Слово Эксперта
Импорт

Золотое время для онлайн-шоппинга

Вчера, 18 января, Национальное бюро статистики Китая рассказало, что если розничные продажи в Китае за 2020 год упали на 3,9%, то онлайн-продажи выросли на 14,8%.
Действительно, во время эпидемии COVID-19 показатели электронной торговли росли в геометрической прогрессии. По данным ICEX Spain Export and Investors, 29% населения уже покупали товары онлайн. При этом Китай лидирует по объемам онлайн-рынка, на который здесь приходится 40,4% торгового бизнеса.
Согласно ICEX, китайский онлайн-потребитель молод, требователен и полностью доверяет Интернету. Ему от 25 до 45 лет, у него высшее образование и высокий доход. Он находится под сильным влиянием социальных сетей и всегда требует лучшего качества по лучшей цене. Он также стремится всесторонне изучать товар. Исследование, проведенное в интернете, показывает, что пользователь просматривает в среднем шесть фотографий и три видеоролика о продукте, прежде чем совершить онлайн-покупку.
Онлайн-площадки являются основным путем доступа к китайскому рынку. Среди них преобладают работающие в сегменте B2C. Лидерами являются маркетплейсы Alibaba Group и JD.com, доля рынка которых составляет 73%.
По словам Дина Х. Диабейта, советника по развитию бизнеса Alibabа в Европе, в течение следующих пяти лет компания представит на китайском рынке новые импортные товары на сумму $200 млрд, тем самым значительно расширив ассортимент и удвоив текущую статистику.
Дин Х. Диабейт считает, что коронакризис открыл новые возможности для китайского онлайн-рынка и называет некоторые тенденции:
  • Новые привычки вызвали популярность товаров для дома
  • Свежая еда онлайн. Здоровая диета
  • Спрос на продукты для домашнего приготовления
  • Повышенный спрос на сантехнические изделия
  • Популярность средств мгновенного ухода
В эпоху коронавируса многие потребители впервые в жизни совершили покупки в онлайн-магазинах. Катализатором здесь стала не только самоизоляция, но и переход от просмотра видео в интернете к приложениям электронной коммерции. В приложении TikTok, запущенном в Китае и распространившемся по всему миру, пользователи могут участвовать в прямых трансляциях на онлайн-платформах, следить за рекламными акциями и совершать покупки. Кроме того, они могут видеть информацию об акциях и скидках во время онлайн-трансляции.
По оценкам аналитиков из Coresight, стоимость покупок, совершенных с помощью прямых трансляций в 2020 году превысит $100 млрд, а в 2021 году будет расти экспоненциально. В Китае, который в настоящее время является лидером в этой области, количество пользователей, делающих покупки в результате прямых трансляций, достигло 300 миллионов.
По словам аналитиков, прямые продажи предлагают брендам новаторское понимание маркетинга, что приносит прибыль онлайн-магазинам. Прямые трансляции увеличивают возможности продвижения продуктов и брендов, предоставляя пользователям возможность получать подробную информацию о товарах, акциях и скидках. Прямые трансляции очень популярны в Китае. Недаром Taobao Live, одна из крупнейших платформ в Китае в этой области, выросла на 150% за последние три года.
В последние годы китайские компании международной электронной торговли создали новые модели, упрощающие оплату, таможенное оформление, логистику онлайн-продаж и обеспечивающие удобные решения для малых и средних предприятий-продавцов.
По данным ГТУ КНР, за 2020 год оборот международной онлайн-торговли в Китае составил 1,69 трлн юаней, увеличившись на 31,1% в годовом выражении.
Согласно годовому отчету Alibaba International Station, объем транзакций на платформе увеличился на 101% в годовом выражении (в долларах), а количество заказов удвоилось по сравнению с 2019 годом.
Одной из причин такого впечатляющего роста онлайн-торговли генеральный директор Alibaba International Station Чжан Куо назвал эпидемию коронавируса, заблокировавшую китайскую офлайн-торговлю в первой половине года. Затем коронавирус вышел на мировую арену. С июня основные показатели данных платформы Alibaba International Station достигли трехзначного роста.
Согласно данным Alibaba International Station, по итогам 2020 года более чем в 100 странах объем транзакций платформы увеличился свыше чем на 100% в годовом выражении. Среди них США, Великобритания, Австралия, страны АСЕАН, Таиланд и другие рынки.
Что касается внутреннего рынка онлайн-торговли, то экспортные операции сразу пяти городов (Шэньчжэня, Гуанчжоу, Цзиньхуа, Дунгуаня и Нинбо) увеличились вдвое.
В первую пятерку отраслей по объему транзакций вошли машиностроение, товары для сада, бытовая электроника, косметика, средства личной гигиены и одежда. Стало популярным все, что скрашивало быт во время самоизоляции: мебель для работы из дома, бытовая электроника и т.п. Продажи последней только в ноябре выросли на 145% в годовом выражении. А продажи очистителей воздуха онлайн за 10 месяцев увеличились почти в 10 раз.
Заметный рост онлайн-продаж отмечен в 2020 году в китайском центре электронной коммерции — провинции Чжэцзян. Согласно данным управления коммерции Чжэцзяна, объем розничной онлайн-торговли в провинции достиг 2,26 трлн юаней (около $350 млрд). Рост в годовом выражении составил 14,3%. При этом жители провинции потратили на онлайн-шоппинг 1,11 трлн юаней (около $170 млрд), что на 10,9% больше, чем в 2019 году. Наибольшим спросом пользовались одежда, обувь, сумки, предметы домашнего интерьера, а также компьютеры, средства телекоммуникационной связи и потребительская электроника. Онлайн-экспорт провинции Чжэцзян в 2020 году достиг 102,3 млрд юаней ($15,8 млрд). Рост в годовом выражении составил 31,6%.
Размещайте заявки на поиск провайдеров ВЭД на нашей бирже!
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Тюменские таможенники изъяли 700 килограммов незадекларированной детской одежды из Китая
Фото пресс-службы Тюменской таможни

Тюменские таможенники в мае 2025 года задержали крупную партию незадекларированной детской одежды из Китая весом 700 килограммов на сумму около 2,5 миллионов рублей. Грузовик прибыл из Казахстана, и при досмотре были обнаружены футболки, спортивные костюмы, платья и джинсы без каких-либо таможенных документов и сертификатов соответствия. Владелец груза не смог сразу подать декларацию и подтверждение уплаты пошлин. Позже он оформил документы и уплатил таможенные платежи на сумму 460 тысяч рублей. Вся партия была возвращена получателю.

Анатолий Якимов
Работа
Первый российский водитель получил китайские права для управления большегрузом в Хэйхэ
Скриншот из видео на сайте amur.life

Россиянин Тимур Абазов стал первым в Китае обладателем водительского удостоверения, которое позволяет управлять большегрузом. Документ выдали в приграничном городе Хэйхэ, провинции Хэйлунцзян на севере КНР. Это событие вызвало интерес в средствах массовой информации и соцсетях, так как теперь молодой человек может легально управлять китайскими грузовыми автомобилями большой вместимости и осуществлять международные перевозки между Китаем и Россией.

Анатолий Якимов
Таможня
Красноярских предпринимателей приглашают на встречу с руководителями таможни Сибири: новые возможности и живое общение
Фото пресс-служба Сибирского таможенного управления

19 июня 2025 года в актовом зале Сибирской электронной таможни будет проходить встреча с руководством таможенных органов Сибири. Это уникальный шанс узнать об изменениях в таможенной сфере, получить ответы на свои вопросы и лично пообщаться с начальником Сибирского таможенного управления Александром Ястребовым, начальником Сибирской электронной таможни Егором Вегнером и членом Общественного совета при ФТС России Александром Дегтяревым.

Анатолий Якимов
Китайские дизайнерские игрушки: эксперт объяснила популярность Лабубу и других
Фото с сайта wildberries.ru

Китайские дизайнерские коллекционные игрушки продолжают стремительно завоевывать зарубежные рынки. Видео с игрушками в видео эльфов Лабубу от китайского бренда набирают сотни просмотров в международных соцсетях. Западные знаменитости делали фото с игрушками, и теперь их сторонники спешат приобрести такие же.

Анатолий Якимов
Четыре из топ-5 лидеров складных смартфонов родом из Китая
Фото предоставлено пресс-службой ГК М.Видео-Эльдорадо

В группе компаний М.Видео-Эльдорадо подвели итоги продаж складных смартфонов за период с января по апрель 2025 года. В рейтинг самых востребованных брендов вошли HUAWEI, Samsung, Tecno, Infinix и Xiaomi – еще один быстрорастущий китайский производитель.

Анатолий Якимов
Китай открыл рынок для ржаной муки и манной крупы из России: экспорт зерна бьет рекорды
Китай с 3 июня 2025 года официально разрешил импорт из России ржаной муки и манной крупы. Это стало возможным после подписания Россельхознадзором и Главным таможенным управлением протоколов КНР, которые установили строгие требования к качеству, упаковке, транспортировке и безопасности продукции. Российские производители считают, что соблюдают стандарты пищевой безопасности и проходят проверку в рабочей системе контроля CIFER.

Китай с 3 июня 2025 года официально разрешил импорт из России ржаной муки и манной крупы. Это стало возможным после подписания Россельхознадзором и Главным таможенным управлением протоколов КНР, которые установили строгие требования к качеству, упаковке, транспортировке и безопасности продукции. Российские производители считают, что соблюдают стандарты пищевой безопасности и проходят проверку в рабочей системе контроля CIFER.

Анатолий Якимов
Импорт оборудования из Китая в Россию: что нужно знать для успешных закупок и логистики
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В условиях санкционных ограничений на поставки промышленного оборудования из Европы и США российские предприятия все активнее обращаются к Китаю как к основному импортеру станков и комплектующих. За последний год доля китайского оборудования в российском импорте выросла в четыре раза и превысила 43%. Однако закупка и доставка станков из Китая сопряжены с определенными рисками и сложностями. В этой статье рассмотрим, как правильно выбирать и закупать оборудование, на что обратить внимание при транспортировке, а также как организовать таможенное оформление и доставку.

Анатолий Якимов
Экспедиторов внесут в реестр: Госдума ужесточает правила транспортной отрасли
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В конце мая депутаты Государственной Думы России в третьем чтении приняли закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», который ужесточает контроль и приводит к цифровизации в отрасли. Документом предусмотрено создание нового реестра экспедиторов на платформе «ГосЛог» и его поэтапное внедрение с 2025 по 2026 год.

Анатолий Якимов
Новый международный транспортный коридор через Туву: инвестиции свыше 1 трлн рублей и поддержка ученых
Фото с сайта asiarussia.ru

Ученые Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) оказали поддержку проекту международного транспортного коридора, который пройдет через Республику Туву в Китай через Монголию. Новый маршрут позволит разгрузить Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали, увеличить внешнеторговый оборот с КНР и Монголией, а также укрепить социально-экономические и геостратегические позиции России. Об этом сообщает сайт asiarussia.ru.

Анатолий Якимов
В Новосибирске обсудили новые технологии и изменения в таможенной сфере
Фото пресс-службы Сибирского таможенного управления

В Центре поддержки предпринимательства «Мой бизнес» прошла встреча представителей бизнеса, логистических компаний и таможенных служб. Участники обсудили актуальные вопросы внешнеэкономической деятельности (ВЭД).