Анна Фомичева
Блоги

Внешняя торговля услугами: обзор рынка и несколько фактов, которые необходимо знать предпринимателю

Что предпринимателю нужно знать заранее при внешней торговле услугами: обзор рынка, внутренние особенности при реализации сделок.
Что предпринимателю нужно знать заранее при внешней торговле услугами
В данной статье рассмотрим структуру внешнего рынка услуг, обозначим растущие ниши, определимся с понятием экспорта и импорта услуг, разберемся в некоторых особенностях.
Для начала нужно четко понять, что относится к экспорту и импорту услуг. При перемещении товаров понятие экспорта и импорта заключается в физическом пересечение границы РФ. Услуги — это что-то неосязаемое, что не складируется, не транспортируется, в отличие от товаров. Основным признаком того, что сделка относится к внешней, является юридическое присутствие одной из её сторон за пределами территории РФ.
Обзор внешнего рынка услуг
Ключевыми контрагентами российских предпринимателей, работающих с услугами на внешнем рынке, являются представители бизнеса из стран дальнего зарубежья. На их долю приходится в структуре экспорта 86,61%, в структуре импорта – 92,92%, как правило, это страны Евросоюза. Доля импорта услуг превышает долю экспорта на 35%, стоит отметить, что несколько лет назад этот разрыв был намного больше. Кроме роста объёмов экспорта, расширяется и его структура. Во многом это объясняется наличием предпринимательских объединений, бизнес-инкубаторов, особых технико-внедренческих зон, развивающихся при участии и поддержке нашего государства.
Со стороны внешнего рынка наибольшим спросом пользуются услуги околонишевые с направлением экспорта товаров, например, транспортные. Достаточно весомую долю занимают телекоммуникационные, компьютерные и деловые услуги.
Статистика за 3 кв. 2020 года.
Основные статьи экспорта услуг
млн.дол. США
доля
Транспортные услуги
11605,49
34,12
Телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги
4254,61
12,51
Профессиональные услуги и консультационные услуги в области управления
4050,09
11,91
Торгово-посреднические
3946,42
11,60
Строительство
3112,48
9,15
Маркетинг и реклама
2431,18
7,15
Архитектурные и инженерные услуги
1879,67
5,53
Операционный лизинг
555,77
1,63
Экспорт услуг всего
34017,11
100
Основные направления импорта услуг схожи по статьям с экспортом, но различны по доле в общем объёме. Первые пять позиций – транспортные и торгово-посреднические услуги, строительство, передача объектов интеллектуальной собственности, компьютерные услуги. Такая расстановка приоритетов вполне объяснима акцентом на наукоемкие производства и рынок оборудования.
Статистика за 3 кв. 2020 года.
Основные статьи импорта услуг
млн.дол. США
доля
Транспортные услуги
8708,43
18,57
Торгово-посреднические
7134,36
15,21
Строительство
5101,63
10,88
Плата за пользование объектами интеллектуальной собственности
4752,19
10,13
Телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги
3941,93
8,41
Профессиональные услуги и консультационные услуги в области управления
3915,03
8,35
Операционный лизинг
2448,14
5,22
Маркетинг и реклама
2113,14
4,51
Архитектурные и инженерные услуги
2120,37
4,52
Экспорт услуг всего
46894,48
100%
Рынок услуг растущий и перспективный. При определении эффективности работы следует обязательно осуществить расчет рентабельности сделки, а также учесть возможные льготы, послабления и риск факторы.
Внутренние особенности при реализации сделок
Достаточно интересным направлением является работа в технико-внедренческих зонах. Инвесторы особых экономических зон получают ряд преимуществ. Например, освобождение от налога на имущество и налога на землю, транспортного налога, пониженную ставку страховых взносов, упрощенную систему налогообложения. Вам точно сюда, если вы создаете программные продукты, системы работы с данными и оказываете услуги по их внедрению и обслуживанию.
Независимо от факта работы в особых зонах, для всех есть специфика учета НДС. Во-первых, нужно определить место реализации услуг в соответствии со ст.148 НК РФ. Второй шаг - просмотреть перечень операций в ст. 149 НК РФ, которые не подлежат налогообложению. Имея данную информацию, определяете один из следующих вариантов:
  1. Входящий НДС к вычету не принимается, если ваши работы, услуги есть в перечне ст. 149 НК РФ, а место их реализации не территория РФ.
  2. Работы, услуги не входят в перечень ст. 149 НК РФ, место их реализации не территория РФ — вот в таком случае вычет входного НДС возможен.
Обязательно стоит разобраться с действием ст. 148 НК РФ при импорте услуг. Так, при совершении платежа в пользу иностранного контрагента за услуги или работы, резидент обязан оплатить НДС в налоговый орган. Всё зависит от правила определения места реализации услуг. Такое требование возникает, например, при осуществлении операций с консультационными, юридическими, бухгалтерскими, аудиторскими, инжиниринговыми, рекламными, маркетинговыми услугами. Контроль уплаты НДС будет осуществлять банк, который вправе отказать в платеже при нарушении данного порядка. Такие вещи точно стоит знать заранее.
Не стоит забывать про нюансы в отношении услуг, которые оказываются или приобретаются на территории РФ у нерезидентов. В таком случае вашим контрагентом будет аккредитованное представительство иностранной компании, которое имеет свой ИНН и счет в российском банке. Расчеты, соответственно, осуществляются в российских рублях. Подобные операции будут также попадать под понятие валютных и контролироваться со стороны банка, а при превышении стоимостного порога может возникнуть обязанность по постановке вашего контракта на учет. В остальных случаях расчёты с иностранными контрагентами осуществляются через их счета, открытые в иностранных банках.
ВЭД будет многообещающим, когда разобрал свою сделку на этапы и проанализировал риски каждого.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Авиаперевозки грузов из Китая в Россию: маршруты и перспективы развития
Фото Анатолия Якимова

В 2024 году объем грузопотока из Китая в Россию составил около 26 миллионов тонн, что является частью общего товарооборота между странами. Несмотря на то, что основная часть грузов традиционно перевозится морским и железнодорожным транспортом, авиаперевозки приобретают все большую популярность, особенно для доставки срочных и хрупких товаров.

Редакция
Импорт
Как выстроить прибыльный бизнес с Китаем: конференция для предпринимателей в Москве
Фото Анатолия Якимова

Российско-Китайская деловая палата объявила о проведении профессионального форума «Эффективный бизнес с Китаем: от поиска партнеров до масштабирования», который пройдет в столице 24–25 апреля 2025 года.

Анатолий Якимов
Таможня
Таможенники остановили на границе туристов с фотоаппаратами, бивнями моржа и советскими медалями
Фото пресс-службы Читинской таможни

В красноярском аэропорту Емельяново и на границе с Китаем – на Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» сотрудники таможни выявили серьезные нарушения законодательства: иностранцы попытались въехать в страну и вывезти товары, подлежащие обязательному декларированию и разрешению.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай — ключевой рынок для Новосибирской области: итоги 2024 года и планы на 2025 год
Фото с сайта tripadvisor.ru

В 2024 году экспорт товаров из Новосибирской области в Китай сохранил уверенный рост, что связано с активным развитием транспортно-логистической активности в регионе и расширением сотрудничества с КНР. Китай стал крупнейшим импортером продукции в Новосибирской области, на долю которого приходится 54% от общего объема экспорта региона. Рост экспорта в Китай в 2024 году составил 2% по сравнению с предыдущим годом.

Анатолий Якимов
Вебинар Chinalogist: авиадоставка из Китая. Итоги, проблемы, прогнозы
Фото Анатолия Якимова

По многочисленным просьбам редакция сайта ChinaLogist.ru возобновляет консультационные и обучающие вебинары. Не упустите шанс получить актуальную информацию и прокачать свои знания в авиаперевозках из Китая, Индии и Южной Кореи. Вебинар состоится 23 апреля в 11:00 по московскому времени на платформе социальной сети «ВКонтакте».

Анатолий Якимов
Доставка грузов из Китая в Россию по железной дороге ускорилась
Фото ИА «Синьхуа»

Пекин отправил первый грузовой поезд Китай-Европа в 2025 году, направляющийся в Москву. Состав отправился из логистического центра столицы Китая 16 апреля 2025 года и преодолеет около 9 000 километров за 16 дней. Это символизирует новый этап развития железнодорожных перевозок между двумя континентами, поддержку стабильности и рост экономических связей.

Анатолий Якимов
От Гуанчжоу до Екатеринбурга: рекордный импорт манго из Китая в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

По данным Федеральной таможенной службы РФ и Росстата, в 2024 году Россия импортировала 24,5 тысячи тонн манго из Китая на 48 миллионов долларов США. Это в 2,8 раза больше, чем в 2023 году.

Анатолий Якимов
Умные часы из Китая захватывают Россию: Huawei и Redmi лидируют в продажах
Фото пресс-службы группы компаний М.Видео-Эльдорадо

Каждый сотый россиянин за три месяца текущего года приобрел себе современные умные часы. По информации пресс-службы группы компаний М.Видео – Эльдорадо, в 1 квартале 2025 года россияне купили 1,45 миллиона смарт-часов на 11,9 миллиарда рублей. При этом, средняя цена выросла на 9% – до 8 200 рублей. 58% в количественном выражении и 42% - в денежном приходится на китайские бренды Huawei, Redmi, Amazfit. Apple хоть и остается лидером по выручке – 35%, но уступает по объемам – 22%.

Анатолий Якимов
Красные, белые и игристые: какие вина из России пьют в Китае и сколько их продают
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай стал крупнейшим покупателем российского вина в 2024 году. Об этом сообщает Федеральный центр развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России «Агроэкспорт». Объем за прошлый год экспорта вина из РФ в КНР вырос до 2,8 миллиона литров или на 320%. В денежном выражении стоимость отправленной продукции составила 4,1 миллиона долларов США, что в 4,3 раза больше, чем в 2023 году. Доля российского вина, экспортируемого в Поднебесную, составила 72%.

Анатолий Якимов
Почему канцелярия из Китая завоевывает рынок России: производство, статистика и тенденции
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай занимает лидирующие позиции в мире по изготовлению канцелярских товаров, предлагая широкий ассортимент продукции от бюджетных до премиум-класса. Основные производственные центры расположены в нескольких провинциях и городах и специализируются на различных видах канцелярии.