Анна Андрющенко
Блоги

Привлечение клиента в Китае: 5 ошибок новичков!

В этой статье мне бы хотелось поделиться своими наблюдениями, как русские люди продают товар в Китай и другие страны, и отметить некоторые недочеты, которые влияют на развитие их бизнеса.
В своей практике я сталкивалась как с импортерами, так и с экспортерами. Принимала участие в выборе иностранного поставщика, посещала международные выставки, изучала рекламные материалы и сравнивала прайс-листы, торговалась на лучшие условия, общалась с представителями иностранных производителей разного уровня: от менеджера продаж до генерального директора.
Теперь бывшие иностранные поставщики все чаще просят меня найти им фабрику в России, помочь связаться с какой-то компанией, перевести переговоры с российским продавцом о развитии отношений.
И работая в этом направлении, нельзя не отметить некоторые точки роста, которые позволят нашим соотечественникам успешнее продавать товары заграницу.
1. Отсутствие информации о товаре на иностранном языке (сайт, каталог, спецификации).
Как это выглядит? Просишь производителя предоставить данные об имеющихся товарах для корейцев, они тебе высылают каталог на русском языке. Покупатель обычно спрашивает в недоумении: «Мне что там, картинки посмотреть?»
Перевод на английский язык стоит 3000-4000 руб., это смешные деньги по сравнению с упущенной выгодой, когда иностранный клиент уйдет к другому, более расторопному, поставщику.
2. Менеджер продаж обычно не владеет иностранным языком, не знает основ международной торговли и логистики, да и вообще не сильно хочет этим заниматься.
Часто видишь ситуацию: компания (читай – директор) тратит средства на продвижение товаров, участвует в международных выставках, дает рекламу в интернете других стран. А выходишь на них, связываешься с менеджером по продажам, и понимаешь, что человек ничего толком не может тебе объяснить, игнорирует твои звонки и просьбы, отказывается уточнить что-то «вне его компетенции».
Я думаю, что если нет возможности/желания нанимать специалиста по заграничным продажам, нужно больше уделять времени обучению имеющихся кадров. И, возможно, вводить систему поощрений за продажи иностранным клиентам.
3. Необязательность, игнорирование и даже обман.
В первое время меня шокировало, что многие представители российских заводов очень необязательно относились к переговорам и заключению сделки. Можно посчитать по пальцам рук продавцов, которые оперативно и в полном объеме отвечали на мои запросы. Если ты связываешься с новым поставщиком из Китая (говорим о серьезных фабриках) – тебе поступит ответ, скорее всего, в ближайшие 2 часа. Если ты свяжешься с русским производителем, то тебе скажут: «Вышлю через 5 минут», а потом пройдет день, ты позвонишь, но снова ничего не будет; опять напомнишь в WhatsApp, и, может быть, тогда тебе что-то отправят в ответ на твой запрос. Были и случаи умышленного обмана (обещали что-то отгрузить, чего на самом деле нет) или просто игнорирования (не брали трубку несколько дней).
Все это, мало того, что неприятно, но еще и негативно отражается на образе российского продавца в глазах иностранцев.
4. Отсутствие полноценного международного прайса.
Очень часто высылают цены на условиях «самовывоз», на русском языке, с включенным НДС. Поясню: прайс для иностранного клиента должен быть: на английском языке, с 0% ставкой НДС, с прописанными условиями согласно Инкотермс 2010.
5. Продвижение товаров с непрезентабельной упаковкой.
Некоторые поставщики активно продвигают то, что на самом деле продавать за границу не нужно. Следует понимать, что какой бы у нас ни был курс доллара и как бы «дешево» ни стоили товары, в другой стране это все равно будут импортные товары и на Вашу стоимость сверху ляжет логистика, ввозные пошлины, маржа продавцов и пр. И цена «итого» будет выше национальных аналогов. Поэтому население ждет от импортных продуктов более красивую упаковку, оригинальный вкус, необычные свойства, высокое качество.
Посмотрите на импортные товары в нашей стране: все они отличаются более качественной упаковкой (пластиковый или металлический бокс), яркими цветами, необычными рекламными образами. Например, датское печенье или немецкий шоколад. У них даже вкус может быть посредственным, зато эти товары выглядят солидно, их можно покупать в подарок.
Список моментов, над которыми нам всем нужно работать, можно продолжать еще долго. На мой взгляд, каждому экспортеру надо ответить на вопрос: «Я вообще хочу продавать за границу?» И если ответ будет положительным, то надо приложить максимум усилий, чтобы сделать это хорошо и качественно. Либо ограничиться только внутрироссийскими продажами.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Логистика
Россия и Китай расширили автоперевозки опасных грузов: список вырос до 154 позиций
Фото с сайта freepik.com

Россия и Китай активизируют сотрудничество в автоперевозках опасных грузов, что напрямую поддержит растущий товарооборот между странами. С 16 октября 2025 года вступили в силу изменения в Соглашении между Минтрансом РФ и Минтрансом КНР от 11 октября 2021 года. Протокол к нему подписали министры Роман Старовойт и Ли Сяопэн 8 июля 2025 года в Тяньцзине во время российско-китайского транспортного форума.

Анатолий Якимов
Почему импортерам нужна белая доставка из Китая в 2025 году — мнение эксперта
Фото предоставлено Дианой Горбач

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместную онлайн-встречу: «Белая доставка из Китая: почему это единственный доступный вариант». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач рассказала о том, почему доставлять товары «в белую» выгодно и как это отражается на репутации компании-импортера.

Анатолий Якимов
Сибирский ЦЭД переходит на круглосуточный режим: декларации 24/7 с 15 декабря
Фото Анатолия Якимова

Сибирский центр электронного декларирования перейдет на круглосуточный режим с 15 декабря. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) подавать декларации на товары в любое время суток, включая ночные часы, без дополнительных обращений.

Анатолий Якимов
Как система TIR сделала Забайкальск логистическим хабом с Китаем
Фото Медиацентра Маньчжурии

Пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия в декабре 2025 года преодолел исторический рубеж: здесь прошел 2000-й грузовик по системе TIR – Transports Internationaux Routiers. Этот прорыв подчеркивает трансформацию Международного пункта пропуска «Забайкальск» в основной логистический хаб России.

Анатолий Якимов
Китай готовится к Новому 2026 году: когда закрываются фабрики
Фото с сайта издания «Жэньминь жибао» онлайн

С 8 декабря в Китае стартовала активная подготовка к Новому году по лунному календарю – Празднику Весны 2026 года, который наступит 17 февраля. Это будет Год Деревянной Лошади – символа процветания, удачи и динамики в китайской астрологии. Спрос на праздничные товары растет по всей стране, а российские импортеры фиксируют рекордные объемы закупок. Об этом сообщает издание «Жэньминь жибао» онлайн.

Анатолий Якимов
Где купить автоаксессуары оптом в Китае для России: гид для бизнеса
Фото с сайта freepik.com

Российские предприниматели активно закупают автоаксессуары оптом в Китае благодаря низким ценам и широкому ассортименту. В 2025 году импорт автозапчастей и аксессуаров из КНР растет на фоне параллельного импорта, обеспечивая до 45% рынка кузовных деталей.

Анатолий Якимов
Российская таможня сохраняет упрощенный порядок ввоза грузов из ЕАЭС до декабря 2025
Фото Анатолия Якимова

Сибирское таможенное управление подтвердило продление упрощенного порядка ввоза товаров из Казахстана и Киргизии в Россию до 25 декабря 2025 года. Нововведение закреплено Указом Президента РФ №912 от 9 декабря 2025 года, который изменил прежний указ №778 от 24 октября 2025 года.

Анатолий Якимов
Россияне увеличили заказы люксовых товаров из Китая на 52% в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года россияне значительно активизировали заказы люксовых товаров из-за рубежа: объем покупок вырос сразу на 52% по сравнению с тем же периодом 2024 года, сообщает РБК со ссылкой на данные CDEK.Shopping, ведущего оператора международных доставок брендовых товаров.

Анатолий Якимов
Российский лес в Китае: что и сколько экспортируют в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

С января по ноябрь 2025 года Россия продолжила наращивать экспорт лесопродукции в Китай, несмотря на сохраняющиеся международные вызовы. По данным Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора, из Томской области под контролем специалистов оформлено более 1,118 миллиона кубических метров лесоматериалов, большая часть которых предназначена для экспорта.

Анатолий Якимов
Новые рейсы S7 в Китай: что изменится для грузоперевозок и пассажиров с декабря
Фото Анатолия Якимова

С понедельника, 15 декабря, рейс авиакомпании S7 Новосибирск – Пекин станет ежедневным. Chinalogist выяснил, какие новые направления будут открыты дополнительно и как это повлияет на авиадоставку.