Анатолий Якимов

Как оформить платежи за поставку товара из Китая с минимальными рисками

Фото с сайта unsplash.com

В условиях повышенного давления на Россию со стороны США и стран Европы, многие банки Китая перестраховываются и перестают принимать платежи, опасаясь санкций. Тем не менее есть легальные способы перевода средств из отечественного в китайский банк. Но это касается только юридических лиц, то есть расчетов между двумя компаниями.

Для того, чтобы провести успешно платежи в Китай из России нужно помнить о трех важных параметрах: товаре и банках получателя и отправителя. По словам бизнесменов, проще всего провести платеж за товары, которые не входят в санкционные списки. То есть не относятся к оборудованию, приборам, электронике или запасным частям. Но что делать, если товар находится под санкциями. В этом случае рекомендуется пользоваться услугами платежных агентов, позволяющие оплачивать через третьи страны.

При этом есть сложности. Отправитель товара в КНР может получить деньги, после предоставления экспортной декларации за товар, то есть после отгрузки. Кстати, в банках Китая принято сравнивать код ТН ВЭД, указанный в платеже и экспортной декларации. И если он не совпадает, то деньги возвращают обратно в Россию, а получатель товара может быть внесен в черный список.

Если рассмотреть отправку платежа с другой стороны - в контексте платежных агентов, то это не всегда правда. Если все документы подготовлены без ошибок, соответствуют всем требованиям конкретных агентов (например, исключено любое упоминание РФ, указаны определённые условия оплаты и поставки), то банк получателя может и не потребовать экспортных документов и спокойно зачислить платеж их третьих стран.

Кроме того, нужно учитывать менталитет китайцев и то, как устроена банковская система. Если в России распоряжение головного банка – это приказ, то в КНР – это просто рекомендация, и которая каждым филиалом трактуется по-своему и исполняет как это поняли служащие. Поэтому может возникнуть даже такая ситуация, что в один филиал платеж проходит, а в другой – нет.

Старейший банк Китая, входящий в топ-5 Bank of China с апреля 2024 года начал проводить платежи только на свои филиалы. Несмотря на то, что у него есть представительство в России, провести платеж с банков, попавших под санкции – невозможно. Срок поступления средств составляет от недели до двух месяцев.

Часто плательщику приходят сообщения с просьбой разъяснить, что за товар, где его можно применить, кто конечный получатель, а также заверить, что данный товар не применяется в военных целях.

После того, как проведена проверка, а это может занять срок несколько недель, банк либо пропускает платеж, либо возвращает его в Россию.

Большинство бизнесменов советуют не связываться с данным банком.

Фото с сайта unsplash.com

Многие российские предприниматели используют для платежей в Китай банк ВТБ Шанхай. Из российского ВТБ и банков, использующих его как корреспондент, платежи идут 2-3 дня. С середины августа банк ввел комиссию – 4% за любой платеж. При этом для других российских банков комиссия за платеж через ВТБ в ВТБ Шанхай с 1 сентября комиссия составляет 6%.

Однако многие банки Китая не принимают платежи из ВТБ Шанхай, если у плательщика есть счет в ВТБ. Но китайские поставщики нашли выход из этой ситуации – они просто снимают наличные и перевозят в другой банк. Но есть и другая проблема – очередь на открытие счета в ВТБ Шанхай растянулась на несколько месяцев.

Agricultural Bank of China, пожалуй, один из банков, через который платежи проходили регулярно. Но в последнее время все чаще деньги возвращаются к плательщикам.

Construction bank, ICBC – через эти банки платежи проходят в единичных случаях.

Главное помнить о банке плательщика в КНР. Нужно быть уверенным, что он не входит в перечень кредитно-финансовых учреждений, находящихся под санкциями.

Кстати, после 21 ноября, когда под санкции попали более 30 российских банков, включая Газпромбанк, ББР-банк, БКС-банк и другие, в расчетах с Китаем ничего сильно не поменялось. Если платежи осуществлялись через агентов или ВТБ Шанхай все осталось по-прежнему.

Опытные предприниматели советуют отправлять платежи из нескольких российских банков, которые не под санкциями, в один китайский и смотреть какой вариант пройдет. Однако, это не значит, что в следующий раз сработает именно эта схема. Поэтому, если есть возможность, то платить за китайские товары лучше через агентов.

- Что же касается категорий товаров, то платежные агенты работают не только в случае покупки санкционного товара. Однако также не все оплаты за товар могут быть взяты в работу, это будет зависеть от компании плательщика и его основного вектора деятельности. Например, не может Тайская компания, которая работает со светодиодным оборудованием, оплатить запчасти для спец. техники. Система работы через платежного агента свободно действует в тех случаях, когда не сработал прямой перевод в банк Китая из России, что, к сожалению, на данный момент редкость, - рассказала ведущий делопроизводитель и специалист по работе с платежными агентами Отдела ВЭД компании VED Агент Екатерина Помпа.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Почему импортерам нужна белая доставка из Китая в 2025 году — мнение эксперта
Фото предоставлено Дианой Горбач

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместную онлайн-встречу: «Белая доставка из Китая: почему это единственный доступный вариант». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач рассказала о том, почему доставлять товары «в белую» выгодно и как это отражается на репутации компании-импортера.

Анатолий Якимов
Таможня
Сибирский ЦЭД переходит на круглосуточный режим: декларации 24/7 с 15 декабря
Фото Анатолия Якимова

Сибирский центр электронного декларирования перейдет на круглосуточный режим с 15 декабря. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) подавать декларации на товары в любое время суток, включая ночные часы, без дополнительных обращений.

Анатолий Якимов
Как система TIR сделала Забайкальск логистическим хабом с Китаем
Фото Медиацентра Маньчжурии

Пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия в декабре 2025 года преодолел исторический рубеж: здесь прошел 2000-й грузовик по системе TIR – Transports Internationaux Routiers. Этот прорыв подчеркивает трансформацию Международного пункта пропуска «Забайкальск» в основной логистический хаб России.

Анатолий Якимов
Импорт
Китай готовится к Новому 2026 году: когда закрываются фабрики
Фото с сайта издания «Жэньминь жибао» онлайн

С 8 декабря в Китае стартовала активная подготовка к Новому году по лунному календарю – Празднику Весны 2026 года, который наступит 17 февраля. Это будет Год Деревянной Лошади – символа процветания, удачи и динамики в китайской астрологии. Спрос на праздничные товары растет по всей стране, а российские импортеры фиксируют рекордные объемы закупок. Об этом сообщает издание «Жэньминь жибао» онлайн.

Анатолий Якимов
Где купить автоаксессуары оптом в Китае для России: гид для бизнеса
Фото с сайта freepik.com

Российские предприниматели активно закупают автоаксессуары оптом в Китае благодаря низким ценам и широкому ассортименту. В 2025 году импорт автозапчастей и аксессуаров из КНР растет на фоне параллельного импорта, обеспечивая до 45% рынка кузовных деталей.

Анатолий Якимов
Российская таможня сохраняет упрощенный порядок ввоза грузов из ЕАЭС до декабря 2025
Фото Анатолия Якимова

Сибирское таможенное управление подтвердило продление упрощенного порядка ввоза товаров из Казахстана и Киргизии в Россию до 25 декабря 2025 года. Нововведение закреплено Указом Президента РФ №912 от 9 декабря 2025 года, который изменил прежний указ №778 от 24 октября 2025 года.

Анатолий Якимов
Россияне увеличили заказы люксовых товаров из Китая на 52% в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года россияне значительно активизировали заказы люксовых товаров из-за рубежа: объем покупок вырос сразу на 52% по сравнению с тем же периодом 2024 года, сообщает РБК со ссылкой на данные CDEK.Shopping, ведущего оператора международных доставок брендовых товаров.

Анатолий Якимов
Российский лес в Китае: что и сколько экспортируют в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

С января по ноябрь 2025 года Россия продолжила наращивать экспорт лесопродукции в Китай, несмотря на сохраняющиеся международные вызовы. По данным Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора, из Томской области под контролем специалистов оформлено более 1,118 миллиона кубических метров лесоматериалов, большая часть которых предназначена для экспорта.

Анатолий Якимов
Новые рейсы S7 в Китай: что изменится для грузоперевозок и пассажиров с декабря
Фото Анатолия Якимова

С понедельника, 15 декабря, рейс авиакомпании S7 Новосибирск – Пекин станет ежедневным. Chinalogist выяснил, какие новые направления будут открыты дополнительно и как это повлияет на авиадоставку.

Анатолий Якимов
Почему авиаперевозка литий-ионных батарей опасна и как Китай решает эту проблему
Фото Анатолия Якимова

В Китае успешно испытана инновационная технология, способствующая безопасной перевозке литий-ионных аккумуляторов авиационным транспортом. В ходе теста грузовой рейс из Хубэя в Шэньчжэнь транспортировал батарею весом 250 килограммов с помощью защитного контейнера из специальных материалов, способного ограничивать температуру ниже 100°C и предотвращать распространение огня.