Анастасия Малышева
Блоги

Влияние COVID-19 на торгово-экономические отношения России и Китая

За прошедшие годы двусторонняя торговля между Китаем и Россией испытала много волнений, но в последние годы быстро росла. Их отношения развивались таким образом, что они стали полагаться друг на друга. России нужен Китай для финансирования и развития инфраструктуры, а Китаю нужна Россия для удовлетворения своих больших энергетических потребностей.
Китай и Россия имеют прочное торговое партнерство, которое распространяется на множество различных секторов экономики. Хотя между обеими сторонами существует глубокое недоверие, Китай и Россия гордятся своими культурами, которые хотят, чтобы их считали мировыми державами, и верят, что их отношения друг с другом будут способствовать достижению этой цели.
Китай является крупнейшим торговым партнером России, и объемы двусторонней торговли в 2019 году увеличились на 10% и достигли 110 млрд долларов США. Российское правительство ранее прогнозировало, что к 2024 году объем торгового потока между двумя странами может вырасти до 200 миллиардов долларов США.
Коронавирусная инфекция (COVID-19), вспыхнувшая в 2019 году в провинции Хубэй, является инфекционным заболеванием, вызванным новым вирусом.
30 января 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявила, что вспышка нового коронавируса представляет собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение. 11 марта 2020 г. ВОЗ охарактеризовала новую коронавирусную болезнь (COVID-19) как пандемию.
Ускоряющееся распространение пандемии привело к потрясениям в мировой экономике, международной торговле и инвестициях.
30 января Международный валютный фонд объявил, что вспышка вируса окажет влияние на мировую экономику. Поскольку на долю Китая приходится более 12% всего российского экспорта, распространение этого вируса, у которого в настоящее время нет вакцины для его предотвращения, безусловно, окажет влияние на Россию. Единственный вопрос - насколько разрушительным будет его воздействие.
Российская газета впервые отметила влияние, которое COVID-19 оказал на российско-китайскую торговлю 6 февраля. 31 января премьер-министр России Михаил Мишустин закрыл 4 209 км сухопутной границы страны с Китаем для большинства пассажиров, чтобы предотвратить распространение смертоносного COVID-19.
Поток туристов из Китая составлял 75% от всех туристов, основным сезоном являлась поздняя весна до ранней осени. По данным Ассоциации туроператоров, в 2019 году в РФ въехало 1,5 млн туристов из КНР, в 2020 году ожидалось, что поток вырастет на 10%.
Запрет России на въезд для граждан Китая сильно ударил по индустрии туризма. По данным Ассоциации российских туроператоров, индустрия потеряет 2,8 миллиарда рублей (38 миллионов долларов) за два месяца и 30 миллиардов рублей (403 миллиона долларов), если запрет не будет снят до этого лета.
Однако после того, как ограничения на въезд туристов из Китая будут сняты страна, останется крупнейшим «поставщиком» российского и мирового туризма.
При этом снижение объемов транзакций наблюдается в пятерке популярных сегментов потребительского рынка, где значимое количество покупок совершают туристы: фаст-фуде, супермаркетах, ресторанах, отелях и бутиках.
Россия также может увидеть, что ее экспорт угля в Китай в 2020 году сократится из-за эпидемии COVID-19, которая приведет к затовариванию ее угольных терминалов на Дальнем Востоке России.
Импорт фруктов и овощей в Россию из Китая, а также экспорт рыбы и морепродуктов сильно затруднены из-за COVID-19. В 2019 году Россия экспортировала 1,7 миллиона тонн рыбы на сумму 4,5 миллиарда долларов США, из которых 1,2 миллиарда долларов было поставлено в Китай. «Русский вестник», официальное издание российского правительства, заявил, что срыв вызвал сильные колебания цен на продовольственном рынке Дальнего Востока. Убытки российских экспортеров крабов превысили 100 млн долларов. Российские крабы подешевели вдвое - с 15-18 до 7 долларов за килограмм. Снижение спроса стало сказываться на отрасли еще в конце января, когда из-за коронавируса остановилась работа многих рыбоперерабатывающих заводов в Китае. Закрылись и рестораны. При этом до эпидемии в одном только Хуньчуне работали десятки компаний, специализирующихся на импорте российских крабов. Специально для доставки крабов в Хуньчунь были открыты перевозки по маршруту Камчатка - Зарубино - Хуньчунь.
Специалисты опасаются, что без продукции из Китая российские магазины и рынки через некоторое время опустеют. Вероятный недостаток потребительских товаров негативно скажется на российской экономике. Ряд отечественных компаний, занимающихся импортом тканей и одежды из Китая, действительно на время лишились поставок. Специалисты убеждены, что дефицит китайских товаров позволит продавцам увеличить цены, тем более с учетом ситуации, складывающейся в настоящее время на валютном рынке. Но даже если вакцина от коронавируса будет найдена максимально оперативно, то ее производство и распространение займет время, поэтому ждать полноценного восстановления торговых отношений с Китаем в ближайшие месяц-два не стоит.
Коронавирус нанес удар, в частности и по детским товарам. Около 70% игрушек, продающихся в нашей стране, изготавливаются на фабриках Китая. Эксперты сходятся во мнении, что отечественные потребители могут столкнуться с нехваткой предложения на рынке.
Можно выделить ещё одну проблему, стоящую перед предпринимателями - это реализация. Дело в том, что российский покупатель боится приобретать все, что прибыло из Китая. Предприниматели предлагают объяснять покупателям, что продукция из Китая абсолютно безопасна. Вирус передается исключительно воздушно-капельным путем и не живет без носителя.
Роковая зависимость России от нефти в сочетании с коронавирусом поставила страну в сложное положение. Экспорт российской нефти в Китай сократился почти на треть. Согласно отчетам, Россия экспортировала около 20 миллиардов долларов сырой нефти в январе 2020 года и почти 28 миллиардов долларов в аналогичный период 2019 года. С естественной точки зрения экспорт сократился на 36 %.
Сокращение экспорта нефти очень беспокоит Россию. За время правления В.В. Путина экспорт российской нефти никогда не падал. По словам главы российского Минфина, ежедневные экономические потери России достигают 100 миллионов рублей.
Россия надеется использовать Китай для возрождения. Фактически, Китай закупает у Росси от 40 млн до 70 млн тонн сырой нефти каждый год. По состоянию на прошлый год экспорт сырой российской нефти в Китай почти превысил Саудовскую Аравию.
В начале эпидемии высказывались опасения, что новый вирус может нанести урон китайской экономике, аналогично птичьему гриппу в 2003 году (тогда вирусная эпидемия нанесла урон гораздо более значимым в экономическом плане регионам Китая).
По данным Федеральной таможенной службы России теряет 1 миллиард рублей (18 миллионов долларов США) в день из-за сбоев в торговле, вызванных коронавирусной инфекцией 2019 года.
Согласно информации китайской таможни, объем торговли между Россией и Китаем в январе и феврале этого года составил 17,1 млрд. долларов США, увеличившись на 5,6% в годовом исчислении.
Китайский экспорт в Россию сократился на 15,4% в годовом исчислении до 6 млрд долларов США, а российский экспорт в Китай увеличился на 21,7% до 11,18 млрд долларов США.
Несмотря на вспышку новой коронавирусной пневмонии (COVID-19), объем грузоперевозок в России и Китае все еще увеличивается. Ежедневно через российско-китайский пограничный контрольно-пропускной пункт проходит более 300 грузовых автомобилей и 30-35 поездов. Россия в основном экспортирует древесину, сою и уголь, и удобрения, которые в настоящее время наиболее востребованы для весеннего земледелия в Китае.
Постоянные ограничительные меры, принимаемые нашими двумя странами в связи с ухудшением эпидемической ситуации, несомненно, будут препятствовать торговле между двумя странами.
Кроме того, вспышка коронавируса в Китае сорвет программу национальных проектов России. Шестилетняя программа предусматривает инвестиции в размере 400 миллиардов долларов США для оживления российской экономики.
Китай создаст новые комплексные пилотные зоны трансграничной электронной коммерции, поддержит торговые операции с давальческим сырьем, а также проведет онлайн-версию Китайской ярмарки импортных и экспортных товаров, чтобы стабилизировать внешнюю торговлю и инвестиции на фоне пандемии.
В ответ на тяжелую глобальную эпидемическую ситуацию Китай проведет 127-ю Китайскую ярмарку онлайн в середине и конце июня. Благодаря использованию современных новых ИТ-платформ для онлайн-торговли (доступных для круглосуточного онлайн-продвижения, онлайн-переговоров и других услуг), отечественные и иностранные трейдеры активно приглашаются для демонстрации своих продуктов. Таким образом, китайские и иностранные торговцы смогут разместить заказы и вести бизнес удаленно.
Стоит отметить, что в сложившейся в мире ситуации страны активно поддерживают друг друга. Так 2 апреля Россия получила от Пекина в пределах 25,5 т гуманитарного груза, состоящего из инфракрасных термометров, масок, респираторов, защитных костюмов и иных средств обороны.
Это не первый прилетевший из Китая груз медицинских продуктов. Не так давно генеральное представительство Китая во Владивостоке передало Приморскому краю и Владивостоку 80 тыс. медицинских масок.
Российская Федерация в свою очередь вовремя оказала помощь соседям в период вспышки болезни. В феврале текущего года МЧС РФ доставил в китайский Ухань гуманитарный груз, содержавший медицинские вещества и средства персональной защиты. Кроме того, правительство РФ отправило в Китай группу профессионалов для обсуждения сотрудничества в области борьбы с инфекцией.
Совсем недавно, в сентябре 2019 года, президент Си Цзиньпин назвал президента Владимира Путина своим «лучшим другом» (Синьхуа, 6 июня). Однако дипломатическая напряженность, вызванная российскими ограничениями COVID-19, служит напоминанием о том, что китайско-российское двустороннее стратегическое партнерство основано на поддержании совпадающих интересов. Когда это совпадение уменьшается, воспоминания могут быстро вернуться к периодам исторической вражды.
Несмотря на то, что текущее положение дел является благоприятным по сравнению с историческими периодами враждебности, напряженность показывает, что стратегическое партнерство между двумя странами не обязательно опирается на ложе стратегического доверия. Таким образом, несмотря на смутно определенно «всеобъемлющее стратегическое партнерство», Владимир Путин и Си Цзиньпин воздерживаются от описания китайско-российских двусторонних отношений как альянса. Кроме того, государственные СМИ КНР также отказались использовать термин «всепогодная дружба» (который он использует для характеристики связей с Пакистаном) для описания отношений с Россией.
В настоящее время Китай и Россия активно общаются и координируют свои усилия и стремятся свести к минимуму влияние эпидемии на торгово-экономическое сотрудничество, одновременно они будут совместно принимать меры для превращения «кризиса» в «возможность» и достижения стабильного и здорового развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Логистика
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Экспорт
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Импорт
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.

Редакция
Импорт
Оптимизация затрат при импорте из Китая — бесплатный онлайн-семинар 2 июля

АО «ВЭД Агент» совместно с порталом Chinalogist.ru приглашает предпринимателей и специалистов на бесплатный онлайн-вебинар, посвящённый оптимизации расходов при поставках оборудования из Китая. Мероприятие состоится 2 июля в 11:00 по московскому времени в формате онлайн.

В ходе вебинара руководитель отдела сборных перевозок АО «ВЭД Агент» Михаил Макаренко расскажет, как правильно выбирать поставщиков, чтобы избежать скрытых платежей, снизить затраты на логистику и таможенное оформление, а также вести переговоры с китайскими партнёрами для получения выгодных условий без потери качества. Кроме того, будут обсуждены альтернативные рынки закупок и представлены реальные кейсы компаний, сэкономивших до 30% на поставках.

Участие бесплатное, но количество мест ограничено. Для регистрации необходимо перейти по ссылке.

Анатолий Якимов
Импорт
Экспортные перевозки в Китай через РЖД: рост грузопотока и рекорд по удобрениям
Фото Анатолия Якимова

За январь–май 2025 года объем грузоперевозок через железнодорожные погранпереходы между Россией и Китаем достиг 16,9 миллиона тонн, что на 0,9% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Об этом сообщили в пресс-службе ОАО «РЖД».

Анатолий Якимов
Импорт
Реализация немаркированных остатков легпрома может продолжаться до марта 2026 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг России предложил продлить срок реализации немаркированных остатков товаров легкой промышленности до 31 декабря 2025 года. В настоящее время по действующим правилам продажа немаркированных остатков разрешена только до 31 июля 2025 года, а маркировка таких остатков должна быть завершена до 31 октября 2025 года. Однако в министерство поступали обращения от представителей малого и среднего бизнеса с просьбой продлить эти сроки, что ведомство считает целесообразным.

Анатолий Якимов
Китайские лифты в России: технологичность, качество и конкурентные цены
Фото с сайта unsplash.com

Китайские лифты сохраняют свою долю на российском рынке благодаря сочетанию технологичности, разнообразию моделей и конкурентным ценам. В 2024 году импорт лифтов из КНР в РФ составил 17,8 тысячи единиц, что на 3,3% меньше показателя 2023 года.

Редакция
Тренд лета HUAWEI Pura 80 Ultra: новый флагман меняет правила игры на рынке смартфонов
Фото с официального сайта HUAWEI

Флагманский смартфон HUAWEI Pura 80 Ultra, поступивший в продажу 26 июня 2025 года, вызвал настоящий ажиотаж на внутреннем рынке Китая. Запасы гаджетов были распроданы за считанные часы, а очереди у брендовых магазинов выстроились еще до открытия.

Анатолий Якимов
Маньчжурия–Забайкальск: грузопоток превысил 100 тысяч машин и продолжает расти
Фото медиацентра города Маньчжурия

На автопереходе «Маньчжурия–Забайкальск» установили новый рекорд грузопотока. На 13 июня 2025 года через границу в обоих направлениях прошло более 100 тысяч грузовиков. Это на 18,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 24 дня раньше, чем в 2024 году, сообщили в Медиацентре города Маньчжурии.

Анатолий Якимов
Импорт рыбы и морепродуктов из Китая в Россию вырос на 20% в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский импорт рыбы и морепродуктов из Китая в январе-мае 2025 года достиг рекордных показателей, увеличившись на 20% в весе до 40 тысяч тонн и на 10% в денежном выражении — до 154 миллионов долларов США, сообщает Аналитический центр Рыбного союза на основе данных Главного таможенного управления Китая.