Альбина Гасанова
Блоги

Из Китая в Европу через Россию, или Что представляет собой Новый Шелковый путь

Для Китая, экономика которого продолжает расти день ото дня, одна из важнейших задач — добиться того, чтобы поток экспортируемых из страны товаров был на 100% обеспечен стабильными логистическими маршрутами. И чем больше альтернативных вариантов, тем меньше Китай будет зависеть от внешних факторов — а именно этого в последние годы так добивается китайское правительство.
А потому нет ничего удивительного в том, что в 2013-м году Си Цзиньпин объявил о начале реализации концепции Нового Шелкового пути, которая сводится к комплексу решений. Основные из них — «Экономический пояс Шелкового пути», «Новый морской Шелковый путь» и проект «Один пояс — один путь». Основные задачи, стоящие перед проектом — минимизация транспортных и внешнеторговых издержек, интеграция экономики Востока и Запада, а также обеспечение стабильности позиции Китая на мировом рынке.
Основные работы по созданию Нового Шелкового пути начались в 2015 году, когда было представлено сразу несколько схем транспортных маршрутов из Китая в Европу:
  1. через Казахстан и Россию;
  2. через Центральную Азию и Ближний Восток;
  3. «экономический коридор» из Китая в Индию, Бангладеш и Мьянму, а также коридор Китай–Пакистан.
Также рассматривались маршруты через Грузию и Турцию, либо же через Грузию и Украину, но до их полноценной реализации дело не дошло.
По состоянию на данный момент первый и второй вариант полностью воплощены в жизнь, третий же, если говорить о больших объемах перевозок, существует в большей мере «на бумаге».
За финансирование отвечает КНР–АБИИ (Азиатский банк инфраструктурных инвестиций), Фонд Шелкового пути и банк БРИКС. В соответствии с достигнутыми договоренностями России отведена одна из ключевых ролей в рамках этого проекта, поскольку большая часть «Северного транспортного коридора» проходит по ее территории.
Благодаря этому сейчас активно ведется работа над несколькими проектами этой концепции:
  1. коридор КНР–Монголия–РФ;
  2. строительство коридоров Приморье-1 и Приморье-2;
  3. строительство ВСМ Пекин–Москва.
При реализации логистических схем такого масштаба самое главное — строительство транспортной инфраструктуры для обеспечения грузопотока. На всем протяжении пути есть так называемые «узкие места», требующие «расшивки». Она представляет собой создание современных хабов, сухих портов, бондовых зон по аналогии с созданными на территории КНР, для того чтобы перемещение грузов происходило в «одной среде».
Китайские инвесторы с осторожностью выходят на российский рынок. Во многом это связано с особенностями работы РЖД и их дочерних компаний, со спецификой таможенного законодательства и прочими организационными вопросами.
Именно поэтому китайской стороне так нужны российские экспедиторские компании и таможенные представители, которые выступят связующим звеном и возьмут на себя организационные моменты этапов перевозки по России и Европе. Речь идет и об обеспечении транзита по России и о таможенном оформлении тех грузов, которые направляются в Россию.
Однако примечательно то, что границы участия российских логистических компаний в Новом Шелковом пути не ограничиваются одной лишь Россией, а распространяются и на Европу. Речь идет о сервисе «последней мили» — доставке грузов с железнодорожных контейнерных терминалов в Европе «до двери» клиента. Те российские логистические компании, которые имеют большой опыт работы как с Китаем, так и с Европой, как нельзя лучше подходят для этого, ведь они умеют налаживать коммуникацию и с китайской, и с европейской стороной. У самих же китайцев с этим зачастую возникают проблемы, поскольку им бывает очень трудно понять и адаптироваться к западной модели ведения дел в логистике, что влечет за собой потери времени и ресурсов.
Для решения этих задач китайские правительственные организации охотно заключают договоры с российскими экспедиторами. Так, например, 26 августа 2018 года наша компания «ВР Логистик» подписала с китайским портом Чэнду (это одна из ключевых «стартовых» точек коридора Китай–Европа) соглашение о развитии логистики Китай–Россия и Китай–Европа в рамках Шелкового пути. Уже в сентябре будут первые отправки поездов на Европу с нашим участием.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что Новый Шелковый путь — ключевой проект не только для Китая, но и для России, поскольку в него вовлечено множество государственных и частных российских организаций. В нем важны все участники — и гиганты уровня «РЖД», и экспедиторские компании.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Китай приглашает на выставки в первом полугодии 2025 года
Фото Анатолия Якимова

Китай славится своими выставками промышленного производства. Ежегодно на территории страны проходит несколько сотен подобных мероприятий. Посольство КНР опубликовало перечень крупных выставочных мероприятий на 2025 год.

Перечень разделен на отрасли: наука, образование, высокие технологии и медицина; нефтяная, газовая, угольная и химическая промышленность; энергетика, энергоэффективность, возобновляемые источники энергии, экология; строительство и строительные материалы; транспорт; электроника, информационные технологии и телекоммуникация; лесное хозяйство и озеленение; сельское хозяйство и пищевая промышленность; торговля, инвестиции, туризм.

Самые крупные разделы посвящены промышленности, энергетике и сельскому хозяйству.

Анатолий Якимов
Таможня
Две пенсионерки пытались вывезти 10 нефритовых браслетов в Китай
Фото пресс-службы Читинской таможни

Десять незадекларированных браслетов из необработанного нефрита обнаружили сотрудники таможенного поста Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск». Контрабанду пытались провезти две пенсионерки 61 и 67 лет в багаже.

Сотрудники таможенного поста МАПП «Забайкальск» спросили у пожилых туристок, направляющихся в Маньчжурию о вещах, подлежащих обязательной декларации. Пенсионерки ответили отрицательно. Однако в хорде досмотра у них обнаружили по пять браслетов, изготовленных из природного камня.

Анатолий Якимов
Импорт
В этом году «Зона модных игрушек» дебютирует на выставке Toy & Hobby China
Фото предоставлено организаторами выставки

С 7 по 9 апреля будет проходить 37-я Шэньчжэньская международная выставка игрушек и образования Toy & Hobby China. До этого она называлась Toy & Edu China. Организаторы объяснили, что это связано с новой концепцией, которая отражает современные тренды китайского рынка игрушек, включая коллекционный сегмент.

Рынок модных игрушек Китая к 2026 году вырастет на 24% и превысит 110 миллиардов юаней. Ожидается, что к 2030 году число потребителей модных игрушек в Китае достигнет 49 миллионов человек.

Редакция
Водителей-дальнобойщиков предупредили о мошенничестве с визами в Китай
Фото с сайта unsplash.com

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков предупредила об учащении случаев с мошенничеством при оформлении виз в Китай типа «С» для водителей-дальнобойщиков. «Жертв» мошенники находят в сети интернет. Об этом сообщает сайт организации.

Недобросовестные лица обещают оформить китайские визы для перевозчиков в Москве, что в настоящее время не предусмотрено.

– Документы для получения водительских виз категории «С», предназначенных для членов экипажа автотранспортных средств, возможно подать только в четырех городах России: Хабаровске, Иркутске, Владивостоке и Екатеринбурге, – предупредили в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков.

Анатолий Якимов
Импорт
Где купить тканевую обувь в Китае
Фото с сайта chinanews.com

Район Яньши города Лоян провинции Хэнань Центрального Китая славится изготовлением тканевой обуви. Продукцию поставляют в 50 стран мира. Об этом рассказали журналисты сайта Хуаньцюван.

Обувные фабрики района Яньши работают в усиленном режиме. До Нового года по китайскому календарю нужно успеть пошить модели весенней коллекции для внутреннего рынка. С октября по декабрь рабочие выпускали обувь на экспорт. Фабрика «Шуанлун» 80% продукции отправляет в Россию, Корею, Индию и другие страны.

Анатолий Якимов
Импорт
Япония ограничила экспорт ножей, вилок и еще 330 товаров в Россию
Фото с сайта unsplash.com

335 наименований для экспорта в Россию ограничила Япония. При этом, некоторые позиции из перечня возможно импортировать при определенных условиях. Chinalogist изучил, что разрешено ввозить из страны восходящего солнца.

В перечень товаров, которые нельзя экспортировать в Россию из Японии кроме деталей и запчастей для спецавтомобилей, мотоциклов и скутеров, велосипедов, звуковой аппаратуры и бытовой техники – стиральных машин и пылесосов вошли ножи и вилки, ножи для разделки рыбы, щипцы для сахара и лопатки для тортов. Кроме того, под ограничения попали портативные фонари и машинки для самокруток, мечи и стрелы, оборудование для подачи световых и звуковых сигналов, линейные изоляторы и многое другое.

Анатолий Якимов
Импорт из Маньчжурии в Россию вырос на 44% в 2024 году
Фото пресс-службы Читинской таможни

Товарооборот между городом Маньчжурии и Россией в 2024 году составил 124,27 миллиарда юаней. Это больше на 37%, чем в 2023 году. Информацию предоставила Таможня приграничного города.

Импорт из Маньчжурии в Россию в 2024 года составил 80,08 миллиарда юаней, что на 44% больше показателей предыдущего года. Экспорт из РФ в приграничный город составил 44,2 миллиарда юаней. Прирост к 2023 году составил 25,8%.

При этом, товарооборот таможенной зоны Маньчжурии и России составил 89,6%. Второе место занимает Монголия. Общий товарооборот в прошлом году составил 138,65 миллиарда юаней. Это больше на 39% чем в 2023 году. Импорт составил 90,28 миллиарда юаней – на 47,6% больше предыдущего года, а экспорт – 48,37 миллиарда юаней. Рост составил 25,5%.

Анатолий Якимов
Какие бренды КНР популярны в России и не только

Доля китайских брендов в 2024 году в объеме экспорта выросла на 0,8% и достигла 21,8%. Все чаще автомобили, смартфоны и экшен-камеры из КНР становятся частью повседневной жизни зарубежных пользователей. Сайт «Хуаньцюван» выяснил лидеров среди брендов Китая.

Панорамная камера Insta360

80% выручки бренда Insta360 поступает из-за рубежа. Продукцию продают в 200 странах. Компания Insta360 на протяжении шести лет занимает лидирующие позиции на мировом рынке, доля которого составляет 67,2%.

Эксперты отмечают, что на успех бренда повлияло правильное рыночное позиционирование, надежные каналы сбыта, локализованный маркетинг, послепродажное обслуживание и сильный имидж компании.

Анатолий Якимов
Экспорт мяса из России в Китай вырос на 14% в 2024 году
Фото Анатолия Якимова

Китай закупил в России в 2024 году мяса на 560 миллионов долларов США. Это на 14% больше, чем в предыдущем году. Об этом сообщает «Агроэкспорт».

По экспорту мяса в КНР Россия занимает первое место. Второе место у Саудовской Аравии, третье – у Белоруссии. По итогам года экспорт мяса и субпродуктов вырос на 24% и составил 1,7 миллиарда долларов США.

48% пришлось на мясо птицы, 37% – свинину, 14% – говядину. Ожидается, что к 2030 году экспорт мяса увеличится до 3,6 миллиарда долларов США.

Анатолий Якимов
Где купить обогреватели в Китае
Фото с сайта unsplash.com

Город Цыси в провинции Чжэцзян расположен на востоке Китая, известен как «столица мелкой бытовой техники». Большинство обогревателей, экспортируемые в Россию, выпускают здесь.

По информации портала «Жэньминь жибао» онлайн», за 11 месяцев 2024 года из Цыси за рубеж отправили обогревателей на 3,44 миллиарда юаней. Экспорт составил 24,9% от общего объема обогревателей, вывезенных из Китая.

Потребители высоко ценят китайскую продукцию за ее многофункциональность, компактность и оптимальное соотношение цены и качества. Высоким спросом пользуются USB-грелки для рук и ног, обогревающие шарфы и термогрелки. Многие покупатели покупают такие устройства на подарки к праздникам.