Анна Фомичева
Блоги

Как составить безопасный и экономичный международный контракт

Заключение международного контракта – финальная стадия сделки. Что может пойти не так, если все условия уже оговорены, образцы продукции одобрены, цена устраивает? Однако, если, работая с российскими компаниями, вы относились к договору скорее, как к формальности, нежели к реальному юридическому документу, значит пришло время в корне изменить свои взгляды.
Как известно, международный контракт отличается от обычного договора поставки или купли-продажи тем, что заключается он между резидентом и нерезидентом Таможенного Союза. И именно этот документ позволит вам отстоять свою точку зрения в суде, если что-то пойдет не так.
Итак, как должен выглядеть контракт, к которому и комар носа не подточит?

Кое-что о наиболее значимых условиях международного договора

Каждый юридический документ, в котором участвуют 2 стороны, имеет преамбулу, где классически перечисляются эти стороны и основания для участия в тех или иных правовых отношениях. Поэтому на преамбуле отдельно останавливаться не буду.
Куда важнее такой раздел, как предмет контракта. Он-то и определяет, о чем именно договорились стороны. И если вы, к примеру, напишите, что предметом договора является поставка фарфоровых чашек, то продавец без зазрения совести и без всяких последствий отправит вам вместо белых кофейных чашек с розовыми маленькими розочками чайные цвета хаки. Ведь контракт не обязывает его привезти именно то, о чем вы якобы договаривались.
Оспорить «ошибку» поставщика в суде в результате будет невозможно, поскольку в контракте не указано ничего конкретного.
Если вам не нужны сюрпризы в самый ответственный момент, тщательно прорабатывайте раздел «Предмет контракта». Обязательно прописывайте:
Стандарт, на который нужно опираться при оценке качества товара. Это может быть ГОСТ, стандарт ISO, технические условия, чертежи или проект, описание образца, присланного поставщиком ранее и т.п. Главное – не оставлять этот аспект без внимания. Убедитесь, что вы и ваш контрагент подразумеваете под этими формулировками одно и то же.
Цвет, комплектацию, сборку, габариты и другие значимые для вас параметры. Все, что осталось за скобками стандартов и регламентов, нужно уточнить отдельно. Можно дословно повторить то, что было описано в техническом задании, либо сделать его приложением к договору.

Цена товара в международном контракте. Выбор валюты имеет значение

В каждом прямом контракте указывается цена конкретной сделки, а иногда и стоимость каждой единицы товара в отдельности. Однако, из-за изменчивости курсов, многие стремятся перейти на расчеты в рублях или юанях.
После того, как РФ и КНР начали постепенный переход на взаиморасчеты в домашних валютах, такой вариант кажется самым простым и выгодным. Но не стоит забывать о том, что такой переход произойдет не сразу, и, естественно, с оговорками. Одна из них – вы не обезопасите себя от расходов на конвертацию рубля в доллар при расчетах в юанях. Почему?
Сейчас, когда вы обмениваете российскую валюту на китайскую, банк сначала приобретает доллары, а уже на них покупает юани. Соответственно, вы теряете на разнице в цене иностранной валюты даже больше, чем если бы вы изначально предпочли расчеты в долларах США.

Условия и сроки поставки

Желая получить гарантии своевременного получения товара, вполне естественно обозначить в контракте точную дату. Однако, важно помнить, что, переведя деньги (предоплату или оплату), но не получив товар в указанный срок, вы рискуете. Поскольку валютный контроль – это часть политики деоффшоризации и предотвращения утечки капиталов за рубеж, за перевод денег «впустую», без получения товара, по УК РФ вас могут:
  1. Оштрафовать на ¾ от переведенной вами суммы или на сумму полной стоимости товара, если стоимость груза не превышает 6-ти миллионов рублей.
  2. Осудить на срок до 3-х лет лишения свободы, если стоимость груза составляет 6-30 млн рублей.
  3. Осудить на срок до 7-ми лет лишения свободы, если стоимость груза превышает 30 млн рублей.
Еще один важный аспект – условия поставки. Эта часть контракта определяет, кто оплачивает перевозку, страхование и таможенные пошлины, где начинается ваша ответственность и заканчивается ответственность продавца. Условия обозначаются согласно ИНКОТЕРМС 2010.
Казалось бы, отлично, если все расходы возьмет на себя продавец, однако, на деле эти затраты будут включены в счет. А это отразится на инвойсовой стоимости товара. Но если вы полностью обеспечите доставку, то при расчете облагаемой пошлинами базы при условиях поставки EXW, FAS, FOB, FCA к фактически уплаченной стоимости добавятся и все ваши издержки на транспортировку. Что же выбрать?
Истина, как обычно, где-то посередине.
Оптимальные условия поставки, которые позволят вам максимально снизить расходы – это CFR и CIF. Согласно им, в первом случае продавец оплачивает доставку до границы, в том числе, и фрахт судна, а вы несете ответственность за товар и его доставку только на территории Таможенного Союза. Во втором случае условия схожи, но продавец обязан еще и застраховать груз. На первый взгляд, этот вариант выглядит очень заманчиво, тем не менее, чаще всего, производитель приобретает самый недорогой страховой продукт с минимальным покрытием. Поэтому, если вы хотите получить реальные гарантии, обсудите с инопартнером вариант страхования, который устроит и вас.
Говоря о международном контракте, можно охватить все нюансы ВЭД, ведь этот документ удостоверяет как куплю-продажу, так и доставку груза. В этой статье я затронула только основные аспекты договора, которые чаще всего вызывают сомнения у начинающих участников внешнеторговой деятельности.
Подробнее о подготовке контракта вы можете узнать из моей книги «Бизнес без границ. Как построить схему импорта "с нуля"».
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Работа
«ВЭД Агент», «Сбербанк» и «Роснефть»: 20 лет успеха и масштабный корпоратив в Пекине
Фото АО «ВЭД Агент»

20-летний юбилей – это важная веха, которая символизирует устойчивость, зрелость и успех компании на рынке. За это время АО «ВЭД Агент» из маленькой семейной компании превратилась в одного из крупнейших игроков за Уралом на рынке внешнеэкономической деятельности. Позади и кризисы, и изменение рынка логистических услуг, и технологическая революция. Впереди – стремление к новым свершениям. Важным событием череды юбилейных мероприятий стал массовый выезд на корпоратив. И не просто выезд, а трехдневное путешествие в Пекин.

Анатолий Якимов
Импорт
Оптимизация доставки промышленного оборудования из Китая: риски и способы снижения затрат
Скриншот из видео на странице Chinalogist в социальной сети «ВКонтакте»

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Как сэкономить на поставке оборудования из Китая?». Эксперт АО «ВЭД Агент» – руководитель отдела сборных автоперевозок Михаил Макаренко рассказал о том, какие риски существуют при импорте промышленного оборудования из КНР и за счет чего можно сэкономить на доставке.

Анатолий Якимов
С 1 сентября 2025 года госпошлины для водителей вырастут в 2-3 раза — проект Минфина
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минфин России подготовил законопроект о значительном повышении госпошлин для автовладельцев и введении новых сборов для мигрантов, которые могут вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Документ уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и направлен на дальнейшее рассмотрение.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай наращивает импорт российской гречихи: рост поставок почти вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт гречихи из России в 2024/2025 сельскохозяйственном году прогнозируется на уровне 280 тысяч тонн, что на 8,4% превышает показатели предыдущего года, а по сравнению с 2022/2023 годом объем поставок вырастет в 2,5 раза, свидетельствуют данные маркетингового исследования АБ-Центр.

Анатолий Якимов
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.