Фёдор Сумкин

Китайский автопром уходит на развивающиеся рынки

Автор: George McKibbens (Гуанчжоу)
Забавная вещь случилась с Китаем в попытках вывести автопром на мировой уровень: страна вообще не признает собственные марки. Вместо того, чтобы занять нишу на уже готовом рынке, обрести популярность у среднего класса, а затем закрепиться на развитых рынках, подобно Японии и Южной Корее, китайская автомобильная промышленность попросту зашла в тупик.
Начиная с 2009 года в Китае было собрано и куплено автомобилей больше, чем во всем остальном мире. Иностранные корпорации, такие как Buick, получили огромные прибыли от начавшегося автобума в Поднебесной. Мировые авто-мото бренды стали приглашать местных звезд шоу-бизнеса для продвижения собственных торговых марок.
Так, например, концерн Daimler стал спонсором художественного фильма с участием знаменитого китайского актера Гэ Ю (Ge You), сыгравшего немолодого мужчину, терзаемого муками кризиса возраста и нашедшего успокоение в своем видавшем виды "мерседесе". Также Daimler ангажировал одну из самых известных актрис матрикового Китая Фан Бинбин (Fan Bingbing) для рекламной кампании Mercedes SLK. Трудно вообразить Фан, снизошедшую до одобрения JVC или Geely китайской сборки, но без логотипа немецкого автогиганта, производящего авто представительского класса. Еще менее реально представить себе китайских кинозвезд, прибывающих на премьеры своих фильмов на Cherry QQ или сидящих за рулем Haval H3 или Geely Micro Panda.
Несмотря на то, что Китай - крупнейший производитель и покупатель автомобилей, отечественные марки в собственной стране практически неизвестны или не пользуются спросом.
Другие берега
В материковом Китае лидерские позиции занимают иностранные бренды, и лишь развивающие рынки стран третьего мира с удовольствием импортируют китайские машины. Восточная Европа, Африка, Ближний Восток, Южная Америка: здесь китайцы открывают свои дилерские сети, строят заводы концерны JAC, Lifan, Geely, Cherry и Great Wall motors, засилье их машин на дорогах и рекламы в медиа повсеместно.
Китайские автопромышленники реализуют простую стратегию - игнорируют китайский авторынок, оккупированный европейскими и американскими концернами. В прошлом месяце модель Cherry Celer была представлена в Сан Паулу, анонсирована на официальном сайте Cherry как первый корпоративный автомобиль бразильской сборки. Локализация производств - стратегический шаг китайских автогигантов, реализующих продукцию в Бразилии, крупнейшей и быстро растущей южноамериканской экономике.

Сборочный цех Geely на 3000 рабочих мест был открыт под Минском в январе 2013 года.

В 2011 году The Rio Times сообщила о том, что импорт китайских автомобилей в Бразилию возрос на 35%. Также в сообщении говорилось о том, что Бразилия повысила пошлины на импортные автомобили, стремясь сохранить рабочие места на местных производствах. Поэтому открытие сборочной линии Cherry в Бразилии имело решающее значение для концерна. Эта стратегия полностью отвечала стремлению страны увеличивать количество рабочих мест и в меньшей степени зависеть от импорта.
Компания Anhui Jinghua, один из крупнейших производителей растительных продуктов питания в Китае, также открыла в Бразилии собственную фабрику, а Cherry открыла новые заводы на Украине, в Аргентине и на Филиппинах.
В январе 2013 года корпорация Geely открыла новое производство на 3 тысячи рабочих мест в Белоруссии, в специальной экономической зоне города Борисов (Минская область). Автомобили Geely буквально заполонили Восточную Европу, успешно лидируя на рынке, который Запад традиционно обходил вниманием. Несмотря на то, что китайские автопроизводители постепенно поднимаются все выше в рейтинге компаний Fortune 500, на внутреннем рынке Китая они имеют крайне слабые позиции. Однако занимают самые высокие строчки рейтингов там, где трудно было бы и предположить.
Go East, Go West
Не так давно Geely приобрела шведский концерн Volvo, а также стала владельцем компании, производящей знаменитые черные лондонские таксомоторы. В 2012 году Great Wall Motors открыла завод в Ловече (северная Болгария), после чего в China Daily появилось сообщение о том, что впервые Китай открыл сборочный цех и создал новые рабочие места на территории Евросоюза.
Кроме того, продукция китайского автопрома стала очень популярна на ближневосточном рынке, в частности, в Ираке.
Концерн Cherry даже не преминул прихвастнуть на своем сайте, что "Cherry производит фурор на автошоу в Багдаде". Согласно докладу Iraq Business News, ведущего интернет-издания страны, китайские машины в Ираке не производились, пока Поднебесная не начала инвестировать в иракскую экономику в 2007 году. А сегодня Ирак - производственный центр для концернов Lifan и Great Wall Motors.
Китайские автопроизводители даже игнорировали политические волнения, уверенно выйдя на потребительский рынок Египта: корпорация Geely открыла египетский завод в 2010 году, за несколько месяцев до Арабской весны, волны протестов и гражданских беспорядков, а также смены правящих режимов в Тунисе, Египте, Ливии и Йемене.
Lifan Motors, которому принадлежит завод в Эфиопии, признан самым надежным брендом в регионе и был охарактеризован в докладе Ethiopian Broadcasting Service как "доступный и легкий в управлении автомобиль". Пользователи автомобильных интернет-форумов в Восточной Африке даже шутят, что Lifan - это "лучший китайский автомобиль, о котором Китай вообще никогда не слышал".

Строительство дорог помогает китайскому автопрому заполучать лояльных клиентов и закрепляться на перспективных рынках.

Китайское дорожное строительство идет рука об руку с продвижением автопрома по территории страны: китайские подрядчики прокладывают современные шоссе между эфиопскими городами, чтобы повысить лояльность потребителей и ускорить автомобилизацию страны.
Успеху Lifan способствовала поддержка популярного эфиопского певца Eyob Mekkonen на "Мисс Эфиопия-2010", что позволило достаточно быстро завоевать лидерские позиции в этой восточноафриканской стране. Вообще, активность китайских дорожных строителей не случайна: страны, в которых КНР начала прокладывать современные автострады, как правило, приобретают именно китайские машины.
В 2007 году Cherry открывает первую иранскую сборочную линию, а вскоре после этого китайская строительная компания начинает возведение второго по длине автотоннеля в Тегеране. Начиная с 2009 года китайские автомобили прочно удерживают первенство на дорогах страны, оставив далеко позади марки концернов США и ЕС.
Создание рабочих мест помогает китайским автомобильным брендам заполучать лояльных клиентов. Следующей желанной стратегической целью для большинства частных автодорожных компаний Китая будет выигранный тендер на строительство автострад в Малайзии, Пакистане и в Центральной Азии.
В 2009 году China Wuyi Corporation начала крупный проект по строительству шоссе в Кении, которое соединяет столицу страны Найроби с близлежащими городами. Трасса была открыта в 2012 году, и вскоре после торжественной церемонии открытия деловое издание Africa Ventures сообщило, что Cherry Autos выиграла контракт на производство транспортных средств для муниципальной полиции Найроби. Вскоре кенийская полиция пересядет на Cherry Tigos, а кончится все тем, что дорожные патрули будут арестовывать водителей китайских машин на китайских же дорогах.
В том же 2009 году китайцы построили современный морской торговый порт на Шри-Ланке, хотя страна на тот момент еще не до конца оправилась от десятилетий гражданской войны. Дорожные строители проложили магистраль, связывающую города Галле и Коломбо, помогая тем самым развитию экономики и повышая спрос на китайские машины. Итоги 2012 года показали, что самым продаваемым на Шри-Ланке автомобилем стал Geely Panda Micro, местная сборка которого совсем скоро будет налажена в городе Хамбантота. Таким образом, китайский автопром получит преимущество перед индийским, столкнувшимся с повышением ввозных пошлин на иномарки.
В апреле 2013 года американская газета International Business Times задалась вопросом: что побуждает китайских промышленников производить авто, на которых сами китайцы ездить категорически не желают? Хороший вопрос. Частично ответ на него кроется в годами сформированном недоверии потребителей к китайской продукции. Частые и громкие скандалы вокруг фальсификации, подделок и нарушении норм безопасности при производстве товаров, гибели людей в результате потребления китайской продукции также внесли свою лепту.
В качестве примера можно привести вопиющий случай 2008 года, когда шестеро младенцев умерли, а еще около 13 тысяч отравились сухой молочной смесью китайского производства, содержащей высокие концентрации меламина. Производители использовали меламин, чтобы искусственно завысить содержание протеина в детском питании, однако это вещество при длительном употреблении вызывает тяжелое поражение почек, пищеварительного тракта, дыхательной системы и кожи человека. И такие случаи для китайской легкой промышленности далеко не редкость! Сами китайцы больше доверяют товарам импортного производства, так как знают, что иностранные компании дорожат своей деловой репутацией, а в условиях высокой конкуренции тем более заинтересованы в долгосрочных контрактах с торговыми сетями КНР.
В результате успешные предприниматели и разработчики, инновационные проекты и тысячи рабочих мест "уплывают" из Китая за границу, в то время как пристани китайских портов заполнены иностранными товарами повседневного спроса. И нет никаких признаков того, что китайцы в ближайшее время будут готовы отказаться от своей приверженности к иностранным брендам ради "патриотической поддержки отечественного производителя".
Источник: South China Morning Post
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Поставки оборудования из Китая в Россию 2026: логистика, риски и тренды от Huizhou Golden Big Dragon Trade
Фото предоставлено Георгием Легоньковым

Директор по развитию бизнеса компании Huizhou Golden Big Dragon Trade из провинции Гуандун Григорий Легоньков рассказал Chinalogist о нюансах импорта китайского промышленного оборудования в Россию. От логистических цепочек и схем оплаты до рисков локализации и сервисной поддержки – эксперт поделился практическим опытом на фоне роста спроса на логистическое и лабораторное оборудование.

Анатолий Якимов
Импорт
Читинская таможня в 2025 году остановила импорт контрафакта из Китая на 12,1 млн рублей
Фото пресс-службы Читинской таможни

За прошлый год специалисты Читинской таможни конфисковали 128 994 экземпляра поддельных изделий, произведенных в Китае, что позволило уберечь владельцев брендов от убытков в размере 12,1 миллиона рублей. Информацию подтвердили в пресс-службе ведомства.

Анатолий Якимов
Импорт
Борьба с серым импортом: как СПОТ изменит логистику товаров из Китая в Россию
Фото с сайта freepik.com

В 2026–2028 годах российское правительство направит 16,5 миллиарда рублей из федерального бюджета на внедрение системы СПОТ – национального механизма подтверждения планируемых поставок. Эта инициатива усилит надзор за автотранспортом из государств ЕАЭС, в том числе из Китая, чтобы пресечь нелегальные схемы ввоза товаров. О законопроекте подробно рассказали «Ведомости».

Анатолий Якимов
Экспорт
Россия увеличила экспорт замороженной черники в Китай в 27 раз в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт замороженной черники из России в Китай в 2025 году взлетел в 27 раз по стоимости, достигнув 3,6 миллиона долларов США. Это сделало Поднебесную основным покупателем с долей 29% от общего объема поставок. По информации федерального центра «Агроэкспорт», за год Россия отгрузила на внешние рынки около 6 тысяч тонн этой ягоды на 12,5 миллиона долларов США. Это больше в 2,4 раза в натуральном выражении и в 6 раз в стоимостном по сравнению с 2024 годом.

Анатолий Якимов
Финансы
Прогноз курса юаня к доллару и рублю на 2026 год: что ждет бизнес с Китаем
Фото предоставлено Сергеем Гатиловым

Одной из ключевых переменных, влияющих на международную торговлю, является курс национальных валют. Особенно это касается юаня – валюты страны, с которой многие компании работают ежедневно. Если раньше обсуждали главные коридоры поставок и качество товара, то сегодня валютные риски стали неотъемлемой частью бизнес-планирования.

Анатолий Якимов
Импорт
Где купить оптом товары для командных летних видов спорта в Китае: фабрики, рынки, доставка
Фото с сайта freepik.com

Китай остается ведущим глобальным производителем спортивных товаров для футбола, баскетбола и волейбола, предлагая оптовые партии мячей, формы, сеток и уличных тренажеров по конкурентным ценам. Российские импортеры активно закупают здесь продукцию благодаря росту качества и логистической доступности.

Анатолий Якимов
Импорт
Импорт китайского винограда в Россию вырос втрое в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

Китай значительно нарастил поставки свежего винограда в Россию в 2025 году, достигнув исторического максимума. Об этом сообщило «РИА Новости» со ссылкой на Главное таможенное управление КНР.

Анатолий Якимов
Экспорт
Россия бьет рекорд: экспорт АПК в Китай превысил 1 млрд долларов за декабрь 2025 года
Фото с сайта freepik.com

Эксперты подвели предварительные итоги декабря 2025 года. Россия впервые в истории поставила в Китай продукцию агропромышленного комплекса на сумму свыше 1 миллиарда долларов США. Общий объем экспорта составил 1,3 миллиона тонн. Это также новый максимум по натуральным показателям, обогнавший предыдущий рекорд сентября 2023 года – 1,14 млн тонн. Об этом сообщил Телеграм-канал «Агроэкспорт».

Анатолий Якимов
Новогодние товары из Китая 2025: читинские таможенники оформили свыше 15 тонн через Забайкальск
Фото пресс-службы Читинской таможни

В 2025 году читинские таможенники значительно нарастили объемы оформления новогодней продукции из Китая. Общий вес ввезенных товаров превысил 15 тонн – это гирлянды, мишура, елочные игрушки, искусственные елки, костюмы и другая праздничная атрибутика. Об этом рассказали в пресс-службе Читинской таможни.

Анатолий Якимов
Михаил Мишустин: несырьевой экспорт в Китай и БРИКС вырастет на 67% к 2030
Фото пресс-службы Правительства России

Премьер-министр Правительства России Михаил Мишустин провел стратегическую сессию по развитию внешнеэкономической деятельности, подчеркнув необходимость адаптации к санкциям и сдвигу мировой торговли в сторону глобального Юга, включая БРИКС. Основная цель — увеличить несырьевой неэнергетический экспорт на 67% к 2030 году за счет промышленной продукции и товаров АПК, с долей дружественных стран не менее 80%.