Влияние COVID-19 на торгово-экономические отношения России и Китая
За прошедшие годы двусторонняя торговля между Китаем и Россией испытала много волнений, но в последние годы быстро росла. Их отношения развивались таким образом, что они стали полагаться друг на друга. России нужен Китай для финансирования и развития инфраструктуры, а Китаю нужна Россия для удовлетворения своих больших энергетических потребностей.
Китай и Россия имеют прочное торговое партнерство, которое распространяется на множество различных секторов экономики. Хотя между обеими сторонами существует глубокое недоверие, Китай и Россия гордятся своими культурами, которые хотят, чтобы их считали мировыми державами, и верят, что их отношения друг с другом будут способствовать достижению этой цели.
Китай является крупнейшим торговым партнером России, и объемы двусторонней торговли в 2019 году увеличились на 10% и достигли 110 млрд долларов США. Российское правительство ранее прогнозировало, что к 2024 году объем торгового потока между двумя странами может вырасти до 200 миллиардов долларов США.
Коронавирусная инфекция (COVID-19), вспыхнувшая в 2019 году в провинции Хубэй, является инфекционным заболеванием, вызванным новым вирусом.
30 января 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявила, что вспышка нового коронавируса представляет собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение. 11 марта 2020 г. ВОЗ охарактеризовала новую коронавирусную болезнь (COVID-19) как пандемию.
Ускоряющееся распространение пандемии привело к потрясениям в мировой экономике, международной торговле и инвестициях.
30 января Международный валютный фонд объявил, что вспышка вируса окажет влияние на мировую экономику. Поскольку на долю Китая приходится более 12% всего российского экспорта, распространение этого вируса, у которого в настоящее время нет вакцины для его предотвращения, безусловно, окажет влияние на Россию. Единственный вопрос - насколько разрушительным будет его воздействие.
Российская газета впервые отметила влияние, которое COVID-19 оказал на российско-китайскую торговлю 6 февраля. 31 января премьер-министр России Михаил Мишустин закрыл 4 209 км сухопутной границы страны с Китаем для большинства пассажиров, чтобы предотвратить распространение смертоносного COVID-19.
Поток туристов из Китая составлял 75% от всех туристов, основным сезоном являлась поздняя весна до ранней осени. По данным Ассоциации туроператоров, в 2019 году в РФ въехало 1,5 млн туристов из КНР, в 2020 году ожидалось, что поток вырастет на 10%.
Запрет России на въезд для граждан Китая сильно ударил по индустрии туризма. По данным Ассоциации российских туроператоров, индустрия потеряет 2,8 миллиарда рублей (38 миллионов долларов) за два месяца и 30 миллиардов рублей (403 миллиона долларов), если запрет не будет снят до этого лета.
Однако после того, как ограничения на въезд туристов из Китая будут сняты страна, останется крупнейшим «поставщиком» российского и мирового туризма.
При этом снижение объемов транзакций наблюдается в пятерке популярных сегментов потребительского рынка, где значимое количество покупок совершают туристы: фаст-фуде, супермаркетах, ресторанах, отелях и бутиках.
Россия также может увидеть, что ее экспорт угля в Китай в 2020 году сократится из-за эпидемии COVID-19, которая приведет к затовариванию ее угольных терминалов на Дальнем Востоке России.
Импорт фруктов и овощей в Россию из Китая, а также экспорт рыбы и морепродуктов сильно затруднены из-за COVID-19. В 2019 году Россия экспортировала 1,7 миллиона тонн рыбы на сумму 4,5 миллиарда долларов США, из которых 1,2 миллиарда долларов было поставлено в Китай. «Русский вестник», официальное издание российского правительства, заявил, что срыв вызвал сильные колебания цен на продовольственном рынке Дальнего Востока. Убытки российских экспортеров крабов превысили 100 млн долларов. Российские крабы подешевели вдвое - с 15-18 до 7 долларов за килограмм. Снижение спроса стало сказываться на отрасли еще в конце января, когда из-за коронавируса остановилась работа многих рыбоперерабатывающих заводов в Китае. Закрылись и рестораны. При этом до эпидемии в одном только Хуньчуне работали десятки компаний, специализирующихся на импорте российских крабов. Специально для доставки крабов в Хуньчунь были открыты перевозки по маршруту Камчатка - Зарубино - Хуньчунь.
Специалисты опасаются, что без продукции из Китая российские магазины и рынки через некоторое время опустеют. Вероятный недостаток потребительских товаров негативно скажется на российской экономике. Ряд отечественных компаний, занимающихся импортом тканей и одежды из Китая, действительно на время лишились поставок. Специалисты убеждены, что дефицит китайских товаров позволит продавцам увеличить цены, тем более с учетом ситуации, складывающейся в настоящее время на валютном рынке. Но даже если вакцина от коронавируса будет найдена максимально оперативно, то ее производство и распространение займет время, поэтому ждать полноценного восстановления торговых отношений с Китаем в ближайшие месяц-два не стоит.
Коронавирус нанес удар, в частности и по детским товарам. Около 70% игрушек, продающихся в нашей стране, изготавливаются на фабриках Китая. Эксперты сходятся во мнении, что отечественные потребители могут столкнуться с нехваткой предложения на рынке.
Можно выделить ещё одну проблему, стоящую перед предпринимателями - это реализация. Дело в том, что российский покупатель боится приобретать все, что прибыло из Китая. Предприниматели предлагают объяснять покупателям, что продукция из Китая абсолютно безопасна. Вирус передается исключительно воздушно-капельным путем и не живет без носителя.
Роковая зависимость России от нефти в сочетании с коронавирусом поставила страну в сложное положение. Экспорт российской нефти в Китай сократился почти на треть. Согласно отчетам, Россия экспортировала около 20 миллиардов долларов сырой нефти в январе 2020 года и почти 28 миллиардов долларов в аналогичный период 2019 года. С естественной точки зрения экспорт сократился на 36 %.
Сокращение экспорта нефти очень беспокоит Россию. За время правления В.В. Путина экспорт российской нефти никогда не падал. По словам главы российского Минфина, ежедневные экономические потери России достигают 100 миллионов рублей.
Россия надеется использовать Китай для возрождения. Фактически, Китай закупает у Росси от 40 млн до 70 млн тонн сырой нефти каждый год. По состоянию на прошлый год экспорт сырой российской нефти в Китай почти превысил Саудовскую Аравию.
В начале эпидемии высказывались опасения, что новый вирус может нанести урон китайской экономике, аналогично птичьему гриппу в 2003 году (тогда вирусная эпидемия нанесла урон гораздо более значимым в экономическом плане регионам Китая).
По данным Федеральной таможенной службы России теряет 1 миллиард рублей (18 миллионов долларов США) в день из-за сбоев в торговле, вызванных коронавирусной инфекцией 2019 года.
Согласно информации китайской таможни, объем торговли между Россией и Китаем в январе и феврале этого года составил 17,1 млрд. долларов США, увеличившись на 5,6% в годовом исчислении.
Китайский экспорт в Россию сократился на 15,4% в годовом исчислении до 6 млрд долларов США, а российский экспорт в Китай увеличился на 21,7% до 11,18 млрд долларов США.
Несмотря на вспышку новой коронавирусной пневмонии (COVID-19), объем грузоперевозок в России и Китае все еще увеличивается. Ежедневно через российско-китайский пограничный контрольно-пропускной пункт проходит более 300 грузовых автомобилей и 30-35 поездов. Россия в основном экспортирует древесину, сою и уголь, и удобрения, которые в настоящее время наиболее востребованы для весеннего земледелия в Китае.
Постоянные ограничительные меры, принимаемые нашими двумя странами в связи с ухудшением эпидемической ситуации, несомненно, будут препятствовать торговле между двумя странами.
Кроме того, вспышка коронавируса в Китае сорвет программу национальных проектов России. Шестилетняя программа предусматривает инвестиции в размере 400 миллиардов долларов США для оживления российской экономики.
Китай создаст новые комплексные пилотные зоны трансграничной электронной коммерции, поддержит торговые операции с давальческим сырьем, а также проведет онлайн-версию Китайской ярмарки импортных и экспортных товаров, чтобы стабилизировать внешнюю торговлю и инвестиции на фоне пандемии.
В ответ на тяжелую глобальную эпидемическую ситуацию Китай проведет 127-ю Китайскую ярмарку онлайн в середине и конце июня. Благодаря использованию современных новых ИТ-платформ для онлайн-торговли (доступных для круглосуточного онлайн-продвижения, онлайн-переговоров и других услуг), отечественные и иностранные трейдеры активно приглашаются для демонстрации своих продуктов. Таким образом, китайские и иностранные торговцы смогут разместить заказы и вести бизнес удаленно.
Стоит отметить, что в сложившейся в мире ситуации страны активно поддерживают друг друга. Так 2 апреля Россия получила от Пекина в пределах 25,5 т гуманитарного груза, состоящего из инфракрасных термометров, масок, респираторов, защитных костюмов и иных средств обороны.
Это не первый прилетевший из Китая груз медицинских продуктов. Не так давно генеральное представительство Китая во Владивостоке передало Приморскому краю и Владивостоку 80 тыс. медицинских масок.
Российская Федерация в свою очередь вовремя оказала помощь соседям в период вспышки болезни. В феврале текущего года МЧС РФ доставил в китайский Ухань гуманитарный груз, содержавший медицинские вещества и средства персональной защиты. Кроме того, правительство РФ отправило в Китай группу профессионалов для обсуждения сотрудничества в области борьбы с инфекцией.
Совсем недавно, в сентябре 2019 года, президент Си Цзиньпин назвал президента Владимира Путина своим «лучшим другом» (Синьхуа, 6 июня). Однако дипломатическая напряженность, вызванная российскими ограничениями COVID-19, служит напоминанием о том, что китайско-российское двустороннее стратегическое партнерство основано на поддержании совпадающих интересов. Когда это совпадение уменьшается, воспоминания могут быстро вернуться к периодам исторической вражды.
Несмотря на то, что текущее положение дел является благоприятным по сравнению с историческими периодами враждебности, напряженность показывает, что стратегическое партнерство между двумя странами не обязательно опирается на ложе стратегического доверия. Таким образом, несмотря на смутно определенно «всеобъемлющее стратегическое партнерство», Владимир Путин и Си Цзиньпин воздерживаются от описания китайско-российских двусторонних отношений как альянса. Кроме того, государственные СМИ КНР также отказались использовать термин «всепогодная дружба» (который он использует для характеристики связей с Пакистаном) для описания отношений с Россией.
В настоящее время Китай и Россия активно общаются и координируют свои усилия и стремятся свести к минимуму влияние эпидемии на торгово-экономическое сотрудничество, одновременно они будут совместно принимать меры для превращения «кризиса» в «возможность» и достижения стабильного и здорового развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества.
Комментарии
Ваш комментарий