Анна Фомичева
Блоги

Новый таможенный кодекс ЕАЭС: почему затянулось его подписание?

Несмотря на общее прошлое, как показало время, прошедшее с момента создания первого экономического объединения стран СНГ – Таможенного Союза, интересы каждого из государств во-многом разнятся. Интегрируя в союз Европы и Азии новых членов, Россия, в свою очередь преследовала свои интересы, а каждая из стран – свои.
Так, одним из главных вновь обретенных источников дохода для Киргизии и Казахстана стал реэкспорт товаров из Китая, весьма дешевый реэкспорт, благодаря тем льготам и преференциям, которые была даны новому члену Союза изначально. Белоруссия получила возможность выгодно поставлять в РФ «санкционку» из Европы и украинскую продукцию. Россия же обрела новых «союзников», создав вокруг себя некий конгломерат «дружественных» государств.
Но, набирая «политические очки», мы забыли о собственных предпринимателях, которые сначала лишились возможности импортировать сельскохозяйственную продукцию из Европы, а затем вынуждены были смириться с конкуренцией за ввоз китайских товаров.
Крупный российский бизнес, тем не менее, переориентировался на взаимодействие с членами ЕАЭС напрямую, импорт через территорию этих стран. И такой маневр даже оказался довольно-таки выгодным.
Тем не менее, несмотря на, казалось бы, очевидные выгоды от вступления в ЕАЭС и дальнейшего его укрепления, ряд стран-участниц остаются недовольны.
Новые условия: что изменится для участников ВЭД?
Знакомясь с проектом нового Таможенного Кодекса, специалисты по внешнеторговой деятельности должны вздохнуть с облегчением. Наконец-то были услышаны многие желания и чаяния. Например, переход на электронный документооборот, который упростит все: от способа подачи декларации до подтверждения таможенной стоимости.
Согласно новым инициативам, предоставлять документы, подтверждающие, что вы приобрели этот товар именно по этой цене, больше не требуется. Если, конечно, не сработает система управления рисками, и ваш груз не окажется под подозрением.
В результате весь процесс оформления будет занимать около нескольких минут, что сегодня представляется чем-то фантастическим.
Больше возможностей откроется и перед уполномоченными экономическими операторами, о роли которых мы еще подробно расскажем в одной из следующих статей.
Но, пожалуй, самое «чувствительное» для участников ЕАЭС нововведение – это изменение принципов формирования таможенного законодательства. Новый Кодекс провозглашает главенство коллегиального аппарата Евразийского Союза, оставляя минимум вопросов в сфере ведения каждого из государств.
Возможное ограничение суверенитета уже стало одним из источников разногласий с Казахстаном в 2013 году. Сегодня этот вопрос становится не менее актуальным. А конкуренция за китайские инвестиции между странами не снижается.
При этом кажущемся доминирующем положении России, нам необходимо считаться с интересами каждого из членов ЕАЭС. И, как показывает принятие нового Таможенного Кодекса, вероятнее всего, изменения в таможенном законодательстве нашей страны и дальше будут приниматься в интересах не только российских участников ВЭД, но и каждого из государств, с целью сохранения статус-кво и укрепления недавно созданного экономического объединения стран СНГ.

Подробднее о новых условиях Вы можете проконсультироваться на моём официальном сайте - http://fomicheva.biz.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Работа
«ВЭД Агент», «Сбербанк» и «Роснефть»: 20 лет успеха и масштабный корпоратив в Пекине
Фото АО «ВЭД Агент»

20-летний юбилей – это важная веха, которая символизирует устойчивость, зрелость и успех компании на рынке. За это время АО «ВЭД Агент» из маленькой семейной компании превратилась в одного из крупнейших игроков за Уралом на рынке внешнеэкономической деятельности. Позади и кризисы, и изменение рынка логистических услуг, и технологическая революция. Впереди – стремление к новым свершениям. Важным событием череды юбилейных мероприятий стал массовый выезд на корпоратив. И не просто выезд, а трехдневное путешествие в Пекин.

Анатолий Якимов
Импорт
Оптимизация доставки промышленного оборудования из Китая: риски и способы снижения затрат
Скриншот из видео на странице Chinalogist в социальной сети «ВКонтакте»

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Как сэкономить на поставке оборудования из Китая?». Эксперт АО «ВЭД Агент» – руководитель отдела сборных автоперевозок Михаил Макаренко рассказал о том, какие риски существуют при импорте промышленного оборудования из КНР и за счет чего можно сэкономить на доставке.

Анатолий Якимов
С 1 сентября 2025 года госпошлины для водителей вырастут в 2-3 раза — проект Минфина
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минфин России подготовил законопроект о значительном повышении госпошлин для автовладельцев и введении новых сборов для мигрантов, которые могут вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Документ уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и направлен на дальнейшее рассмотрение.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай наращивает импорт российской гречихи: рост поставок почти вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт гречихи из России в 2024/2025 сельскохозяйственном году прогнозируется на уровне 280 тысяч тонн, что на 8,4% превышает показатели предыдущего года, а по сравнению с 2022/2023 годом объем поставок вырастет в 2,5 раза, свидетельствуют данные маркетингового исследования АБ-Центр.

Анатолий Якимов
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.