Анатолий Якимов

Китай наращивает закупки российской еды: какие продукты стали популярными

Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай остается ключевым рынком сбыта для российских продуктов питания. В 2024 году экспорт продовольствия в КНР показал неоднозначную динамику: поставки одних категорий товаров резко выросли, других – сократились. Разбираемся, какие российские продукты пользуются спросом и что изменилось в первом квартале 2025 года.

Рыба и морепродукты

Рыба и морепродукты остаются лидерами экспорта. В 2024 году Китай закупил российских морепродуктов на 1,3 миллиарда долларов США – на 50% больше, чем в 2023-м. Минтая было экспортировано на 479 миллионов долларов США, трески – на 389,2 миллиона долларов США, сардины – на 135,2 миллиона долларов США.

Жители Поднебесной выбирают российскую рыбу за экологичность – в филе отсутствуют тяжелые металлы, за доступную цену по сравнению с местной продукцией. Аналитики считают, что Китай может закупить рыбы и морепродуктов в 2025 году на 10-15% больше, чем в прошлом году. Это связано с новыми квотами, удобством поставок и торговым войнам между КНР и США.

Китай остается крупнейшим покупателем российской рыбы, несмотря на конкуренцию с Вьетнамом и Южной Кореей. Основной драйвер роста – минтай и треска, тогда как поставки сельди снижаются.

В январе-марте 2025 года Россия экспортировала в Китай рыбы и морепродуктов на 420 миллионов долларов США. Это на 12% больше, чем за аналогичный период 2024 года, когда продукцию поставили на 375 миллионов долларов США.

Мед

На втором месте по популярности – российский мед. В основном отправляют сладкое лакомство, произведенное на Алтае и Дальнем Востоке. Основные потребители – представители среднего класса, проживающие в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу. При этом стоимость одного килограмма в 2-3 раза выше, чем в России. Цена на некоторые сорта доходит до 2 000 рублей за килограмм.

Правда бочке меда есть и ложка дегтя. В начале года было выявлена 12 случаев фальсифицированной продукции, которую изготовили китайские компании, выдавая мед за российский. Еще один фактор, который влияет на экспорт меда – таможенное оформление, срок прохождения которого вырос на двое суток и составил 9 суток.

В первом квартале 2025 года экспорт меда вырос на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли 1 850 тонн. В денежном выражении рост составил 22%, и достиг 8,2 миллиона долларов США. Средняя цена за тонну выросла на 3,4% и составила 4 430 долларов за тонну. Среди регионов России лидером по экспорту меда стал Алтайский край – 37% от объема поставок или 680 тонн. На втором месте – Приморский край – 23% или 420 тонн. На третьем – Республика Башкортостан – 17% или 310 тонн. Амурская область экспортировала 11% или 210 тонн. Совокупные поставки остальных регионов составили 12% или 230 тонн.

Эксперты считают, что экспорт меда с Алтая и Дальнего Востока будет расти. Для алтайского меда действует «зеленый коридор», а на Дальнем Востоке ключевую роль играет авиация – из Владивостока в Харбин, Пекин, Шанхай запускают новые рейсы. Также на рост поставок повлияет и то, что 15 российских пасек будут сертифицированы Карантинным управлением КНР. Таки образом рост поставок может вырасти на 15-20% по отношению к 2024 году.

Молочная продукция

В 2024 году Китай импортировал 440 тонн российского сыра. Это в 4,5 раза больше, чем в 2023 году. Кроме того, китайцы распробовали российские натуральные йогурты и мороженое. Последнее поставляют в люксовые отели Шанхая.

По сравнению с 1 кварталом 2024 года, за три месяца 2025 года экспорт молочной продукции из России в Китай вырос на 28% и достиг 24,5 тонны. В денежном выражении экспорт вырос на 35% и составил 48,6 миллиона долларов США. По поставкам молочной продукции в Китай Россия занимает второе место после Казахстана.

По сырам и маслу в 2025 году ожидается рост экспорта на 40-45%. В КНР ожидают выход на рынок йогуртов и фермерских сыров. Кроме того, в Чанчуне и Гуанчжоу планируют открыть пять новых складов для хранения и обработки молочной продукции из России.

В 2025 году ожидается рост поставок сыров и сливочного масла после снятия части ограничений.

Подсолнечное масло

Несмотря на рекордный экспорт из России в Китай 698,5 тысячи тонн в 2024 году, в первом квартале 2025 года продажи в Китай упали на 41% до 132 тысяч тонн. В денежном выражении поставки сократились на 38% и составили 148 миллиона долларов США.

Подсолнечное масло из России экспортируют в Шаньдунь – 37%, Гуандун – 29% и Шанхай – 18%. При этом 78% перевозят морем, а 22% – по железной дороге через пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия.

Эксперты считают, что в 2025 году поставки подсолнечного масла в Китай составят 550-600 тысяч тонн.

Мясо

Экспорт мяса свинины в 2024 году составил 39 тысяч тонн, говядины – 21 тысячу тонн, птицы – 114 тысяч тонн. При этом поставки мяса свинины в первом квартале 2025 года по сравнению с аналогичным периодом 2024 года выросли на 24% – до 14,2 тысячи тонн, говядины – на 18% – 8,5 тысячи тонн, птицы – на 9% – 32,7 тысячи тонн. Кроме того, на 210% вырос экспорт колбасных изделий – 1,2 тысячи тонн.

Основные получатели мяса и мясопродуктов – провинция Хэйлунцзян – 42% от объема, Гуандун – 28%, Шандунь – 15%.

Эксперты прогнозируют рост экспорта мяса и мясопродуктов в 2025 году на 15-20%.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
Импорт
Оптимизация затрат при импорте из Китая — бесплатный онлайн-семинар 2 июля

АО «ВЭД Агент» совместно с порталом Chinalogist.ru приглашает предпринимателей и специалистов на бесплатный онлайн-вебинар, посвящённый оптимизации расходов при поставках оборудования из Китая. Мероприятие состоится 2 июля в 11:00 по московскому времени в формате онлайн.

В ходе вебинара руководитель отдела сборных перевозок АО «ВЭД Агент» Михаил Макаренко расскажет, как правильно выбирать поставщиков, чтобы избежать скрытых платежей, снизить затраты на логистику и таможенное оформление, а также вести переговоры с китайскими партнёрами для получения выгодных условий без потери качества. Кроме того, будут обсуждены альтернативные рынки закупок и представлены реальные кейсы компаний, сэкономивших до 30% на поставках.

Участие бесплатное, но количество мест ограничено. Для регистрации необходимо перейти по ссылке.

Анатолий Якимов
Импорт
Экспортные перевозки в Китай через РЖД: рост грузопотока и рекорд по удобрениям
Фото Анатолия Якимова

За январь–май 2025 года объем грузоперевозок через железнодорожные погранпереходы между Россией и Китаем достиг 16,9 миллиона тонн, что на 0,9% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Об этом сообщили в пресс-службе ОАО «РЖД».

Анатолий Якимов
Импорт
Реализация немаркированных остатков легпрома может продолжаться до марта 2026 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг России предложил продлить срок реализации немаркированных остатков товаров легкой промышленности до 31 декабря 2025 года. В настоящее время по действующим правилам продажа немаркированных остатков разрешена только до 31 июля 2025 года, а маркировка таких остатков должна быть завершена до 31 октября 2025 года. Однако в министерство поступали обращения от представителей малого и среднего бизнеса с просьбой продлить эти сроки, что ведомство считает целесообразным.

Анатолий Якимов
Импорт
Китайские лифты в России: технологичность, качество и конкурентные цены
Фото с сайта unsplash.com

Китайские лифты сохраняют свою долю на российском рынке благодаря сочетанию технологичности, разнообразию моделей и конкурентным ценам. В 2024 году импорт лифтов из КНР в РФ составил 17,8 тысячи единиц, что на 3,3% меньше показателя 2023 года.

Редакция
Импорт
Тренд лета HUAWEI Pura 80 Ultra: новый флагман меняет правила игры на рынке смартфонов
Фото с официального сайта HUAWEI

Флагманский смартфон HUAWEI Pura 80 Ultra, поступивший в продажу 26 июня 2025 года, вызвал настоящий ажиотаж на внутреннем рынке Китая. Запасы гаджетов были распроданы за считанные часы, а очереди у брендовых магазинов выстроились еще до открытия.

Анатолий Якимов
Импорт
Маньчжурия–Забайкальск: грузопоток превысил 100 тысяч машин и продолжает расти
Фото медиацентра города Маньчжурия

На автопереходе «Маньчжурия–Забайкальск» установили новый рекорд грузопотока. На 13 июня 2025 года через границу в обоих направлениях прошло более 100 тысяч грузовиков. Это на 18,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 24 дня раньше, чем в 2024 году, сообщили в Медиацентре города Маньчжурии.

Анатолий Якимов
Импорт рыбы и морепродуктов из Китая в Россию вырос на 20% в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский импорт рыбы и морепродуктов из Китая в январе-мае 2025 года достиг рекордных показателей, увеличившись на 20% в весе до 40 тысяч тонн и на 10% в денежном выражении — до 154 миллионов долларов США, сообщает Аналитический центр Рыбного союза на основе данных Главного таможенного управления Китая.

Анатолий Якимов
Гражданин Китая задержан в Кольцово за недекларирование 190 полупар обуви
Фото пресс-службы Уральского таможенного управления

Таможенники в аэропорту Кольцово остановили гражданина Китая, прилетевшего из Пекина, который перевозил в текстильных чемоданах 190 полупар обуви на правую ногу общим весом 61 кг. Обувь различных оттенков, материалов и размеров предназначалась для последующей торговли на рынке Екатеринбурга. Мужчина не был ознакомлен с таможенными правилами, не видел информационных стендов и не обращался к инспекторам за разъяснениями.

Анатолий Якимов
В 2026 году в Санкт-Петербурге пройдет первый Международный транспортно-логистический форум
Фото телеграм-канала «Все о цепях поставок»

Санкт-Петербург в 2026 году станет площадкой для проведения первого Международного транспортно-логистического форума. Это значимое событие, направленное на обсуждение перспектив развития транспортной отрасли и ключевых международных транспортных коридоров. Организатором форума выступает фонд «Росконгресс», который обладает богатым опытом в организации масштабных деловых мероприятий.

Анатолий Якимов
Канатная дорога Благовещенск–Хэйхэ: уникальный пункт пропуска запустят в 2026 году
Фото АО «ВЭД Агент»

По национальному проекту «Эффективная транспортная система» в Амурской области создается уникальный пешеходный пункт пропуска Благовещенск-1, который станет частью первой в мире трансграничной канатно-подвесной дороги между Россией и Китаем. Этот пункт пропуска сможет обслуживать до 2,5 миллионов пассажиров ежегодно и будет введен в эксплуатацию до конца 2026 года в тесной координации с китайской стороной. Об этом сообщает «РЖД-Партнер».