Лариса Ром
Блоги

1 января 2019 года вступил в силу Закон КНР «Об электронной коммерции»

В последние годы Китай играет все большую роль в международной электронной коммерции, как на внутреннем рынке, так и в формате международных сделок. Необходимость более детального регулирования электронной коммерции в КНР вызвана существенным ростом объемов торгового оборота на электронных площадках.
1 января 2019 г. вступил в силу новый закон КНР «Об электронной коммерции», который комплексно подходит к урегулированию отношений между субъектами электронной коммерции, устанавливает требования, которыми должны руководствоваться участники торговых отношений на электронных площадках. В законе прописаны нормы, прямо предусматривающие правила поведения для участников торгового оборота, а также принципы, которыми должны руководствоваться стороны в процессе осуществления коммерческой деятельности.
Закон представляет собой документ, состоящий из 7 семи глав:
  1. Общие положения.
  2. Операторы электронной коммерции.
  3. Заключение и исполнение контрактов по электронной коммерции.
  4. Разрешение споров в сфере электронной коммерции.
  5. Реклама и продвижение продукта в сфере электронной коммерции.
  6. Ответственность участников отношений.
  7. Заключительные положения.
В статье 2 сказано, что под термином «Электронная коммерция» понимается коммерческая деятельность по продаже товаров и услуг посредством сети связи.
Закон «Об электронной коммерции» выделяет следующих Операторов (субъектов) отношений:
Операторы платформы, предоставляющие двум и более сторонам, участникам процесса, платформу (площадку) для проведения операций по электронной коммерции, также предоставляют сторонам-участникам необходимый сервис.
Операторы, ведущие деятельность на платформе (торговой площадке) — операторы, которые продают товары и предоставляют услуги потребителю через торговые платформы (площадки), которые управляются Оператором торговой площадки.
А также Операторы электронной торговли, осуществляющие продажу своих товаров и услуг через собственный web-сайт.
Важным положением является то, что Закон предусматривает регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя и получение необходимых лицензий на определенные товары (продукты питания) в государственных административных органах по делам промышленности и торговли.
Ст.10 Закона предусматривает необходимость юридической регистрации лица в качестве участника торговой деятельности, за исключением производителей домашней сельскохозяйственной продукции и продукции с ней связанной, либо если субъект торговых отношений продает собственные навыки, другие виды деятельности, не требующие регистрации.
Ст.12. Закона Субъекты электронной коммерции должны получить соответствующие лицензии, если того требует закон в конкретном случае.
Ст.26 Закона Субъекты электронной коммерции, которые осуществляют трансграничную электронную коммерческую деятельность, должны соблюдать правила и положения, регулирующие экспорт и импорт.
Закон также предусматривает обязательную уплату налогов, препятствует ограничению конкуренции на рынке, законом предусмотрены также защита прав потребителей, защита персональных данных потребителей, порядок обжалования действий недобросовестных субъектов отношений и прочие положения.
Исходя из содержания документа, становится понятно, что закон «Об электронной коммерции» призван обеспечить прозрачности взаимоотношений субъектов электронной торговли, обеспечить защиту внутреннего рынка и защиту интересов государства, призван защитить права и интересы потребителей товаров.
Важным моментов является то, что Закон содержит ряд положений об ответственности Оператора, предоставляющего сервис на платформе для участников торговых отношений:
Ст.38 Закона предусматривает, что, если Оператор, регулирующий деятельность на платформе, знает или должен был знать, что товары или сервис, реализуемые на торговой площадке, не соответствуют требованиям личной или имущественной безопасности потребителей или имеют место другие действия, нарушающие законные права и интересы потребителей, несет ответственность совместно с Оператором торговой площадки в том случае, если не предпринял необходимых действий.
Отдельное положение касается товаров и сервиса, который имеет непосредственное отношение к здоровью потребителей. В случае если Оператор ненадлежащим образом проверил квалификацию Операторов торговой площадки или недостаточным образом позаботился о том, чтобы обеспечить безопасность потребителей в случае представления товаров и услуг, которые могут оказать влияние на здоровье потребителей, Оператор платформы будет нести соответствующую ответственность перед потребителем.
Закон оговаривает положения о недопустимости использования методов незаконной конкуренции.
Ст.22 Закона прямо оговаривает, что операторы, имеющие доминирующее положение на рынке, не должны злоупотреблять своим доминирующим положением с целью вытеснения с рынка других субъектов или ограничения конкуренции
Закон устанавливает положения, направленные на защиту персональных данных:
Ст.23 Закона Операторы электронной коммерции, собирающие или использующие иным образом персональные данные своих потребителей, должны руководствоваться требованиями закона и органов государственного регулирования в сфере защиты персональных данных.
В части рассмотрения споров, ст.59-60 Закона предусматривают: Операторы процесса электронной коммерции должны обеспечить эффективную систему для обжалования действий участников процесса, и получения иных сообщений. Методы, которые могут быть использованы для урегулирования спорных ситуаций могут быть следующими: урегулирование путем переговоров; привлечение к участию в качестве медиатора представителя организации по защите прав потребителей, представителя промышленной ассоциации и других уполномоченных органов. Возможно также инициировать рассмотрения дела в суде.
Закон об электронной коммерции — комплексный документ, который получит свое дальнейшее практическое развитие непосредственно в процессе применения и регулирования коммерческих отношений в электронной сети.
Far East Legal Counsellors
Управляющий Юридического Бюро «EAST LEAD»
Лариса Эдуардовна Романчук
Офис: г. Владивосток
+7(423)200-7049
www.eastlaw.ru
Vladivostok@eastlaw.ru
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
Большую часть рапсового масла Китай импортировал из России
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2024 году экспорт рапсового масла в Китай в 2024 году составил 1 880,9 тысячи тонн. По сравнению с предыдущим годом снижение составило 487,1 тысячи тонн или 20,3%. Информацию предоставило Главное таможенное управление КНР.

Анатолий Якимов
Импорт
Как российская компания выстраивает бизнес в условиях международных ограничений
Фот о с сайта shutterstock.com

В последние годы отношения между Россией и Китаем стремительно развиваются. Однако в 2024 году участникам внешнеэкономической деятельности пришлось сложно. Санкции Европы и США оказали существенное давление на бизнес. Одной из основных проблем стала сложность с платежами. Многие китайские банки, опасаясь вторичных санкций, прекратили принимать платежи от российских компаний, даже за несанкционные товары. Это привело к необходимости использования посредников из третьих стран, что увеличило сроки поставок и стоимость товаров.

Анатолий Якимов
Импорт
11 000 компаний России присоединились к маркировке игрушек
Фото с сайта unsplash.com

В системе маркировки России «Честный знак» зарегистрировали более 11 тысяч компаний, занятых на выпуске детских игрушек. Это обеспечивает высокий уровень реализации бизнеса.

Анатолий Якимов
Импорт
Центр производства и экспорта джинсов: где купить оптом в Китае
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай продолжает удерживать лидерство в мире, экспортируя джинсовую ткань и одежду. По информации экспертов MordorIntelligence, объем продаж джинсовой продукции будет ежегодно расти на 4,2% к 2029 году. Уже в 2021 году экспорт джинсовой ткани из Китая составил 2,17 миллиарда долларов США. В 2024 году этот показатель вырос до 2,46 миллиарда долларов США.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай и Россия: торговля популярными товарами делает отношения стабильнее
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В последние годы Китай стал ключевым партнером России в торговле, особенно после введения международных санкций. Витрины некоторых китайских магазинов украшены традиционными флагами и символами, а полки наполнены разнообразными товарами, включая шоколад, мед и воду. Популярность таких магазинов связана с растущим интересом китайцев к продуктам, среди которых молоко, кондитерские изделия и колбасы.

Анатолий Якимов
Топ-10 городов Китая для туристов: путеводитель по достопримечательностям
Фото с сайта unsplash.com

В 2024 году туристический обмен между Россией и Китаем достиг новых высот. На конец года, КНР стала одной из самых популярных стран для российских туристов, а Россия вошла в десятку самых привлекательных стран для китайских. В 2024 году Поднебесную посетило около 1,5 миллиона российских туристов, что в 15% больше, чем в 2023 году. За тот же период Россию посетило более 1,039 миллиона китайских туристов, что на 209,3% больше, чем годом ранее

Китай – страна с богатой историей, уникальной культурой и разнообразной природой. Здесь вы найдете древние памятники, современные мегаполисы и гастрономические открытия. Chinalogist представляет топ-10 городов КНР, доступных для туристов из России.

Анатолий Якимов
На что следует обратить внимание при оплате инвойсов в Китай
Фото с сайта unsplash.com

Товарооборот России и Китая за первые два месяца снизился на 7,1%. Но этому предшествовали объективные причины: затяжные новогодние праздники в России и Китае, а также снижением импорта китайской техники в РФ и экспорта российских энергоносителей в КНР. 

Анатолий Якимов
Маркировка спортивного питания в России: новые правила с 1 сентября 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Министерство промышленности и торговли России предложило ввести обязательную маркировку спортивного питания с 1 сентября 2025 года. Данное решение предполагает поэтапное внедрение маркировки, что позволит эффективнее контролировать качество и происхождение продуктов на рынке.

Анатолий Якимов
Московское мороженое завоевывает Китай: новые вкусы на SIAL China 2025
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Московское мороженое со вкусами крем-брюле, ванили и шоколада представят на Китайской международной выставки пищевых продуктов и напитков SIAL China 2025 в Шанхае, которая состоится в мае. Выставка предоставит производителям шанс увеличить долю на китайском рынке.

Анатолий Якимов
Китай определяет приоритеты: «Две сессии» определили вектор развития Маньчжурии и России
Фото с сайта Медиацентра города Маньчжурия

В Пекине завершились ежегодные заседания Высшего законодательного органа Китая – Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК). Эти события прошли с 5 по 11 марта, и стали обязательным этапом в соответствующих стратегиях социально-экономического развития страны в текущем году. В рамках подготовленных итогов прошлого года анализируются достижения и вызовы, а также строятся планы на будущее. «Две сессии» являются своеобразным индикатором, отражающим приоритеты и изменяющим развитие Китая, охватывая широкий спектр вопросов – от экономики и экологии до международного сотрудничества.