Анатолий Якимов

Как оформить платежи за поставку товара из Китая с минимальными рисками

Фото с сайта unsplash.com

В условиях повышенного давления на Россию со стороны США и стран Европы, многие банки Китая перестраховываются и перестают принимать платежи, опасаясь санкций. Тем не менее есть легальные способы перевода средств из отечественного в китайский банк. Но это касается только юридических лиц, то есть расчетов между двумя компаниями.

Для того, чтобы провести успешно платежи в Китай из России нужно помнить о трех важных параметрах: товаре и банках получателя и отправителя. По словам бизнесменов, проще всего провести платеж за товары, которые не входят в санкционные списки. То есть не относятся к оборудованию, приборам, электронике или запасным частям. Но что делать, если товар находится под санкциями. В этом случае рекомендуется пользоваться услугами платежных агентов, позволяющие оплачивать через третьи страны.

При этом есть сложности. Отправитель товара в КНР может получить деньги, после предоставления экспортной декларации за товар, то есть после отгрузки. Кстати, в банках Китая принято сравнивать код ТН ВЭД, указанный в платеже и экспортной декларации. И если он не совпадает, то деньги возвращают обратно в Россию, а получатель товара может быть внесен в черный список.

Если рассмотреть отправку платежа с другой стороны - в контексте платежных агентов, то это не всегда правда. Если все документы подготовлены без ошибок, соответствуют всем требованиям конкретных агентов (например, исключено любое упоминание РФ, указаны определённые условия оплаты и поставки), то банк получателя может и не потребовать экспортных документов и спокойно зачислить платеж их третьих стран.

Кроме того, нужно учитывать менталитет китайцев и то, как устроена банковская система. Если в России распоряжение головного банка – это приказ, то в КНР – это просто рекомендация, и которая каждым филиалом трактуется по-своему и исполняет как это поняли служащие. Поэтому может возникнуть даже такая ситуация, что в один филиал платеж проходит, а в другой – нет.

Старейший банк Китая, входящий в топ-5 Bank of China с апреля 2024 года начал проводить платежи только на свои филиалы. Несмотря на то, что у него есть представительство в России, провести платеж с банков, попавших под санкции – невозможно. Срок поступления средств составляет от недели до двух месяцев.

Часто плательщику приходят сообщения с просьбой разъяснить, что за товар, где его можно применить, кто конечный получатель, а также заверить, что данный товар не применяется в военных целях.

После того, как проведена проверка, а это может занять срок несколько недель, банк либо пропускает платеж, либо возвращает его в Россию.

Большинство бизнесменов советуют не связываться с данным банком.

Фото с сайта unsplash.com

Многие российские предприниматели используют для платежей в Китай банк ВТБ Шанхай. Из российского ВТБ и банков, использующих его как корреспондент, платежи идут 2-3 дня. С середины августа банк ввел комиссию – 4% за любой платеж. При этом для других российских банков комиссия за платеж через ВТБ в ВТБ Шанхай с 1 сентября комиссия составляет 6%.

Однако многие банки Китая не принимают платежи из ВТБ Шанхай, если у плательщика есть счет в ВТБ. Но китайские поставщики нашли выход из этой ситуации – они просто снимают наличные и перевозят в другой банк. Но есть и другая проблема – очередь на открытие счета в ВТБ Шанхай растянулась на несколько месяцев.

Agricultural Bank of China, пожалуй, один из банков, через который платежи проходили регулярно. Но в последнее время все чаще деньги возвращаются к плательщикам.

Construction bank, ICBC – через эти банки платежи проходят в единичных случаях.

Главное помнить о банке плательщика в КНР. Нужно быть уверенным, что он не входит в перечень кредитно-финансовых учреждений, находящихся под санкциями.

Кстати, после 21 ноября, когда под санкции попали более 30 российских банков, включая Газпромбанк, ББР-банк, БКС-банк и другие, в расчетах с Китаем ничего сильно не поменялось. Если платежи осуществлялись через агентов или ВТБ Шанхай все осталось по-прежнему.

Опытные предприниматели советуют отправлять платежи из нескольких российских банков, которые не под санкциями, в один китайский и смотреть какой вариант пройдет. Однако, это не значит, что в следующий раз сработает именно эта схема. Поэтому, если есть возможность, то платить за китайские товары лучше через агентов.

- Что же касается категорий товаров, то платежные агенты работают не только в случае покупки санкционного товара. Однако также не все оплаты за товар могут быть взяты в работу, это будет зависеть от компании плательщика и его основного вектора деятельности. Например, не может Тайская компания, которая работает со светодиодным оборудованием, оплатить запчасти для спец. техники. Система работы через платежного агента свободно действует в тех случаях, когда не сработал прямой перевод в банк Китая из России, что, к сожалению, на данный момент редкость, - рассказала ведущий делопроизводитель и специалист по работе с платежными агентами Отдела ВЭД компании VED Агент Екатерина Помпа.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Таможня
МАПП Забайкальск увеличил пропуск грузов и транспорта в октябре 2025
Фото пресс-службы Читинской таможни

Грузооборот в пункте пропуска МАПП Забайкальск продолжает динамично расти. В октябре 2025 года он увеличился на 5,6% по сравнению с сентябрем, что составило 246 тысяч тонн грузов и более 24 тысяч транспортных средств международной перевозки. Для сравнения, в сентябре было оформлено 233 тысячи тонн грузов и 22 тысячи автомобилей. Пиковая нагрузка пришлась на 31 октября — почти тысяча грузовиков прошли оформление – 977 автомобилей, а с 3 на 4 ноября — около 944 транспортных средств.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай меняет стратегию: импорт как инструмент сбалансированного развития
Фото с сайта freepik.com

Запуск программы стимулирования импорта Китая приобретает особое значение для российско-китайских торговых отношений, которые в 2025 году столкнулись с рядом сложностей. По данным Главного таможенного управления КНР, в январе–сентябре 2025 года товарооборот между странами сократился примерно на 9%, достигнув 163,6 миллиарда долларов США. Импорт китайских товаров в Россию за этот период снизился на 11%, а экспорт российских товаров в Китай — почти на 8%.

Анатолий Якимов
Импорт
Россия и Китай укрепляют стратегическое партнерство: результаты 30-й регулярной встречи
Фото с официального сайта Правительства России

30-я регулярная встреча глав правительств России и Китая прошла в городе Ханчжоу в рамках рабочего визита премьер-министра Михаила Мишустина. На мероприятии, которое уже стало традиционным и проводится три десятилетия, обсуждались ключевые аспекты двусторонних отношений и перспективы стратегического партнерства между двумя странами.

Редакция
С Днем народного единства!
Фото с сайта files-shop.ru

Дорогие читатели!

Поздравляем вас с Днем народного единства! Этот праздник символизирует силу России, сплочtнность народа и важность взаимопонимания между культурами и странами. В наше время, когда международная торговля и сотрудничество играют важную роль в развитии бизнеса, единство и поддержка партнеров становятся залогом успеха для всех.

Желаем вам крепкого здоровья, стабильного роста и новых горизонтов в торговле между Россией и Китаем. Пусть взаимное сотрудничество приносит только выгоду и способствует укреплению дружбы между нашими народами.

С праздником единства и сплоченности!

Анатолий Якимов
Китайские тренды октября 2025: лучшие гаджеты, мода и электроника для России
Фото с официального сайта Huawai

В октябре 2025 года на китайских маркетплейсах продолжают подтверждаться тренды, которые формируют спрос среди российских потребителей. В основе популярности лежит сочетание доступных цен, высокого качества и актуальности товаров, что способствует их активным продажам как через онлайн-платформы, так и в офлайн-ритейле.

Анатолий Якимов
Минпромторг перенес новые правила утильсбора на автомобили на 1 декабря 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг официально перенес введение новых правил расчета утильсбора на автомобили на 1 декабря 2025 года. Ранее планировалось начать их применение с 1 ноября.

Анатолий Якимов
Торговля АПК между Россией и Китаем выросла на 15% за три квартала 2025 года
Фото с официального сайта Министерства сельского хозяйства РФ

В ходе рабочего визита в Китай министр сельского хозяйства России Оксана Лут провела переговоры с министром сельского хозяйства и сельских дел Китайской Народной Республики Хань Цзюнем. Главной темой стало развитие сотрудничества в аграрной сфере, которое демонстрирует уверенный рост.

Анатолий Якимов
Российское мороженое в Китае: рекордный экспорт 2025 года и регионы поставок
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

30 октября 2025 года в Томске инспектор Россельхознадзора оформил документы для отправки очередной партии российской продукции — 15,84 тонны мороженого, что увеличило общий объем экспорта с начала года до 120,74 тонны. Этот показатель в 1,9 раза превышает аналогичный период 2024 года – 64 тонны.

Анатолий Якимов
Прогноз курса рубля к юаню на конец 2025 года и перспективы на 2026

В Гуанчжоу стартовал третий этап 138-й Кантонской выставки, который проходит с 31 октября по 4 ноября 2025 года. На этом этапе представлена широкая гамма товаров: текстиль и одежда, обувь, канцелярские товары, сумки и чемоданы, товары для отдыха, медикаменты и медицинское оборудование, продукты питания, а также международный павильон с экспозициями из разных стран. Кантонская выставка продолжает служить значимым индикатором состояния и перспектив товарооборота между Китаем и Россией, а вместе с этим — и влияния на валютные курсы, в частности, пары рубль-юань.

Фото с сайта freepik.com
Анатолий Якимов
Изменение режима работы пунктов пропуска на российско-китайской границе с ноября 2025 года
Фото пресс-службы ФГКУ «Росгранстрой»

Росгранстрой объявил об изменении работы пунктов пропуска на российско-китайской границе с ноября 2025 года. В связи с завершением навигационного периода с 1 ноября остановлено пассажирское сообщение через речной пункт пропуска Хабаровск, а с 6 ноября приостанавливается грузовое направление. Работу возобновят с началом новой навигации в 2026 году.