Наталья Бастрыгина

TIR Carnet и CMR - кто оформляет?

Что такое TIR Carnet, CMR, кто занимается оформлением при автоперевозке?
Иван Кузнецов
Carnet TIR (Книжка МДП, МДП - международная дорожная перевозка) - это документ таможенного транзита, используемый для международной гарантии уплаты таможенных пошлин и налогов на товары, перевозимые по процедуре МДП, в пределах сумм, установленных договаривающимися сторонами, и на условиях, предусмотренных Конвенцией МДП. Каждая книжка МДП имеет уникальный идентификационный номер. Книжка МДП может содержать 4, 6, 14 или 20 отрывных листков. Так как в каждой стране используется комплект из двух отрывных листков, то количество листков в книжке указывает число стран, через которые можно проехать транзитом по данному типу книжки, включая страну отправления и назначения. Например, 20-страничные книжки могут быть использованы для перевозки МДП через максимум 10 стран. Заполняет книжку МДП тот, кто занимается экспортным оформлением груза. CMR - сокращение с французского «Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route» (Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом - КДПГ). CMR – международная товарно-транспортная накладная. Перевозчик, перемещающий груз по CMR между двумя странами, автоматически подчиняется правилам и нормам вышеупомянутой Конвенции, которая имеет статус конвенции ООН. Товарно-транспортная накладная CMR составляется не менее чем в трех экземплярах, которые заверяются отправителем и перевозчиком. Первый экземпляр накладной остается отправителю, второй и третий экземпляр сопровождает груз, после разгрузки второй экземпляр подписывает получатель и отдает перевозчику, третий остается у получателя. Заполнять CMR может практически кто угодно, сам отправитель груза, экспедиторская контора, перевозчик может нацарапать CMR обычной шариковой ручкой, а вот за полноту сведений отвечает тот кто ставит печать в 22 графу.
Роман Б
Лично я всегда заполняю CMR сам - там особого ума не нужно, плюс всегда есть запасные, а вот Carnet TIR отдаю брокерам, пусть тренируются.
Людмила Тарасенко
Один раз пришлось столкнуться с заполнением CMR,заказчики отправляли груз из России в Польшу,и сказали ,что международную товарно-транспортную накладную,я должна заполнить сама))у их делопроизводителя,я так поняла "ума не хватило",хотя обычные ТТН и ТН делают на 5+! Скачала готовую форму в интернете, все заполнила( на основании данных,которые мне заказчик дал),сказала ,где печать поставить и поехали без проблем))
Антон У
Если документы заполняет иностранный отправитель или экспедиция, лучше 100 раз их перепроверить, т.к. ошибки у них бывают не редко, а нашим доблестным таможенным органам только дай повод за что зацепиться. Стараемся всегда делать образец заполнения документов для иностранных партнеров, по которым они уже делают финальные документы.
Мария Баранова
Наверно это от компании зависит. У нас CMR заполняется отправителем, после чего отправляется нам, и мы тщательно все проверяем(а заодно все инвойсы, аттачменты и счета за фрахт), потому что ошибки случаются очень часто. И если ошибку обнаружат где-либо на границе, то будут проблемы. А вот тир у нас оформляет перевозчик, он же экспедитор.
Роман Б
Кстати, да, обязательно требуйте от отправителя отправить Вам заполненную CMR ДО прохождения таможни, чтобы, если что, успели откорректировать.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Финансы
Александр Дегтярев о торговле с Китаем: как бизнесу работать в новых реалиях
Фото пресс-службы Торгово-промышленной палаты Алтайского края

На прошлой неделе в Барнауле состоится круглый стол «Возможности международных расчетов для участников рынка ВЭД». Организаторами выступили Алтайская торгово-промышленная палата и Акционерное общество «Финансовое ателье «ГроттБьерн».

Анатолий Якимов
Импорт
Китайская индустрия детских игрушек: от Пинху до Шэньчжэня - экспорт в Россию
Фото с сайта chinanews.com

Город Пинху в провинции Чжэцзян, расположенный на юго-востоке Китая, уверенно удерживает лидерство на мировом рынке детских электромобилей, обеспечивая около 70% продукции этого сегмента. В Пинху объединено более 300 предприятий, ежегодно выпускающих более 10 миллионов детских электромобилей, которые экспортируются более чем в 100 стран мира. Об этом сообщает агентство «Хуаньцюван».

Анатолий Якимов
Таможня
Пункты пропуска на границы с Китаем и Монголией: график работы в праздничные дни
Фото пресс-службы Читинской таможни

Приближаются майские праздники. Как правило, это нерабочие дни. Chinalogist выяснил, как будут работать пункты пропуска на границе России с Китаем и Монголией. Основные пункты пропуска, расположенные на российско-китайской границе, будут работать в прежнем режиме. В частности, по информации пресс-секретаря Читинской таможни Марины Бойко, Международный автомобильный пункт пропуска будет работать круглосуточно без выходных дней.

Анатолий Якимов
Импорт
Товарооборот Маньчжурии со Россией вырос в первом квартале 2025 года на 22,7%
Фото Анатолия Якимова

Позитивные новости опубликовало Главное таможенное управление Китая со ссылкой на таможню приграничного города Маньчжурии. В первом квартале 2025 года общий товарооборот таможенной зоны с Россией составил 29,13 миллиарда юаней, что на 22,7% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Объем импорта из Маньчжурии в Россию вырос на 22,4% и достиг 17,42 миллиардов юаней, а экспорт из России в Маньчжурию увеличился на 23,2%, составив 11,71 миллиарда юаней. Россия остается крупнейшим торговым партнером в таможенной зоне Маньчжурии – на ее долю приходится 86,72% внешнего товарооборота в первом квартале 2025 года. Второе место занимает Республика Монголия.

Анатолий Якимов
Тульская область удваивает торговлю с Китаем и налаживает производство с Great Wall Motor
Фото правительства Тульской области

24 апреля в рамках официального визита в Китайскую Народную Республику губернатор Тульской области Дмитрий Миляев провел ряд важных встреч, направленных на укрепление и расширение экономического сотрудничества с КНР.

Анатолий Якимов
China Track: новая схема взаимозачетов российских банков для торговли с Китаем
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Крупнейшие российские банки создают систему взаимозачетов под названием China Track, что в переводе с английского можно перевести как «Китайский маршрут». Новый сервис предназначен для расчетов с Китаем, чтобы снизить видимость операций перед западными регуляторами и минимизировать риски вторичных санкций. Инновационная схема работает через сетевые посредники в дружественных российских юрисдикциях, полностью обходя SWIFT и расчеты в западных банках, что обеспечивает безопасность и устойчивость платежных операций.

Анатолий Якимов
Китай импортирует 60% российского леса: кто поставляет и сколько
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай остаётся главным покупателем российских пиломатериалов, несмотря на попытки отрасли вернуться на западные рынки. В 2024 году в КНР отправили 60% всего экспорта – 12,8 миллиона кубических метров из 21,4 миллиона кубометров. За первые три месяца 2025 года поставки выросли на 10% – до 2 миллионов кубических метров. Об этом сообщил глава Рослесхоза Иван Советников в интервью «РИА-Новости».

Анатолий Якимов
Новосибирская область расширяет экспорт в Китай и открывает торговое представительство
Фото пресс-службы правительства Новосибирской области

Новосибирская область активно развивает внешнеэкономические связи с Китаем, который стал основным зарубежным торговым партнером. В 2024 году Китай занял первое место по объему внешнеторгового оборота региона, обеспечив 39% стоимостного объема экспорта Новосибирской области.

Анатолий Якимов
Снижение тарифов и новые хабы: что ждет авиадоставку из Китая в 2025 году
Фото Анатолия Якимова

Какие изменения произошли на рынке авиаперевозок из Китая в Россию и как будет развиваться это направление на вебинаре Chinalogost рассказал руководитель отдела авиаперевозок АО «ВЭД Агент» Олег Малышев.

Анатолий Якимов
Российская водка в Китае: какие бренды лидируют и что ждать в 2025 году
Фото с сайта unsplash.cjm

Китайский рынок становится все более важным для российских производителей водки. В 2024–2025 годах экспорт вырос в разы, причем ключевую роль сыграли несколько крупных брендов. По данным ГТУ КНР, за январь–март 2025 года Китай импортировал 318 тонн российской водки на сумму 751 тысячу долларов США, что в 3 раза больше в натуральном выражении и в 2,7 раза в денежном по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.