Zhalya Gadzhieva
Блоги

Как вести бизнес с Китаем. Тренды 2018 года

Сейчас Китай — популярное экспортное направление для российских компаний. Продвижение услуг и продуктов в Китай требует знаний актуальных культурных и потребительских трендов. В рамках московской школы экспорта состоялось мероприятие «Китайский день маркетинга». Эксперты в области продвижения товаров и услуг рассказали об итогах 2018 года и о трендах в потребительском поведении на китайском рынке, поделились успешными кейсами. Ответили на вопросы как организовать продажи в Китае, как вести бизнес с китайскими партнерами.
Расскажем вкратце о некоторых трендах.
1. Огромный спрос на зарубежные товары связан со снижением пошлин. Отсюда существенный рост трансграничной торговли. Растет покупательская способность китайцев из бедных регионов: они все чаще совершают покупки в интернете. В среднем, они делают покупки раз в 2-3 дня. При этом в приоритете эффективные средства, а не бренды.
2. Растет спрос на зеленые технологии. Сейчас крупные компании делают акцент в рекламе на экологичность.
3. В Китае новый тренд: женщины покупают одежду, которую видят на героинях сериалов. Для этого даже есть специальные платформы.
4. Все чаще покупки в Китае оплачивают с помощью WeChat. Даже милостыню уже просят в WeChat. Расчет наличными считается дурным тоном.
5. Крупнейший интернет-игрок в Китае — Alibaba. Рыночная капитализация гиганта составляет 492,4 млрд долларов. На втором месте — Tencent ($479,6 млрд), на третьем — Ant Financial ($150 млрд). Baidu, Alibaba, Tencent представлены во всех сегментах онлайн-экосистемы. Эти интернет-гиганты инвестирует в стартапы или выстраивают собственный бизнес. Аналитики заметили, что если компания получает инвестиции от Baidu, Alibaba или Tencent, то хотя бы один из двух оставшихся заблокирует ее на своих площадках. В Китае всегда нужно быть независимым. Нужно искать способы взаимодействия с разными платформами, площадками, блогерами.
6. По мнению экспертов, в Китае на данный момент имеют огромный спрос все услуги и товары, связанные с детьми и пожилыми людьми. Эта тенденция связана с тем, что долгое время в стране существовал строгий контроль населения. С начала 2016 года в КНР разрешено иметь второго ребёнка в семье без уплаты штрафов. Уже сейчас китайский рынок детских товаров на 40% больше американского. По прогнозам будет еще более существенный рост.
7. В тренде короткие видео. Блогеры, которые влияют на общественное мнение, имеют 20-50 млн подписчиков. Около 600 млн китайцев активно пользуются приложениями, которые позволяют снимать и размещать короткие видео. Например, проект Babystep.tv (библиотека видеоуроков для родителей, ролики, привязаны к возрасту ребёнка, каждый — отдельный кейс), который не вызвал ажиотажа в России, Америке или Европе, но получил хорошие отклики в Китае. На текущий момент Babystep.tv — самый быстрорастущий канал для родителей на Youku, 50 000 подписчиков, несколько миллионов просмотров. Babystep входиn в топ-10 самых важных поставщиков контента Alibaba Group. Этот успех связан с тем, что на Taobao и во всех китайских магазинах 50% продаж делают мамы детей в возрасте до шести лет.
Какие факторы нужно учитывать в работе с китайцами? Игорь Ребельский, учредитель компании VIGTrans (с представительством в Китае) дал несколько советов. «В Китае есть правило: подписание договора — это только начало переговоров. Нужно быть готовым к тому, что договор не соблюдается. Важно, чтобы в каждодневной работе китайцы взаимодействовали с китайцами. Найдите себе правильного топ- менеджера, который будет курировать твой проект».
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
Китай импортирует 60% российского леса: кто поставляет и сколько
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай остаётся главным покупателем российских пиломатериалов, несмотря на попытки отрасли вернуться на западные рынки. В 2024 году в КНР отправили 60% всего экспорта – 12,8 миллиона кубических метров из 21,4 миллиона кубометров. За первые три месяца 2025 года поставки выросли на 10% – до 2 миллионов кубических метров. Об этом сообщил глава Рослесхоза Иван Советников в интервью «РИА-Новости».

Анатолий Якимов
Импорт
Новосибирская область расширяет экспорт в Китай и открывает торговое представительство
Фото пресс-службы правительства Новосибирской области

Новосибирская область активно развивает внешнеэкономические связи с Китаем, который стал основным зарубежным торговым партнером. В 2024 году Китай занял первое место по объему внешнеторгового оборота региона, обеспечив 39% стоимостного объема экспорта Новосибирской области.

Анатолий Якимов
Импорт
Снижение тарифов и новые хабы: что ждет авиадоставку из Китая в 2025 году
Фото Анатолия Якимова

Какие изменения произошли на рынке авиаперевозок из Китая в Россию и как будет развиваться это направление на вебинаре Chinalogost рассказал руководитель отдела авиаперевозок АО «ВЭД Агент» Олег Малышев.

Анатолий Якимов
Экспорт
Российская водка в Китае: какие бренды лидируют и что ждать в 2025 году
Фото с сайта unsplash.cjm

Китайский рынок становится все более важным для российских производителей водки. В 2024–2025 годах экспорт вырос в разы, причем ключевую роль сыграли несколько крупных брендов. По данным ГТУ КНР, за январь–март 2025 года Китай импортировал 318 тонн российской водки на сумму 751 тысячу долларов США, что в 3 раза больше в натуральном выражении и в 2,7 раза в денежном по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.

Анатолий Якимов
Китайские бренды наступают: статистика продаж ноутбуков в первом квартале 2025
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В группе компаний М.Видео-Эльдорадо подвели итоги продаж ноутбуков в первом квартале 2025 года. За январь–март россияне купили 882 тысячи устройств на сумму 53,5 миллиарда рублей. Средний чек снизился до 60 тысяч рублей. Это на 2 тысячи рублей меньше, чем по итогам 2024 года. По мнению экспертов, это связано с ростом конкуренции, промоакциями и выходом новых бюджетных моделей и укреплением курса рубля.

Анатолий Якимов
Где в Китае можно купить оптом инструменты для строительства и ремонта
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай – крупнейший производитель строительных инструментов в мире, предлагающим широкий ассортимент продукции для различных нужд. В этой статье рассмотрим, где в Китае расположены заводы по выпуску инструментов для строительства и ремонта, какие бренды входят в число лидеров отрасли.

Анатолий Якимов
Возможности международных расчетов для участников рынка ВЭД обсудят в Барнауле
Фото Анатолия Якимова

В четверг, 24 апреля, в Барнауле состоится круглый стол «Возможности международных расчетов для участников рынка ВЭД». Организаторами выступили Алтайская торгово-промышленная палата и Акционерное общество «Финансовое ателье «ГроттБьерн».

Анатолий Якимов
Пять фатальных ошибок в работе с Китаем: как не потерять деньги и репутацию
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум
Анатолий Якимов
Пекин-Москва: как аэропорт Дасин стал хабом для российских грузов
Фото с сайта unsplash.com

Авиаперевозки грузов между Китаем и Россией в 2024 году показали рекордный рост – на 60% по сравнению с 2023 годом. В первом квартале 2025 года тенденция сохранилась: грузопоток увеличился еще на 25% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Эксперты отмечают, что в 2024 году чаще выполнялись грузовые авиарейсы между РФ и КНР. Число рейсов выросло на 40%.

Анатолий Якимов
Сертификаты «Сделано в России» открывают Китай бизнесменам Иркутской области
Фото с сайта tripadvisor.ru

В 2024 году товарооборот Иркутской области с Китаем вырос на 25%, достигнув 1,2 миллиарда долларов США. За первый квартал 2025 года этот показатель вырос на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такую информацию приводит министерство экономического развития региона.