Анатолий Якимов

Почему китайские инвесторы сдерживают вложения в российскую экономику: мнения экспертов и статистика

Фото с сайта unsplash.com

В 2024 году число компаний с китайским капиталом в России превысило 9 тысяч, что в 2,5 раза больше, чем годом ранее, сообщил председатель Союза китайских предпринимателей в России Чжоу Лицюнь на Российско-китайском форуме в Хабаровске. При этом доля промышленных компаний растет по отношению к торговым. Перспективными направлениями для сотрудничества названы производство высокотехнологичной продукции, энергетика, искусственный интеллект и трансграничная электронная торговля. В портфеле российско-китайской межправительственной комиссии по инвестиционному сотрудничеству на 2024 год находится 86 крупных проектов на сумму около 18 триллионов рублей, охватывающих сырьевой сектор, сельское хозяйство, газохимию, автомобилестроение, бытовую технику и инфраструктуру.

Несмотря на рост числа компаний и проектов, объем китайских инвестиций в российскую экономику в последние годы значительно сократился. По данным Института развивающихся экономик Банка Финляндии (BOFIT), в 2022–2023 годах среднегодовой объем китайских вложений в Россию составил около 400 миллионов долларов США, что втрое меньше, чем в 2011–2018 годах, когда он достигал 1,2 миллиарда долларов США.

Эксперты отмечают, что китайские инвестиции преимущественно направлены в крупный бизнес, связанный с энергоресурсами, транспортом и металлургией, тогда как инвестиции в средний бизнес и производство готовой продукции остаются ограниченными. Китайские предприятия чаще предпочитают закупать сырье и готовую продукцию, нежели создавать производства в России, что не способствует увеличению добавочной стоимости и созданию рабочих мест. Кроме того, китайские банки часто отказывают средним российским предприятиям в кредитах для инвестиций, что тормозит развитие сотрудничества.

Почему китайские инвесторы не спешат вкладываться в российскую экономику? Мнения экспертов сходятся на нескольких ключевых причинах:

Инвестиционный климат в России остается сложным из-за бюрократии, недостатка прозрачности и высоких рисков, связанных с правовой и экономической нестабильностью.

Отсутствие эффективных механизмов финансового сотрудничества и обмена информацией между странами затрудняет реализацию проектов и снижает доверие инвесторов.

Китайские власти вводят ограничения на инвестиции в чувствительные секторы российской экономики, например, нефтегазовый сектор, и рекомендуют китайским компаниям проявлять осторожность, что снижает объемы вложений.

Российские предприниматели недостаточно осведомлены о возможностях для инвестиций в Китае, а китайские инвесторы — о реальных перспективах и условиях в России, что препятствует развитию взаимного сотрудничества.

Санкции и геополитические риски также влияют на решение китайских компаний о вложениях в Россию.

Таким образом, несмотря на значительный рост числа китайских компаний в России и наличие крупных совместных проектов, реальный объем инвестиций из Китая в российскую экономику в 2024 году и в первые пять месяцев 2025 года остается ограниченным и даже снижается по сравнению с предыдущими годами. Для улучшения ситуации необходимы системные меры по улучшению инвестиционного климата, расширению кредитных возможностей, повышению информированности и укреплению правовой защиты инвесторов.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Почему импортерам нужна белая доставка из Китая в 2025 году — мнение эксперта
Фото предоставлено Дианой Горбач

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместную онлайн-встречу: «Белая доставка из Китая: почему это единственный доступный вариант». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач рассказала о том, почему доставлять товары «в белую» выгодно и как это отражается на репутации компании-импортера.

Анатолий Якимов
Таможня
Сибирский ЦЭД переходит на круглосуточный режим: декларации 24/7 с 15 декабря
Фото Анатолия Якимова

Сибирский центр электронного декларирования перейдет на круглосуточный режим с 15 декабря. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) подавать декларации на товары в любое время суток, включая ночные часы, без дополнительных обращений.

Анатолий Якимов
Как система TIR сделала Забайкальск логистическим хабом с Китаем
Фото Медиацентра Маньчжурии

Пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия в декабре 2025 года преодолел исторический рубеж: здесь прошел 2000-й грузовик по системе TIR – Transports Internationaux Routiers. Этот прорыв подчеркивает трансформацию Международного пункта пропуска «Забайкальск» в основной логистический хаб России.

Анатолий Якимов
Импорт
Китай готовится к Новому 2026 году: когда закрываются фабрики
Фото с сайта издания «Жэньминь жибао» онлайн

С 8 декабря в Китае стартовала активная подготовка к Новому году по лунному календарю – Празднику Весны 2026 года, который наступит 17 февраля. Это будет Год Деревянной Лошади – символа процветания, удачи и динамики в китайской астрологии. Спрос на праздничные товары растет по всей стране, а российские импортеры фиксируют рекордные объемы закупок. Об этом сообщает издание «Жэньминь жибао» онлайн.

Анатолий Якимов
Где купить автоаксессуары оптом в Китае для России: гид для бизнеса
Фото с сайта freepik.com

Российские предприниматели активно закупают автоаксессуары оптом в Китае благодаря низким ценам и широкому ассортименту. В 2025 году импорт автозапчастей и аксессуаров из КНР растет на фоне параллельного импорта, обеспечивая до 45% рынка кузовных деталей.

Анатолий Якимов
Российская таможня сохраняет упрощенный порядок ввоза грузов из ЕАЭС до декабря 2025
Фото Анатолия Якимова

Сибирское таможенное управление подтвердило продление упрощенного порядка ввоза товаров из Казахстана и Киргизии в Россию до 25 декабря 2025 года. Нововведение закреплено Указом Президента РФ №912 от 9 декабря 2025 года, который изменил прежний указ №778 от 24 октября 2025 года.

Анатолий Якимов
Россияне увеличили заказы люксовых товаров из Китая на 52% в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года россияне значительно активизировали заказы люксовых товаров из-за рубежа: объем покупок вырос сразу на 52% по сравнению с тем же периодом 2024 года, сообщает РБК со ссылкой на данные CDEK.Shopping, ведущего оператора международных доставок брендовых товаров.

Анатолий Якимов
Российский лес в Китае: что и сколько экспортируют в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

С января по ноябрь 2025 года Россия продолжила наращивать экспорт лесопродукции в Китай, несмотря на сохраняющиеся международные вызовы. По данным Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора, из Томской области под контролем специалистов оформлено более 1,118 миллиона кубических метров лесоматериалов, большая часть которых предназначена для экспорта.

Анатолий Якимов
Новые рейсы S7 в Китай: что изменится для грузоперевозок и пассажиров с декабря
Фото Анатолия Якимова

С понедельника, 15 декабря, рейс авиакомпании S7 Новосибирск – Пекин станет ежедневным. Chinalogist выяснил, какие новые направления будут открыты дополнительно и как это повлияет на авиадоставку.

Анатолий Якимов
Почему авиаперевозка литий-ионных батарей опасна и как Китай решает эту проблему
Фото Анатолия Якимова

В Китае успешно испытана инновационная технология, способствующая безопасной перевозке литий-ионных аккумуляторов авиационным транспортом. В ходе теста грузовой рейс из Хубэя в Шэньчжэнь транспортировал батарею весом 250 килограммов с помощью защитного контейнера из специальных материалов, способного ограничивать температуру ниже 100°C и предотвращать распространение огня.