Слово Эксперта
Импорт

Золотое время для онлайн-шоппинга

Вчера, 18 января, Национальное бюро статистики Китая рассказало, что если розничные продажи в Китае за 2020 год упали на 3,9%, то онлайн-продажи выросли на 14,8%.
Действительно, во время эпидемии COVID-19 показатели электронной торговли росли в геометрической прогрессии. По данным ICEX Spain Export and Investors, 29% населения уже покупали товары онлайн. При этом Китай лидирует по объемам онлайн-рынка, на который здесь приходится 40,4% торгового бизнеса.
Согласно ICEX, китайский онлайн-потребитель молод, требователен и полностью доверяет Интернету. Ему от 25 до 45 лет, у него высшее образование и высокий доход. Он находится под сильным влиянием социальных сетей и всегда требует лучшего качества по лучшей цене. Он также стремится всесторонне изучать товар. Исследование, проведенное в интернете, показывает, что пользователь просматривает в среднем шесть фотографий и три видеоролика о продукте, прежде чем совершить онлайн-покупку.
Онлайн-площадки являются основным путем доступа к китайскому рынку. Среди них преобладают работающие в сегменте B2C. Лидерами являются маркетплейсы Alibaba Group и JD.com, доля рынка которых составляет 73%.
По словам Дина Х. Диабейта, советника по развитию бизнеса Alibabа в Европе, в течение следующих пяти лет компания представит на китайском рынке новые импортные товары на сумму $200 млрд, тем самым значительно расширив ассортимент и удвоив текущую статистику.
Дин Х. Диабейт считает, что коронакризис открыл новые возможности для китайского онлайн-рынка и называет некоторые тенденции:
  • Новые привычки вызвали популярность товаров для дома
  • Свежая еда онлайн. Здоровая диета
  • Спрос на продукты для домашнего приготовления
  • Повышенный спрос на сантехнические изделия
  • Популярность средств мгновенного ухода
В эпоху коронавируса многие потребители впервые в жизни совершили покупки в онлайн-магазинах. Катализатором здесь стала не только самоизоляция, но и переход от просмотра видео в интернете к приложениям электронной коммерции. В приложении TikTok, запущенном в Китае и распространившемся по всему миру, пользователи могут участвовать в прямых трансляциях на онлайн-платформах, следить за рекламными акциями и совершать покупки. Кроме того, они могут видеть информацию об акциях и скидках во время онлайн-трансляции.
По оценкам аналитиков из Coresight, стоимость покупок, совершенных с помощью прямых трансляций в 2020 году превысит $100 млрд, а в 2021 году будет расти экспоненциально. В Китае, который в настоящее время является лидером в этой области, количество пользователей, делающих покупки в результате прямых трансляций, достигло 300 миллионов.
По словам аналитиков, прямые продажи предлагают брендам новаторское понимание маркетинга, что приносит прибыль онлайн-магазинам. Прямые трансляции увеличивают возможности продвижения продуктов и брендов, предоставляя пользователям возможность получать подробную информацию о товарах, акциях и скидках. Прямые трансляции очень популярны в Китае. Недаром Taobao Live, одна из крупнейших платформ в Китае в этой области, выросла на 150% за последние три года.
В последние годы китайские компании международной электронной торговли создали новые модели, упрощающие оплату, таможенное оформление, логистику онлайн-продаж и обеспечивающие удобные решения для малых и средних предприятий-продавцов.
По данным ГТУ КНР, за 2020 год оборот международной онлайн-торговли в Китае составил 1,69 трлн юаней, увеличившись на 31,1% в годовом выражении.
Согласно годовому отчету Alibaba International Station, объем транзакций на платформе увеличился на 101% в годовом выражении (в долларах), а количество заказов удвоилось по сравнению с 2019 годом.
Одной из причин такого впечатляющего роста онлайн-торговли генеральный директор Alibaba International Station Чжан Куо назвал эпидемию коронавируса, заблокировавшую китайскую офлайн-торговлю в первой половине года. Затем коронавирус вышел на мировую арену. С июня основные показатели данных платформы Alibaba International Station достигли трехзначного роста.
Согласно данным Alibaba International Station, по итогам 2020 года более чем в 100 странах объем транзакций платформы увеличился свыше чем на 100% в годовом выражении. Среди них США, Великобритания, Австралия, страны АСЕАН, Таиланд и другие рынки.
Что касается внутреннего рынка онлайн-торговли, то экспортные операции сразу пяти городов (Шэньчжэня, Гуанчжоу, Цзиньхуа, Дунгуаня и Нинбо) увеличились вдвое.
В первую пятерку отраслей по объему транзакций вошли машиностроение, товары для сада, бытовая электроника, косметика, средства личной гигиены и одежда. Стало популярным все, что скрашивало быт во время самоизоляции: мебель для работы из дома, бытовая электроника и т.п. Продажи последней только в ноябре выросли на 145% в годовом выражении. А продажи очистителей воздуха онлайн за 10 месяцев увеличились почти в 10 раз.
Заметный рост онлайн-продаж отмечен в 2020 году в китайском центре электронной коммерции — провинции Чжэцзян. Согласно данным управления коммерции Чжэцзяна, объем розничной онлайн-торговли в провинции достиг 2,26 трлн юаней (около $350 млрд). Рост в годовом выражении составил 14,3%. При этом жители провинции потратили на онлайн-шоппинг 1,11 трлн юаней (около $170 млрд), что на 10,9% больше, чем в 2019 году. Наибольшим спросом пользовались одежда, обувь, сумки, предметы домашнего интерьера, а также компьютеры, средства телекоммуникационной связи и потребительская электроника. Онлайн-экспорт провинции Чжэцзян в 2020 году достиг 102,3 млрд юаней ($15,8 млрд). Рост в годовом выражении составил 31,6%.
Размещайте заявки на поиск провайдеров ВЭД на нашей бирже!
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Объем импорта китайских часов в Россию вырос почти в три раза за 7 месяцев
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Поставки часов, часовых механизмов и сопутствующих устройств из Китая в Россию по итогам января–июля 2025 года выросли в 2,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные приводит Главное таможенное управление КНР.

Анатолий Якимов
Кантонская ярмарка осень 2025: подробный план для российских импортеров

Кантонская ярмарка — крупнейшее в мире торговое событие, которое проводится два раза в год в Гуанчжоу, Китай. Осенний цикл 2025 года стартует 15 октября и завершится 4 ноября. Ярмарка состоит из трех этапов, каждый из которых посвящен своим товарным группам.

Chinalogist выяснил, как зарегистрироваться на выставку, что будет представлено, на что стоит обратить внимание российским покупателям, а также как максимально эффективно подготовиться к поездке.

Фото из архива Chinalogist
Анатолий Якимов
Власть зубастых монстров: как Labubu стали феноменом российского рынка игрушек
Фото ИА «Синьхуа»

Китайские коллекционные игрушки Labubu продолжают набирать обороты на мировом рынке, и Россия стала одним из ключевых потребителей этого тренда. По данным аналитического центра Platforma, за первые шесть месяцев 2025 года россияне потратили на эти популярные плюшевые монстры более 3,6 миллиарда рублей. Объем продаж превысил показатели прошлых лет и подтвердил устойчивый спрос на бренд. Об этом сообщает сетевое издание НДН-Инфо.

Анатолий Якимов
Дальний Восток: таможня пресекла контрабанду бивней моржа в Китай в хлебе
Фото пресс-службы Читинской таможни

Читинские таможенники выявили нелегальный вывоз фрагментов бивней моржа, спрятанных в буханках хлеба, через пункт пропуска МАПП Забайкальск. Иностранный турист пытался вывезти из России около 1,5 килограмма необработанных частей бивней без необходимой разрешительной документации.

Анатолий Якимов
Импорт картофеля из Китая в Россию вырос в 4,4 раза за семь месяцев 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Согласно данным Государственного таможенного управления Китая, за период с января по июль 2025 года импорт картофеля из Китая в Россию достиг 56,3 миллиона долларов США, что в 4,4 раза превышает показатель аналогичного периода 2024 года, когда объем поставок составил 12,7 миллиона долларов США.

Анатолий Якимов
Зимняя одежда из Китая — оптовые закупки, производственные центры и маркировка «Честный Знак»
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В преддверии зимнего сезона многие отечественные предприниматели и крупные розничные сети ищут выгодные варианты закупки зимней одежды оптом. Китай традиционно остается одним из наиболее привлекательных рынков. Chinalogist изучил, в каких городах КНР сосредоточено производство зимней одежды, почему россияне предпочитают закупать именно китайскую продукцию, а также приведем актуальную статистику импорта зимней одежды из КНР в Россию. Особое внимание уделим теме обязательной маркировки товаров легкой промышленности «Честный Знак», влияющей на рынок.

Анатолий Якимов
Натуральный российский мед покоряет китайский рынок: экспорт вырос на 180% за семь месяцев
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт российского натурального меда в Китай в июле 2025 года вырос почти в пять раз в денежном выражении — до 256,6 тысячи долларов США, что стало максимальным показателем с апреля 2023 года. Такие данные приводит Главное статистическое управление КНР.

Анатолий Якимов
Северный морской путь устремляется в будущее: Китай и Южная Корея активно осваивают новый торговый коридор
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Северный морской путь (СМП), который еще недавно рассматривался скорее как альтернативный и периферийный маршрут, стремительно трансформируется в один из самых перспективных направлений для доставки грузов с Дальнего Востока России, Южной Кореи и Китая в Европу. По мнению экспертов TELS GLOBAL, ежегодный рост контейнерного трафика по СМП уже носит кратный характер и имеет все шансы на увеличение в ближайшем будущем.

Анатолий Якимов
Рост железнодорожных перевозок России и Китая стимулирует цифровую трансформацию
Фото Анатолия Якимова

Россия и Китай приступают к созданию единой цифровой транспортной платформы, которая объединит их национальные логистические системы и упростит железнодорожные грузоперевозки между странами. Об этом сообщил советник президента России и специальный представитель по международному сотрудничеству в области транспорта Игорь Левитин на международном форуме «Ростки», который прошел в Казани 18 и 19 августа.

Анатолий Якимов
В Казани создадут локализованное производство китайских экскаваторов и сервисный центр
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В Казани планируется запуск локализованного сборочного производства спецтехники совместно с ведущими китайскими компаниями Jiangsu Gaode Hydraulic Machinery и Taian Jiahe Heavy Industry, а также открытие сервисного центра по их обслуживанию. Об этом сообщил Александр Шепелев, генеральный директор «Таурус Моторс» и член совета Торгово-промышленной палаты Татарстана, на III Международном форуме «РОСТКИ: Россия и Китай – взаимовыгодное сотрудничество».