Альбина Гасанова
Блоги

Из Китая в Европу через Россию, или Что представляет собой Новый Шелковый путь

Для Китая, экономика которого продолжает расти день ото дня, одна из важнейших задач — добиться того, чтобы поток экспортируемых из страны товаров был на 100% обеспечен стабильными логистическими маршрутами. И чем больше альтернативных вариантов, тем меньше Китай будет зависеть от внешних факторов — а именно этого в последние годы так добивается китайское правительство.
А потому нет ничего удивительного в том, что в 2013-м году Си Цзиньпин объявил о начале реализации концепции Нового Шелкового пути, которая сводится к комплексу решений. Основные из них — «Экономический пояс Шелкового пути», «Новый морской Шелковый путь» и проект «Один пояс — один путь». Основные задачи, стоящие перед проектом — минимизация транспортных и внешнеторговых издержек, интеграция экономики Востока и Запада, а также обеспечение стабильности позиции Китая на мировом рынке.
Основные работы по созданию Нового Шелкового пути начались в 2015 году, когда было представлено сразу несколько схем транспортных маршрутов из Китая в Европу:
  1. через Казахстан и Россию;
  2. через Центральную Азию и Ближний Восток;
  3. «экономический коридор» из Китая в Индию, Бангладеш и Мьянму, а также коридор Китай–Пакистан.
Также рассматривались маршруты через Грузию и Турцию, либо же через Грузию и Украину, но до их полноценной реализации дело не дошло.
По состоянию на данный момент первый и второй вариант полностью воплощены в жизнь, третий же, если говорить о больших объемах перевозок, существует в большей мере «на бумаге».
За финансирование отвечает КНР–АБИИ (Азиатский банк инфраструктурных инвестиций), Фонд Шелкового пути и банк БРИКС. В соответствии с достигнутыми договоренностями России отведена одна из ключевых ролей в рамках этого проекта, поскольку большая часть «Северного транспортного коридора» проходит по ее территории.
Благодаря этому сейчас активно ведется работа над несколькими проектами этой концепции:
  1. коридор КНР–Монголия–РФ;
  2. строительство коридоров Приморье-1 и Приморье-2;
  3. строительство ВСМ Пекин–Москва.
При реализации логистических схем такого масштаба самое главное — строительство транспортной инфраструктуры для обеспечения грузопотока. На всем протяжении пути есть так называемые «узкие места», требующие «расшивки». Она представляет собой создание современных хабов, сухих портов, бондовых зон по аналогии с созданными на территории КНР, для того чтобы перемещение грузов происходило в «одной среде».
Китайские инвесторы с осторожностью выходят на российский рынок. Во многом это связано с особенностями работы РЖД и их дочерних компаний, со спецификой таможенного законодательства и прочими организационными вопросами.
Именно поэтому китайской стороне так нужны российские экспедиторские компании и таможенные представители, которые выступят связующим звеном и возьмут на себя организационные моменты этапов перевозки по России и Европе. Речь идет и об обеспечении транзита по России и о таможенном оформлении тех грузов, которые направляются в Россию.
Однако примечательно то, что границы участия российских логистических компаний в Новом Шелковом пути не ограничиваются одной лишь Россией, а распространяются и на Европу. Речь идет о сервисе «последней мили» — доставке грузов с железнодорожных контейнерных терминалов в Европе «до двери» клиента. Те российские логистические компании, которые имеют большой опыт работы как с Китаем, так и с Европой, как нельзя лучше подходят для этого, ведь они умеют налаживать коммуникацию и с китайской, и с европейской стороной. У самих же китайцев с этим зачастую возникают проблемы, поскольку им бывает очень трудно понять и адаптироваться к западной модели ведения дел в логистике, что влечет за собой потери времени и ресурсов.
Для решения этих задач китайские правительственные организации охотно заключают договоры с российскими экспедиторами. Так, например, 26 августа 2018 года наша компания «ВР Логистик» подписала с китайским портом Чэнду (это одна из ключевых «стартовых» точек коридора Китай–Европа) соглашение о развитии логистики Китай–Россия и Китай–Европа в рамках Шелкового пути. Уже в сентябре будут первые отправки поездов на Европу с нашим участием.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что Новый Шелковый путь — ключевой проект не только для Китая, но и для России, поскольку в него вовлечено множество государственных и частных российских организаций. В нем важны все участники — и гиганты уровня «РЖД», и экспедиторские компании.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
Экспорт леса и пиломатериалов из Томской и других сибирских областей в Китай вырос
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первые десятьмесяцев 2025 года лесопромышленный комплекс Томской области поставил на зарубежные рынки более 1 миллиона кубических метров лесоматериалов. По официальной информации Россельхознадзора, с января по начало ноября было оформлено 18,2 тысячи фитосанитарных сертификатов для экспорта 1,067 миллиона кубометров древесины. Китай занимает третье место по объему экспорта лесоматериалов – 17%. Крупнейшими направлениями стали Узбекистан (48% объема), Киргизия (19%), Казахстан (10%) и Таджикистан (4%). Оставшиеся 2% распределились между Абхазией, Афганистаном, Вьетнамом, Южной Кореей, ОАЭ и Японией.

Анатолий Якимов
Импорт
В России вводят технологический сбор: сначала на ноутбуки и смартфоны
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг объявил, что новый технологический сбор в России будет вводиться постепенно. На первом этапе сбор затронет готовую электронную продукцию: ноутбуки, смартфоны и светотехнические изделия. В дальнейшем этот сбор распространится на компоненты и модули, используемые в электронике. Такой подход позволит бизнесу плавно адаптироваться к новым условиям, а государству — отработать механизм взимания. Перед запуском второго этапа Минпромторг проведет консультации с промышленным сообществом, чтобы избежать двойного налогообложения.

Анатолий Якимов
Импорт
Сибирская аграрная неделя и выставка «Аграрная Сибирь» 2025: результаты и перспективы развития
Фото пресс-службы правительства Новосибирской области

Сибирская аграрная неделя и выставка «Аграрная Сибирь» прошли в Новосибирске с 5 по 7 ноября 2025 года, собрав ведущих экспертов и участников агропромышленного комплекса региона. Среди основных тем форума — системные меры по обеспечению продовольственной безопасности России и развитие экспортного потенциала агропромвшленного комплекса Новосибирской области.

Анатолий Якимов
Таможня
Маньчжурия–Россия: рекордный рост грузопотока и экспорта по итогам 9 месяцев 2025 года
Фото пресс-службы Читинской таможни

За январь–сентябрь 2025 года товарооборот таможенной зоны Маньчжурии с Россией составил 102,54 миллиарда юаней, увеличившись на 14,5% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Об этом сообщили в Таможне Маньчжурии. Россия сохранила статус главного торгового партнера приграничного города. На РФ приходится 86,39% всех внешнеторговых операций Маньчжурии за три квартала.

Анатолий Якимов
Экспорт
Экспорт из Сибири в Китай: запущен первый контейнерный поезд со станции Новокузнецк-Восточный
Фото пресс-службы ЗСЖД

Первый контейнерный поезд с грузом из алюминия отправлен со станции Новокузнецк-Восточный в Кемеровской области на станцию Находка-Восточная в Приморском крае, откуда груз направится в Китай. В составе поезда — 76 контейнеров общим весом около 2 тысяч тонн. Эта отправка стала возможна благодаря масштабной модернизации инфраструктуры станции и внедрению нового оборудования, что обеспечило расширение логистических возможностей Западно-Сибирской железной дороги. Ранее подобные контейнерные поезда на маршруте ЗСЖД формировались только на станции Кемерово-Сортировочное.

Анатолий Якимов
Онлайн-встреча «Кантонская ярмарка 2025»: советы эксперта и практический опыт

АО «ВЭД Агент» и ChinaLogist приглашают на онлайн-встречу «Кантонская ярмарка: опыт успешного участника», которая состоится 12 ноября, в среду. Формат мероприятия — онлайн. Начало в 11:00 по московскому времени.

Фото предоставлено участниками выставки

Кантонская ярмарка – это один из основных бизнес-инструментов для импорта из Китая. Чтобы максимум использовать возможности выставки, предлагаем обсудить практические аспекты с ведущим специалистом ВЭД 1 категории Валерией Баевкиной. Валерия поделится проверенными кейсами и рекомендациями на основе многократного опыта участия в ярмарке.

В программе:

  • Стратегия до ярмарки: как правильно сформировать план и определить цели.
  • Работа на месте: советы по эффективному обходу павильонов и ведению переговоров.
  • Отбор поставщиков: критерии выбора и методы защиты от мошенничества.
  • Тонкости и лайфхаки: важные нюансы логистики, оплаты и культурных особенностей.
  • Ответы на вопросы в прямом эфире.

Мероприятие будет полезно как начинающим, так и опытным специалистам ВЭД, компаниям, желающим начать импорт из Китая, и всем, кто хочет повысить эффективность работы с китайскими поставщиками.

Не пропустите возможность получить концентрированную порцию практического опыта и задать свои вопросы эксперту!

Участие бесплатно, количество мест ограничено. Регистрация доступна по ссылке

Анатолий Якимов
Крупнейшие выставки Китая 2025: бизнес-возможности после Кантонской ярмарки в Гуанчжоу
Фото с сайта https://www.epchinashow.com/

В Гуанчжоу завершилась 138 Кантонская ярмарка, одно из самых значимых событий в мировой торговле и экономике. Это мероприятие для представителей бизнеса из разных стран, желающих ознакомиться с последними трендами, установить новые контакты и заключить выгодные контракты с китайскими производителями. В 2025 году ярмарка продемонстрировала впечатляющий ассортимент изделий из различных отраслей, включая электронику, бытовую технику, товары для дома и промышленное оборудование.

Анатолий Якимов
ФТС назвала главные ошибки при оформлении грузов на границе РФ
Фото Анатолия Якимова

1 ноября 2025 года Федеральная таможенная служба России опубликовала перечень наиболее распространенных ошибок, допускаемых перевозчиками при оформлении грузовых транспортных средств и товаров на автомобильных пунктах пропуска. Цель инициативы — сократить время таможенных операций и минимизировать риски задержек при пересечении границы.

Анатолий Якимов
Тренды китайского рынка 2026: лучшие товары для импорта в Россию

Актуальные тренды китайского рынка 2026 года демонстрируют устойчивые сдвиги в сторону технологических инноваций, умных устройств, цифровизации торговли, экологичных решений и сезонных товаров для повышения домашнего и офисного комфорта. На этом фоне растет потенциал импорта китайской продукции в Россию, несмотря на внешние вызовы. Эти тенденции ярко проявились на завершившейся на прошлой неделе Кантонской ярмарке в Гуанчжоу, где третий этап объединил ключевых производителей одежды, аксессуаров, товаров для отдыха и быта, а также инновационной бытовой техники и предметов для здоровья.

Фото Светланы Шубадеровой
Анатолий Якимов
Российско-китайский товарооборот за 10 месяцев снизился на 9,5%: основные товары и перспективы
Фото Анатолия Якимова

Российско-китайский товарооборот за 10 месяцев 2025 года снизился на 9,5% и составил 183,244 миллиарда долларов США. Об этом сообщили в Главном таможенном управлении КНР. Объем экспорта из России в Китай уменьшился на 6,7% до 101,175 миллиарда долларов США, а импорт китайских товаров в Россию сократился на 12,6% до 82,069 миллиарда долларов США.