Татьяна Шерстнева
Блоги

Made in Russia. Есть ли будущее у отечественных производителей одежды?

Кризис 2014 года и последующий обвал рубля дали почву для многочисленных дебатов по поводу «поддержки отечественного производителя» и «импортазамещения». Складывается ощущение, что вот, совсем чуть-чуть - и бирка «сделано в России» будет почти на всём, к чему бы мы ни прикоснулись. Станет ли это реальностью на рынке одежды и текстиля?
Давайте подробнее посмотрим на перспективы текстильной отрасли в России. По данным Euromonitor прирост российского рынка одежды в период с 2007-2012 в среднем составлял 18% год. К 2012 году он составил 3,4 трлн. рублей. Более 90% одежды на российском рынке импортировано из КНР.
Последние десятилетия Китай остается импортёром №1 в текстильной отрасли многих развитых стран. Какие же причины повлияли на то, что Китай стал почти непобедим в текстильной отрасли?
Ключевых факторов несколько:
Во-первых, огромное население, которое до недавнего времени оставалось также и довольно бедным и не очень образованным. А значит, и готовым к тяжелому труду, лишь бы заработать на жизнь. Тот факт, что реформы в стране начались сразу после Культурной революции (комплекса мер, сопоставимых по содержанию и нанесенному Китаю гуманитарному ущербу со сталинскими репрессиями в СССР), как мне кажется, также наложил отпечаток на «повышенную работоспособность» китайцев. Один выходной в месяц при 12-ти часовом рабочем дне долгое время на китайских фабриках был нормой!
Вторым значимым фактором стало внимание со стороны правительства к отрасли как к одной из важнейших в общей структуре китайского экспорта. Она выражалась в разных формах: в строительстве технопарков, где производственные помещения можно арендовать почти так же легко, как квартиру; в организации и популяризации отраслевых выставок; оплаты части (иногда достаточно существенной) расходов по участию в выставках за рубежом.
Третий фактор - курс юаня. Долгое время он оставался низким по отношению к основным мировым валютам, что делало производство в Китае очень выгодным. Все эти причины создали благоприятную ситуацию для развития текстильной отрасли в стране.
Давайте взглянем на ситуацию в России:
Население России, как мы с Вами знаем, невелико. По крайней мере, избытка в нём точно не наблюдается. Кроме того, Россия лидирует в мире по количеству граждан с высшим образованием: свыше 50% россиян имеют высшее образование. В России в настоящий момент все отрасли испытывают недостаток рабочей силы со среднеспециальным образованием, и текстильная отрасль здесь не исключение.
Миграционная политика в России также не способствует широкому привлечению рабочей силы из других стран (мы сейчас говорим о легальном использовании этой силы).
Производство одежды - это отрасль, где широко используется ручной труд. Соответсвенно, производители одежды будут максимально стремиться туда, где на данный момент «руки» стоят дёшево. Я согласна, что сейчас в истории России парадоксальный момент, когда наша рабочая сила дешевле, чем в Китае. Но давайте не будем забывать, что всё равно она остаётся дороже, чем в Индии, Вьетнаме, Камбодже. И, вероятнее всего, долго подобная ситуация вряд ли продлится, а, соответственно, и преимущество это - кратковременное. Делать на него ставку как на конкурентное преимущество не имеет смысла.
Почти все комплектующие для производства одежды приходится привозить из того же Китая. В России не выращивают хлопок, отсутствуют предприятия по переработке хлопка-сырца, нет производства синтетических тканей, с производством фурнитуры дела тоже обстоят плачевно. То есть, как ни крути - текстильная отрасль РФ остается импортозависимой. В таких условиях заниматься производством одежды тоже самое, что «ударить автопробегом по бездорожью". Напрячься и "ударить" можно, конечно, но для регулярных автопробегов требуется планомерное строительство дорог, а не разовые акции.
Вся одежда в России, произведенная в эконом и среднем ценовых сегментах, просто не выдерживает конкуренции с одеждой российских и зарубежных брендов, произведённой в Азии.
С другой стороны, в России немало успешных компаний, которые производят одежду высокого качества. Цены на подобную одежду, разумеется, выше. Клиентов у подобных марок в разы меньше, чем у массовых брендов. Зато это покупатели постоянные и лояльные к бренду. Они готовы заплатить больше за свою любимую марку и за уверенность в том, что вещь будет служить долго и выглядеть достойно.
Хотя таких компаний меньшинство, именно у них, на мой взгляд, шансы на выживание и процветание. Именно подобный формат работы (небольшие, но очень узкоспециализированные производства) позволит реализовать творческий потенциал создателей и станет экономически выгодным в России в ближайшие годы.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Маркетинг
Форум СнабТех-2025 — драйвер перемен в промышленном снабжении и строительстве
Фото предоставлено организаторами мероприятия

Международный форум СнабТех'25 пройдет 9 декабря в Санкт-Петербурге, в отеле «Коринтия». Уже в шестой раз это мероприятие выступает как крупная платформа для обсуждения вопросов и стратегий в сфере снабжения, логистики и промышленного строительства.

В форуме примут участие топ-менеджеры и эксперты ведущих компаний, таких как ООО «Газпромнефть - Цифровые решения», Банк ПАО «ВТБ», ООО «РЖД-технологии», ПАО ГМК «Норникель», ПАО «Газпром нефть». Они представят реальные кейсы внедрения инноваций, расскажут о текущих вызовах отрасли и эффективных стратегиях управления.

В программе форума запланированы дискуссии и практические кейсы по направлениям:

  • Бизнес-ориентиры 2026: стратегии развития предприятий, опыт лидеров
  • Партнерские модели: поставщик-заказчик - формула Win-Win. Поиск оптимальных условий сотрудничества
  • Цифровой трек: реальные кейсы по улучшению бизнес показателей с помощью цифровых решений
  • Правовой трек: правовая навигация в снабжении, что изменится в 2026 году
  • Импортозамещение: регулирование, возможности и риски
  • HR трек: развитие компетенций нового поколения специалистов
  • Строительный трек: драйверы эффективности в промышленном и гражданском строительстве

Участников с особым статусом ждет встреча с легендарным пилотом Формулы-1 Виталием Петровым, который поделится опытом управления командой и развития бизнеса.

Форум СнабТех'25 — это возможность не только адаптироваться к рыночным изменениям, но и формировать будущее отрасли. Регистрация уже открыта на официальном сайте, количество мест ограничено.

Анатолий Якимов
Импорт
Товары для украшения дома из Китая оптом: руководство по покупке и импорту в Россию
Фото с сайта freepik.com

Китай уже много лет занимает ведущие позиции в мире по изготовлению и экспорту товаров для украшения дома. Российские предприниматели активно закупают декоративные изделия из Китая оптом благодаря широкому ассортименту, доступным ценам и быстрой адаптации к модным трендам. В статье раскрыты ключевые города-производители, особенности импортного оформления, а также транспорт и сложности, с которыми сталкиваются при импорте декора из КНР.

Анатолий Якимов
Финансы
Россия и Китай достигли 99,1% расчетов в национальных валютах в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

Россия и Китай достигли доли 99,1% расчетов в национальных валютах — рублях и юанях — в рамках программы дедолларизации, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов на 11-м Российско-Китайском финансовом диалоге в Пекине. Этот шаг призван минимизировать риски, связанные с использованием западной финансовой инфраструктуры, особенно с учетом возможности ее блокировки.

Анатолий Якимов
Логистика
Пассажирский поезд Забайкальск–Маньчжурия: обновление инфраструктуры и рост грузооборота
Фото Анатолия Якимова

Пассажирское железнодорожное сообщение между российским Забайкальском и китайской Маньчжурией будет возобновлено. Об этом сообщил начальник Забайкальской железной дороги Владимир Антонец 12 ноября на заседании правительства Забайкальского края. Восстановление движения станет существенным событием для приграничных регионов.

Анатолий Якимов
Экспорт
Простой и убытки: ситуация с Забайкальским зерновым терминалом в 2025 году
Фото пресс-службы Забайкальской железной дороги

Директор Забайкальского зернового терминала Андрей Орлов предложил организовать встречу представителей Забайкальского края и города Маньчжурии Автономного округа Внутренняя Монголия КНР для обсуждения эффективной работы зернового сухопутного коридора между Россией и Китаем. Инициатива была озвучена на заседании, посвященном сотрудничеству в торгово-экономической и инвестиционной сферах, а также вопросам транспортного сообщения, функционирования пунктов пропуска и реагирования на чрезвычайные ситуации.

Анатолий Якимов
Экспорт
Экспорт леса и пиломатериалов из Томской и других сибирских областей в Китай вырос
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первые десятьмесяцев 2025 года лесопромышленный комплекс Томской области поставил на зарубежные рынки более 1 миллиона кубических метров лесоматериалов. По официальной информации Россельхознадзора, с января по начало ноября было оформлено 18,2 тысячи фитосанитарных сертификатов для экспорта 1,067 миллиона кубометров древесины. Китай занимает третье место по объему экспорта лесоматериалов – 17%. Крупнейшими направлениями стали Узбекистан (48% объема), Киргизия (19%), Казахстан (10%) и Таджикистан (4%). Оставшиеся 2% распределились между Абхазией, Афганистаном, Вьетнамом, Южной Кореей, ОАЭ и Японией.

Анатолий Якимов
Импорт
В России вводят технологический сбор: сначала на ноутбуки и смартфоны
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг объявил, что новый технологический сбор в России будет вводиться постепенно. На первом этапе сбор затронет готовую электронную продукцию: ноутбуки, смартфоны и светотехнические изделия. В дальнейшем этот сбор распространится на компоненты и модули, используемые в электронике. Такой подход позволит бизнесу плавно адаптироваться к новым условиям, а государству — отработать механизм взимания. Перед запуском второго этапа Минпромторг проведет консультации с промышленным сообществом, чтобы избежать двойного налогообложения.

Анатолий Якимов
Сибирская аграрная неделя и выставка «Аграрная Сибирь» 2025: результаты и перспективы развития
Фото пресс-службы правительства Новосибирской области

Сибирская аграрная неделя и выставка «Аграрная Сибирь» прошли в Новосибирске с 5 по 7 ноября 2025 года, собрав ведущих экспертов и участников агропромышленного комплекса региона. Среди основных тем форума — системные меры по обеспечению продовольственной безопасности России и развитие экспортного потенциала агропромвшленного комплекса Новосибирской области.

Анатолий Якимов
Маньчжурия–Россия: рекордный рост грузопотока и экспорта по итогам 9 месяцев 2025 года
Фото пресс-службы Читинской таможни

За январь–сентябрь 2025 года товарооборот таможенной зоны Маньчжурии с Россией составил 102,54 миллиарда юаней, увеличившись на 14,5% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Об этом сообщили в Таможне Маньчжурии. Россия сохранила статус главного торгового партнера приграничного города. На РФ приходится 86,39% всех внешнеторговых операций Маньчжурии за три квартала.

Анатолий Якимов
Экспорт из Сибири в Китай: запущен первый контейнерный поезд со станции Новокузнецк-Восточный
Фото пресс-службы ЗСЖД

Первый контейнерный поезд с грузом из алюминия отправлен со станции Новокузнецк-Восточный в Кемеровской области на станцию Находка-Восточная в Приморском крае, откуда груз направится в Китай. В составе поезда — 76 контейнеров общим весом около 2 тысяч тонн. Эта отправка стала возможна благодаря масштабной модернизации инфраструктуры станции и внедрению нового оборудования, что обеспечило расширение логистических возможностей Западно-Сибирской железной дороги. Ранее подобные контейнерные поезда на маршруте ЗСЖД формировались только на станции Кемерово-Сортировочное.