Николай Лобанов
Блоги

Российская транспортная сеть — мост между Европой и Азией

Повышение уровня жизни населения в масштабе глобальной или национальной экономики одинаково зависит от доступности и качества товаров и услуг.
Глобализация экономических процессов непосредственно связана с повышением интенсивности товарообмена, укреплением и расширением международного кооперационного взаимодействия.
Возрастает потребность в обеспечении быстрого и безопасного перемещения товаров, осуществляемого международным транспортом, в том числе автомобильным, а значит – в развитии сети международных транспортных коридоров, часть которых проходит по территории России.
Рассмотрим возможности повышения эффективности транзитной транспортной инфраструктуры за счет развития российской транспортной сети, внедрения инновационных технологий.
Основным результатом должно стать повышение качества логистического сервиса, что предполагает прежде всего снижение сроков доставки и всех видов логистических затрат.
Развитие транспортной инфраструктуры в соответствии с новыми требованиями к качеству услуг логистических операторов, расширением и развитием международной торговли является приоритетным направлением в экономической программе российского правительства.
В целях ускорения товародвижения, снижения транспортных издержек предпринят ряд мер, в частности, принятие Государственной программы РФ «Развитие транспортной системы», что включает и международные транспортные коридоры (МТК).
МТК «Север-Юг» свяжет порт Санкт-Петербург с портом Мумбаи (Индия) в целях стратегического партнерства России со странами Прикаспийского региона, а также улучшит связи России со странами Персидского залива и Южной Азии, обеспечит развитие транзитных евроазиатских перевозок по отечественным транспортным коммуникациям.
Протяженность этого коридора составляет более 7000 км, большая часть проходит по железным дорогам России - до 53% общей протяженности коридора.
Западная ветвь коридора обеспечивает прямое железнодорожное сообщение через пограничные переходы Самур (Россия) — Ялама (Азербайджан), с дальнейшим выходом на железнодорожную сеть Ирана через пограничный переход Астара (Азербайджан) — Астара (Иран).
Восточная ветвь коридора — прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркмению с выходом на железнодорожную сеть Ирана через пограничные переходы Серахс (Туркмения) — Серахс (Иран) и Акяйла (Туркмения) — Инче Бурун (Иран). В настоящее время указанными маршрутами следуют, главным образом, экспортные грузы России назначением в Азербайджан и Иран.
Основным преимуществом МТК "Север — Юг" перед другими маршрутами (в частности перед морским маршрутом через Суэцкий канал) можно считать сокращение более чем в 2 раза расстояния перевозок, снижение стоимости перевозки контейнеров по сравнению со стоимостью транспортировки по морскому пути.
В среднесрочной перспективе большое значение будут иметь сроки ввода в эксплуатацию новой железнодорожной линии Решт — Астара (Иран) — Астара (Азербайджан), которая является последним недостающим звеном прямого железнодорожного маршрута по западной ветви МТК "Север — Юг".
В рамках взаимодействия России, Азербайджана и Ирана происходит формирование мультимодального маршрута Индия — Иран — Азербайджан — Россия для перевозок грузов в контейнерах на регулярной основе.
Морская транспортировка грузов между портами Индии и Ирана, железнодорожный и автомобильный транспорт на территории Ирана с последующей доставкой азербайджанскими и российскими железными дорогами до конечного потребителя.
На маршруте, связывающим страны ЕЭС и Китай одним из основных транспортных коридоров является коридор «Европа-Западный Китай», на территорию РФ приходится 2 233 км из общей протяженности в 8 445км.
По сообщению портала «Доринфо» в рамках развития Госпрограммы России «Развитие транспортной системы» на финансирование проекта «Европа-Западный Китай» предполагается распределить 31 млрд. рублей: в 2019 году-более 2-х млрд., в 2020-более 10 млрд. и в 2021 году-более 18 млрд. рублей.
В ГК «Автодор» полагают, что это будет «…первая сверхинновационная дорога России, оборудованная всеми современными условиями как для пассажирских, так и для грузовых перевозок».
Инновации заключаются в организации движения беспилотного транспорта, отсутствии пунктов оплаты проезда на магистралях для безостановочного скоростного движения, а также во внедрении системы «свободного потока» для равномерного проезда автомобилей в целях экономии моторного топлива, вследствие чего существенно уменьшится загрязнение окружающей среды.
Для этого автомобили оснащаются бортовыми устройствами, взаимодействующими с дорожным оборудованием вдоль протяженности всей дороги. Данные будут передаваться в телематические серверы.
В рамках прошедшей в Баку в мае этого года Первой Евразийской Конференции «Инновации природных и технологических рисков» хотелось бы добавить сообщение о совместном российско-азербайджанском проекте строительства моста через реку Самур, который обеспечит беспрепятственное круглогодичное транспортное сообщение между двумя странами.
Финансирование проекта ведется в равных долях Россией и Азербайджаном. Завершение строительства планируется в октябре текущего года.
Ботвиньев А.И., эксперт по логистике, Ирина Рудая
https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64036/
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
Поздравляем с Днем таможенника России

Дорогие друзья, читатели сайта ChinaLogist!

Сегодня мы празднуем День таможенника России — праздник людей, без чьей слаженной работы остановился бы весь мировой товарооборот.

Мы, как никто другой, понимаем, насколько важен ваш труд. Для логистов, импортеров и предпринимателей таможенник — это не просто представитель власти, а ключевой партнер на пути товара от поставщика к потребителю. Ваши решения помогают нам работать быстрее, а ваша бдительность — работать безопаснее.

В ваш профессиональный праздник мы хотим сказать вам огромное спасибо! Спасибо за терпение в решении сложных вопросов, за компетентность в консультациях и за скорость в принятии решений.

От всей души желаем вам легких деклараций, понятных регламентов и попутного ветра во всех профессиональных начинаниях! Пусть на вашем пути встречаются только добросовестные участники ВЭД, а рабочие будни приносят не только пользу стране, но и личное удовлетворение.

С праздником!

Анатолий Якимов
25 октября - День таможенника в России 2025: профессионалы таможенного оформления в АО «ВЭД Агент»
Фото с сайта freepik.com носит иллюстративный характер

25 октября отмечается День таможенника в России. В АО «ВЭД Агент» есть отдел таможенного оформления, в котором работают настоящие профессионалы своего дела. Накануне праздника ChinaLogist задал им несколько вопросов. А так как они скромные и попросили оставить ответы анонимными.

Анатолий Якимов
Рост экспорта и рост импорта из Китая: итоги работы таможен Дальнего Востока, Сибири и Урала за 9 месяцев 2025 года
Фото пресс-службы Читинской таможни

Рост товарооборота, усиление контроля и углубление торговых связей с Китаем стали важными трендами работы российских таможенных органов в первых трЕх кварталах 2025 года. Данные Дальневосточного, Сибирского и Уральского таможенных управлений свидетельствуют о значительном перераспределении внешнеторговых потоков в пользу азиатского направления, особенно в контексте сотрудничества с КНР.

Анатолий Якимов
Хотите домашнего робота: Китай начал выпуск Bumi — гуманоида за 114 000 рублей
Фото компании Noetix Robotics

Пекинский стартап Noetix Robotics вывел на рынок нового компактного человекоподобного робота Bumi по цене всего примерно 114 000 рублей (9998 юаней). Это значительный прорыв в области доступности гуманоидных роботов, ориентированный на образование и повседневное использование.

Анатолий Якимов
2000 электродрелей задержали в Самарской области
Фото пресс-службы Приволжского таможенного управления

Самарские таможенники в октябре 2025 года пресекли попытку незаконного ввоза крупной партии аккумуляторных дрелей из Китая по поддельным таможенным декларациям. В районе поселка Большая Черниговка были остановлены две фуры, направлявшиеся из Казахстана, в грузовых отсеках которых обнаружено около 40 тонн электроинструментов на общую сумму порядка 1,5 миллиона рублей.

Анатолий Якимов
Китайский садовый инвентарь оптом: обзор производителей, новинки и цены
Фото с сайта freepik.com

В последние годы Китай уверенно занимает лидирующие позиции на мировом рынке садово-огородного инвентаря. Причины этого – масштабное производство, развитие технологий, а также выгодное соотношение цены и качества. Для российских импортеров важно знать, где в Китае находятся центры производства садового инвентаря, какие бренды заслуживают внимания, какие новинки предлагает рынок в 2025 году и чем объясняется популярность китайских товаров в России.

Анатолий Якимов
Конференция в Москве: как найти надежного партнера в Китае в 2026 году

18-19 декабря 2025 года в Москве пройдет важное событие для бизнеса – конференция «Как найти партнера в Китае: актуальные вопросы и решения для бизнеса», организованная Российско-Китайской Палатой. Мероприятие направлено на поддержку российских компаний, стремящихся наладить эффективное сотрудничество с КНР и другими странами БРИКС.

Анатолий Якимов
138-я Кантонская ярмарка: мебель, посуда, инновации на втором этапе в октябре 2025

В Гуанчжоу официально стартовал второй этап 138-й Кантонской выставки, который продлится с 23 по 27 октября 2025 года. Этот этап традиционно фокусируется на товарах общего потребления и предметах для домашнего обихода. В выставочном центре Пачжоу представлено около 25 000 стендов с продукцией более 10 000 компаний, включая производителей мебели, кухонной посуды, бытовых принадлежностей, декоративных элементов для дома, товаров для сада и праздничной атрибутики.

Фото участников выставки
Анатолий Якимов
Пропускная способность ЖДПП «Пограничный» выросла за счет инновационного досмотрового комплекса
Фото пресс-службы Дальневосточного таможенного управления

В железнодорожном пункте пропуска «Пограничный» Уссурийской таможни начал работу новый стационарный инспекционно-досмотровый комплекс, который значительно повышает эффективность контроля грузов на границе. Комплекс успешно прошел все необходимые тестирования и технические проверки, став одним из самых современных средств досмотра в регионе.

Анатолий Якимов
Рапсовое масло из России: почему Китай увеличивает экспорт, какие регионы лидируют
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В период с января по сентябрь 2025 года Россия значительно увеличила экспорт рапсового масла в Китай, прибавив к объемам поставок треть и укрепив свое лидерство на этом рынке. По данным Государственного таможенного управления Китая, стоимость импортируемого российского рапсового масла достигла 975,4 миллиона долларов США, что заметно превышает сумму в 735,9 миллиона долларов, зарегистрированную в прошлом году за аналогичный период. Такой рост обусловлен расширением площадей под посев рапса в России и возрастающим спросом на данную продукцию в различных отраслях промышленности Китая, особенно в пищевой сфере.