Анна Фомичева
Блоги

Беспошлинный импорт

СНГ, Сербия, Вьетнам: безлимитная торговля? Или все о беспошлинном импорте товаров
При выборе торгового партнера многие обращают внимание не только на такие очевидные факторы, как спрос и предложение, но и на условия таможенного оформления. И, конечно, если есть возможность не уплачивать пошлины, вы, как минимум, задумаетесь о сотрудничестве с поставщиками из страны беспошлинной зоны. И, прежде чем вы начнете искать продавца, мы хотим рассмотреть все условия подробно.
На сегодняшний день Россия является участницей Соглашения о Зоне свободной торговли со странами СНГ, в числе которых: Азербайджаном, Молдовой, Туркменистаном, Таджикистаном, Узбекистаном. А вот Украина недавно была исключена из этого перечня, поскольку заключила похожее соглашение с ЕС, что, естественно, привело к ограничениям с российской стороны. Кроме того, участницами Зоны свободной торговли являются также Сербия и Вьетнам. В настоящее время Россия ведёт переговоры с Израилем, Индией, Ираном и Египтом. Таким образом, как видим, перед нами открываются довольно-таки заманчивые перспективы, и каждое из этих государств может предложить товары, которые у нас пользуются спросом.
Кроме того, многие предприниматели хотели бы расширить свои возможности и сделать «ход конем», закупив продукцию китайского происхождения в Узбекистане и ввезти её в Россию без уплаты таможенной пошлины. Но не все так просто, как хотелось бы многим участникам ВЭД.
Как видно, возможности льготного импорта оставляют очень много вопросов, на которые мы и постараемся сейчас ответить.
«30 шапок» и 1 льготный режим: какие возможности дает Соглашение о Зоне свободной торговли?
Одно из распространенных заблуждений импортеров заключается в том, что «беспошлинный ввоз» означает «избавление от уплаты всех платежей, в том числе, НДС, акциза, различных сборов». На самом деле, это, конечно же, не так. Соглашение о Зоне свободной торговли предусматривает только освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, при этом все меры нетарифного регулирования (лицензии, сертификаты и т.п.) сохраняются в полном объем. Но и эта преференция довольно-таки ощутима, учитывая размер таможенных пошлин.
Тем не менее, не каждый товар, ввозимый из вышеперечисленных государств, можно выгодно импортировать. Например, если ваш партнер во Вьетнаме закупил кроссовки, произведенные в Китае, а вы пытаетесь ввезти их в Россию, то вам придется заплатить таможенную пошлину в полном объёме. Почему? Дело в том, что беспошлинно перемещаются только товары, происходящие из государств-членов этой ЗСТ, и одно из главных условий предоставления льгот – подтверждение страны происхождения товара. Для этого экспортёр должен оформить в национальной торгово-промышленной палате сертификат происхождения товара формы ST1.
Многие покупатели задаются вопросом: как же была решена проблема свободной торговли со странами, которые не граничат с РФ? Как было отмечено выше, решающую роль здесь играет сертификат происхождения товара. А значит, если, к примеру, российская организация закупит во Вьетнаме партию наушников, и будет ввозить её в РФ, минуя границы других государств, у неё все равно остаётся право на освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлины в своей стране.
Если же вы решите приобрести сербскую продукцию у украинской компании, вы лишитесь всех льгот, ведь формально вы приобретаете ее у поставщика из страны, не являющейся участником Соглашения о Зоне свободной торговли.
Неочевидные возможности: откуда еще можно ввезти товары, не платя пошлину?
Мало кто знает, что Россия является также участницей Генеральной системы преференций ООН, которая предусматривает систему таможенных льгот. В соответствии с ней товары, ввозимые в развитые страны из развивающихся стран, облагаются таможенными пошлинами по пониженным ставкам либо, пользуются беспошлинным режимом.
Евразийская экономическая комиссия определила 49 наименее развитых экономик мира, товары из которых ввозятся на территорию ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин. В их числе такие страны, как: Эфиопия, Мадагаскар, Нигерия, Судан, Гвинея, Афганистан – как известно, им есть что предложить миру. Однако не все товары, происходящие из наименее развитых стран, освобождаются от ввозных таможенных пошлин. В частности, к ним относятся продукты питания (кофе, экзотические фрукты), а также товары народных промыслов (резьба по кости и т.п.). Таким образом, сотрудничество с производителями из, казалось бы, «отсталых» и малоперспективных государств может принести действительно неплохие плоды.
Схема торговых режимов в зависимости от страны происхождения товара
Внешнеторговая деятельность складывается из множества нюансов. Мы стремимся подробно освещать наиболее перспективные тематики, отвечая на самые важные вопросы практиков. Будем признательны, если вы укажите нам, какие из них нам стоит осветить подробнее.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Почему импортерам нужна белая доставка из Китая в 2025 году — мнение эксперта
Фото предоставлено Дианой Горбач

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместную онлайн-встречу: «Белая доставка из Китая: почему это единственный доступный вариант». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач рассказала о том, почему доставлять товары «в белую» выгодно и как это отражается на репутации компании-импортера.

Анатолий Якимов
Таможня
Сибирский ЦЭД переходит на круглосуточный режим: декларации 24/7 с 15 декабря
Фото Анатолия Якимова

Сибирский центр электронного декларирования перейдет на круглосуточный режим с 15 декабря. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) подавать декларации на товары в любое время суток, включая ночные часы, без дополнительных обращений.

Анатолий Якимов
Как система TIR сделала Забайкальск логистическим хабом с Китаем
Фото Медиацентра Маньчжурии

Пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия в декабре 2025 года преодолел исторический рубеж: здесь прошел 2000-й грузовик по системе TIR – Transports Internationaux Routiers. Этот прорыв подчеркивает трансформацию Международного пункта пропуска «Забайкальск» в основной логистический хаб России.

Анатолий Якимов
Импорт
Китай готовится к Новому 2026 году: когда закрываются фабрики
Фото с сайта издания «Жэньминь жибао» онлайн

С 8 декабря в Китае стартовала активная подготовка к Новому году по лунному календарю – Празднику Весны 2026 года, который наступит 17 февраля. Это будет Год Деревянной Лошади – символа процветания, удачи и динамики в китайской астрологии. Спрос на праздничные товары растет по всей стране, а российские импортеры фиксируют рекордные объемы закупок. Об этом сообщает издание «Жэньминь жибао» онлайн.

Анатолий Якимов
Где купить автоаксессуары оптом в Китае для России: гид для бизнеса
Фото с сайта freepik.com

Российские предприниматели активно закупают автоаксессуары оптом в Китае благодаря низким ценам и широкому ассортименту. В 2025 году импорт автозапчастей и аксессуаров из КНР растет на фоне параллельного импорта, обеспечивая до 45% рынка кузовных деталей.

Анатолий Якимов
Российская таможня сохраняет упрощенный порядок ввоза грузов из ЕАЭС до декабря 2025
Фото Анатолия Якимова

Сибирское таможенное управление подтвердило продление упрощенного порядка ввоза товаров из Казахстана и Киргизии в Россию до 25 декабря 2025 года. Нововведение закреплено Указом Президента РФ №912 от 9 декабря 2025 года, который изменил прежний указ №778 от 24 октября 2025 года.

Анатолий Якимов
Россияне увеличили заказы люксовых товаров из Китая на 52% в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года россияне значительно активизировали заказы люксовых товаров из-за рубежа: объем покупок вырос сразу на 52% по сравнению с тем же периодом 2024 года, сообщает РБК со ссылкой на данные CDEK.Shopping, ведущего оператора международных доставок брендовых товаров.

Анатолий Якимов
Российский лес в Китае: что и сколько экспортируют в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

С января по ноябрь 2025 года Россия продолжила наращивать экспорт лесопродукции в Китай, несмотря на сохраняющиеся международные вызовы. По данным Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора, из Томской области под контролем специалистов оформлено более 1,118 миллиона кубических метров лесоматериалов, большая часть которых предназначена для экспорта.

Анатолий Якимов
Новые рейсы S7 в Китай: что изменится для грузоперевозок и пассажиров с декабря
Фото Анатолия Якимова

С понедельника, 15 декабря, рейс авиакомпании S7 Новосибирск – Пекин станет ежедневным. Chinalogist выяснил, какие новые направления будут открыты дополнительно и как это повлияет на авиадоставку.

Анатолий Якимов
Почему авиаперевозка литий-ионных батарей опасна и как Китай решает эту проблему
Фото Анатолия Якимова

В Китае успешно испытана инновационная технология, способствующая безопасной перевозке литий-ионных аккумуляторов авиационным транспортом. В ходе теста грузовой рейс из Хубэя в Шэньчжэнь транспортировал батарею весом 250 килограммов с помощью защитного контейнера из специальных материалов, способного ограничивать температуру ниже 100°C и предотвращать распространение огня.