Евгений Новожилов
Экспорт

Бизнес с Китаем: В ожидании критической массы

Мы снова поднимаем тему установления деловых контактов российского малого и среднего бизнеса с Китаем. Сегодня наш собеседник Максим Спасский, председатель Дома Российско-Китайской Дружбы.
ChinaLogist: Максим, какую проблему можно назвать основной для российских предпринимателей, которые хотят работать с Китаем?
Максим Спасский: Различие европейского и азиатского подходов к ведению бизнеса. Иногда говорят о России как о стране азиатской, но это далеко не так. Российская ментальность - европейская и она очень сильно отличается от китайской. Российские предприниматели успешно работают на европейском рынке, но попытка перенести этот опыт в Китай может сыграть с ними злую шутку. Те действия, которые привели к хорошему результату в Европе, в Китае не работают, наоборот, могут привести даже к противоположному результату. И сколько ни говори, сколько не объясняй, что в начале деловых отношений с китайскими партнёрами – дружба, чашка чая, подарки, а потом уже работа, - люди… не слышат. Слушают, но не слышат.
C.: Не доверяют консультантам?
М.С.: Не доверяют. «Ты говори, говори, но я-то знаю, как бизнес делать», - такое отношение часто. Россияне любят наступать на грабли каждый самостоятельно. Но мы будем говорить и писать о том, что и как нужно делать. И постепенно предприниматели осознают необходимость правильного подхода к установлению взаимоотношений с китайскими партнёрами. А тот, кто поймёт это раньше всех, тот получит огромные конкурентные преимущества в Китае.
C.: А в чём ключевое отличие европейской российской ментальности от китайской?
М.С.: Мы на первое место ставим «Я», а китайцы на первое место ставят «Мы». Вот наш Дом Дружбы это попытка создать такое «Мы» с нашей стороны – объединить предпринимателей, накопить опыт, поделиться им, развивать и укреплять дружбу с Китаем.
С.: В вашей известной статье «Китай не страна дураков» почти 2 года назад вы давали ряд советов предпринимателям, - эти советы остаются актуальными?
М.С.: В моём, авторском варианте, заголовок был «Китай – «страна дураков», я, таким образом, хотел показать иронию по отношению к существующему у нас представлению о Китае. До сих пор многие в России представляют себе Китай как страну, в которой живут миллионы неграмотных китайцев, которые только и ждут когда придёт успешный бизнесмен из-за границы, который поможет им избавиться от денег. Это совершенно не так. Я напомню: в Китае самая протяжённая ВСМ в мире, Китай самостоятельно строит большие самолёты... Пренебрежительное и высокомерное отношение к Китаю, для которого нет никаких оснований, - это одна из больших проблем российского бизнеса. Китайские партнёры прекрасно знают о таком отношении. И никакие выгодные предложения, сделанные высокомерным партнёром, к результатам не приведут.
Есть ещё характерная черта у наших предпринимателей – они постоянно проводят какие-то сравнения, кто «круче», мы или китайцы. Помните, Дмитрий Потапенко сравнил попытку дружбы с Китаем, как попытку дружить с третьеклассником. Не нужно к этому так относиться, не нужно постоянно сравнивать и расставлять оценки. Они мешают контактам. Но вот почему-то россиянин не может работать с позиции равноправного партнёрства, нам обязательно необходимо определить кто важнее. А зачем? Подходите с позиции равноправия, - вот это правильно. Бизнесу пора представление о Китае менять. И, кстати, туристам тоже. Ведь что посещает российский турист, например, в Пекине: Запретный город, старую красивую улицу и затем едут на рынок. Но это далеко не весь Китай. Китай это университеты, это концертные залы, это высокая культура. Нужно посмотреть на Китай другими глазами…
В качестве примера – как в Китае относятся к нам, и как у нас относятся к Китаю. Один из наших проектов – Ассоциация туристических агентств Китая. Она была создана в прошлом году, подчёркиваю, для работы в России. Этой Ассоциацией уже выкуплен блок на 5400 мест, на следующий планируется уже около 10 тысяч. Инициатор проекта господин Го Цин, проект реализуется совместно с компанией «ФорсажПлюс». Го Цин также сопредседатель Дома Дружбы. Он купил год назад турагентство, которое занималось организацией туризма россиян в Китай. Так вот, туристическое направление из России в Китай оказалось невостребованным. А вот из Китая в Россию – востребовано. Россия интересна китайцам. И в каждой туристической группе есть 2-3 предпринимателя, которые едут в Россию, чтобы узнать, где и на чём можно заработать, как и где найти партнёров. Обращаются, в том числе, и к нам. Туризм – отличная база для начала поиска деловых контактов.
И другой пример: недавно ко мне обратилась крупная российская компания. Они хотят построить большой логистический хаб и ищут заинтересованного китайского партнёра. И присылают нам проект мелким убористым почерком на русском языке, почти 100 страниц. Ну, что мы с этим будем делать? Как мы это покажем китайским партнёрам? Его же нужно представить на китайском языке. Ну, вот почему это происходит? Нетрудно же найти информацию о том, в каком виде нужно презентацию представлять… Так что, относительно советов, данных в той статье, - они стали ещё более актуальными.
C.: Кроме изменения неправильного представления о Китае, на что нужно обратить внимание российским предпринимателям?
М.С.: На верный выбор направления. Вы знаете, что до 98% инвестиций в Россию идёт из северных районов Китая – Синьцзян-Уйгурский, Хэйлунзцян, и так далее. Эти регионы традиционно близки к России, и при этом мы их знаем плохо. Почему-то многие бизнесмены ищут партнёров на юге Китая, что похоже на анекдот, в котором человек ищет потерянные ключи там, где светит фонарь, а не там, где они потеряны. Столичному региону, Пекину, мы интересны с политической точки зрения, но не с экономической. Малый и средний российский бизнес должен ориентироваться на север Китая.
C.: Вы сказали о том, что Китаю интересна Россия, что сюда приезжают китайские предприниматели. С какими проблемами они сталкиваются, когда пытаются вести бизнес?
М.С.: На российском Дальнем Востоке говорят, что китайцы «скупают» или «скупили весь лес». Эта ситуация возникла потому, что администрация на местах не определяет правовое поле, в котором должны действовать китайские предприниматели. Эта же ситуация с другой стороны приводит к тому, что, как говорят многие из знакомых мне китайских партнёров, в России любой полицейский может подойти и в чём-то их обвинить.
C.: Но сами китайцы готовы идти в правовое поле?
М.С.: Да, они готовы идти в правовое поле, но нужно его создать сначала. Вот на недавней конференции в Сочи один депутат Госдумы рассказал о том, что сейчас разрабатывается законопроект о защите инвестиций, так китайцы только об этом потом и говорили, - именно это главное. Не создавая чётких правовых рамок, не защищая инвестиции, мы привлекаем как раз авантюристов, искателей фортуны и лёгких денег, а не серьёзных бизнесменов.
C.: Вернёмся к российскому бизнесу. Российский экспорт в Китай: какие здесь организационные трудности (мы говорим о малых и средних предприятиях)?
М.С.: Недавно обратилась компания, они хотели бы продавать иван-чай в Китае. Их бюджет около 2 млн. рублей. На эти деньги они могут принять участие двух-трёх выставках и результата не добиться, просто потеряют деньги. Поэтому единственным выходом для малого и среднего бизнеса для проникновения на китайский рынок является объединение, создание ассоциаций, как это, кстати, делают и китайские и японские компании при выходе на внешние рынки. У больших компаний таких проблем нет, если вы приходите в Китай и берёте техники на 100 млн. евро, то китайцы сами всё сделают. А путь малого и среднего бизнеса только такой – консолидация усилий, создание групп, активное продвижение в интернет, работа с китайскими СМИ и российскими экспатскими медиа.
C.: Как вы считаете, всё-таки, российский бизнес становится ближе к осознанию правильных действий в установлении контактов с китайским бизнесом?
М.С.: Да, постепенно это происходит. К нам еженедельно приходят 1-2 запроса из регионов о помощи в контактах с Китаем. Сейчас аккумулируется опыт как позитивный, так и негативный, накапливается некая критическая масса знаний, которая неизбежно перейдёт в качество. Тут нужно вот что заметить: существует много примеров удачных по выходу российских компаний на российский рынок, а ещё больше неудачных. Но в то же время о неудачных примерах рассказывают много и громко, а про удачные примеры все молчат. Удачливые российские предприниматели говорят: «Нам хорошо, но зачем нужно, чтобы об этом узнали другие?» А если случается нечто, подобное известному проекту продажи российской одежды на Ali-Express, то об этом становится широко известно. Хотя ведь это тоже очень полезный опыт: это был тест-драйв, который позволит узнать, в чём была ошибка.
C.: А в чём была ошибка?
М.С.: С моей точки зрения ошибка всё та же – неверное представление о Китае. В России почему-то решили, что одежду российских брендов в Китае нужно продавать дороже, чем в России. Почему так решили? В Китае множество собственных брендов, насыщенный рынок…
Рано или поздно весь путь от начала до конца, до успеха в Китае, пройдёт российская компания, которая не захочет молчать. Сейчас этот путь будет легче, потому что у нас дешёвый рубль и способствует политическая ситуация, «Разворот на Восток».
Есть такая игра, го. По правилам этой игры нужно захватывать территории соперника. Вот российскому бизнесу нужен пример эффективного продвижения какой-то компании в качестве плацдарма, с которого начнётся мирный, экономический «захват» территории, мирная экспансия российского бизнеса в Китай.
C.: Но у них тоже есть интерес к России. Если рассматривать с точки зрения игры го – кто будет быстрее? Они или мы?
М.С.: У Китая есть фора – они развивали бизнес 15 лет, тех самых, когда в России были средства от нефти, и мы эти 15 лет ничего не делали. Мы покупали у них, а нам китайский рынок был не нужен. Поэтому да, у них фора. Но особенность китайского бизнеса в его неспешности. Они работают медленно, обстоятельно, осторожно. А российский бизнес быстрый, мы умеем рисковать, у нас жёсткая конкурентная среда, в которой выживает самый сильный. Так что в стратегическом смысле условия равные.
C.: Как вы оцениваете «Разворот на Восток» и что будет, если он неожиданно закончится?
М.С.: Быстрого разворота в Китай не получилось. Но нет повода ждать его окончания. Мне очень импонирует то, что сейчас происходит в отношениях между Россией и Китаем. Но есть то, что нас будет объединять всегда независимо от политики: самая протяжённая сухопутная граница, долгая история экономических отношений, это всё не сиюминутная конъюнктура, а объективная историческая необходимость. Не вижу никаких причин сейчас и в перспективе для изменения отношений с Китаем. В этом мире Россия для Китая - важный стратегический партнёр.
C.: Спасибо за беседу.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
Таможня
Поздравляем с Днем таможенника России

Дорогие друзья, читатели сайта ChinaLogist!

Сегодня мы празднуем День таможенника России — праздник людей, без чьей слаженной работы остановился бы весь мировой товарооборот.

Мы, как никто другой, понимаем, насколько важен ваш труд. Для логистов, импортеров и предпринимателей таможенник — это не просто представитель власти, а ключевой партнер на пути товара от поставщика к потребителю. Ваши решения помогают нам работать быстрее, а ваша бдительность — работать безопаснее.

В ваш профессиональный праздник мы хотим сказать вам огромное спасибо! Спасибо за терпение в решении сложных вопросов, за компетентность в консультациях и за скорость в принятии решений.

От всей души желаем вам легких деклараций, понятных регламентов и попутного ветра во всех профессиональных начинаниях! Пусть на вашем пути встречаются только добросовестные участники ВЭД, а рабочие будни приносят не только пользу стране, но и личное удовлетворение.

С праздником!

Анатолий Якимов
Работа
25 октября - День таможенника в России 2025: профессионалы таможенного оформления в АО «ВЭД Агент»
Фото с сайта freepik.com носит иллюстративный характер

25 октября отмечается День таможенника в России. В АО «ВЭД Агент» есть отдел таможенного оформления, в котором работают настоящие профессионалы своего дела. Накануне праздника ChinaLogist задал им несколько вопросов. А так как они скромные и попросили оставить ответы анонимными.

Анатолий Якимов
Таможня
Рост экспорта и рост импорта из Китая: итоги работы таможен Дальнего Востока, Сибири и Урала за 9 месяцев 2025 года
Фото пресс-службы Читинской таможни

Рост товарооборота, усиление контроля и углубление торговых связей с Китаем стали важными трендами работы российских таможенных органов в первых трЕх кварталах 2025 года. Данные Дальневосточного, Сибирского и Уральского таможенных управлений свидетельствуют о значительном перераспределении внешнеторговых потоков в пользу азиатского направления, особенно в контексте сотрудничества с КНР.

Анатолий Якимов
Импорт
Хотите домашнего робота: Китай начал выпуск Bumi — гуманоида за 114 000 рублей
Фото компании Noetix Robotics

Пекинский стартап Noetix Robotics вывел на рынок нового компактного человекоподобного робота Bumi по цене всего примерно 114 000 рублей (9998 юаней). Это значительный прорыв в области доступности гуманоидных роботов, ориентированный на образование и повседневное использование.

Анатолий Якимов
Таможня
2000 электродрелей задержали в Самарской области
Фото пресс-службы Приволжского таможенного управления

Самарские таможенники в октябре 2025 года пресекли попытку незаконного ввоза крупной партии аккумуляторных дрелей из Китая по поддельным таможенным декларациям. В районе поселка Большая Черниговка были остановлены две фуры, направлявшиеся из Казахстана, в грузовых отсеках которых обнаружено около 40 тонн электроинструментов на общую сумму порядка 1,5 миллиона рублей.

Анатолий Якимов
Импорт
Китайский садовый инвентарь оптом: обзор производителей, новинки и цены
Фото с сайта freepik.com

В последние годы Китай уверенно занимает лидирующие позиции на мировом рынке садово-огородного инвентаря. Причины этого – масштабное производство, развитие технологий, а также выгодное соотношение цены и качества. Для российских импортеров важно знать, где в Китае находятся центры производства садового инвентаря, какие бренды заслуживают внимания, какие новинки предлагает рынок в 2025 году и чем объясняется популярность китайских товаров в России.

Анатолий Якимов
Маркетинг
Конференция в Москве: как найти надежного партнера в Китае в 2026 году

18-19 декабря 2025 года в Москве пройдет важное событие для бизнеса – конференция «Как найти партнера в Китае: актуальные вопросы и решения для бизнеса», организованная Российско-Китайской Палатой. Мероприятие направлено на поддержку российских компаний, стремящихся наладить эффективное сотрудничество с КНР и другими странами БРИКС.

Анатолий Якимов
138-я Кантонская ярмарка: мебель, посуда, инновации на втором этапе в октябре 2025

В Гуанчжоу официально стартовал второй этап 138-й Кантонской выставки, который продлится с 23 по 27 октября 2025 года. Этот этап традиционно фокусируется на товарах общего потребления и предметах для домашнего обихода. В выставочном центре Пачжоу представлено около 25 000 стендов с продукцией более 10 000 компаний, включая производителей мебели, кухонной посуды, бытовых принадлежностей, декоративных элементов для дома, товаров для сада и праздничной атрибутики.

Фото участников выставки
Анатолий Якимов
Таможня
Пропускная способность ЖДПП «Пограничный» выросла за счет инновационного досмотрового комплекса
Фото пресс-службы Дальневосточного таможенного управления

В железнодорожном пункте пропуска «Пограничный» Уссурийской таможни начал работу новый стационарный инспекционно-досмотровый комплекс, который значительно повышает эффективность контроля грузов на границе. Комплекс успешно прошел все необходимые тестирования и технические проверки, став одним из самых современных средств досмотра в регионе.

Анатолий Якимов
Экспорт
Рапсовое масло из России: почему Китай увеличивает экспорт, какие регионы лидируют
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В период с января по сентябрь 2025 года Россия значительно увеличила экспорт рапсового масла в Китай, прибавив к объемам поставок треть и укрепив свое лидерство на этом рынке. По данным Государственного таможенного управления Китая, стоимость импортируемого российского рапсового масла достигла 975,4 миллиона долларов США, что заметно превышает сумму в 735,9 миллиона долларов, зарегистрированную в прошлом году за аналогичный период. Такой рост обусловлен расширением площадей под посев рапса в России и возрастающим спросом на данную продукцию в различных отраслях промышленности Китая, особенно в пищевой сфере.