Елена Венгерская
Экспорт

Все факапы российского экспорта в Китай: интервью с Максимом Спасским

После беседы о том, как получить китайские деньги, мы поговорили с Максимом Спасским, председателем «Дома Российско-Китайской дружбы», о законах экспорта в КНР. Все больше российских компаний пробуют выходить на рынок Китая, пробуют поставлять туда различные товары — от классических конфет и мороженого — до уникальных игрушек и другого эксклюзива. Кто-то набивает шишки и все же добивается успеха, а кто-то, имея все шансы на победу, теряет на этом поле все. В чем же правы одни и не правы другие? Есть ли универсальные рецепты, стратегии, рекомендации? И почему российский бизнес допускает критичные ошибки, хотя об экспорте в Китай сейчас не пишет только ленивый? Максим объяснил нам, почему все происходит именно так.
СL: Максим, про экспорт в Китай Вас, наверное, спрашивают чаще всего. С чего тут лучше начинать?
Максим Спасский: С изучения аналитики. Хотя в Китае статистических данных не так много, найти их достаточно тяжело, все равно существуют открытые источники. И прежде, чем везти в Китай каких-нибудь русских матрешек, нужно понять: а нужны ли они там? А русские бизнесмены считают: в Китае 1,5 млрд человек, это огромный рынок. И любые матрешки будут востребованы. А это не так.
Экспресс-анализ того, будет ли продукт востребован или нет, можно сделать, порывшись в китайском интернете, потратив один-два дня. 90% входящих запросов к нам — от людей, которые хотят экспортировать в Китай товары, запрещенные к экспорту в эту страну. Узнать про такое несложно. Так, вся информация есть на сайте РЭЦ. Разберитесь, какие лицензии вам понадобятся. И купят или нет ваш товар в Китае. Кроме того, есть такие замечательные компании, как «ВЭД Агент», которые всегда помогут и подскажут. Но наши люди не хотят читать, не хотят слушать экспертов. Они лучше поверят Васе, который скажет, что китайцы купят их товар на раз-два.
СL: С какими главными проблемами столкнется русский экспортер в Китае?
Максим Спасский: Первое и главное — языковой барьер. Второе — отсутствие квалифицированных интернет-маркетологов, которые могли бы упаковать и продать товар в Китае. В Китае, конечно, есть нюансы, предпочтения, особенности восприятия, их нужно учитывать. Но законы маркетинга — те же, что и везде. Просто рынок Китая в 15 раз больше российского. Просто другие мессенджеры, сервисы, социальные сети. И работать нужно на китайском языке, и все это в несколько раз дороже.
А так люди так же любят халяву, хотят дешево покупать классные вещи, хорошо реагируют на уникальные суперпредложения.
СL: Но национальные особенности маркетинга все же есть?
Максим Спасский: Одна из особенностей — культ маленьких императоров. Долгая борьба Китая с рождаемостью привела к тому, что во многих семьях — по одному ребенку. На одного ребенка — мама и папа, две бабушки и два дедушки, четыре прабабушки и четверо прадедушек, у которых этот ребенок на божничке. Ребенка балуют. Такое доминирование детей очень сильно изменило структуру потребления, а российский бизнес при выходе на китайский рынок этого не учитывает. Отсюда неправильные стратегии, которые приводят к плачевным результатам.
СL: Чего еще не учитывает российский бизнес?
Максим Спасский: Очень сильно вредят ситуации многочисленные инфобизнесмены, вся суть рекомендаций которых сводится к тому, чтобы встать с дивана, собрать волю в кулак и начать зарабатывать миллионы без особых усилий. Они сами не разбираются в рынке и привлекают на него людей, которые тоже не хотят в нем разбираться. А хотят заплатить 50 тыс. за курсы, получить волшебную пилюлю и зарабатывать, лежа на диване. И у таких людей ничего не получается. После чего нормальные бизнесмены, наслушавшись их рассказов, «дуют на воду».
Все хотят гарантированного результата. А это из области чудес. Мы пока хорошо умеем продавать в Китай сырье, а сейчас начнем еще и хорошо продавать пшеницу. А с тем же куриными лапками, медом, иван-чаем и другими продуктами, которые хочет продавать в Китай русский бизнес, все иначе. Про куриные лапки… Каждый в работе с Китаем проходит три обязательных этапа: вначале он хочет возить в Китай куриные лапки, затем, наоборот, возить из Китая чай, и, наконец, наступает этап, когда все хотят продавать в Китай мед.
СL: А в чем сложности с этими продуктами?
Максим Спасский: Там десятки барьеров. И как, скажите, маленький пасечник сможет зайти со своим медом в сеть китайских супермаркетов, в которой 500-1000 магазинов? Какой должна быть партия меда, сертифицированная, одинаковая, соответствующая всем стандартам? Поэтому мой совет: привезите вагон меда на рынок в северный Китай, торгуйте им там, изучите спрос. У малого бизнеса нет денег на консультантов: плохие ему не нужны, хорошие же не по карману. Надо помнить: места для малого бизнеса в китайских супермаркетах нет. Место для малого бизнеса — приграничная торговля: ехать самому, с сумками, переправляться через реки и т.п. Торговать на рынках, представлять товар на выставках.
СL: А у среднего бизнеса есть шансы преуспеть на рынке Китая?
Максим Спасский: Да. У него есть маркетинговые бюджеты, есть возможность нанять консультантов, разработать стратегию. В Китае без планирования, без стратегии делать нечего.
Например, российские фирмы часто консультируются со мной на тему бюджета рекламной кампании. Я говорю: скажите, какой KPI вы хотели бы получить, и мы сможем сформулировать бюджет. Но у всех один KPI, он звучит так: «Дайте нам бюджет рекламной кампании в Китае». Я на такой вопрос ответить не могу, не зная цели, которую преследует заказчик.
СL: В чем сложности работы с китайскими розничными сетями?
Максим Спасский: Китайские сети обычно берут товар на консигнацию (с расчетом по факту продажи). И не сообщают русским о своей ценовой политике. Русский задирает цену, думая, что китайцы все купят. А они не покупают. По условиям контракта китайская сеть говорит поставщику: заберите товар! Русская компания плохо реагирует. И через месяц уже включается счетчик на хранение.
СL: Как лучше выходить на рынок: самостоятельно или через китайского партнера?
Максим Спасский: Я всегда советую искать надежного партнера в Китае. Самостоятельный выход на рынок чреват проблемами. Сейчас развелось много мошенников, как русских, так и китайских, якобы помогающих продавать товар в Китае. Эти мошенники обставляют все достаточно натурально. Людей даже приглашают в Китай, возят на выставки. Потратив на такой прием 100 тыс. рублей, мошенники потом исчезают с 10 вагонами товара.
Недавно наш клиент — московский завод — заплатил таким мошенникам за разработку софта и гаджета. А когда китаец перестал выходить с руководством завода на связь, его директор спросил меня: «Может, у него что-то случилось и ему нужно помочь?». Так вы уже ему помогли — подарили $200 тыс.
Проверяйте контрагента: посмотрите, подписал ли с вами контракт именно директор данной компании, есть ли у компании зарегистрированная лицензия, занимаются ли они в действительности тем, о чем говорят. Услуга юридической проверки контрагента стоит всего $150-500 — это куда меньше $200 тыс.
В Китае, на самом деле, все очень неплохо с соблюдением законности. У нас у самих был случай, когда нас подвел партнер, не выполнив работу, за которую были заплачены деньги. Обещанную рекламу за наши деньги мы так и не получили. Но у нас был представитель в Китае. Наш китайский сотрудник методично писал кинувшему нас товарищу письма и одновременно писал письма во все контролирующие инстанции. И деньги нам вернули.
СL: Не поделитесь каким-нибудь успешным кейсом экспорта, когда китайские деньги стали «лекарством» для российского предприятия?
Максим Спасский: В чем проблема с успешными кейсами? Люди не спешат ими делиться. Стоит только сказать, как у них все хорошо получилось — и сразу же появляется масса клонов. Так, один товарищ наладил производство заготовок для палочек для еды и продажу их в Китай. А потом написал большую статью о своем успехе в екатеринбургском «Деловом квартале». И тут же таких бизнесов родилось сразу несколько штук. Но у тех, кто делал такие заготовки вторыми, все получилось совсем не так хорошо. Потому что успешный бизнес — это не книжная история про деятелей, начинавших в подвале и заработавших миллиарды. Успешный бизнес — всегда стечение многих обстоятельств: харизмы, везения и массы вещей, повторить которые практически невозможно.
Но, не пробуя, вы так и останетесь наедине с мечтами. Поэтому работайте с Китаем. Приняв к сведению все рекомендации. И, как говорится, дорогу осилит идущий.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
Китай меняет стратегию: импорт как инструмент сбалансированного развития
Фото с сайта freepik.com

Запуск программы стимулирования импорта Китая приобретает особое значение для российско-китайских торговых отношений, которые в 2025 году столкнулись с рядом сложностей. По данным Главного таможенного управления КНР, в январе–сентябре 2025 года товарооборот между странами сократился примерно на 9%, достигнув 163,6 миллиарда долларов США. Импорт китайских товаров в Россию за этот период снизился на 11%, а экспорт российских товаров в Китай — почти на 8%.

Анатолий Якимов
Импорт
Россия и Китай укрепляют стратегическое партнерство: результаты 30-й регулярной встречи
Фото с официального сайта Правительства России

30-я регулярная встреча глав правительств России и Китая прошла в городе Ханчжоу в рамках рабочего визита премьер-министра Михаила Мишустина. На мероприятии, которое уже стало традиционным и проводится три десятилетия, обсуждались ключевые аспекты двусторонних отношений и перспективы стратегического партнерства между двумя странами.

Редакция
С Днем народного единства!
Фото с сайта files-shop.ru

Дорогие читатели!

Поздравляем вас с Днем народного единства! Этот праздник символизирует силу России, сплочtнность народа и важность взаимопонимания между культурами и странами. В наше время, когда международная торговля и сотрудничество играют важную роль в развитии бизнеса, единство и поддержка партнеров становятся залогом успеха для всех.

Желаем вам крепкого здоровья, стабильного роста и новых горизонтов в торговле между Россией и Китаем. Пусть взаимное сотрудничество приносит только выгоду и способствует укреплению дружбы между нашими народами.

С праздником единства и сплоченности!

Анатолий Якимов
Китайские тренды октября 2025: лучшие гаджеты, мода и электроника для России
Фото с официального сайта Huawai

В октябре 2025 года на китайских маркетплейсах продолжают подтверждаться тренды, которые формируют спрос среди российских потребителей. В основе популярности лежит сочетание доступных цен, высокого качества и актуальности товаров, что способствует их активным продажам как через онлайн-платформы, так и в офлайн-ритейле.

Анатолий Якимов
Минпромторг перенес новые правила утильсбора на автомобили на 1 декабря 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг официально перенес введение новых правил расчета утильсбора на автомобили на 1 декабря 2025 года. Ранее планировалось начать их применение с 1 ноября.

Анатолий Якимов
Торговля АПК между Россией и Китаем выросла на 15% за три квартала 2025 года
Фото с официального сайта Министерства сельского хозяйства РФ

В ходе рабочего визита в Китай министр сельского хозяйства России Оксана Лут провела переговоры с министром сельского хозяйства и сельских дел Китайской Народной Республики Хань Цзюнем. Главной темой стало развитие сотрудничества в аграрной сфере, которое демонстрирует уверенный рост.

Анатолий Якимов
Российское мороженое в Китае: рекордный экспорт 2025 года и регионы поставок
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

30 октября 2025 года в Томске инспектор Россельхознадзора оформил документы для отправки очередной партии российской продукции — 15,84 тонны мороженого, что увеличило общий объем экспорта с начала года до 120,74 тонны. Этот показатель в 1,9 раза превышает аналогичный период 2024 года – 64 тонны.

Анатолий Якимов
Прогноз курса рубля к юаню на конец 2025 года и перспективы на 2026

В Гуанчжоу стартовал третий этап 138-й Кантонской выставки, который проходит с 31 октября по 4 ноября 2025 года. На этом этапе представлена широкая гамма товаров: текстиль и одежда, обувь, канцелярские товары, сумки и чемоданы, товары для отдыха, медикаменты и медицинское оборудование, продукты питания, а также международный павильон с экспозициями из разных стран. Кантонская выставка продолжает служить значимым индикатором состояния и перспектив товарооборота между Китаем и Россией, а вместе с этим — и влияния на валютные курсы, в частности, пары рубль-юань.

Фото с сайта freepik.com
Анатолий Якимов
Изменение режима работы пунктов пропуска на российско-китайской границе с ноября 2025 года
Фото пресс-службы ФГКУ «Росгранстрой»

Росгранстрой объявил об изменении работы пунктов пропуска на российско-китайской границе с ноября 2025 года. В связи с завершением навигационного периода с 1 ноября остановлено пассажирское сообщение через речной пункт пропуска Хабаровск, а с 6 ноября приостанавливается грузовое направление. Работу возобновят с началом новой навигации в 2026 году.

Анатолий Якимов
Посол РФ в КНР Игорь Моргулов назвал причины замедления объема торговли между Россией и Китаем
Фото с официального сайта посольства России в КНР

По итогам девяти месяцев 2025 года объем товарооборота между Российской Федерацией и КНР достиг около 164 миллиардов долларов США, что на 9% меньше показателей прошлого года. Несмотря на это, посол России в Китае Игорь Моргулов выразил уверенность в достижении плановой цели по перевыполнению порога в 200 миллиардов долларов, установленных лидерами двух стран.