Анна Фомичева
Блоги

Беспошлинный импорт

СНГ, Сербия, Вьетнам: безлимитная торговля? Или все о беспошлинном импорте товаров
При выборе торгового партнера многие обращают внимание не только на такие очевидные факторы, как спрос и предложение, но и на условия таможенного оформления. И, конечно, если есть возможность не уплачивать пошлины, вы, как минимум, задумаетесь о сотрудничестве с поставщиками из страны беспошлинной зоны. И, прежде чем вы начнете искать продавца, мы хотим рассмотреть все условия подробно.
На сегодняшний день Россия является участницей Соглашения о Зоне свободной торговли со странами СНГ, в числе которых: Азербайджаном, Молдовой, Туркменистаном, Таджикистаном, Узбекистаном. А вот Украина недавно была исключена из этого перечня, поскольку заключила похожее соглашение с ЕС, что, естественно, привело к ограничениям с российской стороны. Кроме того, участницами Зоны свободной торговли являются также Сербия и Вьетнам. В настоящее время Россия ведёт переговоры с Израилем, Индией, Ираном и Египтом. Таким образом, как видим, перед нами открываются довольно-таки заманчивые перспективы, и каждое из этих государств может предложить товары, которые у нас пользуются спросом.
Кроме того, многие предприниматели хотели бы расширить свои возможности и сделать «ход конем», закупив продукцию китайского происхождения в Узбекистане и ввезти её в Россию без уплаты таможенной пошлины. Но не все так просто, как хотелось бы многим участникам ВЭД.
Как видно, возможности льготного импорта оставляют очень много вопросов, на которые мы и постараемся сейчас ответить.
«30 шапок» и 1 льготный режим: какие возможности дает Соглашение о Зоне свободной торговли?
Одно из распространенных заблуждений импортеров заключается в том, что «беспошлинный ввоз» означает «избавление от уплаты всех платежей, в том числе, НДС, акциза, различных сборов». На самом деле, это, конечно же, не так. Соглашение о Зоне свободной торговли предусматривает только освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, при этом все меры нетарифного регулирования (лицензии, сертификаты и т.п.) сохраняются в полном объем. Но и эта преференция довольно-таки ощутима, учитывая размер таможенных пошлин.
Тем не менее, не каждый товар, ввозимый из вышеперечисленных государств, можно выгодно импортировать. Например, если ваш партнер во Вьетнаме закупил кроссовки, произведенные в Китае, а вы пытаетесь ввезти их в Россию, то вам придется заплатить таможенную пошлину в полном объёме. Почему? Дело в том, что беспошлинно перемещаются только товары, происходящие из государств-членов этой ЗСТ, и одно из главных условий предоставления льгот – подтверждение страны происхождения товара. Для этого экспортёр должен оформить в национальной торгово-промышленной палате сертификат происхождения товара формы ST1.
Многие покупатели задаются вопросом: как же была решена проблема свободной торговли со странами, которые не граничат с РФ? Как было отмечено выше, решающую роль здесь играет сертификат происхождения товара. А значит, если, к примеру, российская организация закупит во Вьетнаме партию наушников, и будет ввозить её в РФ, минуя границы других государств, у неё все равно остаётся право на освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлины в своей стране.
Если же вы решите приобрести сербскую продукцию у украинской компании, вы лишитесь всех льгот, ведь формально вы приобретаете ее у поставщика из страны, не являющейся участником Соглашения о Зоне свободной торговли.
Неочевидные возможности: откуда еще можно ввезти товары, не платя пошлину?
Мало кто знает, что Россия является также участницей Генеральной системы преференций ООН, которая предусматривает систему таможенных льгот. В соответствии с ней товары, ввозимые в развитые страны из развивающихся стран, облагаются таможенными пошлинами по пониженным ставкам либо, пользуются беспошлинным режимом.
Евразийская экономическая комиссия определила 49 наименее развитых экономик мира, товары из которых ввозятся на территорию ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин. В их числе такие страны, как: Эфиопия, Мадагаскар, Нигерия, Судан, Гвинея, Афганистан – как известно, им есть что предложить миру. Однако не все товары, происходящие из наименее развитых стран, освобождаются от ввозных таможенных пошлин. В частности, к ним относятся продукты питания (кофе, экзотические фрукты), а также товары народных промыслов (резьба по кости и т.п.). Таким образом, сотрудничество с производителями из, казалось бы, «отсталых» и малоперспективных государств может принести действительно неплохие плоды.
Схема торговых режимов в зависимости от страны происхождения товара
Внешнеторговая деятельность складывается из множества нюансов. Мы стремимся подробно освещать наиболее перспективные тематики, отвечая на самые важные вопросы практиков. Будем признательны, если вы укажите нам, какие из них нам стоит осветить подробнее.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Работа
«ВЭД Агент», «Сбербанк» и «Роснефть»: 20 лет успеха и масштабный корпоратив в Пекине
Фото АО «ВЭД Агент»

20-летний юбилей – это важная веха, которая символизирует устойчивость, зрелость и успех компании на рынке. За это время АО «ВЭД Агент» из маленькой семейной компании превратилась в одного из крупнейших игроков за Уралом на рынке внешнеэкономической деятельности. Позади и кризисы, и изменение рынка логистических услуг, и технологическая революция. Впереди – стремление к новым свершениям. Важным событием череды юбилейных мероприятий стал массовый выезд на корпоратив. И не просто выезд, а трехдневное путешествие в Пекин.

Анатолий Якимов
Импорт
Оптимизация доставки промышленного оборудования из Китая: риски и способы снижения затрат
Скриншот из видео на странице Chinalogist в социальной сети «ВКонтакте»

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Как сэкономить на поставке оборудования из Китая?». Эксперт АО «ВЭД Агент» – руководитель отдела сборных автоперевозок Михаил Макаренко рассказал о том, какие риски существуют при импорте промышленного оборудования из КНР и за счет чего можно сэкономить на доставке.

Анатолий Якимов
С 1 сентября 2025 года госпошлины для водителей вырастут в 2-3 раза — проект Минфина
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минфин России подготовил законопроект о значительном повышении госпошлин для автовладельцев и введении новых сборов для мигрантов, которые могут вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Документ уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и направлен на дальнейшее рассмотрение.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай наращивает импорт российской гречихи: рост поставок почти вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт гречихи из России в 2024/2025 сельскохозяйственном году прогнозируется на уровне 280 тысяч тонн, что на 8,4% превышает показатели предыдущего года, а по сравнению с 2022/2023 годом объем поставок вырастет в 2,5 раза, свидетельствуют данные маркетингового исследования АБ-Центр.

Анатолий Якимов
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.