Китайский бизнес в России: много, но мало
Китайские компании не спешат в Россию, совместных проектов мало, удачных совместных проектов и того меньше. Объём китайских инвестиций в российскую экономику несоразмерен возможностям Китая. Хотя он входит в число крупнейших инвесторов (в порядке убывания): Кипр, Нидерланды, Люксембург, Китай, Великобритания, Германия, Британские Виргинские острова, Ирландия, Япония и Франция.
Главный объект
Инвесторам мешают: отсутствие специалистов, которые могли бы объяснить зарубежным партнёрам сложности российского законодательства, стремление китайских партнёров привлекать к работе над своими иностранными проектами китайских же сотрудников, volokita, патриотические опасения российских чиновников и российских предпринимателей в тех отраслях, в которых китайцы могут составить конкуренцию и очень много других препятствий.
В 2012 году объём инвестиций КНР в экономику России составил 3,7 млрд. долларов, что на 11% больше, чем в 2011 году.
В 2012 году объём инвестиций КНР в экономику России составил 3,7 млрд. долларов, что на 11% больше, чем в 2011 году. Для того, чтобы хоть как-то активизировать процесс инвестирования российской экономики и обеспечить высокую доходность инвестиций, Российским Фондом Прямых Инвестиций (РФПИ) и Китайской инвестиционной корпорацией (China Investment Corporation, CIC) в июне минувшего года был создан Российско-Китайский Инвестиционный Фонд (РКИФ). 70% фонда должно быть инвестировано в проекты на территории РФ, остальные – в российские или совместные проекты на территории КНР.
Пока из достижений РКИФа можно назвать проект «Дальневосточный центр глубокой переработки древесины» в городе Амурске, в котором принимает участие холдинг RFP Group. Предположительно, к 2018 году здесь будет лесоперерабатывающий центр мощностью 6 млн. кубометров в год. На заводе будет изготавливаться лущёный шпон, сухие пиломатериалы, МДФ-плиты, технологическая щепа и прочее.
До появления РКИФа в России, по некоторым, очень приблизительным данным, было создано порядка 800 предприятий, на которых трудится до 120 тысяч россиян. В основном это предприятия сельскохозяйственные (потому что добыча лесных ресурсов тоже входит в «сельское хозяйство»), добыча полезных ископаемых, услуги, строительство, промышленное производство Уральского, Западно-Сибирского, Волго-Вятского и Северо-Западного регионов.
Еврейская автономная область - главный инвестиционный объект КНР.
На территории, непосредственно примыкающий к границе с Китаем, реализуется ряд крупных инвестиционных проектов. В частности, строится железнодорожный мостовый переход через реку Амур на участке Нижнеленинское (РФ) – Тунцзян (КНР). Строится горно-металлургический комплекс в Приамурье, в который должны войти Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат. Формируется комплекс глубокой переработки древесины в Нижнеленинском и Пашково. Осваивается рудник "Поперечный" по добыче и обогащению железомарганцевых руд на Южно-Хинганском месторождении. Вся эта деятельность в Еврейской автономной области. В ней вообще 98% внешнеторгового торгового оборота приходится на Китай. Вот он, главный инвестиционный объект КНР!
Приключения автоинвесторов
Показателен в развитии российско-китайских экономических отношений автопром. До кризиса на авторынке 2009 в российских СМИ муссировались слухи о «китайской автомобильной экспансии». Сравнивались показатели производства российского автопрома и китайского, стоимость отечественного и китайского автомобиля, примерно одинаковое (на тот момент) качество сборки и по всему выходило, что экспансии не избежать.
Поначалу китайский автобизнес развивался в России стремительно. Если 2004 году в России было продано всего лишь 260 ед. брутальных пикапов «Адмирал» от компании Tianye, то уже через два года было продано 23 тыс. автомобилей разных брендов. В 2007 году по российским просторам колесили автомобили 14 марок в количестве 57 тыс. ед. К 2008 году больше 400 дилеров торговали китайскими машинами.
Китайские машины продвигались на российском рынке вне какой-либо маркетинговой стратегии, без сервисной поддержки и запчастей, и почти без затрат на рекламу.
Интересно, что китайские машины в большинстве своём продвигались на рынке вне какой-либо маркетинговой стратегии, без сервисной поддержки и запчастей, и почти без затрат на рекламу. Однако, были и исключения, например, в 2004 года в Москве открылось официальное российское представительство компании Great Wall Motors Ltd.
Большинство китайских марок облюбовали ценовой сегмент изделий АвтоВАЗа, что, вероятно, и привело к росту панических настроений. Страхи достигли степени фобических расстройств с появлением китайских автозаводов. В 2005 году компания Chery Automobile Co. в Новосибирске начала SKD-сборку модели Chery-Tiggo на предприятии, учреждённым фирмой «Транссервис». Позднее началось производство на калининградском предприятии АВТОТОР, где собирались малотоннажные грузовики Yuejin (бренд компании NAVECO), а потом легковые модели Chery Amulet, Chery Tiggo и Chery Fora.
В 2007 году «Автомобили и моторы Урала» (АМУР, Новоуральск) начали выпускать вседорожники ZX (ZX Landmark, компания Hebei Zhongxing Automobile Co., Ltd) и седаны Geely Otaka (компания Geely Automobile), а в Черкесске завод «Дервейс» начал собирать китайские седаны Lifan Breez (марка группы компаний LIFAN).
О грандиозных планах строительства заводов мощностью больше 100 тыс. машин в год заявляла компания Great Wall Motors Ltd. (GWM), выпускать тысячи автомобилей планировала и компания BYD Auto.
В общем, аналитики некоторых крупных международных агентств уверяли, что к 2010 году китайцы будут производить в России 450 тыс. автомобилей. Однако, всё получилось иначе.
Большую часть поданных в правительство РФ китайских заявок на промсборку завернули. Уже к середине 2007 года в списке допущенных до «крупнейшего рынка автомобилей в Европе» китайский список ограничился татарстанским «Грейт Уолл» в Татарстане, АМУРским проектом, заводом «Дервейс» и заводом малотоннажников BAIC в Ульяновской области. Впрочем, подписаны эти соглашения на промсборку не были.
В 2008 года власти Татарстана и Great Wall ликвидировали созданное для строительства завода СП «Великая стена Алабуга авто». Затем на АВТОТОР завели дело по поводу «незаконного ввоза» SKD-комплектов, он отбился, но потом просьбами «отечественной» автопроизводственной общественности таки расторг контракт с китайцами, как «нарушающий условия свободной конкуренции». Остановился и проект АМУРа по сборке ZXAuto Landmark. Производство стало невозможным из-за ужесточившихся ввозных пошлин на кузова.
Впрочем, вскоре своё веское слово сказал кризис, и всем пришлось туго, не только китайским автопроизводителям и продавцам китайских машин. А после кризиса отношение к автоинвесторам, судя по всему, смягчилось.
После кризиса отношение к китайским автоинвесторам, судя по всему, смягчилось.
И, таким образом, в настоящий момент: «Дервейс» собирает по полному циклу автомобили Lifan Smily, Lifan Solano, Lifan Breez, Haima. Модели Great Wall Hover и SUV G5 собираются на заводе в посёлке Гжель. Таганрогский АЗ собирает копии машин Chery - Vortex Estina, Corda, Tingo. Российский холдинг «АМС-Групп» и китайская автомобильная компания BAIEC открыли в Ульяновской области завод на базе ООО «БАУ Мотор Корпорэйшн» по производству грузовых автомобилей и автобусов марки BAW.
Из китайских предприятий, производителей автокомпонентов, в России работает YAPP Automotive Parts Co., Ltd, производитель топливных баков для легковых автомобилей и являющийся поставщиком расположенного в области завода Фольксваген. YAPP инвестировал в производство 640 млн. рублей и занял делом 130 человек. Китайский производитель автомобильного стекла Fuyao Glass Industry Group Co., Ltd. (FYG) " тоже успешно функционирует в России, инвестировав 200 млн. долл. и создав тысячу рабочих мест. Оба предприятия размещены в индустриальном парке "Грабцево" в Калужской области.
Недвижимость
Определённый резонанс вызвал проект Dalian Wanda Group, China Oceanwide Holdings Group и ОАО «Курорты Северного Кавказа». Подписывал его сам Владимир Путин, в первый же день визита. По условиям соглашения, компании должны были вложить 3 млрд. долл. в район Прикаспийской низменности в Дагестане, а также в Сочи и в Архыз. Но что будет в реальности с этими проектам сейчас сказать сложно. Во-первых, заинтересованность глава строительной корпорации Dalian Wanda Group миллиардер Ван Цзяньлин сразу вежливо предупредил, что от слов к делу путь длинный, во-вторых, все видели, в какую историю с трамплинами попал председатель совета директоров «Курортов» и по совместительству вице-президент Олимпийского комитета Ахмед Билалов.
Возможно, самый известный проект китайцев в России – строительство Шанхайской заграничной объединенной инвестиционной компанией (в России её аббревиатурировали как ШЗОИК) многофункционального комплекса ЗАО «Балтийская жемчужина». Строительство ведётся. Китайцы планировали возвести миллион кубометров жилья здесь сначала к 2010 году, потом к 2013, теперь обозначена окончательная дата – 2016 год. Китайские застройщики сетуют, что в 2005 году планировали вложить в комплекс 1,5 млрд. долл., а придётся – 3 млрд. долл.
Реализованным можно считать крупный инвестиционный проект Китая в России — Международный Торгово-выставочный Комплекс «Гринвуд» в Путилково в Подмосковье, который открыт в 2011 году. На тот момент МТВК позиционировался, как самый крупный инвестпроект КНР в РФ. Группа компаний «Чентун» вложила в этот центр оптовой торговли китайских товаров 350 млн. долл.
Прежде всего Китай интересует российские лес и полезные ископаемые. И только потом – недвижимость и автомобилестроение.
Из других китайских инвестиций в недвижимость на территории России известно о проектах: Гонконгского инвестбанка Eurasia Capital Partners по строительству курорта «Байкал» в Бурятии за 100 млн. долл.; Honkong Sunrise Investment Holding ltd, на комплексную застройку нескольких микрорайонов Улан-Удэ за 29 млрд. рублей; строительной компании Shandong Tiantai по строительству жилых комплексов «Мортон» в Балашихе и Лобне за 100 млн. долл.
Резюме. Китайские инвесторы выбирают в России капиталоёмкие сферы вложения инвестиций, объёмные проекты, большие перспективы, долгие сроки. Никуда никогда не спешат. Тяготеют к тому, чтобы инвестиции были подкреплены мощью родного Китая и гарантиями российского государства. Прежде всего, их интересует лес и полезные ископаемые. И только потом – недвижимость и автомобилестроение.
Комментарии
Ваш комментарий