Китай слезам не верит
Фермер Ли Чжуобинь неплохо адаптировался в городской среде. Он живет в спальном районе Чунцина Юбей, в огромном многоквартирном доме, где постояльцы сплошь бывшие фермеры. Ему нравится новая работа руководителя ЖЭКа, а жена Ли души не чает в новой газовой плите на кухне (всю жизнь в деревне ей приходилось готовить в печи, которую топили углем). Дочь Ли открыла небольшой магазинчик одежды. В жизни их семьи наступили реальные улучшения, поскольку раньше они жили только доходами с возделывания риса и кукурузы на маленьком участке. "Несколько лет назад я и помыслить не мог, что буду жить так хорошо", признается Ли с огромным воодушевлением, словно диктор читает инструкцию по "цивилизованной жизни" по местному радио.
Эти истории успеха - неотъемлемая часть будущего КНР. В то время как президент Си Цзиньпин пытается закрепить статус Китая на международной арене, наиболее устрашающая проблема, которую властям придется решать дома - провести урбанизацию с минимальными потерями. Эта задача ложится на плечи премьер-министра Ли Кэцяна. Он приступает к самой масштабной перестройке китайского общества со времен правления Мао Цзедуна. Цель - сократить число сельского населения (642 млн. человек) приблизительно на 50%, подталкивая, побуждая и даже принуждая фермеров переселяться вместе с их семьями в города.
Сельское население КНР - 642 млн. человек. В ближайшие годы власти планируют переселить в города около 320 млн. крестьян.
Теоретически, этот процесс в итоге создаст новый, уже готовый рабочий ресурс для укомплектования кадрами новых фабрик и сферы услуг. Доходы бывших фермеров вырастут, их дети получат более качественное образование, а затем получат гораздо более престижную работу, чем была у их родителей. Этот многолетний процесс увеличит средний заработок в Китае. Сейчас среднегодовой доход на душу сельского населения составляет 7917 юаней (1291 доллар США): менее 1/3 доходов горожан. "Урбанизация высвободит огромный потенциал государства в строительстве и покупательной способности населения, увеличит карьерные возможности граждан, сделает фермеров богаче и принесет пользу нации", заявил Ли Кэцян на первой пресс-конференции сразу после вступления в должность. Великое переселение в города началось после того, как 30-летний период экспортного и инвестиционного бума в Китае пошел на спад.
Ежемесячный доход крестьянина в КНР составляет порядка 109 долларов США. Это лишь 1/3 часть среднего дохода горожанина.
57-летний премьер-министр Китая получил докторскую степень по экономике в одном из престижнейших университетов страны - Пекинском университете. Во время Китайской культурной революции он работал в глубинке, и потому поставил своей целью сделать фермеров преуспевающими горожанами, в том числе еще будучи губернатором провинций Хэнань и Ляонин. Недавно Ли Кэцян начал переговоры со Всемирным Банком (World Bank), чтобы совместно с администрацией сформировать пла устойчивой урбанизации.
Города вроде Чунцина уже много лет подряд участвуют в эксперименте, поэтому Ли Кэцян заинтересован в ускорении темпов урбанизации по всей стране. Еще одной выгодой такой реформы станет широкомасштабная сельскохозяйственная реформа КНР, после того, как все мелкие фермеры переедут в города. Большинство семей возделывают участки площадью менее 0,4 га (40 соток). Для сравнения, с Южной Корее средний фермер возделывает 1,2 га, в странах ЕС - 12 га, в США - 121 га, согласно данным Кая Джиминя, директора Центра исследований политэкономии. "С такими малыми земельными наелами крестьянской семье сложно стать богатой".
В этом случае китайскому правительству будет крайне сложно получить скорую выгоду от реформ. Одна из помех - китайская система hukou, или институт прописки, который определяет граждан в качестве селян или горожан на основании того, в какой семье они родились, а не где фактически проживают. Из-за хукоу примерно 230 млн. рабочих мигрантов, которые уже проживают в китайских мегаполисах, не могут пользоваться услугами бесплатной медицины, учиться за счет государства, у них нет пенсионных гарантий и доступного жилья - всех тех благ, которыми пользуются китайцы с городской пропиской. "Никто из этих людей не пользуется социальными благами. Следовательно, их покупательная способность намного ниже официально заявленной", рассуждает К. Джиминь.
Большинство крестьянских семей Китая возделывают участки менее 0,4 га.
Еще одна проблема: согласно Конституции КНР, вся земля на селе находится в коллективной собственности. Этот закон не менялся со времен коллективизации в 1950-е годы. Местные власти выдают фермерам минимальные компенсации, а затем перепродают долгосрочную аренду в пользу владельцев фабрик и застройщиков. Обычно участки продаются в 18 раз дороже, чем составляет компенсация крестьянам, рассказывает Ли Пинь, старший юрист в пекинском отделении некоммерческого партнерства Landesa (Сиэттл), которое специализируется на земельном праве. "У местных князьков есть кровный интерес всячески искажать истинные намерения правительства по переселению крестьян в города и под шумок нагревать руки на махинациях с участками", говорит Ли Пинь.
Пекинские чиновники взяли на себя обязательства по проведению полной инвентаризации колхозных земель в течение ближайших 5 лет. Проверка установит, кто и какими участками пользуется в сельской местности. Суть в том, чтобы защитить фермеров от несанкционированных захватов их наделов и закрепить за ними имущественное право на недвижимость: каждый сможет продать или заложить участок в личных целях.
Спекуляции повышают конечную стоимость земли до 18-кратного размера. Компенсации же для фермеров весьма символичны.
Несколько лет назад города Чунцин и Чэнду начали пробную программу: крестьяне могли обменивать свои сотки на городскую прописку и жильё. Также для переселенцев проводились профессиональные курсы переподготовки. "Наша задача - повысить качество жизни новых поселенцев", объясняет Хань Циянь, генеральный директор Администрации стратегического развития нового индустриального района Чунцина Ляньцзиянь. "Благодаря нам фермеры счастливы, что им удалось перебраться в большой город".
В Пекине специальная правительственная рабочая группа создает план предложений по реформированию системы хукоу и землепользования. Какие первые результаты принесет масштабная реформа, станет известно после Третьего пленума КПК осенью 2013 года.
Напряжение растет, поскольку бандитские захваты земли в глубинке продолжаются. Китай сельский вступил в смутную эпоху, сравнимую с российскими "лихими девяностыми". Согласно данным агентства Landesa, примерно у 40% крестьян отобрали участки. Ежегодно до 4 млн. фермерских хозяйств в Китае захватывают насильственным путем. В период с 2009 по 2011 годы 41 китаец совершил акт самосожжения в знак протеста против захвата земли в деревнях, говорится в отчете организации Amnesty International. "Проблема насильственных выселений крестьян с наделов подогревает недовольство простых людей реформами, которые проводятся в Китае", говорится в документе.
В 2009-2011 годах 41 крестьянин сжег себя в знак протеста насильственным захватам деревенских угодий.
"Местные бонзы чихать хотели на распоряжения Пекина", говорит 50-летний Синь Яцзун, который вместе с супругой арендует захудалую квартиру на окраине Чунцина в районе Цзяньбэй. Его ферму незаконно присвоили в 2011 году местные лидеры после того, как Синь отказался от смехотворной компенсации за надел. В январе 2013 года мужчину избили неизвестные отморозки, которых наняло риэлтерское агентство, состоящее в сговоре с местными властями, которые хотели заполучить остатки земли в свое распоряжение. "Конечно, урбанизация для Китая сделает много хорошего", говорит Синь. "Однако слишком часто благие намерения столичных чиновников приносят всё новые страдания простым фермерам".
Источник: Bloomberg Businessweek
Комментарии
Ваш комментарий