Анатолий Якимов

Как оформить платежи за поставку товара из Китая с минимальными рисками

Фото с сайта unsplash.com

В условиях повышенного давления на Россию со стороны США и стран Европы, многие банки Китая перестраховываются и перестают принимать платежи, опасаясь санкций. Тем не менее есть легальные способы перевода средств из отечественного в китайский банк. Но это касается только юридических лиц, то есть расчетов между двумя компаниями.

Для того, чтобы провести успешно платежи в Китай из России нужно помнить о трех важных параметрах: товаре и банках получателя и отправителя. По словам бизнесменов, проще всего провести платеж за товары, которые не входят в санкционные списки. То есть не относятся к оборудованию, приборам, электронике или запасным частям. Но что делать, если товар находится под санкциями. В этом случае рекомендуется пользоваться услугами платежных агентов, позволяющие оплачивать через третьи страны.

При этом есть сложности. Отправитель товара в КНР может получить деньги, после предоставления экспортной декларации за товар, то есть после отгрузки. Кстати, в банках Китая принято сравнивать код ТН ВЭД, указанный в платеже и экспортной декларации. И если он не совпадает, то деньги возвращают обратно в Россию, а получатель товара может быть внесен в черный список.

Если рассмотреть отправку платежа с другой стороны - в контексте платежных агентов, то это не всегда правда. Если все документы подготовлены без ошибок, соответствуют всем требованиям конкретных агентов (например, исключено любое упоминание РФ, указаны определённые условия оплаты и поставки), то банк получателя может и не потребовать экспортных документов и спокойно зачислить платеж их третьих стран.

Кроме того, нужно учитывать менталитет китайцев и то, как устроена банковская система. Если в России распоряжение головного банка – это приказ, то в КНР – это просто рекомендация, и которая каждым филиалом трактуется по-своему и исполняет как это поняли служащие. Поэтому может возникнуть даже такая ситуация, что в один филиал платеж проходит, а в другой – нет.

Старейший банк Китая, входящий в топ-5 Bank of China с апреля 2024 года начал проводить платежи только на свои филиалы. Несмотря на то, что у него есть представительство в России, провести платеж с банков, попавших под санкции – невозможно. Срок поступления средств составляет от недели до двух месяцев.

Часто плательщику приходят сообщения с просьбой разъяснить, что за товар, где его можно применить, кто конечный получатель, а также заверить, что данный товар не применяется в военных целях.

После того, как проведена проверка, а это может занять срок несколько недель, банк либо пропускает платеж, либо возвращает его в Россию.

Большинство бизнесменов советуют не связываться с данным банком.

Фото с сайта unsplash.com

Многие российские предприниматели используют для платежей в Китай банк ВТБ Шанхай. Из российского ВТБ и банков, использующих его как корреспондент, платежи идут 2-3 дня. С середины августа банк ввел комиссию – 4% за любой платеж. При этом для других российских банков комиссия за платеж через ВТБ в ВТБ Шанхай с 1 сентября комиссия составляет 6%.

Однако многие банки Китая не принимают платежи из ВТБ Шанхай, если у плательщика есть счет в ВТБ. Но китайские поставщики нашли выход из этой ситуации – они просто снимают наличные и перевозят в другой банк. Но есть и другая проблема – очередь на открытие счета в ВТБ Шанхай растянулась на несколько месяцев.

Agricultural Bank of China, пожалуй, один из банков, через который платежи проходили регулярно. Но в последнее время все чаще деньги возвращаются к плательщикам.

Construction bank, ICBC – через эти банки платежи проходят в единичных случаях.

Главное помнить о банке плательщика в КНР. Нужно быть уверенным, что он не входит в перечень кредитно-финансовых учреждений, находящихся под санкциями.

Кстати, после 21 ноября, когда под санкции попали более 30 российских банков, включая Газпромбанк, ББР-банк, БКС-банк и другие, в расчетах с Китаем ничего сильно не поменялось. Если платежи осуществлялись через агентов или ВТБ Шанхай все осталось по-прежнему.

Опытные предприниматели советуют отправлять платежи из нескольких российских банков, которые не под санкциями, в один китайский и смотреть какой вариант пройдет. Однако, это не значит, что в следующий раз сработает именно эта схема. Поэтому, если есть возможность, то платить за китайские товары лучше через агентов.

- Что же касается категорий товаров, то платежные агенты работают не только в случае покупки санкционного товара. Однако также не все оплаты за товар могут быть взяты в работу, это будет зависеть от компании плательщика и его основного вектора деятельности. Например, не может Тайская компания, которая работает со светодиодным оборудованием, оплатить запчасти для спец. техники. Система работы через платежного агента свободно действует в тех случаях, когда не сработал прямой перевод в банк Китая из России, что, к сожалению, на данный момент редкость, - рассказала ведущий делопроизводитель и специалист по работе с платежными агентами Отдела ВЭД компании VED Агент Екатерина Помпа.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Новые рейсы S7 в Китай: что изменится для грузоперевозок и пассажиров с декабря
Фото Анатолия Якимова

С понедельника, 15 декабря, рейс авиакомпании S7 Новосибирск – Пекин станет ежедневным. Chinalogist выяснил, какие новые направления будут открыты дополнительно и как это повлияет на авиадоставку.

Анатолий Якимов
Импорт
Почему авиаперевозка литий-ионных батарей опасна и как Китай решает эту проблему
Фото Анатолия Якимова

В Китае успешно испытана инновационная технология, способствующая безопасной перевозке литий-ионных аккумуляторов авиационным транспортом. В ходе теста грузовой рейс из Хубэя в Шэньчжэнь транспортировал батарею весом 250 килограммов с помощью защитного контейнера из специальных материалов, способного ограничивать температуру ниже 100°C и предотвращать распространение огня.

Анатолий Якимов
Импорт
Продлен ввоз товаров из Казахстана без документов до 25 декабря 2025
Фото с сайта freepik.com

Президент России Владимир Путин продлил упрощенный ввоз товаров из Казахстана и Киргизии до 25 декабря 2025 года. Указ №912 от 9 декабря внес изменения в предыдущий документ №778 от 24 октября, разрешая автомобильный ввоз без документов о статусе товаров ЕАЭС и маркировки при соблюдении условий: наличие уведомления от получателя, размещение на складах временного хранения и последующая декларизация.

Анатолий Якимов
Импорт
Как вести бизнес с Китаем в 2026 году: семинар банка «Левобережный» и ВЭД Агент

Банк «Левобережный» совместно с ВЭД Агентом и экспертами таможенного управления организуют семинар для компаний, занятых во внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Мероприятие пройдет 10 декабря 2025 года в офисе банка в Новосибирске и будет посвящено итогам года и стратегиям для эффективной работы с Китаем в условиях санкций и изменяющегося валютного законодательства.

Анатолий Якимов
Ледовый буксир для Северного морского пути спущен на воду в Китае
Фото с сайта hgcintl.com

На верфи Янчжун в провинции Цзянсу Китая состоялась церемония спуска на воду буксира ледового класса, построенного корпорацией Huigang International специально для обеспечения навигации по Северному морскому пути. Судно должно усилить безопасность арктических перевозок.

Анатолий Якимов
Импорт
Экономика Маньчжурии к 2030: международный узел Китая для России и Монголии
Фото ТГ-канала «Маньчжурия на связи»

В рамках 15-й пятилетки – 2026-2030 – Маньчжурия, один из основных приграничных городов Китая, реализует амбициозную программу, направленную на превращение в мощный экономический центр и международный транспортно-логистический хаб. Проект получил поддержку центрального правительства и интегрирован в национальную стратегию развития Внутренней Монголии.

Анатолий Якимов
Таможня
Таможенный контроль Забайкальск: пилотная система мониторинга для водителей
Фото пресс-службы Читинской таможни

На Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» на российско-китайской границе с 3 декабря приступили к тестированию пилотной системы мониторинга и информирования водителей, разработанную Минтрансом России совместно с ФГКУ «Росгранстрой». Об этом сообщили в пресс-службе Читинской таможни.

Анатолий Якимов
Импорт
IEAE и IGHE 2025 в Москве: итоги и новые тренды российского рынка потребительских товаров
Фото предоставлено организаторами выставок

В конце ноября в московском «Тимирязев Центре» прошли одновременно две значимые международные выставки — IEAE 2025 и впервые IGHE 2025. Мероприятия собрали профессионалов из торговли, маркетинга, логистики и производства, став площадкой для обсуждения трансформаций российского рынка потребительских товаров.

Анатолий Якимов
Китайско-российский товарооборот снизился на 8,7% за 11 месяцев 2025 года
Фото Анатолия Якимова

Товарооборот между Китаем и Россией в период с января по ноябрь 2025 года составил 203,67 миллиарда долларов США. Это на 8,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такую информацию предоставило Главное таможенное управление КНР.

Анатолий Якимов
Мандарины из Китая на Новый год: рост поставок на Дальний Восток, Урал и в Сибирь
Фото с сайта Freepik.com

За 10 месяцев 2025 года в Сибирский федеральный округ ввезено 19,2 тысячи тонн мандаринов стоимостью 1,7 миллиарда рублей, что на 50% превышает аналогичный показатель 2024 года как по весу, так и по стоимости. Китай остается ключевым поставщиком, обеспечив основной объем поставок, за ним следуют Южная Африка, Турция, Марокко и Египет. Пик импорта приходится на 1-й и 4-й кварталы, с максимумом в декабре, что связано с новогодним спросом. Об этом сообщили в пресс-службе Сибирского таможенного управления.