Си Цзиньпин не шутит
Авторы: Dexter Roberts, Christina Larson
В конце сентября китайские чиновники собрались в Шияжуане (провинция Хэбэй), чтобы обсудить недостатки в маоистском стиле собраний самокритики. Под бдительным оком президента Си Цзиньпиня высшие руководители КПК признавались в различных пригрешениях, начиная чрезмерными амбициями и заканчивая отдаленностью от простого народа.
"Формализм, бюрократия, гедонизм и расточительность" являются "нежелательными стилями руководства", которые "тлетворны, губительны по своей природе и чреваты рецидивами", предупредил глава государства партийного секретаря провинции Хэбэй и других делегатов заседания из различных регионов страны, сообщило новостное агентство "Синьхуа" 25 сентября. "Члены партии и официальные лица должны внимательно посмотреть на себя в зеркало, поправить одежду, принять ванну и искать лекарство от излишеств", заявил президент Китая.
К великому ужасу тех, кто надеялся на то, что новое руководство будет более либеральным, Си Цзиньпин начал кампанию, которые некоторые китайские обозреватели называют реставрацией маоизма. В то время как власти усилили цензуру в сети Интернет и взялись чинить расправу над иностранными фармацевтическими предприятиями и производителями детского питания, они также воскресили партийные лозунги и методы, бытовавшие несколько десятилетий назад.
Президент КНР Си Цзиньпин объявил решительную войну красивой жизни и коррупционерам на местах.
Кампания нацелена возродить партийную дисциплину и чистоту искоренением любых проявлений буржуазности - от расточительных банкетов в виде взяток до упразднения традиции приема подарков. Некоторые фирмы уже сильно пострадали от такой "зачистки". Например, дорогие рестораны, производители швейцарских часов, продавцы крепкого ликера байцзю - продажи всех излюбленных бюрократами товаров резко пошли на убыль. "Теперь никто не смеет кушать деликатесы или носить дорогую одежду", заметил один инспектор дорожной полиции в округе Донгуань (пров. Гуандун), пожелавший остаться неназванным по причине того, что не уполномочен давать какие-либо официальные комментарии.
В центре кампании Си Цзиньпиня по исправлению нравов лежит маоистская доктрина, известная как "линия масс". Это означает, что КПК принимает критику от народа, учится на своих ошибках и старается быть ближе к гражданам. Мао Цзедун называл такую практику "от масс к массам". В июне 2013 года президент начал годичную кампанию для укрепления связей между партийцами и искоренения роскошной жизни среди 85-миллионной КПК. "Завоевание или потеря общественного доверия - это вопрос, который касается жизни или смерти КПК как таковой", предупредил лидер государства, стартуя свою кампанию.
Доверие к правительству страдало тем сильнее, чем больше фактов коррупции вскрывалось с течением времени. Не так давно вынесено судебное решение по делу секретаря горкома КПК Чунцина Бо Силая, приговоренного к пожизненному заключению за растрату, превышение властных полномочий и факты получения взяток на общую сумму в 20,4 млн. юаней (3,3 млн. долларов США) только раззадорило критиков партии. "Китай сегодня настолько далёк от того, что КПК пыталась построить в первые 30 лет правления, однако Си Цзиньпин желает показать, что партия имеет серьезный вес в большой политике", утверждает Жан-Пьер Кабестан, руководитель государственных и зарубежных исследований при Баптистском университете Гонконга. "Поэтому он пытается активизировать идеологическое влияние и повторить опыт Мао Цзедуна по зачистке партийных рядов.
Бо Силай приговорен к пожизненному заключению за коррупционерство. Общий размер взяток - более 3,3 млн. долларов США.
Кампания по борьбе с роскошью ударила по поставщикам люксовых товаров. Импорт в КНР и Гонконг швейцарских часов, популярных подарков, которые помогали снискать расположение китайских чиновников, снизились на 17% в I полугодии 2013 года. 14-летний срок тюремного заключения, объявленный 4 сентября руководителю администрации безопасности труда провинции Шаньси Яну Дакаю, которого прозвали Братец Часы в китайском Интернете за то, что тот имел целую коллекцию дорогих наручных часов, также не поспособствовал продажам. Ян Дакай был осужден по обвинению в коррупции.
"Теперь в Китае вам следует быть более осмотрительными: кому и что вы дарите", говорит Руперт Хугверт, председатель исследовательского института Hurun, который занимается изучением стиля жизни и потребительских предпочтений китайских богачей. Статья института, вышедшая в начале этого года, содержала данные о том, что часы Rolex выбыли из списка 15 самых популярных подарков в Китае. "Если вы занимаете высокую должность, теперь это значит, что прием некоторых видов подарков будет иметь для вас серьезные негативные последствия", пояснил он.
Еще одной "жертвой" борьбы с роскошью пали дорогие ликеры, по большей части байцзю, традиционный подарок для китайских чиновников. В провинции Гуандун годовой объем продаж байцзю превышал 10 млрд. юаней (1,63 млрд. долларов США) в последние 4 года, оценивает торговый представитель производителя байцзю - компании Luzhou Laojiao, она также отказалась назвать свое имя, поскольку не уполномочена делать заявления от лица компании. В 2013 году продажи сократились на 35-40%. Цена на модный напиток Feitan Moutai, который производит компания Kweichow Moutai, снизилась с 2300 до 1100 юаней за бутылку, говорит представитель. Бренд Moutai Опустился с 13 на 15 место в списке самых дорогих подарков чиновникам (первое место принадлежит марке Louis Vuitton) "Производство элитного алкоголя в Китае пострадало особенно сильно, поскольку дорогостоящие развлечения и напитки могли себе позволить только состоятельные люди, как правило, занимающие государственные посты", поясняет Руперт Хугверт.
Сфера общепита в Китае, включая все рестораны, замедлила темпы роста с 12,7% в 2010 году до 9,4% в 2013, гласят данные Минкоммерции КНР.
"Прежде нужно было резервировать столик за два дня вперед, чтобы поужинать в моем ресторане. Чиновники из суда, полицейские, промышленники и коммерсанты были здесь завсегдатаями", рассказывает Инь Сяобин (54 года), владелица закусочной кантонской кухни в округе Дунгуань. "Теперь никто из них не приходит покушать. Си Цзиньпин оказал огромное влияние на ресторанный бизнес", поясняет хозяйка, оглядывая свое сильно опустевшее заведение.
Оптимисты говорят, что маоистская тактика Си Цзиньпина - временное явление и будет только на пользу экономике. Они считают, что таким образом руководство укрепляет свои властные полномочия перед ноябрьским пленумом, который должен навести порядок в политике и экономике страны. Однако эти меры повлияют на могущественные государственные компании, которые контролируют чиновники. "Си Цзиньпин желает быть предельно консервативным в политике, однако он, возможно, удет более либеральным в экономике", считает Жан-Пьер Кабестан.
В начале 1970-х реформатор китайской экономики Дэн Сяопин расправился с диссидентами, посадил в тюрьму всех, кто настаивал на большей открытости страны в непродолжительный период влияния политического движения "Демократическая стена" в Пекине. Однако он следовал курсу открытости экономики для Запада, говорит Дин Сюлиян, профессор социологии Гонконгского университета науки и технологий.
Другая часть общества настроена менее позитивно. Больше, чем подготовить почву для экономических преобразований в стране, Си Цзиньпин стремится укрепить собственное влияние в партии, считает Вилли Лэм, эксперт китайской политологии в Китайском университете Гонконга. Однако он не подвергает сомнению истинность намерений антикоррупционной кампании президента, которая помогла изобличить Бо Силая и его покровителя, начальника службы охраны Чжоу Юнкана.
Бо Чжийе, старший научный сотрудник в Национальном университете Сингапура, сомневается, что маоистская тактика будет работать. Он обратил внимание на то, что если даже коммунисты стремятся жестко пресекать коррупцию в своих рядах, они не должны притеснять пользователей Интернета. Популярные китайские блоггеры были предупреждены о персональной ответственности за свое поведение в сети. Новое законодательство ставит "распространение слухов" в Интернете вне закона и грозит арестом и судом. Так, например, 17 сентября Ву Дон, блоггер, который сыграл ключевую роль в обличении Братца Часов, был задержан на сутки по подозрению в шантаже. Эпизод привел к онлайн-дебатам по проблеме осведомительства и помощи правоохранительным органам.
Бо Чжийе отмечает, что рядовые пользователи сайта Sina Weibo уже подвергли осмеянию попытки Си Цзиньпина реставрировать маоистскую практику 1940-х годов. "Когда такие вещи происходят в 21 веке, это выглядит просто нелепо", говорит ученый. "Си Цзиньпин и другие лидеры партии и государства живут какой-то отдельной жизнью не только от народа, но и от политических реалий современного Китая в целом".
Источник: Bloomberg Businessweek
Комментарии
Ваш комментарий