барьер. Второе — отсутствие квалифицированных интернет-маркетологов, которые могли бы упаковать и продать товар в Китае. В Китае, конечно, есть нюансы, предпочтения, особенности восприятия, их нужно учитывать. Но законы маркетинга — те же, что и везде. Просто рынок Китая в 15 раз больше российского. Просто другие мессенджеры, сервисы, социальные сети. И работать нужно на китайском языке, и все это в несколько раз дороже.
А так люди так же любят халяву, хотят дешево покупать классные вещи, хорошо реагируют на уникальные суперпредложения.
СL: Но национальные особенности маркетинга все же есть?
Максим Спасский: Одна из особенностей — культ маленьких императоров. Долгая борьба Китая с рождаемостью привела к тому, что во многих семьях — по одному ребенку. На одного ребенка — мама и папа, две бабушки и два дедушки, четыре прабабушки и четверо прадедушек, у которых этот ребенок на божничке. Ребенка балуют. Такое доминирование детей очень сильно изменило структуру потребления, а российский бизнес при выходе на китайский рынок этого не учитывает. Отсюда неправильные стратегии, которые приводят к плачевным результатам.
СL: Чего еще не учитывает российский бизнес?
Максим Спасский: Очень сильно вредят ситуации многочисленные инфобизнесмены, вся суть рекомендаций которых сводится к тому, чтобы встать с дивана, собрать волю в кулак и начать зарабатывать миллионы без особых усилий. Они сами не разбираются в рынке и привлекают на него людей, которые тоже не хотят в нем разбираться. А хотят заплатить 50 тыс. за курсы, получить волшебную пилюлю и зарабатывать, лежа на диване. И у таких людей ничего не получается. После чего нормальные бизнесмены, наслушавшись их рассказов, «дуют на воду».
Все хотят гарантированного результата. А это из области чудес. Мы пока хорошо умеем продавать в Китай сырье, а сейчас начнем еще и хорошо продавать пшеницу. А с тем же куриными лапками, медом, иван-чаем и другими продуктами, которые хочет продавать в Китай русский бизнес, все иначе. Про куриные лапки… Каждый в работе с Китаем проходит три обязательных этапа: вначале он хочет возить в Китай куриные лапки, затем, наоборот, возить из Китая чай, и, наконец, наступает этап, когда все хотят продавать в Китай мед.
СL: А в чем сложности с этими продуктами?
Максим Спасский: Там десятки барьеров. И как, скажите, маленький пасечник сможет зайти со своим медом в сеть китайских супермаркетов, в которой 500-1000 магазинов? Какой должна быть партия меда, сертифицированная, одинаковая, соответствующая всем стандартам? Поэтому мой совет: привезите вагон меда на рынок в северный Китай, торгуйте им там, изучите спрос. У малого бизнеса нет денег на консультантов: плохие ему не нужны, хорошие же не по карману. Надо помнить: места для малого бизнеса в китайских супермаркетах нет. Место для малого бизнеса — приграничная торговля: ехать самому, с сумками, переправляться через реки и т.п. Торговать на рынках, представлять товар на выставках.
СL: А у среднего бизнеса есть шансы преуспеть на рынке Китая?
Максим Спасский: Да. У него есть маркетинговые бюджеты, есть возможность нанять консультантов, разработать стратегию. В Китае без планирования, без стратегии делать нечего.
Например, российские фирмы часто консультируются со мной на тему бюджета рекламной кампании. Я говорю: скажите, какой KPI вы хотели бы получить, и мы сможем сформулировать бюджет. Но у всех один KPI, он звучит так: «Дайте нам бюджет рекламной кампании в Китае». Я на такой вопрос ответить не могу, не зная цели, которую преследует заказчик.
СL: В чем сложности работы с китайскими розничными сетями?
Максим Спасский: Китайские сети обычно берут товар на консигнацию (с расчетом по факту продажи). И не сообщают русским о своей ценовой политике. Русский задирает цену, думая, что китайцы все купят. А они не покупают. По условиям контракта китайская сеть говорит поставщику: заберите товар! Русская компания плохо реагирует. И через месяц уже включается счетчик на хранение.
СL: Как лучше выходить на рынок: самостоятельно или через китайского партнера?
Максим Спасский: Я всегда советую искать надежного партнера в Китае. Самостоятельный выход на рынок чреват проблемами. Сейчас развелось много мошенников, как русских, так и китайских, якобы помогающих продавать товар в Китае. Эти мошенники обставляют все достаточно натурально. Людей даже приглашают в Китай, возят на выставки. Потратив на такой прием 100 тыс. рублей, мошенники потом исчезают с 10 вагонами товара.
Недавно наш клиент — московский завод — заплатил таким мошенникам за разработку софта и гаджета. А когда китаец перестал выходить с руководством завода на связь, его директор спросил меня: «Может, у него что-то случилось и ему нужно помочь?». Так вы уже ему помогли — подарили $200 тыс.
Проверяйте контрагента: посмотрите, подписал ли с вами контракт именно директор данной компании, есть ли у компании зарегистрированная лицензия, занимаются ли они в действительности тем, о чем говорят. Услуга юридической проверки контрагента стоит всего $150-500 — это куда меньше $200 тыс.
В Китае, на самом деле, все очень неплохо с соблюдением законности. У нас у самих был случай, когда нас подвел партнер, не выполнив работу, за которую были заплачены деньги. Обещанную рекламу за наши деньги мы так и не получили. Но у нас был представитель в Китае. Наш китайский сотрудник методично писал кинувшему нас товарищу письма и одновременно писал письма во все контролирующие инстанции. И деньги нам вернули.
СL: Не поделитесь каким-нибудь успешным кейсом экспорта, когда китайские деньги стали «лекарством» для российского предприятия?
Максим Спасский: В чем проблема с успешными кейсами? Люди не спешат ими делиться. Стоит только сказать, как у них все хорошо получилось — и сразу же появляется масса клонов. Так, один товарищ наладил производство заготовок для палочек для еды и продажу их в Китай. А потом написал большую статью о своем успехе в екатеринбургском «Деловом квартале». И тут же таких бизнесов родилось сразу несколько штук. Но у тех, кто делал такие заготовки вторыми, все получилось совсем не так хорошо. Потому что успешный бизнес — это не книжная история про деятелей, начинавших в подвале и заработавших миллиарды. Успешный бизнес — всегда стечение многих обстоятельств: харизмы, везения и массы вещей, повторить которые практически невозможно.
Но, не пробуя, вы так и останетесь наедине с мечтами. Поэтому работайте с Китаем. Приняв к сведению все рекомендации. И, как говорится, дорогу осилит идущий.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Где купить хлопчатобумажные ткани в Китае
Фото с сайта unsplash.com

Синьцзян-Уйгурский автономный район расположен на Северо-Западе Китая. В 2024 году здесь произвели 5,86 миллиона тонн хлопка – 92,2% от всего объема. Власти района планируют развивать хлопчатобумажную промышленность и сделать ее опорным сектором.

По информации информационного агентства «Синьхуа», в 2024 году объем производства хлопчатобумажной и текстильной промышленности района достиг 220 миллиардов юаней. В отрасли трудятся более 1 миллиона человек.

Анатолий Якимов
Импорт
Импорт пива из Китая вырос почти в 2 раза
Фото Elevate/unsplash.com

Россия импортировала в 2024 году пива из Китая в 1,9 раз больше, чем в предыдущем году – до 29,96 миллиона долларов США. За этот же период из РФ в КНР вывезли пива на 17,3 миллиона долларов США, что на 14,4% меньше, чем в 2023 году.

По информации «Интерфакса», со ссылкой на Главное таможенное управление Китая, в декабре Россия экспортировала пива на уровне 2023 года – на 1,87 миллиона долларов США.

По оценкам «Агроэкспорта», Китай – одно из перспективных направлений по экспорту российского пива. В 2026 году поставки могут достичь 46,8 тысячи тонн на 31,7 миллиона долларов США. Доля российского пива достигнет 5,3%.

Анатолий Якимов
Экспорт
Сибирскую халву распробовали в Китае
Фото с сайта Сибирского таможенного управления

Экспорт халвы, нуги и козинаков из Сибири в 2024 году составил более 147 тонн на более чем 20,5 миллиона рублей. По сравнению с предыдущим годом поставки выросли в 1,8 раза. Такие данные привело Сибирское таможенное управление.

По информации ведомства преимущественно вывозилась халва – 81,8 тонны, нуга – 57,6 тонны, козинкаки – 7,7 тонны.

Анатолий Якимов
Импорт
Пуговичная улица ждет покупателей из России
Фото Ольги Ковальской/unsplash.com

Город Цяотоу уезда Юнцзя провинции Чжэцзян считается пуговичной столицей Китая. За 40 лет он вырос до крупного промышленного центра по производству 60 миллиардов пуговиц в год. Изменения произошли благодаря женщине по имени Ван Суйнай, торговала с лотка. Ее историю рассказал портал china.org.cn.

В 1970-х годах Ван Суйцан узнала, что у одного торговца скопились пуговицы. Несколько часов женщина потратила на то, чтобы мужчина передал товар на продажу. Так как пуговицы были дешевле, то их быстро раскупили.

Анатолий Якимов
Импорт
Доставку грузов из Китая с пассажирской скоростью предлагает Почта России и РЖД
Фото пресс-службы АО «Почта России»

Коммерческие грузы из Китая в России доставят за две недели. Решение о запуске мультимодальных перевозок по маршруту Хуньчунь – Москва позволят импортерам получать массогабаритные параметры международных почтовых отправлений и ускорить доставку.

Почта России и РЖД совместно разработали Е2Е-решение. По Китаю до станции Хуньчунь, в Яньбань-Корейского автономного округа провинции Гирин, грузы доставляют автомобильным транспортом. После чего почтовые отправления перегружают в железнодорожные вагоны, которые через станцию Камышовая следуют до Уссурийска, где их прицепляют к составу почтово-багажного поезда №989 Владивосток – Москва.

Анатолий Якимов
Как будут работать пункты пропуска с КНР на китайский Новый год: обновленные данные
Фото пресс-службы Уссурийской таможни

Жизнь в Китае замирает в Новый год по лунному календарю. В этом году праздник Весны в Китае наступает 29 января. Во многих компаниях каникулы начнутся с понедельника 26 января и продлятся до 4-12 февраля.

Chinalogist уже сообщал о том, как будут работать пограничные пункты пропуска в период Чуньцзе – Праздника Весны. Сейчас появилась обновленная информация.

Анатолий Якимов
Рекордный объем овощей закупила Россия в КНР в 2024 году
Фото Андреса Каррено/Unsplash.com

Импорт китайских овощей в Россию вырос до 340,3 миллиона долларов США в 2024 году. Такие данные приводит РИА-Новости со ссылкой на Главное таможенное управление КНР.

По данным ведомства, 21% приходится на импорт различных видов лука. На втором месте – томаты, доля которых составила 18%. Еще 16% приходится на баклажаны, спаржу, тыкву и другие товары, в том числе и грибы.

Поставки картофеля выросли в четыре раза – до 17,2 миллиона долларов США. На 411 тысяч долларов импортировали маниок, ямс и тропическое таро. На 17,7 тысячи долларов США ввезли замороженных овощей.

Анатолий Якимов
Модные игрушки из Китая популярны во всем мире
Коллаж из фото Марии Г./ozon.ru

Модные игрушки – это специально разработанные дизайнерами и художниками куклы. Впервые они появились на рынке Китая в 2000-м году. Через 16 лет китайский бренд Pop Mart выпустил серию «слепых коробок» «Созвездие Молли», которые были запроданы за четыре (!) секунды предварительной онлайн-продажи. С тех пор рынок модных игрушек динамично развивается, а культура модных кукол стала популярной.

Дизайнерские игрушки – это не только куклы и «слепые коробки», но и подвижные фигурки, тканевые игрушки, конструкторы и даже игральные карты. По информации сайта russian.china.org.cn, в 2023 году общая стоимость рынка индустрии модных игрушек в Китае выросла до 60 миллиардов юаней и составила 20% мирового рынка. При этом эксперты уверены, что индустрия модных игрушек продолжит развиваться. Это связано с несколькими факторами.

Анатолий Якимов
Экспорт российской рыбы в Китай вырос в 1,5 раза
Фото Натальи Гусаковой/unsplash.com

В 2024 году в КНР ввезли филе и другого мяса рыбы до 86,1 миллиона долларов США. Об этом сообщает РИА-Новости со ссылкой на данные Главного таможенного управления Китайской Народной Республики.

Чаще КНР экспортировала филе и мясо минтая в мороженом виде. Объем поставленной продукции составил 84 миллиона долларов США. Это максимальные поставки, начиная с 2015 года.

Анатолий Якимов
Стоимость виз в Китай для россиян осталась прежней
Фото Анатолия Якимова

Консульская служба МИД КНР опубликовало информацию стоимости виз для посещения страны. До 31 декабря 2025 года стоимость виз для граждан России останется прежней.

Однократная виза для посещения КНР россиянами будет стоить 2 500 рублей, двукратная – 5 000 рублей, многократная – 7 400 рублей. Стоимость виз для граждан третьих стран за исключением граждан США, Канады, Сербии, Бразилии, Панамы, Израиля, Аргентины и Румынии будет дешевле. Однократная – 1 500 рублей, двукратная 2 300 рублей, многократная полугодовая – 3 000 рублей и годовая – 4 500 рублей.