Zhalya Gadzhieva
Блоги

Как вести бизнес с Китаем. Тренды 2018 года

Сейчас Китай — популярное экспортное направление для российских компаний. Продвижение услуг и продуктов в Китай требует знаний актуальных культурных и потребительских трендов. В рамках московской школы экспорта состоялось мероприятие «Китайский день маркетинга». Эксперты в области продвижения товаров и услуг рассказали об итогах 2018 года и о трендах в потребительском поведении на китайском рынке, поделились успешными кейсами. Ответили на вопросы как организовать продажи в Китае, как вести бизнес с китайскими партнерами.
Расскажем вкратце о некоторых трендах.
1. Огромный спрос на зарубежные товары связан со снижением пошлин. Отсюда существенный рост трансграничной торговли. Растет покупательская способность китайцев из бедных регионов: они все чаще совершают покупки в интернете. В среднем, они делают покупки раз в 2-3 дня. При этом в приоритете эффективные средства, а не бренды.
2. Растет спрос на зеленые технологии. Сейчас крупные компании делают акцент в рекламе на экологичность.
3. В Китае новый тренд: женщины покупают одежду, которую видят на героинях сериалов. Для этого даже есть специальные платформы.
4. Все чаще покупки в Китае оплачивают с помощью WeChat. Даже милостыню уже просят в WeChat. Расчет наличными считается дурным тоном.
5. Крупнейший интернет-игрок в Китае — Alibaba. Рыночная капитализация гиганта составляет 492,4 млрд долларов. На втором месте — Tencent ($479,6 млрд), на третьем — Ant Financial ($150 млрд). Baidu, Alibaba, Tencent представлены во всех сегментах онлайн-экосистемы. Эти интернет-гиганты инвестирует в стартапы или выстраивают собственный бизнес. Аналитики заметили, что если компания получает инвестиции от Baidu, Alibaba или Tencent, то хотя бы один из двух оставшихся заблокирует ее на своих площадках. В Китае всегда нужно быть независимым. Нужно искать способы взаимодействия с разными платформами, площадками, блогерами.
6. По мнению экспертов, в Китае на данный момент имеют огромный спрос все услуги и товары, связанные с детьми и пожилыми людьми. Эта тенденция связана с тем, что долгое время в стране существовал строгий контроль населения. С начала 2016 года в КНР разрешено иметь второго ребёнка в семье без уплаты штрафов. Уже сейчас китайский рынок детских товаров на 40% больше американского. По прогнозам будет еще более существенный рост.
7. В тренде короткие видео. Блогеры, которые влияют на общественное мнение, имеют 20-50 млн подписчиков. Около 600 млн китайцев активно пользуются приложениями, которые позволяют снимать и размещать короткие видео. Например, проект Babystep.tv (библиотека видеоуроков для родителей, ролики, привязаны к возрасту ребёнка, каждый — отдельный кейс), который не вызвал ажиотажа в России, Америке или Европе, но получил хорошие отклики в Китае. На текущий момент Babystep.tv — самый быстрорастущий канал для родителей на Youku, 50 000 подписчиков, несколько миллионов просмотров. Babystep входиn в топ-10 самых важных поставщиков контента Alibaba Group. Этот успех связан с тем, что на Taobao и во всех китайских магазинах 50% продаж делают мамы детей в возрасте до шести лет.
Какие факторы нужно учитывать в работе с китайцами? Игорь Ребельский, учредитель компании VIGTrans (с представительством в Китае) дал несколько советов. «В Китае есть правило: подписание договора — это только начало переговоров. Нужно быть готовым к тому, что договор не соблюдается. Важно, чтобы в каждодневной работе китайцы взаимодействовали с китайцами. Найдите себе правильного топ- менеджера, который будет курировать твой проект».
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
Поздравляем с Днём России!
Фото с сайта pixabay.com

Дорогие читатели!

Поздравляем вас с Днем России — праздником великой страны с богатой страной и многогранной культурой! В этот особенный день мы отмечаем не только единство и силу нашего народа, но и бережное международное сотрудничество, открывающее новые горизонты и возможности.

Для вас, интересующихся развитием торговых и экономических связей между Россией и Китаем, этот праздник — напоминание о том, как важна дружба и партнерство двух великих стран. Пусть День России вдохновляет нас на новые достижения, заботу о взаимопонимании и содействии процветанию в бизнесе и культуре.

Желаем всем здоровья, успехов и уверенности в светлом будущем!

Анатолий Якимов
Иркутские таможенники задержали крупную партию контрафактных игрушек Лабубу из Китая
Фото пресс-службы Иркутской таможни

В международном аэропорту Иркутска таможенники задержали коммерческую партию популярных игрушек-брелоков Labubu, которые пытались ввезти россиян из Пекина без декларирования. В багаже пассажира обнаружили 282 упаковки общей массой 46 килограммов с зубастыми монстриками, которые приобрели вирусную популярность в соцсетях и среди молодежи. Мужчина признался, что купил игрушки для перепродажи на российском рынке.

Анатолий Якимов
Российско-китайский бизнес под одной крышей: в Москве стартуют China Commodity Fair и China Machinery Fair
Фото предоставлено организатором выставок

С 25 по 27 августа в московском «Тимирязевском Центре» пройдут два ключевых события для компаний, работающих с Китаем: 9-я Международная выставка потребительских товаров International / China Commodity Fair и 6-я Национальная выставка промышленного оборудования China Machinery Fair. Оба мероприятия традиционно станут ориентиром  для российских и китайских предпринимателей, которые развивают внешнеэкономические связи, расширяют ассортимент и оптимизируют поставки.

Анатолий Якимов
Экосбор упаковки вырастет в 12 раз: бизнес и производитель готовятся к новым издержкам
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 1 марта 2026 года в России произойдет резкое повышение ставок экологического сбора на упаковку – в 2,1–11,7 раза, а с учетом повышающих коэффициентов — в 17,6 раза. Это решение Минприроды станет самым масштабным пересмотром ставок с момента создания механизма расширенной ответственности производителей.

Анатолий Якимов
Китай и Россия наращивают железнодорожные грузоперевозки
Фото Анатолия Якимова

110-тысячный грузовой поезд, курсирующий по маршруту Китай-Европа, следовавший из Циндао, провинция Шаньдун, является важной вехой в международном развитии железнодорожных грузоперевозок. По данным за 2024 год, общий объем перевозок из Китая в Европу достиг 412 тысяч двадцатифутовых контейнерных единиц – ДФЭ, что почти вдвое превышает показатели предыдущих лет и близко к рекордному значению 2021 года – 420 тысяч ДФЭ. За первые пять месяцев 2025 года через «восточный коридор» Китай-Европа прошло более 2 000 грузовых поездов, что составляет около 26,3% от общего количества поездов в стране по этому направлению.

Анатолий Якимов
Иркутская область увеличила экспорт продукции АПК: новые рекорды и общероссийские тенденции
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За пять месяцев 2025 года Иркутская область экспортировала агропромышленной продукции на 39,8 миллиона долларов США. Это в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основными импортерами традиционно остаются Китай, Монголия и Беларусь. Наибольший спрос за рубежом сохраняется на масличные и зерновые культуры. Особенным спросом пользуются семена рапса, овес и ячмень, а также масложировую продукцию: маргарин, майонез и соусы, воду и напитки.

Анатолий Якимов
Речные перевозки между РФ и КНР: на Амуре стартовал новый грузовой рейс Тунцзян-Хабаровск
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В китайском порту Тунцзян, провинции Хэйлунцзян официально запущен новый речной грузовой маршрут в российский Хабаровск. Как сообщает агентство «Чжунсиньшэ», две баржи, буксируемые судном «Лунтуй-610», прошли по рекам Сунгари и Амуру, что ознаменовало начало навигационного сезона 2025 года.

Анатолий Якимов
Товарооборот России и Китая за пять месяцев 2025 года сократился на 8,2% до $88,8 млрд.
Фото из архива АО «ВЭД Агент»

Объем товарооборота между Россией и Китаем за пять месяцев 2025 года сократился на 8,2% – до 88,8 миллиарда долларов США. Об этом сообщили в Главном таможенном управлении КНР.

Анатолий Якимов
Как выбрать и купить школьный рюкзак из Китая: советы и особенности рынка
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Импортные школьные сумки и рюкзаки из Китая уверенно занимают часть российского рынка школьных товаров. Их популярность обеспечивается доступной ценой и большим разнообразием моделей.

Анатолий Якимов
Китайские ноутбуки завоевывают российский рынок несмотря на падение продаж
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В первом квартале 2025 года российский рынок ноутбуков показал снижение продаж: количество проданных снижений сократилось на 4% до 882 тысяч штук, выручка упала на 12%, составив 53,3 миллиарда рублей. Средняя цена ноутбука снизилась с 62 до 60 тысяч рублей.