Николай Лобанов
Блоги

Российская транспортная сеть — мост между Европой и Азией

Повышение уровня жизни населения в масштабе глобальной или национальной экономики одинаково зависит от доступности и качества товаров и услуг.
Глобализация экономических процессов непосредственно связана с повышением интенсивности товарообмена, укреплением и расширением международного кооперационного взаимодействия.
Возрастает потребность в обеспечении быстрого и безопасного перемещения товаров, осуществляемого международным транспортом, в том числе автомобильным, а значит – в развитии сети международных транспортных коридоров, часть которых проходит по территории России.
Рассмотрим возможности повышения эффективности транзитной транспортной инфраструктуры за счет развития российской транспортной сети, внедрения инновационных технологий.
Основным результатом должно стать повышение качества логистического сервиса, что предполагает прежде всего снижение сроков доставки и всех видов логистических затрат.
Развитие транспортной инфраструктуры в соответствии с новыми требованиями к качеству услуг логистических операторов, расширением и развитием международной торговли является приоритетным направлением в экономической программе российского правительства.
В целях ускорения товародвижения, снижения транспортных издержек предпринят ряд мер, в частности, принятие Государственной программы РФ «Развитие транспортной системы», что включает и международные транспортные коридоры (МТК).
МТК «Север-Юг» свяжет порт Санкт-Петербург с портом Мумбаи (Индия) в целях стратегического партнерства России со странами Прикаспийского региона, а также улучшит связи России со странами Персидского залива и Южной Азии, обеспечит развитие транзитных евроазиатских перевозок по отечественным транспортным коммуникациям.
Протяженность этого коридора составляет более 7000 км, большая часть проходит по железным дорогам России - до 53% общей протяженности коридора.
Западная ветвь коридора обеспечивает прямое железнодорожное сообщение через пограничные переходы Самур (Россия) — Ялама (Азербайджан), с дальнейшим выходом на железнодорожную сеть Ирана через пограничный переход Астара (Азербайджан) — Астара (Иран).
Восточная ветвь коридора — прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркмению с выходом на железнодорожную сеть Ирана через пограничные переходы Серахс (Туркмения) — Серахс (Иран) и Акяйла (Туркмения) — Инче Бурун (Иран). В настоящее время указанными маршрутами следуют, главным образом, экспортные грузы России назначением в Азербайджан и Иран.
Основным преимуществом МТК "Север — Юг" перед другими маршрутами (в частности перед морским маршрутом через Суэцкий канал) можно считать сокращение более чем в 2 раза расстояния перевозок, снижение стоимости перевозки контейнеров по сравнению со стоимостью транспортировки по морскому пути.
В среднесрочной перспективе большое значение будут иметь сроки ввода в эксплуатацию новой железнодорожной линии Решт — Астара (Иран) — Астара (Азербайджан), которая является последним недостающим звеном прямого железнодорожного маршрута по западной ветви МТК "Север — Юг".
В рамках взаимодействия России, Азербайджана и Ирана происходит формирование мультимодального маршрута Индия — Иран — Азербайджан — Россия для перевозок грузов в контейнерах на регулярной основе.
Морская транспортировка грузов между портами Индии и Ирана, железнодорожный и автомобильный транспорт на территории Ирана с последующей доставкой азербайджанскими и российскими железными дорогами до конечного потребителя.
На маршруте, связывающим страны ЕЭС и Китай одним из основных транспортных коридоров является коридор «Европа-Западный Китай», на территорию РФ приходится 2 233 км из общей протяженности в 8 445км.
По сообщению портала «Доринфо» в рамках развития Госпрограммы России «Развитие транспортной системы» на финансирование проекта «Европа-Западный Китай» предполагается распределить 31 млрд. рублей: в 2019 году-более 2-х млрд., в 2020-более 10 млрд. и в 2021 году-более 18 млрд. рублей.
В ГК «Автодор» полагают, что это будет «…первая сверхинновационная дорога России, оборудованная всеми современными условиями как для пассажирских, так и для грузовых перевозок».
Инновации заключаются в организации движения беспилотного транспорта, отсутствии пунктов оплаты проезда на магистралях для безостановочного скоростного движения, а также во внедрении системы «свободного потока» для равномерного проезда автомобилей в целях экономии моторного топлива, вследствие чего существенно уменьшится загрязнение окружающей среды.
Для этого автомобили оснащаются бортовыми устройствами, взаимодействующими с дорожным оборудованием вдоль протяженности всей дороги. Данные будут передаваться в телематические серверы.
В рамках прошедшей в Баку в мае этого года Первой Евразийской Конференции «Инновации природных и технологических рисков» хотелось бы добавить сообщение о совместном российско-азербайджанском проекте строительства моста через реку Самур, который обеспечит беспрепятственное круглогодичное транспортное сообщение между двумя странами.
Финансирование проекта ведется в равных долях Россией и Азербайджаном. Завершение строительства планируется в октябре текущего года.
Ботвиньев А.И., эксперт по логистике, Ирина Рудая
https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64036/
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Тренды китайского рынка 2026: лучшие товары для импорта в Россию

Актуальные тренды китайского рынка 2026 года демонстрируют устойчивые сдвиги в сторону технологических инноваций, умных устройств, цифровизации торговли, экологичных решений и сезонных товаров для повышения домашнего и офисного комфорта. На этом фоне растет потенциал импорта китайской продукции в Россию, несмотря на внешние вызовы. Эти тенденции ярко проявились на завершившейся на прошлой неделе Кантонской ярмарке в Гуанчжоу, где третий этап объединил ключевых производителей одежды, аксессуаров, товаров для отдыха и быта, а также инновационной бытовой техники и предметов для здоровья.

Фото Светланы Шубадеровой
Анатолий Якимов
Российско-китайский товарооборот за 10 месяцев снизился на 9,5%: основные товары и перспективы
Фото Анатолия Якимова

Российско-китайский товарооборот за 10 месяцев 2025 года снизился на 9,5% и составил 183,244 миллиарда долларов США. Об этом сообщили в Главном таможенном управлении КНР. Объем экспорта из России в Китай уменьшился на 6,7% до 101,175 миллиарда долларов США, а импорт китайских товаров в Россию сократился на 12,6% до 82,069 миллиарда долларов США.

Анатолий Якимов
Как выявлять тренды в Китае и строить долгосрочный бизнес: советы эксперта Дмитрия Ковпака
Фото предоставлено Дмитрием Ковпаком

Основатель Российского Акселератора для продавцов на маркетплейс, эксперт в области торговли с Китаем Дмитрий Ковпак, рассказал об опыте работы и дал рекомендации для предпринимателей, которые стремятся успешно работать с Китайским рынком. В эксклюзивном интервью для chinalogist.ru он рассказал о главных вызовах и эффективных стратегиях ведения бизнеса с Китаем, опираясь на многолетнюю практику и авторские обучающие программы.

Анатолий Якимов
Календарь китайских праздников и выходных на 2026 год: важные даты для бизнеса
Коллаж из фото с ТГ-канала Китай. Инструкция по применению

Опубликован официальный календарь выходных и праздников Китая на 2026 год. Это важная информация для компаний, работающих с китайскими партнерами, поскольку поможет планировать рабочие графики и логистику.

Редакция
Стиль и мода 2026: что покупать оптом в Китае для встречи Нового 2026 года
Фото с сайта freepik.com

Встреча Нового 2026 года — особенное событие, и, чтобы отметить его стильно и с пользой, важно учитывать астрологические советы, модные тренды и возможности для выгодных покупок тканей и одежды оптом. Предлагаемый подробный обзор поможет создать образ, который привлечет удачу и принесет комфорт в холодный зимний сезон.

Анатолий Якимов
АО «ВЭД Агент» поддерживает образование: новая аудитория в СГУПСе к 25-летию кафедры мировой экономики и международного бизнеса
Фото Анатолия Якимова

АО «ВЭД Агент» заботится о будущих кадрах. Не случайно в сентябре открыли брендированную аудиторию в Новосибирском государственном университете экономики и права. А в четверг, 6 ноября, аналогичная аудитория была открыта и в Сибирском государственном университете путей сообщения. Событие приурочено к 30-летию факультета мировой экономики и права и 25-летию кафедры мировой экономики и международного бизнеса.

Анатолий Якимов
Как получить гранты и найти партнера в Китае
Фото с сайта freepik.com

Российско-Китайская торговая палата призывает российских бизнесменов, работающих в Китае, активно использовать региональные программы поддержки экспорта, которые представляют собой реальные финансовые инструменты. Ими уже воспользовались некоторые компании. Например, одна из них осенью получила грант на сумму 1,15 миллиона рублей по двум экспортным программам.

Анатолий Якимов
МАПП Забайкальск увеличил пропуск грузов и транспорта в октябре 2025
Фото пресс-службы Читинской таможни

Грузооборот в пункте пропуска МАПП Забайкальск продолжает динамично расти. В октябре 2025 года он увеличился на 5,6% по сравнению с сентябрем, что составило 246 тысяч тонн грузов и более 24 тысяч транспортных средств международной перевозки. Для сравнения, в сентябре было оформлено 233 тысячи тонн грузов и 22 тысячи автомобилей. Пиковая нагрузка пришлась на 31 октября — почти тысяча грузовиков прошли оформление – 977 автомобилей, а с 3 на 4 ноября — около 944 транспортных средств.

Анатолий Якимов
Китай меняет стратегию: импорт как инструмент сбалансированного развития
Фото с сайта freepik.com

Запуск программы стимулирования импорта Китая приобретает особое значение для российско-китайских торговых отношений, которые в 2025 году столкнулись с рядом сложностей. По данным Главного таможенного управления КНР, в январе–сентябре 2025 года товарооборот между странами сократился примерно на 9%, достигнув 163,6 миллиарда долларов США. Импорт китайских товаров в Россию за этот период снизился на 11%, а экспорт российских товаров в Китай — почти на 8%.

Анатолий Якимов
Россия и Китай укрепляют стратегическое партнерство: результаты 30-й регулярной встречи
Фото с официального сайта Правительства России

30-я регулярная встреча глав правительств России и Китая прошла в городе Ханчжоу в рамках рабочего визита премьер-министра Михаила Мишустина. На мероприятии, которое уже стало традиционным и проводится три десятилетия, обсуждались ключевые аспекты двусторонних отношений и перспективы стратегического партнерства между двумя странами.