Мао Цзедун
Работа

Китайские рабочие-мигранты хотят большего

Автор: Christina Larson
Красная неоновая вывеска над входной дверью нового развлекательного комплекса в пекинском пригороде Дасин (здесь расположены фабрики по пошиву одежды) проста и незатейлива: "Каток". Внутри динамики хрипло надрываются песней Леди Гаги Poker Face, красные и зеленые вспышки света причудливо переплетаются на деревянном полу. "Каток" - излюбленное место тусовок молодых рабочих-мигрантов, которые работают на местнх швейных производствах. У них всего 2-3 выходных дня в месяц, работа продолжается допоздна, поэтому основная масса народа начинает подтягиваться сюда только к 21-22 часам вечера.
Днем в воскресенье на катке очень немного посетителей. Среди них молодая семейная пара с тремя детьми (многие семьи мигрантов игнорируют политику "одна семья - один ребенок"). Пуджи (3 года) одета в желтый сарафан, средний брат (5 лет) помогает ей зашнуровать ботинки коньков. Старший братик (9 лет) уже вовсю нарезает круги по катку. Юпинь и Синьфан, родители (обоим по 29 лет), переехали в Пекин из провинции Цзяньси семь лет назад. Сегодняшний день, когда семья в полном сборе, для них большой подарок: такое случается очень редко. Из-за того, что у родителей нет пекинской прописки (hukou) или даже вида на жительство, их дети не могут посещать местную школу и детскую поликлинику. Два старших мальчика живут с бабушками и дедушками в Цзяньси. Синьфан говорит, что очен хочет, чтобы дети жили с ними, однако когда младшей дочери исполнится семь лет, ее придется также отправить домой.
Великое переселение Китая из деревни в город началось примерно 30 лет назад. Начиная с 1980-х годов на востоке страны один за другим строились заводы, возрос объем производства экспортной продукции, а заработки в крупных промышленных центрах привлекали все больше людей, ведь на фабрике они могли получать больше, чем в колхозе.
В 1980-х - начале 90-х большинство трудовых мигрантов в Китае составляли молодые одинокие женщины, которым Лесли Чанг посвятила свою книгу Factory Girls. Большинство из них должны были работать в течение нескольких лет, экономить деньги, чтобы в конце концов вернуться в свои родные города и деревни и выйти замуж. Тем не менее, в последние годы эта картина заметно изменилась. Молодое поколение мигрантов, родившихся после 1980 года, называют "новой волной". Согласно данным Национального бюро статистики, они разительно отличаются от своих предшественников. Теперь они приезжают уже, как правило, в сопровождении какого-то члена семьи, мужа или бойфренда, либо вступают в брак почти сразу по приезду в город.
Район Дасин находится за шестой кольцевой дорогой, в 90 минутах езды от центра Пекина. Местные власти много сделали для того, чтобы привлечь сюда работников; однако предприятий, где штат более сотни сотрудников, можно сосчитать по пальцам. Рабочие - подростки или молодые люди чуть за
двадцать. Как и предыдущее поколение лимитчиков, они приехали в город, чтобы начать новую жизнь с дырой в кармане и большими амбициями. Но нынешняя молодежь - более подкована технически, следит за модой, образована лучше, чем их родители. Им лучше удается влиться в городскую среду, тем самым заставляя правительство понемногу пересматривать текущую систему распределения социальных благ и гарантий в Китае (образование, здравоохранение, страхование и т.д.). Сейчас все это доступно лишь тем, кто имеет городскую прописку или регистрацию + разрешение на работу.
В своей недавней книге China Urban Billion аналитик Томас Миллер из GK Dragonomics написал: «Опросы показывают, что большинство нового поколения трудящихся-мигрантов не желает возвращаться в нищету сельской жизни." Объясняя такое изменение поведения, эксперт отмечает: "Они значительно лучше образованы, чем их родители, и, как правило, быстрее адаптируются к новым условиям. Они надеются стать полноценными городскими жителями и стать частью современного потребительского общества".
Сяо Цзе (21 год) стоит на углу улицы и в который раз тщательно осматривает прическу, используя в качестве зеркальца камеру своего смартфона. Высокая "площадка" на темечке и гладко выбритые виски делают его похожим на молодого Джона Траволту. Юноша одет в лакированные черные брюки, туфли с острыми носами и черную рубашку. Несколько верхних пуговиц Сяо расстегнул, чтобы было видно модное ожерелье. В прошлом году он приехал из Цзянси, теперь живет в комнате на пять человек в фабричном общежитии. Зарабатывает около 3000 юаней (485 долларов США) в месяц. У Сяо есть девушка, но "она сегодня работает сверхурочно".
Ожидая подругу, Сяо коротает время за онлайн-игрушками на смартфоне. Интернет быстро распространяется в КНР: люди, у которых никогда не было ноутбука или PC, становятся активными пользователями, выходя в сеть при помощи мобильных устройств. "Если это не смартфон, зачем он тогда вообще нужен?", говорит Сяо про компьютер. Он всегда онлайн, в курсе последних тенденций и на связи с друзьями. В отличие от предыдущего поколения рабочих-мигрантов, которые шли на завод в тапочках и пижамах, Сяо и его друзья тщательно следят за своей внешностью. Сейчас на каждой из пыльных улочек Дасина есть сразу по нескольку парикмахерских. По словам владельца одного из салонов, простая стрижка стоит 10 юаней (1,6 долларов США) для мужчин и женщин; наиболее востребованы шесимесячная завивка-перманент, ассиметричные прически и колорирование в рыжий цвет.
"Сегодня молодежь хочет большего, чем мы когда-то", говорит Лия Чань (49 лет), бывшая служащая фабрики, написавшая мемуары "Социализм - это здорово!" про первые годы своей жизни в городе и работе на сборочной линии. "Нынешнее поколение хочет быть по-настоящему счастливым, а не просто зарабатывать деньги в поте лица. Их детство было намного благополучнее нашего, потому они более требовательны".
После захода солнца аллея, ведущая к центральной проходной завода быстро погружается во тьму. Здесь нет фонарей: дорогу освещает свет из цехов. После 9 вечера, когда уходит начальство, рабочие включают радио погромче. Заглушая монотонный гул машин, хор голосов в песне популярной группы повторяет один и тот же припев: "Я уже не тот, что прежде".
Источник: Bloomberg Businessweek
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Почему импортерам нужна белая доставка из Китая в 2025 году — мнение эксперта
Фото предоставлено Дианой Горбач

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместную онлайн-встречу: «Белая доставка из Китая: почему это единственный доступный вариант». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач рассказала о том, почему доставлять товары «в белую» выгодно и как это отражается на репутации компании-импортера.

Анатолий Якимов
Сибирский ЦЭД переходит на круглосуточный режим: декларации 24/7 с 15 декабря
Фото Анатолия Якимова

Сибирский центр электронного декларирования перейдет на круглосуточный режим с 15 декабря. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) подавать декларации на товары в любое время суток, включая ночные часы, без дополнительных обращений.

Анатолий Якимов
Как система TIR сделала Забайкальск логистическим хабом с Китаем
Фото Медиацентра Маньчжурии

Пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия в декабре 2025 года преодолел исторический рубеж: здесь прошел 2000-й грузовик по системе TIR – Transports Internationaux Routiers. Этот прорыв подчеркивает трансформацию Международного пункта пропуска «Забайкальск» в основной логистический хаб России.

Анатолий Якимов
Китай готовится к Новому 2026 году: когда закрываются фабрики
Фото с сайта издания «Жэньминь жибао» онлайн

С 8 декабря в Китае стартовала активная подготовка к Новому году по лунному календарю – Празднику Весны 2026 года, который наступит 17 февраля. Это будет Год Деревянной Лошади – символа процветания, удачи и динамики в китайской астрологии. Спрос на праздничные товары растет по всей стране, а российские импортеры фиксируют рекордные объемы закупок. Об этом сообщает издание «Жэньминь жибао» онлайн.

Анатолий Якимов
Где купить автоаксессуары оптом в Китае для России: гид для бизнеса
Фото с сайта freepik.com

Российские предприниматели активно закупают автоаксессуары оптом в Китае благодаря низким ценам и широкому ассортименту. В 2025 году импорт автозапчастей и аксессуаров из КНР растет на фоне параллельного импорта, обеспечивая до 45% рынка кузовных деталей.

Анатолий Якимов
Российская таможня сохраняет упрощенный порядок ввоза грузов из ЕАЭС до декабря 2025
Фото Анатолия Якимова

Сибирское таможенное управление подтвердило продление упрощенного порядка ввоза товаров из Казахстана и Киргизии в Россию до 25 декабря 2025 года. Нововведение закреплено Указом Президента РФ №912 от 9 декабря 2025 года, который изменил прежний указ №778 от 24 октября 2025 года.

Анатолий Якимов
Россияне увеличили заказы люксовых товаров из Китая на 52% в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года россияне значительно активизировали заказы люксовых товаров из-за рубежа: объем покупок вырос сразу на 52% по сравнению с тем же периодом 2024 года, сообщает РБК со ссылкой на данные CDEK.Shopping, ведущего оператора международных доставок брендовых товаров.

Анатолий Якимов
Российский лес в Китае: что и сколько экспортируют в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

С января по ноябрь 2025 года Россия продолжила наращивать экспорт лесопродукции в Китай, несмотря на сохраняющиеся международные вызовы. По данным Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора, из Томской области под контролем специалистов оформлено более 1,118 миллиона кубических метров лесоматериалов, большая часть которых предназначена для экспорта.

Анатолий Якимов
Новые рейсы S7 в Китай: что изменится для грузоперевозок и пассажиров с декабря
Фото Анатолия Якимова

С понедельника, 15 декабря, рейс авиакомпании S7 Новосибирск – Пекин станет ежедневным. Chinalogist выяснил, какие новые направления будут открыты дополнительно и как это повлияет на авиадоставку.

Анатолий Якимов
Почему авиаперевозка литий-ионных батарей опасна и как Китай решает эту проблему
Фото Анатолия Якимова

В Китае успешно испытана инновационная технология, способствующая безопасной перевозке литий-ионных аккумуляторов авиационным транспортом. В ходе теста грузовой рейс из Хубэя в Шэньчжэнь транспортировал батарею весом 250 килограммов с помощью защитного контейнера из специальных материалов, способного ограничивать температуру ниже 100°C и предотвращать распространение огня.