Егор Максимов: Ленивый бизнес с Китаем набирает обороты
Начало года для участников ВЭД с Китаем – период осмысления пройденного пути, подведения итогов и построения планов на будущее. Новый год - новый бизнес. Или бизнес по-новому. Кто-то только начинает дело, а кто-то ищет перспективные возможности для развития. Коммерческий директор компании «Транслайт» Егор Максимов – о том, как «обленился» русский бизнес с Китаем, почему никому не интересны доставки «от двери до двери» и о «другой таможенной реальности» в порту Находки.
ChinaLogist: Егор Андреевич, каким стал прошедший год для участников внешней торговли с китайцами? Какие позитивные и негативные моменты можно отметить?
Мы занимаемся перевозками и таможенным декларированием грузов, прибывающих со всего мира. Поток товаров из Юго-Восточной Азии составил примерно 70% грузооборота. Из этого азиатского объема львиная доля, приблизительно 60-65%, принадлежит Китаю.
Чем привлекает русских Китай? Плюсы очевидны: низкая стоимость товаров по сравнению с Европой, Японией, тем же Тайванем. Минусы тоже понятны: подчас сомнительное качество продукции, нет гарантий на соблюдение сроков производства и отгрузки в установленные даты.
Собственно, исходя из этих предпосылок, выстраивается политика работы участников ВЭД на китайском направлении и определяются основные векторы развития бизнеса в данной сфере. За китайцами нужен глаз да глаз, приходится все более плотно работать с поставщиками.
За китайскими производителями нужно пристально следить: ваш заказ могут выполнить стремительно, но зачастую в ущерб качеству.
Как это было? Некоторые компании привыкли работать по примитивной схеме: находят поставщика, сообщают минимум информации по грузу транспортной компании, а кто и как будет везти товар до пункта назначения, никто особенно не интересуется. В итоге, когда груз прибывает в Россию, оказывается, что товар либо не тот, либо в плохом состоянии. Люди, которые этим занимались, снимали с себя всякую ответственность и шли дальше заниматься своими делами.
Другой вариант – бизнесмены сами ехали в Китай, объезжали 10-15 фабрик, на месте завязывали деловые отношения, подписывали контракты. Особо выдающиеся личности прямо в чемоданах вывозили деньги и рассчитывались с китайцами «черным налом». Потом товар худо-бедно отгружался и завозился в страну.
Потом люди стали делать проще. Появился Интернет, поисковики, которые моментально находили китайские коммерческие порталы. Уже не нужно было ехать за границу. Бизнесмены стали искать товары самостоятельно, но столкнулись с еще большими проблемами. Расплодилось большое количество мошенников, которые брали деньги за товар и потом пропадали. Либо люди получали Бог знает что на выходе.
Как будет? Для делового человека время – деньги. Тратить или терять их ему не хочется. Но за бизнесом нужно следить: лично присутствовать в Китае на погрузке, следить за работой поставщика, ходом производства. В итоге визитов за рубеж может быть сразу несколько.
Мы поняли, что нужно идти по пути развития сервисов бизнес-представительства в Китае, создавая для клиентов «удаленные офисы» на местах.
По техзаданию заказчика происходит поиск и отбор поставщиков, осуществляется полный контроль производства, инспекция качества и отгрузки товара. Последний пункт особенно важен, когда импортируется продукция под собственный контракт.
Нельзя не вспомнить о извечной русской борьбе человека с системой, где также легко пропасть в одиночку. Российская таможня – одна из самых сложных и тяжелых в сотрудничестве таможен, которые только есть в мире. Неточности и ошибки они не приемлют, все это рассматривается ведомством как административные правонарушения и карается рублем и иными штрафными санкциями. Естественно, никому из декларантов не хочется нести убытки. Плюс к тому постоянно происходят задержки по срокам, высчитываются неустойки и так далее.
Удаленный офис в Китае с выездом инспекторов на фабрики позволяет экономить клиенту те средства и время, которые бы он затратил на поездку в Китай. Сервис обеспечивает стабильность доставки его груза в Россию. Сейчас заказчики становятся все более ленивыми, они хотят полный сервис. Уже не интересна просто доставка из точки А в точку Б, требуется весь комплекс услуг, вплоть до финансовой отчетности в России по прибывающим товарам. Ну и, само собой, если у вас есть собственное представительство в Китае, решать какие-то задачи, связанные с логистикой и аудитом поставщиков становится проще.
Заказчик хочет получить полный пакет деловых услуг. Простая доставка грузов уже никому не интересна.
Какие направления будут перспективны в этом году? Есть ли очевидные препятствия для внешней торговли с Китаем?
Конъюнктура рынка такова, что компаниям придется усиливать контроль китайских партнеров. Над этим можно работать бесконечно много и проблема не будет терять актуальности. Китай и Европа по-разному выстраивают с нами торговые отношения. Европеец любит недели 2-3 вести предварительные переговоры, скрупулёзно и въедливо изучать контракт. партнера. Только после того, как он будет уверен в вас, процесс сдвинется с места. У китайцев все проще: днем деньги – вечером стулья. Все делается стремительно. Но в этом есть и свои минусы, от которых КНР уже не избавиться никогда. Страна, которая производит все подряд и очень быстрыми темпами, не особо вглядывается в то, что она делает и насколько хорошо. Отсюда и все головные боли для участников ВЭД на китайской стороне.
А вообще, конечно, больше волнует проблема обеспечения плодотворных и честных взаимоотношений с российскими таможенными органами. Как я уже говорил, отечественная таможня не приемлет всевозможные ошибки. В новом году будет так - на колу мочало, начинай сначала: совершенствование процессов грузоперевалки и достоверного декларирования.
Кстати, об электронном декларировании. Недавно Счетная палата признала работу новой системы эффективной (с небольшими оговорками). Исходя из практики вашей работы, насколько легче стало жить участникам ВЭД? Все ли гладко с переходом на электронный документооборот, или же ведомство «мягко стелет»?
В России почти всегда теория расходится с практикой. Электронное декларирование - не наше изобретение, а позаимствованное у Европы и того же Китая, когда подача и обработка документов происходят «в одно окно». Но у нас, как всегда, максималистский подход – сегодня решили – завтра внедрили и сразу давай результат. А как делать и что – никто толком не понимает.
Переход на систему ЭД будет очень долгим и трудным. Cама идея хороша, но вот реализация оставляет желать лучшего.
В Новосибирске был создан Центр ЭД, через который все декларации должны направляться в морские порты страны, на любые таможенные пункты. Брокеры боятся отправлять свои декларации в иные таможни и порты только в силу того, что не знают тамошних порядков и местного менталитета. Недавно я общался с брокером из Находки, разговор зашел о работе с Новосибирской таможней. А он мне ответил: «Вы знаете, у вас там так, а у нас в порту все совсем иначе. Слушайте меня, делайте, как надо мне, чтобы у вас все было хорошо».
То есть, фактически ничего не унифицировано и не отлажено. Участники ВЭД склонны работать со своими группами и грузами по таможенной очистке в регионах пребывания, и хотят, чтобы на местах находились их непосредственные представители, которые знакомы со всеми порядками и нормами конкретного места.
Номинально брокер уже не нужен, время обращения декларации и контакты с инспекторами сократили. Фактически же те люди, которые там на местах сидят, у них лучше получается продвигать рабочие вопросы, нежели у тех, кто подает декларацию из региона. Это и есть преграда для внедрения ЭД, люди иной раз трижды думают, прежде чем отправлять декларацию через Центр.
Система внедрена, а брокеры на местах остались. На всякий случай...
Была жалоба в ФТС от морских портов России. Местные таможни возмутились тем, что ведут большую часть работы с грузами, а платежи остаются в тех регионах, где была подана декларация, хотя за план дергают всех без исключения. В итоге жалобу не удовлетворили, но осадок остался. Отсюда и возникли сложности с переходом на ЭД.
Кроме того, в системе еще очень много недоработок, бывают сбои в передаче информации. Пример: некто подает декларацию на груз с высокотехнологичным оборудованием, отправляется описание с ЭД, а в этот момент сервер падает и лежит в течение 1-2 суток. Декларации не проходят, а склад временного хранения продолжает считать суммы, которые участник ВЭД ему должен, хотя, по сути, от декларанта это никак не зависит.
И таких досадных недоработок масса! Поэтому что касается электронного декларирования, то как мы работали ранее с брокерами на местах, так и продолжаем работать и вряд ли в ближайшей перспективе отойдем от этой схемы. Были попытки, но пока все тщетно…
Комментарии 2
Странно, по какой причине профессионал не видит разницы между "удаленным выпуском" и электронным декларированием? Это разные вещи. У новосибирского ЦЭД нет сейчас связки с портами Дальнего Востока, поэтому подать в ЦЭД декларацию на груз, находящийся в этих портах нельзя.
Возможно, эксперт был неверно понят журналистом. Мы отправили запрос Максиму, попробуем совместно установить истину.
Ваш комментарий