Анна Сахарова

Торговая площадка «Фактор»: новое окно в мир делового Китая

Россия заинтересована в интенсивном развитии экономических взаимоотношений с Китаем. Комплексные программы развития потенциала Сибири и Дальнего Востока в XXI веке рассчитаны на реализацию совместных российско-китайских коммерческих проектов и инвестиционных программ. И если раньше инициатива исходила, как правило, из «центра» – ведомств Москвы и Санкт-Петербурга федерального значения, то в настоящее время возможностей для деловых контактов с китайцами «на местах» становится все больше.
Одним из независимых инструментов, позволяющих привлекать прямые инвестиции из КНР в экономику Сибири, является «Российско-Китайская универсальная торговая площадка Фактор», созданная в Новосибирском регионе. Первая из подобных площадок за Уралом, она призвана повысить инвестиционную привлекательность местной экономики для китайских партнеров и раскрыть нюансы делового взаимодействия с Китаем для россиян. Какие перспективы российскому бизнесу открывает площадка, ChinaLogist поинтересовался у руководителей инвестиционных проектов «Фактора» – Алексея Мироносицкого и Михаила Гуляшова.
ChinaLogist: Какие возможности для развития бизнеса предоставляет «Фактор»?
Михаил Гуляшов: Площадка учреждена в 2009 году с целью привлечения прямых инвестиций из Китая в региональную экономику.
«Фактор» – эксклюзивный партнер китайской инвестиционной биржи China Beijing Equity Exchange (CBEX), осуществляющей оборот государственных активов Китая. Это не классическая биржа, как в Шанхае или Гонконге, когда массовым покупателям продают акции компаний. Предложения в листинге, как правило, ориентированы на конкретных инвесторов. Участниками CBEX являются около 130 госпредприятий Китая, такие как China National Petroleum Corporation (CNPC), Sinosteel Corporation и другие.
«Фактор» позволяет напрямую выходить на компании международного уровня и формировать адресные инвестиционные предложения.
Какие инвестиционные проекты интересуют китайские компании в первую очередь?
Михаил Гуляшов: Прежде всего, совместные проекты с крупными добывающими и перерабатывающими компаниями России с экспортом сырья на рынки стран АТР. В перспективе – развитие отечественного рынка сбыта продукции. Что касается производственных мощностей РФ, то китайцы с этим пока справляются своими силами. В Китае ещё относительно дешева рабочая сила и высок человеческий потенциал.
В России есть проекты, которые работают благодаря «Фактору»?
Михаил Гуляшов: В данный момент целый ряд совместных российско-китайских проектов находится в листинге. Каждый рассматривается индивидуально, с инициаторами подписывается договор о неразглашении информации.
Присутствие китайского капитала в России пока еще воспринимается с некоторой опаской. Этот стереотип сохранится какое-то время. Убежден, что когда китайский капитал войдет в обиход, факты крупного российско-китайского экономического сотрудничества будут преданы широкой огласке.
Какова на сегодняшний день география присутствия «Фактора»?
Алексей Мироносицкий: Новосибирская область, Алтай и Красноярский край. Размещаем в листинге и далее продвигаем в Китае те компании, с которыми у нас сложились определенные личные взаимоотношения. Российский бизнес нуждается в финансировании. Те ставки, которые предлагают банки, неприемлемы для бизнеса. Лишь крупнейшим компаниям и стратегическим проектам удается получить в России кредит по ставке ниже 12,5-13%. Но даже в этих условиях заинтересовать людей и раскрыть им уровень доверия к китайскому капиталу – достаточно длительный и трудоемкий процесс.
Насколько серьезны планы китайцев относительно России?
Алексей Мироносицкий: Китайцы, как правило, планируют не на 2-3 года и даже не на 10 лет, они мыслят поколениями. Поэтому Китай, говоря о России как стратегическом торговом партнере, будет придерживаться этой линии длительное время. Китайцы экономически активны по всей территории нашей страны, другой вопрос в том, что не всегда подобная информация доходит до широкого круга людей. Возможно, именно отсутствие информации вызывает некоторую настороженность.
Какие компании интересуют «Фактор» для сотрудничества с российской стороны?
Алексей Мироносицкий: Сфера интересов площадки «Фактор» – крупный бизнес: наукоемкие технологии, добывающая отрасль, сельское хозяйство, фармацевтика.
Россия – большой рынок сбыта китайской продукции, но мы не можем пока конкурировать даже с внутренним потребительским спросом миллиардного населения Китая. Правительство КНР ориентировано на развитие и наращивание объемов внутреннего рынка, хотя стоит заметить, что покупательная способность россиян выше, чем в среднем по Китаю.
Китайцы сейчас активно пытаются продвинуть на наш рынок свои БАДы. Эти добавки уже есть в России, только завозятся порой полулегальным путем. Китайская медицина пользуется популярностью во всем мире, и потому китайцы хотят зайти на российский рынок именно через фармацевтику.
В России также есть эксклюзивные разработки в области систем диагностики заболеваний. В КНР высока концентрация населения, вероятны пандемии, поэтому данное направление для них интересно, и они готовы инвестировать в наши разработки.
Интересен ли китайцам бизнес-инкубатор на базе Технопарка Академгородка?
Михаил Гуляшов: Китайцам нужно рассказывать о проектах-резидентах Академпарка, иначе они о них и не узнают. В процессе работы мы пробовали различные направления, и сосредоточились на тех проектах, которые имеют наибольший отклик. У нас есть опыт в различных сферах: от лесной промышленности и нефтяной отрасли до фармацевтики и IT-технологий.
Типичный клиент «Фактора» - кто он?
Михаил Гуляшов: Инвестиционный порог у нас начинается от миллиона долларов США. Как правило, такие деньги инвестируются в инновационные технологии на начальных стадиях. В добычу и переработку сырья идут гораздо большие средства. Наш клиент – человек, который понимает, что хочет развиваться, но для этого ему необходимо больше средств. Он либо готов продавать свою продукцию в КНР, и она будет там востребована, либо хочет привлечь китайского партнера, и за определённую долю активов своей компании, получить деньги на дальнейшее развитие, либо вообще продать бизнес китайскому покупателю. Мотивы в каждом конкретном случае могут быть разные.
Алексей Мироносицкий: Мы специально не определяем четкие рамки взаимодействия заранее. К нам приходят разные клиенты, порой без капитала, но с оригинальной технологией. А бывает и наоборот: владельцы крупного бизнеса, которым интересно расширение ресурсной базы, но на это пока нет денег. Если говорить о статистике, то мы отбираем примерно 5% от общего числа проектов для размещения в листинге.

Из 20 входящих инвест-проектов в список "Фактора" попадает только один.

Михаил Гуляшов: Как правило, большинство проектов весьма невзрачны. Россияне еще только учатся привлекать инвестиции. Информация от соискателей поступает в «сыром» виде. Когда доходит дело до формулирования бизнес-идеи, многие просто затрудняются это сделать! Порой и бизнесмены серьезного уровня нуждаются в структурировании своих инвестиционных предложений. И только по ходу дела начинают понимать, чего хотят и как на самом деле работает механизм привлечения иностранного капитала. Россия еще только учится использовать подобные «Фактору» инструменты в деловой практике.
Есть ли принципиальные отличия в манере ведения бизнеса у китайцев и россиян?
Михаил: Китайцы в делах руководствуются конфуцианскими принципами. Верх жизненного мастерства и совершенства – реализоваться в тех условиях, которые тебе даны изначально. Если нужно что-то делать, учись делать это хорошо, не стараясь ничего изменить. Это философия, которая движет нацией. Во время переговоров никогда не произносят «нет», но с готовностью говорят «да», оставляя за собой возможность позже обдумать предложения или договорённости и высказать замечания в письменной форме, но не в лицо.
Можно ли понять по внешним признакам, что переговоры с китайцами пошли не так, как нужно?
Алексей Мироносицкий: Если вам не предложили выпить чай. Но я бы не стал приписывать китайцам какие-то деловые сверхкачества. К их преимуществам я бы отнёс то, что они в первую очередь ценят партнёра и лишь потом дело. Они очень чтут корпоративную культуру. Если в компании есть определенная линия, которой придерживается руководство, и переговоры пошли вразрез с этими убеждениями, китайцы смогут откровенно сказать вам «нет».
Насколько велика инвестиционная привлекательность нашей страны в глазах китайских партнеров?
Алексей Мироносицкий: Прежде всего, вызывает вопрос механизм защиты частной собственности. В России она, тем более, принадлежащая иностранным гражданам, практически никак не защищена. Отечественные законы изменчивы и подвержены влиянию отдельных персон. Логика и политика законотворцев не прослеживаются четко, управляются субъективными интересами. Вся ответственность за несовершенство законодательной базы возлагается на конечного собственника. Непрозрачность будущего отталкивает не только иностранцев. Офшоры для русского бизнеса – это защита собственности от непредвиденных ситуаций.
Как «Фактору» удается нейтрализовать эти опасения китайцев?
Алексей Мироносицкий: Китайский бизнес основан на принципе гуанси – выстраивании личных связей. Без личного контакта китайцы не готовы идти в Россию, да и в любую другую страну тоже. В убыток себе китаец пойдет к партнеру, которого он давно знает и находится в дружеских с ним отношениях. Это неотъемлемая черта. Если ты дружен с китайцем, он воспринимает это как некую степень вашего родства. Этого сложно и трудно, но будучи честным в отношениях возможно достичь.
Хотя Россия и Китай – исторические соседи, это не мешает друг друга обманывать по мелочам. Любой китаец, как бы хорошо к тебе ни относился, может, искренне думая, что ничего плохого, по сути, не делает, например, подсунуть партию неликвида в «довесок». Ведь он же тебе раньше помог – хорошие цены назначал, а теперь ты ему помогаешь. И никакого угрызения совести китайцы при этом не ощущают.
Михаил Гуляшов: Китайцы понимают труд как видимый результат. Если работа без четко определенной цели, они не спешат ее делать. У них так устроена ментальность. Иероглифы предполагают под собой некий символ, и потому китайцы мыслят образами. Так что если это некая абстракция, то потребует ломки стереотипов мышления. И в инвестиционных взаимоотношения с Россией в том числе.
Как будет развиваться взаимодействие России и Китая в рамках возможностей, которые есть у «Фактора»?
Алексей Мироносицкий: Цели, которых придерживается «Фактор» - не просто торговля, а получение высокотехнологичных продуктов глубоких переделов в России при взаимодействии с Китаем.
Нам нужны деньги, оборудование и технологии. Поэтому не стоит заслоняться предрассудками, а использовать любые возможности для модернизации.
В свое время СССР помог Китаю, создав производственную базу на их территории. Тот опыт, который получил Китай, Россия должна переосмыслить и применить. То есть, организовать на территории РФ при помощи китайских инвестиций и технологий производство современных средств производства.
«Фактор» видит для себя приоритет в подобных проектах. На уровне России наша площадка – одно из немногих профессиональных «окон» в Китай, ориентированное на частный бизнес, но в масштабах всего государства. Мы - эксперты, успешно работающие с КНР продолжительное время, у нас есть большой опыт взаимодействия с государственной властью и крупным бизнесом этой страны. Любой проект, даже тот, что не дошел до реализации, дает колоссальный опыт и помогает нам лучше и быстрее достигать поставленных целей в будущем.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
Крабы и молочная продукция: что везти в Китай из России
Фото с сайта unsplash.com

Потребители из КНР распробовали российские продукты: крабы, молочная продукция, сладости, бытовая химия и косметика. Об этом в интервью РИА Новости рассказал торговый представитель РФ в Китае Алексей Дахновский.

Российские товары продают в магазинах Китая. На полках можно встретить фарфоровая посуда, сувениры, декоративные изделия. Кроме того, часто в таких лавках работают пекарни, где выпекают хлеб и булки по российским традиционным рецептам.

Ассортимент этих магазинов становится разнообразнее. Хорошо продается молочная продукция, мука, сладости, бытовая химия и косметика, – подчеркнул торговый представитель.

Популярностью у китайских покупателей пользуются российские крабы.

Анатолий Якимов
Экспорт
26 тонн субпродуктов утки экспортировали в Китай из Новосибирской области
Фото с сайта unsplash/com

Новосибирская область снабжает себя продукцией животноводства в полном объеме. Излишки регион отправляет на экспорт. Об этом сообщил руководитель Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора Александр Баев на встрече с губернатором Новосибирской области Андреем Травниковым.

Новосибирская область почти не импортирует продукцию животного происхождения извне, а того, что производят здесь — молоко, мясо, в том числе, мясо птицы, пищевое яйцо – хватает для жителей региона. Остальное идет на экспорт, – заметил Александр Баев.

Глава ведомства рассказал, что в регионе сохранили стабильные объемы экспорта мороженой рыбопродукции, включая добытую в регионе. Сельхозтоваропроизводители экспортировали мясо птицы в Китай, мороженное в Абхазию, Азербайджан, Узбекистан, Вьетнам. В конце года в КНР доставили первую партию субпродуктов утки объемом 26 тонн.

Также из Новосибирской области отправили 800 тысяч тонн пшеницы в шесть стран, включая Вьетнам. 

Анатолий Якимов
Экспорт
Экспорт российской свинины в Китай вырос до 39 тысячи тонн
Фото с сайта unsplash.com

В 2024 году Россия экспортировала 820 тысяч тонн мяса и мясопродуктов. Отгрузка выросла в 1,3 раза по сравнению с предыдущим годом. Экспорт мяса птицы вырос в 1,2 раза – с 309 тысячи тонн до 381,9 тысячи тонн. Основными получателями выступили Китай – 151,6 тысячи тонн и Саудовская Аравия – 78,3 тысячи тонн. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на Россельхознадзор.

Экспорт свинины вырос в 1,4 раза – с 158,3 тысячи тонн до 220,5 тысячи тонн. Чаще всего мясо свинины отправляли в Белоруссию – 99 тысяч тонн, Вьетнам – 45,4 тысячи тонн, Китай – 21,2 тысячи тонн мяса и 17,9 тысячи тонн свиных субпродуктов.

Анатолий Якимов
Импорт
Будущее наступило: китайские роботы стали популярными во всем мире
Фот о с сайта unsplash.com

Индустрия роботостроения в Китае в 2024 году нарастила присутствие на международных рынках. Механические помощники работают в различных сферах: от ресторанного бизнеса до промышленности, от медицинского обслуживания и до умного дома.

Мы уже привыкли, что роботы плотно вошли в нашу жизнь. Они сопровождают нас повсюду. Практически в каждой квартире работает робот-пылесос, а «умный дом» есть в четверти домохозяйств. Организации и предприятия используют электронных помощников в повседневной жизни. Так, в Новосибирской области робот Николай «работает» в лечебных учреждениях, записывает на прием к врачам пациентов. Китайские робототехники уже испытали подопечных в аэропорту Дубая, которые общаются с пассажирами, а в Эр-Рияде общаются на арабском языке с туристами.

Анатолий Якимов
Таможенные пошлины на импортные товары из недружественных стран повысили с 1 января
Фото Анатолия Якимова

Федеральная таможенная служба России сообщила о том, что с начала года повысили таможенные пошлины на товары, импортируемые из недружественных стран. В среднем увеличение составило 10%.

По данным ведомства, в перечень вошли мясные и рыбные консервы, макаронные изделия и соусы, безалкогольные напитки и пиво, кондитерские и мучные изделия. Также под повышение пошлин попали жареный и растворимый кофе.

Товары, которые вошли в перечень, были отобраны с учетом того, что их могут производить российские компании в рамках импортозамещения. Повышение пошлин будут способствовать росту инвестиций и ускорению развитию отечественного производства. В тоже время конкуренцию и широкий ассортимент будут обеспечены за счет импорта из дружественных и нейтральных стран.

Анатолий Якимов
Торговое представительство России откроют в Харбине
Фото Elijah Wilcott/wikipedia.org

В ближайшее время в китайском городе Харбине, столице провинции Хэйлунцзян, откроют торговое представительство России. Об этом сообщил в интервью ИА РИА Новости торговый представитель России в КНР Алексей Дахновский.

Торговые представительства России в Китайской Народной Республике работают в Пекине и Шанхае.

Анатолий Якимов
Китай уверенно занимает первое место по товарообороту с Россий
Фото с сайта unsplash.com

По итогам 10 месяцев 2024 года КНР занимает первое место по товарообороту с Россией. На долю Китая приходится 33,8%. На втором месте – Индия – 8,8%, на третьем – Турция – 8,3%. Такие данные предоставила Федеральная таможенная служба РФ.

В десятку стран – торговых партнеров также вошли Белоруссия, Казахстан, Южная Корея, Германия, Армения, Италия и Узбекистан.

В денежном выражении товарооборот между Россией и зарубежными странами составил с января по октябрь 2024 года составил 584 миллиарда долларов США. На долю Китая пришлось около 197 миллиардов долларов США, на долю Индии – 51 миллиарда долларов США, Турции – 48 миллиардов долларов США.

При этом, в 2021 году Турция не входило в топ-5 крупнейших торговых партнеров России, а Индия – в десятку.

Анатолий Якимов
Россия экспортировала 23,8 тысячи тонн пива в Китай за 11 месяцев 2024 года
Фото с сайта unsplash.com

«Агроэкспорт» опубликовал информацию по экспорту российского пива в Китай. За 11 месяцев прошлого года поставили 23,8 тысячи тонн на 15,5 миллиона долларов США. Экспорт в КНР в ноябре 2024 года по сравнению с октябрем вырос на 46% – до 2 миллионов долларов США. В весовом выражении – на 30% – 3 тысячи тонн.

Телеграм-канал «РАСПП: Бизнес. Азия. Китай» сообщает, что клиентов в Китае кроме пивоваров нашли и производители крепких спиртных напитков. Российские компании чаще получают лицензии на торговлю алкоголем в Поднебесной.

Анатолий Якимов
Где можно купить цветы оптом в Китае
Коллаж из фото с сайта yn.people.cn

На юго-западе Китая в провинции Юньнань в районе Чэнгун города Куйминь работает всемирно-известный цветочный рынок Доунань. В конце декабря там прошла выставка цветов, которая стала свидетельством расцвета местной цветочной экономики.

100 компаний из Нидерландов, Японии, Таиланда и других стран, которые заняты  в цветочном бизнесе, участвовали в выставке. На ней представили индустрии отрасли – комнатные растения и срезанные цветы, луковицы и саженцы, материалы для флористов.

Редакция
С Новым годом!
Фото с сайта unsplash.com

Заканчивается 2024 год. Он был непростым для участников внешнеэкономической деятельности. Но несмотря на это, мы с вами справились!

В течение года мы старались рассказать о том, что происходит на рынке перевозок, в импорте и экспорте, о нововведениях в таможенном оформлении. И в будущем мы обязательно продолжим это делать.

А еще, вы, наверняка обратили внимание на то, что в конце года изменился дизайн сайта. Надеемся, что он вам понравился и вы останетесь с нами не только в следующем году, но и на более долгий срок.

В наступающем году мы желаем вам благополучия, роста доходов, чтобы никакие обстоятельства не помешали вам заниматься любимым делом! Здоровья вам и вашим близким!

Обращаем ваше внимание, что редакция сайта с 29 декабря 2024 года по 8 января 2025 года уходит на Новогодние каникулы. Однако, всю оперативную и важную информацию мы будем публиковать в нашем телеграм-канале

До встречи в Новом 2025 году!