Анна Фомичева
Блоги

Дорогие товарищи

«Русские с китайцами – братья навек» - этой фразе с известного советского плаката уже не одно десятилетие. Однако налаживание мостов между народами на высшем уровне никогда не отменяло разность наших менталитетов. Мы говорим на разных языках, принципы ведения бизнеса в наших странах отличаются друг от друга. Но, найдя точки соприкосновения, подход к ведению переговоров, можно добиться отличных взаимовыгодных результатов.
Готовясь к любым переговорам, менеджер всегда изучает своего визави, добывая максимальное количество информации. Планируя поездку в Китай, также важно знать, что вас ждет в чужой стране, какой прием вам окажут, удастся ли получить выгодные условия.
Предварительные переговоры
Разыскивая поставщика в интернете или обзванивая известные заводы КНР, вы неизбежно столкнетесь с необходимостью предварительно изучить предложение компании, обсудить базовые условия сотрудничества.
Для начала хочу сделать небольшое отступление и познакомить вас с потенциальными партнерами.
Все китайские фирмы, с которыми вы можете столкнуться, условно можно разделить на 3 категории:
  1. Посредник-трейдер (торговая компания).
Как распознать? Каталог трейдера содержит в себе едва ли не сотни наименований продукции одного или даже нескольких сегментов (например, если речь идет о Фошане, в числе позиций могут быть и диваны, и офисная мебель, и та, что подходит для ресторанов и гостиниц).
Что представляет собой? Торговая компания, действующая абсолютно легально, это либо некрупный производитель, который добавляет к своему ассортименту предложения близлежащих производств, либо компания, занимающаяся сбытом продукции нескольких фабрик. При этом она гарантирует, что, пусть и с некоторой наценкой, обеспечит вам поставку товара (иногда с доставкой до двери).
В каких случаях выгодно? Производители, особенно очень крупные и авторитетные, не продают товар маленькими партиями (до 1000, а иногда и до 10 000 штук). Поэтому для тех, кто хочет осуществлять закупки небольшими объемами, такой вариант максимально удобен и практичен.
  1. Посредник при заводе.
Как распознать?
Каталог продукции полностью совпадает с ассортиментом одного завода. Однако, если вы попросите его показать вам производство, получите отказ под тем или иным предлогом.
Что представляет собой?
Посредником, продающим товары какой-либо фабрики, может оказаться как один человек, так и небольшая фирма. Он заказывает продукцию от своего имени и перепродает вам с наценкой.
В каких случаях выгодно? Целесообразность работы с такой компанией сомнительна, потому что он не может предложить вам большого ассортимента. Чтобы закупить тот товар, который подходит вам, в небольших объемах придется обратиться к нескольким таким компаниям.
  1. Производитель.
Как распознать?
Безусловно, контракт с производством – лучший из вариантов. Вы поймете, что общаетесь с производителем, когда вам ответят «да» на просьбу посетить завод.
Что представляет собой?
В сознании россиян прочно закрепился образ китайской фабрики: подвал, где несколько умельцев чуть ли ни вручную и из некачественных материалов производят товар, который в дальнейшем продают нам. Но в большинстве случаев это не так. Фабрики, нацеленные на сотрудничество с Россией, ЕС или США, оснащены хорошим оборудованием, построены согласно самым высоким стандартам и т.д. Даже те предприятия, что ориентированы исключительно на внутреннее потребление, хорошо оснащены, а права сотрудников соблюдаются, их труд неплохо (по российским меркам) оплачивается.
В каких случаях выгодно?
Работа напрямую с производителем – это привилегия импортеров «высшей лиги» или близких к этому уровню, все из-за минимального заказа, устанавливаемого заводами. Но в последнее время китайцы начали либо снижать этот порог, либо вовсе отменять его (особенно средние и мелкие игроки рынка).
Итак, с классификацией разобрались. Теперь обсудим тонкости дистанционного общения с представителями каждой из этих групп.
Посредник (к какой бы из 2-х групп он ни относился) предпочтет общаться с вами исключительно по электронной почте, но будет нелишним на начальном этапе работы созвониться в Skype в видеорежиме, увидеть, что этот человек вполне реален, заметить, какая обстановка его окружает.
Представители заводов часто владеют элементарным английским. Но не стоит надеяться, что собеседник правильно поймет вас на том языке, который не является для него родным. А вы, в свою очередь, можете неверно изложить свою мысль. Поэтому для письменного общения лучше нанять переводчика.
Опытные участники ВЭД рекомендуют в процессе сотрудничества время от времени созваниваться с заводом по Skype, лучше всего в видеорежиме, это создаст ощущение «живого диалога», а значит, доверие к вам будет расти, ваш партнер будет польщен таким вниманием с вашей стороны (по сравнению с сухими письмами, которые может писать и секретарь).
Очная встреча. Выжать максимум и не потерять в качестве
В переговорах мелочей не существует. Поэтому предварительно лучше обзавестись собственным переводчиком (можно нанять специалиста на разовую работу), ни в коем случае не пользуйтесь услугами сомнительных «профессионалов», найденных в аэропорту или в гостинице.
Кроме того, будет нелишним взять с собой сопровождающего из числа ваших сотрудников, которым будет документировать ваш разговор с потенциальными партнерами. Зачем это нужно? Китайцы предпочитают не фиксировать устные договоренности в каком-либо юридическом документе, чтобы потом можно было оспорить те или иные условия. Скажем, вы уверены, что вам предоставят отсрочку платежа, но, когда вы пытаетесь напомнить им об этом, в ответ можете услышать: «Мы говорили, что возможно предоставим отсрочку при заказе следующей партии».
Невероятно, но факт, уже по косвенным признакам, например, по тому, как вас встретили и куда повели обедать (угощение – обязательных атрибут переговоров по-китайски), можно определить, как к вам относится потенциальный поставщик.
Если с вами общается простой менеджер, до места встречи вы добираетесь сами, а общение проходит в не слишком хорошем ресторане – к вам присматриваются и пока еще не доверяют.
Если же в аэропорту вас встречает лично первое лицо компании или его приближенные, а роскошный обед с последующей подробной экскурсией по заводу не оставляет вас равнодушным – значит, в вас видят серьезного клиента, за которого в дальнейшем будут держаться.
И в заключение еще один самый важный совет – с китайцами не торгуются в широком смысле этого слова. КНР – это уже давно не та страна, где можно получить все, что душе угодно, за копейки.
Как же можно торговаться? Это другой вопрос. Обсуждение цены должно быть уместным, а аргументы обоснованными и убедительными. А уместен торг, когда вы заказываете большие объемы. Понятие «большой партии» всегда относительно, и сколько поставщиков, столько и мнений на этот счет. Однако, чтобы «сбить цену» в разумных пределах, можно упомянуть о соседнем заводе, который предлагает вам то же самое, но дешевле на столько-то процентов. Здесь важно не брать цифр с потолка, ведь владельцы и руководители заводов, находящихся в одной провинции или городе, хорошо друг друга знают и прекрасно осведомлены о ситуации.
Что же происходит, когда торг стихиен и не обоснован? Если вы будете требовать конкретной цены, не предъявив четких требований к продукции (что можно сделать в условиях договора, в инвойсе или ТЗ), то можете столкнуться с ситуацией из известной сказки - «А можешь сшить 50 шапок из одной шкуры?».
Однако, когда вы скажете, что, к примеру, хотите, чтобы товар стоил 20 долларов, а не 30, китайцы, может быть, предупредят вас, какого именно качества будет эта продукция и на чем именно они сэкономят. Но чаще всего те, кто стремится сделать больше за меньшие деньги, узнают горькую правду только в процессе отгрузки.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Владимир Путин: Россия — лидер торговли Китая в Европе с оборотом 250 миллиардов долларов США
Фото с официального сайта Президента России

Президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос корреспондента информационного агентства «Синьхуа» Лю Каем на «Итогах года» назвал Председателя КНР Си Цзиньпина надежным другом и ключевым партнером. По его словам, российско-китайские отношения развиваются последовательно благодаря практике совместной работы по всем направлениям.

Анатолий Якимов
Импорт
Как понять китайских партнеров: важные инсайты с конференции в Москве
Фото Анатолия Якимова

В Москве завершилась конференция «Как найти партнера в Китае: Актуальные вопросы и решения для бизнеса». В течение двух дней участники обсудили множество проблем. Организаторами мероприятия выступили Российско-Китайская палата, РС-Экспо, при поддержке Финансового университета при правительстве РФ.

Анатолий Якимов
Импорт
Рост импорта цветов из Китая: омские таможенники одобрили новый СВХ

Инспекторы Омского таможенного поста успешно проконтролировали поставку первой крупной партии свежесрезанных цветов из Китая весом более 30 тонн. Ассортимент включил розы, гвоздики, хризантемы, лилии, тюльпаны, пионы, гипсофилу и другие растения. Товар размещен на новом складе временного хранения (СВХ) закрытого типа площадью 152 квадратных метра, специально введенном в эксплуатацию оптовым импортером в декабре 2025 года.

Фото пресс-службы Сибирского таможенного управления
Анатолий Якимов
Конференция в Москве 2025: как найти надежного делового партнера в Китае
Фото предоставлено организаторами конференции

18 и 19 декабря в Москве проходит конференция «Как найти партнера в Китае: Актуальные вопросы и решения для бизнеса». Первый день был посвящен работе с поставщиками, трансграничным платежам, правовым и юридическим вопросам внешнеэкономической деятельности. Корреспондент Chinalogist принимает участие в конференции.

Анатолий Якимов
На неделю быстрее: из Китая в Москву запустили премиум-грузовой поезд
Фото Анатолия Якимова

Шэньчжэньский логистический центр отправил первый грузовой поезд премиум-класса на станцию Селятино в Наро-Фоминске Московской области. Состав с бытовой техникой, одеждой и игрушками прошел маршрут без задержек, сообщает «Гудок» со ссылкой на агентство «Синьхуа».

Анатолий Якимов
20 лет ВЭД Агент: достижения, вызовы и стратегия на 2026 год
Фото АО «ВЭД Агент»

В преддверии 2026 года управляющий АО «ВЭД Агент» Александр Дегтярев подвел итоги юбилейного года 20-летия компании. Результаты впечатляют: численность персонала выросла до 150 сотрудников, а финансирования импорта для клиентов до 1 миллиарда рублей. Как изменится логистика из Китая, таможенное оформление через «зеленый коридор» и экспорт в КНР? О вызовах замедления экономики, автоматизации ВЭД услуг, запрете карго из Китая и стратегии стать топ-3 оператором — в эксклюзивном интервью для Chinalogist.

Анатолий Якимов
Китай вводит экспортные лицензии на сталь с 2026 года: что это значит для России
Фото с сайта freepik.com

Министерство коммерции КНР 12 декабря объявило о введении лицензий на экспорт стали с 1 января 2026 года. Эта мера может ограничить поставки из Китая, что поддержит восстановление мировых и российских цен на сталь с текущих минимумов. Аналитики прогнозируют улучшение конъюнктуры в отрасли к 2027 году, сохраняя нейтральный взгляд на акции российских сталеваров в среднесрочной перспективе

Анатолий Якимов
Владимир Путин подписал закон: параллельный импорт из КНР в РФ до конца 2026 годак
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Президент России Владимир Путин утвердил федеральный закон, продлевающий механизм параллельного импорта и дополнительные антисанкционные инструменты до конца 2026 года. Официальная публикация документа состоялась 15 декабря на портале правовой информации.

Анатолий Якимов
Почему россияне выбирают косметику из Китая: импорт вырос в 1,6 раза
Фото с сайта freepik.com

Китай уверенно вошел в тройку лидеров по поставкам декоративной и уходовой косметики в Россию, обогнав Польшу и нарастив экспорт на 60% за первые девять месяцев 2025 года. По данным платформы ООН Comtrade и национальной статистики, объемы из КНР достигли 115,4 миллиона долларов США, что позволило Поднебесной подняться с четвертого на третье место. Общий импорт косметики в РФ вырос на 11% – до 863,7 миллиона долларов США. Об этом сообщило «РИА Новости».

Анатолий Якимов
МАПП Краскино и Пограничный на границе с Китаем: рост пропускной способности до 1300 авто в сутки
Фото пресс-службы Федеральной таможенной службы

Руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) России Валерий Пикалев начал рабочий визит на Дальний Восток с инспекции автомобильных пунктов пропуска на границе с КНР. Особое внимание уделено строящимся многосторонним автомобильным пунктам пропуска «Краскино» и «Пограничный», готовность которых превышает 80%.