Андрей Ильенко
Блоги

ТОП-5 ошибок российских компаний при входе на китайский рынок

Российские компании делают немало ошибок в бизнесе с Китаем. Я имею дело со множеством компаний каждый год, и когда они выходят на китайский рынок, то сохраняют модель бизнеса, подходящую России, не адаптируя ее к китайскому образу ведения бизнеса.
Топ-5 ошибок российских компаний в ведении бизнеса с Китаем:
1. Отсутствие брендинга
Представители любого российского бренда, с которым мне приходилось работать (возьмем, к примеру, пищевую отрасль), утверждали, что они популярны в России, их продукт содержит только натуральные ингредиенты, оказывает хорошее влияние на здоровье и т.п. Нельзя отрицать все эти факты. Однако они забывали о том, что вряд ли китайские потребители ворвутся в супермаркеты или интернет-магазины, чтобы купить уникальные российские продукты сразу после того, как этот бренд начнут продавать в Китае.
В результате распространения в отечественных СМИ новостей о том, что российские продукты (особенно продукты питания) невероятно популярны среди китайских потребителей, у российских компаний создается ложное впечатление о популярности российских продуктов в Китае. На самом деле, интернет-магазины и офлайновые супермаркеты Китая переполнены австралийской, американской и европейской продукцией. Для китайских потребителей именно эти страны ассоциируются с брендом и качеством.
Если у вас нет огромного бюджета для открытия собственных магазинов, вам нужно найти дистрибьюторов и реселлеров вашего продукта. Инфраструктура для продаж очень отличается. Дистрибьюторы плохо реагируют на новые бренды. Все они ищут популярный бренд, который легко продать и легко продвигать другим мелким торговым посредникам. Чаще всего они отказываются от сотрудничества с неизвестными компаниями. Работайте над вашим онлайн-брендингом и вашей электронной репутацией, потому что дистрибьюторы будут исследовать ваш бренд онлайн. Они будут использовать китайские платформы, которые не используются за пределами Китая, поэтому вы должны быть популярными и иметь хорошую репутацию.
Нравится ли это китайским потребителям? Дистрибьюторы проверят, много ли покупок было совершено и каковы отзывы на товар. Какое качество? Они будут проверять что пользователи говорят об этом на форумах и в социальных сетях. Они хотят видеть, что бренд известен и его можно найти через поисковые системы, такие как Baidu или Sohu. Они получат доступ к тому, сколько медиа-источников говорят о бренде и сколько подписчиков у брендов на Weibo и Wechat.
2. Минимизация инвестиций для маркетинга
Многие бренды, которые выходят на китайский рынок, возлагают на него большие надежды, ошибочно полагая, что затраты будут низкими, а вознаграждение высоким. Но за последние пять-десять лет обстановка в Китае радикально изменилась, и бренды, по-прежнему придерживающиеся этих ожиданий, вероятно, будут разочарованы. Большинство российских компаний, выходящих на китайский рынок, даже не предполагают включать в бюджет расходы на маркетинг. Российский рынок FMCG ограничен: каждую нишу занимают несколько крупных компаний, в следствие чего конечным потребителям приходится только выбирать между несколькими из них. Китайский оффлайн и онлайн рынок предоставляет огромное количество импортных брендов, тратящих миллионы в год, чтобы быть на вершине.
3. Расходование всего бюджета на платные объявления
Поведение китайских потребителей в корне отличается от поведения российских. Самой большой проблемой для российских компаний является сохранение единой бизнес-модели для зарубежного маркетинга, включая каналы продвижения. Платная реклама эффективно работает в России, стоит дешево и обеспечивает высокую рентабельность инвестиций. Однако платные объявления в Китае не так эффективны. Китайские потребители, вероятно, в большей степени, чем любые другие в мире, зависят от рекомендаций интернет-обозревателей. Когда китайцы делают покупки, они обращают пристальное внимание на то, что говорят о товаре в социальных сетях. 75% китайских интернет-пользователей публикуют онлайн-отзывы о своих покупках не реже одного раза в месяц (по сравнению с менее чем 20% в США), что делает социальные медиа ключевым каналом взаимодействия с успешными китайскими брендами.
Что лучше использовать вместо платных объявлений?
а) Быстро работающий сайт с оптимизированным для китайских пользователей контентом на хостинге HK/Singapore
Создание профессионального и убедительного веб-сайта является для компании первым шагом в установлении своего присутствия в Интернете. Тем более в такой стране, как Китай, где более половины населения ищут в Интернете на веб-сайтах интересующий их продукт/услугу. SEO-ранжирование в PPC и SEM через китайские поисковые системы может улучшить присутствие вашей компании в сети и поисковую выдачу и повысить коэффициент конверсии.
б) PR-публикация в интернет-медиа ресурсах, связанных с вашей отраслью
Связи с общественностью через китайские медиа-агентства являются наиболее эффективными, потому что китайцы в большей степени находятся под влиянием своих интернет-инструментов, чем любое интернет-сообщество.
в) Позитивная онлайн-репутация на форумах и блогах Q&A
Онлайн репутация очень важна в Китае. Чтобы узнать о бренде или продукте, пользователи будут его изучать, прежде чем покупать . Чтобы улучшить вашу репутацию в Интернете, вы сможете воспользоваться множеством вариантов: партнерством с лидерами мнений, пресс-релизами и т.п. Вы также можете продвигать продукт/услугу, улучшая свою репутацию через форумы.
г) Сотрудничество с китайскими лидерами мнений / блогерами (ванхунами)
Связями с общественностью управляют ключевые лидеры общественного мнения. Рекламные баннеры с их изображением способны охватить целевую аудиторию. Например, WeChat использует рекламный баннер, на котором появляются ключевые лидеры мнений с логотипом бренда под ними для имиджевого продвижения брендов. Баннер также может быть сделан на билбордах для улучшения продаж в Китае и большего охвата.
д) Маркетинг в социальных сетях Weibo / Wechat / Douyin и т. д.
Социальные медиа-платформы, такие как Weibo, WeChat или Douyin, являются наиболее используемыми среди китайских интернет-потребителей. С помощью этих социальных платформ можно улучшить имидж и узнаваемость брендов, а также повысить осведомленность о продукте.
Вторая причина замены платных объявлений в Китае на более эффективные инструменты, такие как быстрый китайский веб-сайт на хостинге в Гонконге, SEO, позитивная онлайн-репутация, PR и KOL (ключевые лидеры мнения), заключается в продолжительности эффекта от маркетинговой кампании. Как только вы перестанете платить за рекламу, трафик будет остановлен, однако результаты органического SEO и работы с положительной репутацией/PR будут длиться значительно дольше.
4. Ожидание больших результатов за короткое время
Даже адаптировавшись под китайскую модель ведения бизнеса, многие российские компании считают, что значительные результаты будут достигнуты немедленно. К сожалению, это не так. Прежде чем китайские потребители будут доверять вашему бренду, они должны знать, кто вы и чем занимаетесь. Социальные сети — это бесплатная, но эффективная платформа для предоставления информации о биографии, профиле и культуре вашей компании людям по всему Китаю. Российские бренды должны изменить маркетинговую стратегию, с которой они привыкли в России выходить на рынок, изменить инструменты с агрессивной краткосрочной рекламной кампании на долгосрочный план органического продвижения с качественными результатами.
Многие люди предполагают, что бренд-сообщество — это всего лишь маркетинговая стратегия, в которой они собирают как можно больше последователей или поклонников. Тем не менее, сообщество брендов может быть более мощным инструментом. Оно может изменять всю бизнес-деятельность и служить бизнес-стратегией.
5. Выбор дешевого вместо качественного
Большинство компаний, которые решили работать с Китаем, недооценивают важность маркетинговой кампании. Китайский рынок огромен и состоит из множества отдельных рынков, географических регионов и типов потребителей. Как правило, российские компании думают, что расходы будут меньше, чем на Западе. Фактически, во многих случаях затраты даже больше, чем на рынке Европы или США. Однако у вас есть шанс нацелиться на большую аудиторию, поскольку в Китае проживает около 1,4 миллиарда человек, большинство из которых имеют доступ к Интернету.
Адаптированный перевод статьи.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Тренды китайского рынка 2026: лучшие товары для импорта в Россию

Актуальные тренды китайского рынка 2026 года демонстрируют устойчивые сдвиги в сторону технологических инноваций, умных устройств, цифровизации торговли, экологичных решений и сезонных товаров для повышения домашнего и офисного комфорта. На этом фоне растет потенциал импорта китайской продукции в Россию, несмотря на внешние вызовы. Эти тенденции ярко проявились на завершившейся на прошлой неделе Кантонской ярмарке в Гуанчжоу, где третий этап объединил ключевых производителей одежды, аксессуаров, товаров для отдыха и быта, а также инновационной бытовой техники и предметов для здоровья.

Фото Светланы Шубадеровой
Анатолий Якимов
Импорт
Российско-китайский товарооборот за 10 месяцев снизился на 9,5%: основные товары и перспективы
Фото Анатолия Якимова

Российско-китайский товарооборот за 10 месяцев 2025 года снизился на 9,5% и составил 183,244 миллиарда долларов США. Об этом сообщили в Главном таможенном управлении КНР. Объем экспорта из России в Китай уменьшился на 6,7% до 101,175 миллиарда долларов США, а импорт китайских товаров в Россию сократился на 12,6% до 82,069 миллиарда долларов США.

Анатолий Якимов
Импорт
Как выявлять тренды в Китае и строить долгосрочный бизнес: советы эксперта Дмитрия Ковпака
Фото предоставлено Дмитрием Ковпаком

Основатель Российского Акселератора для продавцов на маркетплейс, эксперт в области торговли с Китаем Дмитрий Ковпак, рассказал об опыте работы и дал рекомендации для предпринимателей, которые стремятся успешно работать с Китайским рынком. В эксклюзивном интервью для chinalogist.ru он рассказал о главных вызовах и эффективных стратегиях ведения бизнеса с Китаем, опираясь на многолетнюю практику и авторские обучающие программы.

Анатолий Якимов
Календарь китайских праздников и выходных на 2026 год: важные даты для бизнеса
Коллаж из фото с ТГ-канала Китай. Инструкция по применению

Опубликован официальный календарь выходных и праздников Китая на 2026 год. Это важная информация для компаний, работающих с китайскими партнерами, поскольку поможет планировать рабочие графики и логистику.

Редакция
Стиль и мода 2026: что покупать оптом в Китае для встречи Нового 2026 года
Фото с сайта freepik.com

Встреча Нового 2026 года — особенное событие, и, чтобы отметить его стильно и с пользой, важно учитывать астрологические советы, модные тренды и возможности для выгодных покупок тканей и одежды оптом. Предлагаемый подробный обзор поможет создать образ, который привлечет удачу и принесет комфорт в холодный зимний сезон.

Анатолий Якимов
АО «ВЭД Агент» поддерживает образование: новая аудитория в СГУПСе к 25-летию кафедры мировой экономики и международного бизнеса
Фото Анатолия Якимова

АО «ВЭД Агент» заботится о будущих кадрах. Не случайно в сентябре открыли брендированную аудиторию в Новосибирском государственном университете экономики и права. А в четверг, 6 ноября, аналогичная аудитория была открыта и в Сибирском государственном университете путей сообщения. Событие приурочено к 30-летию факультета мировой экономики и права и 25-летию кафедры мировой экономики и международного бизнеса.

Анатолий Якимов
Как получить гранты и найти партнера в Китае
Фото с сайта freepik.com

Российско-Китайская торговая палата призывает российских бизнесменов, работающих в Китае, активно использовать региональные программы поддержки экспорта, которые представляют собой реальные финансовые инструменты. Ими уже воспользовались некоторые компании. Например, одна из них осенью получила грант на сумму 1,15 миллиона рублей по двум экспортным программам.

Анатолий Якимов
МАПП Забайкальск увеличил пропуск грузов и транспорта в октябре 2025
Фото пресс-службы Читинской таможни

Грузооборот в пункте пропуска МАПП Забайкальск продолжает динамично расти. В октябре 2025 года он увеличился на 5,6% по сравнению с сентябрем, что составило 246 тысяч тонн грузов и более 24 тысяч транспортных средств международной перевозки. Для сравнения, в сентябре было оформлено 233 тысячи тонн грузов и 22 тысячи автомобилей. Пиковая нагрузка пришлась на 31 октября — почти тысяча грузовиков прошли оформление – 977 автомобилей, а с 3 на 4 ноября — около 944 транспортных средств.

Анатолий Якимов
Китай меняет стратегию: импорт как инструмент сбалансированного развития
Фото с сайта freepik.com

Запуск программы стимулирования импорта Китая приобретает особое значение для российско-китайских торговых отношений, которые в 2025 году столкнулись с рядом сложностей. По данным Главного таможенного управления КНР, в январе–сентябре 2025 года товарооборот между странами сократился примерно на 9%, достигнув 163,6 миллиарда долларов США. Импорт китайских товаров в Россию за этот период снизился на 11%, а экспорт российских товаров в Китай — почти на 8%.

Анатолий Якимов
Россия и Китай укрепляют стратегическое партнерство: результаты 30-й регулярной встречи
Фото с официального сайта Правительства России

30-я регулярная встреча глав правительств России и Китая прошла в городе Ханчжоу в рамках рабочего визита премьер-министра Михаила Мишустина. На мероприятии, которое уже стало традиционным и проводится три десятилетия, обсуждались ключевые аспекты двусторонних отношений и перспективы стратегического партнерства между двумя странами.