Игорь Тул

Закон РФ "О сертификации товаров и услуг"

(в ред. Федеральных законов от 27.12.1995 N 211-ФЗ,
от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 31.07.1998 N 154-ФЗ,
от 25.07.2002 N 116-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
от 22.11.2001 N 15-П)
Настоящий Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее - продукция) в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие сертификации
Сертификация продукции (далее - сертификация) - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. (часть первая в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
Сертификация осуществляется в целях:
создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно - техническом сотрудничестве и международной торговле; (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о сертификации
Отношения в области сертификации регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации.
Статья 3. Международные договоры
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о сертификации, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Полномочия специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации в соответствии с настоящим Законом: (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них;
проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;
опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;
готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;
представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации как национальный орган Российской Федерации по сертификации.
Статья 5. Система сертификации
1. Система сертификации создается федеральными органами исполнительной власти, организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
В систему сертификации могут входить организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения. (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
В систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной продукции.
2. Системы сертификации подлежат государственной регистрации в установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации порядке.
КонсультантПлюс: примечание.
Постановлением Госстандарта РФ от 14.07.2000 N 46 утверждено Положение о Системе добровольной сертификации экспертов Системы сертификации ГОСТ Р.
(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
Статья 6. Сертификат и знак соответствия
1. Сертификат соответствия (далее - сертификат) - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.
Обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат пожарной безопасности. (абзац введен Федеральным законом от 27.12.1995 N 211-ФЗ)
Порядок организации и проведения сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности определяется Государственной противопожарной службой федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации. (в ред. Федеральных законов от 27.12.1995 N 211-ФЗ, от 31.07.1998 N 154-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ)
2. Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.
Порядок государственной регистрации знаков соответствия устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации. (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
3. Правила применения знаков соответствия устанавливаются конкретной системой сертификации в соответствии с правилами, устанавливаемыми специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации. (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
Раздел II. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ
Статья 7. Обязательная сертификация
1. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
При обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всей территории Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
2. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие федеральные органы исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
3. Формы обязательной сертификации продукции устанавливаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации либо другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на то в соответствии с настоящей статьей, с учетом сложившейся международной и зарубежной практики. (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
4. Подтверждение соответствия может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.
Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством Российской Федерации.
Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом. (п. 4 введен Федеральным законом от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
5. Реклама продукции, подлежащей обязательной сертификации, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе. (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
Статья 8. Участники обязательной сертификации
Участниками обязательной сертификации являются специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции. (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
Допускаются к проведению работ по обязательной сертификации организации независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии лицензий на проведение работ по обязательной сертификации. (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
Статья 9. Правомочия федеральных органов исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации и другие федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации, в пределах своей компетенции: (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;
осуществляют выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов (формы сертификации);
определяют центральные органы систем сертификации;
аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) и выдают им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ);
ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;
устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;
устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации;
КонсультантПлюс: примечание.
Приказом Минтранса РФ N 106, Госстандарта РФ N 176 от 01.08.2002 утверждены Правила по проведению аккредитации в Системе сертификации в гражданской авиации РФ.
КонсультантПлюс: примечание.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.05.1994 N 12 утверждены Правила выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применение знака соответствия.
осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;
рассматривают апелляции по вопросам сертификации;
абзац исключен. - Федеральный закон от 31.07.1998 N 154-ФЗ.
Статья 10. Обязанности центрального органа системы сертификации
Центральный орган системы сертификации:
организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации;
рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).
Статья 11. Обязанности органа по сертификации
Орган по сертификации:
проводит идентификацию продукции, представленной для сертификации, в соответствии с правилами системы сертификации; (абзац введен Федеральным законом от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;
осуществляет в установленном порядке инспекционный контроль за сертифицированной продукцией; (абзац введен Федеральным законом от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;
предоставляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.
Статья 12. Обязанности испытательной лаборатории (центра)
Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
Статья 13. Обязанности изготовителей (продавцов, исполнителей)
Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, обязаны:
реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом, или декларации о соответствии, принятой в установленном порядке; (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке;
указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика); (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации; (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией;
извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.
Статья 14. Условия ввоза импортируемой продукции
1. В условиях контрактов (договоров), заключаемых на поставку в Российскую Федерацию продукции, подлежащей в соответствии с актами законодательства Российской Федерации обязательной сертификации, должно быть предусмотрено наличие сертификата и знака соответствия, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям. Указанные сертификаты и знаки соответствия должны быть выданы или признаны уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
2. Сертификаты или свидетельства об их признании представляются в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией и являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на территорию Российской Федерации.
В исключительных случаях Правительство Российской Федерации вправе выдавать разрешения на ввоз продукции, предназначенной для производственных нужд конкретной организации, без представления в таможенные органы сертификатов или свидетельств о признании сертификатов при условии последующей сертификации данной продукции на территории Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
3. Порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательной сертификации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по таможенному делу и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
Статья 15. Государственный контроль и надзор за соблюдением правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией
1. Государственный контроль и надзор за соблюдением изготовителями (продавцами, исполнителями), испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации, иными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
2. Непосредственно государственный контроль и надзор за соблюдением правил сертификации и сертифицированной продукцией проводится должностными лицами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. Указанные должностные лица осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением правил по сертификации и за сертифицированной продукцией в порядке и на условиях, установленных Законом Российской Федерации "О стандартизации".
Статья 16. Финансирование работ по сертификации и государственному контролю и надзору
1. Обязательному государственному финансированию подлежат:
разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации;
участие в работе международных (региональных) организаций по сертификации и проведение работ с зарубежными национальными органами по сертификации;
разработка и (или) участие в разработке международных (региональных) правил и рекомендаций по сертификации;
разработка проектов актов законодательства в области сертификации;
проведение научно - исследовательских и иных работ по сертификации, имеющих общегосударственное значение;
проведение государственного контроля и надзора за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;
ведение Государственного реестра по сертификации и аккредитации и архивное хранение материалов по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;
другие работы по обязательной сертификации, определяемые законодательством Российской Федерации.
Положение пункта 2 статьи 16 об оплате работ по обязательной сертификации в той мере, в какой оно - по смыслу, придаваемому ему официальным и иным толкованием и сложившейся правоприменительной практикой, - допускает возможность введения не относящейся к сертификации обязательной маркировки конкретной продукции марками учетной информации с оплатой соответствующих расходов субъектами предпринимательской деятельности, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.11.2001 N 15-П.
2. Оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации и федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возложены организация и проведение обязательной сертификации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов. Сумма средств, израсходованных заявителем на проведение обязательной сертификации своей продукции, относится на ее себестоимость. (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
Раздел III. ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ
Статья 17. Добровольная сертификация
(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
1. Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.
Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
2. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.
Статья 18. Организация добровольной сертификации
(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
1. Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации в установленном им порядке.
Органом по добровольной сертификации может быть юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, а также юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему.
Орган по добровольной сертификации:
осуществляет сертификацию продукции, выдает сертификаты, а также на условиях договора с заявителем предоставляет ему право на применение знака соответствия;
приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов.
2. Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, порядок оплаты таких работ и определяет участников системы добровольной сертификации.
3. Добровольная сертификация может проводиться также в системе обязательной сертификации, если это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации и при наличии в данной системе зарегистрированного в установленном порядке знака соответствия добровольной сертификации.
Статья 19. Права заявителя
При заключении договора на проведение сертификации заявитель вправе получить от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах сертификации продукции, а также определить форму сертификации.
Раздел IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ
НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 20. Уголовная, административная либо гражданско - правовая ответственность
Юридические и физические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско - правовую ответственность. (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России
10 июня 1993 года
N 5151-1
Александр Петров
Данный закон регулирует не только правила импорта и экспорта товаров, а и порядок их сертификации. Это одна из статей наполнения государственного бюджета, а потому прежде чем начать внешнеэкономическую деятельность, следует досконально ознакомиться со всеми положения данного закона.
Ольга Ольшанова
Если вы хотите заниматься перевозкой китайских товаров (да и вообще любых товаров, из любых стран), то вам нужно очень внимательно изучить данный закон и все его статьи и разделы. В противном случае, можете потерять не малую часть ваших денег. Лично у меня, есть знакомые, которые нарушав данные правила, были привлечены к административной ответственности. На сертификацию придется вначале потратить не мало времени, да и денег. Но сертифицированный товар наиболее востребованный.
Юлия Кононова
Сертификация бывает добровольная и обязательная. Добровольная происходит по вышеуказанному закону, только по личному желанию производителя, либо поставщика. Сертификация добровольная не заменит обязательную для товаров и услуг. Добровольная не распространена из-за дорогих расценок на их получение и значительные потери времени на их получение.
Анна Сахарова
Сертифицированные товары, однако, вызывают больше доверия у конечного потребителя.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Кантон 2025
138-я Кантонская ярмарка: мебель, посуда, инновации на втором этапе в октябре 2025

В Гуанчжоу официально стартовал второй этап 138-й Кантонской выставки, который продлится с 23 по 27 октября 2025 года. Этот этап традиционно фокусируется на товарах общего потребления и предметах для домашнего обихода. В выставочном центре Пачжоу представлено около 25 000 стендов с продукцией более 10 000 компаний, включая производителей мебели, кухонной посуды, бытовых принадлежностей, декоративных элементов для дома, товаров для сада и праздничной атрибутики.

Фото участников выставки
Анатолий Якимов
Таможня
Пропускная способность ЖДПП «Пограничный» выросла за счет инновационного досмотрового комплекса
Фото пресс-службы Дальневосточного таможенного управления

В железнодорожном пункте пропуска «Пограничный» Уссурийской таможни начал работу новый стационарный инспекционно-досмотровый комплекс, который значительно повышает эффективность контроля грузов на границе. Комплекс успешно прошел все необходимые тестирования и технические проверки, став одним из самых современных средств досмотра в регионе.

Анатолий Якимов
Экспорт
Рапсовое масло из России: почему Китай увеличивает экспорт, какие регионы лидируют
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В период с января по сентябрь 2025 года Россия значительно увеличила экспорт рапсового масла в Китай, прибавив к объемам поставок треть и укрепив свое лидерство на этом рынке. По данным Государственного таможенного управления Китая, стоимость импортируемого российского рапсового масла достигла 975,4 миллиона долларов США, что заметно превышает сумму в 735,9 миллиона долларов, зарегистрированную в прошлом году за аналогичный период. Такой рост обусловлен расширением площадей под посев рапса в России и возрастающим спросом на данную продукцию в различных отраслях промышленности Китая, особенно в пищевой сфере.

Анатолий Якимов
Китай и Россия запускают инновационный транспортный коридор для ускорения грузоперевозок
Фото с сайта russiaspivottoasia.com

Стратегическое сотрудничество Китая и России в области транспортной инфраструктуры выходит на новый уровень: Логистическая корпорация провинции Цзилинь Jilin Province Logistics Group Co., Ltd. и российская компания «РЖД Логистика» подписали соглашение о развитии новой трансграничной логистической магистрали «Чанчунь-Хуньчунь-Москва». Этот проект призван значительно повысить эффективность грузовых перевозок между двумя странами и усилить транзитный потенциал евразийского пространства.

Анатолий Якимов
Импорт
Белая поставка из Китая 2025: легальный ввоз с таможенным оформлением и налоговыми вычетами
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году ведение бизнеса с поставками из Китая через легальные каналы становится не просто выгодным, а необходимым условием для устойчивого развития и масштабирования. «Белая поставка» – это официальный ввоз товаров с полным таможенным оформлением, уплатой налогов и пошлин, а также предоставлением полного пакета документов. Данный метод обеспечивает законность операций и минимизирует риски для компаний, которые хотят работать с крупными площадками и избегать штрафов.

Анатолий Якимов
Импорт
Китайские ковры и российские удобрения: рост товарооборота в сентябре 2025
Фото с сайта freepik.com

Россия в сентябре 2025 года закупила у Китая ковры на рекордные 6,9 миллиона долларов США. Это стало максимальным показателем с января 2024 года и составило около 2% от общего экспорта ковровой продукции из КНР. Информацию предоставило Главное таможенное управление КНР.

Анатолий Якимов
Падение экспорта российской пшеницы в Китай в 7 раз: аналитика и перспективы
Фото с сайта freepik.com

Экспорт российской пшеницы в Китай в сентябре 2025 года снизился почти в 7 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По информации Государственного таможенного управления Китая, поставки пшеницы составили всего 1,3 миллиона долларов США. Год назад они достигали 8,7 миллиона долларов США.

Анатолий Якимов
В Чите открылся крупный логистический хаб для импорта из КНР: новые возможности для бизнеса
Фото пресс-службы Читинского логистического хаба

В Чите официально открыт один из крупнейших логистических хабов на Дальнем Востоке, ориентированный на импорт товаров из КНР. Площадь складских помещений – 65 тысяч кубических метров. Уже на старте работы здесь разместились три крупных федеральных компании, подписавшие долгосрочные договора аренды сроком на 10 лет. Это первый этап создания Читинского производственно-логистического парка, возрожденного на базе заброшенного промышленного объекта – автосборочного завода.

Анатолий Якимов
Россия занимает 8 место среди импортеров китайских смартфонов
Фото с сайта freepik.com

В сентябре 2025 года Россия почти вдвое сократила закупки смартфонов из Китая, заняв восьмое место среди крупнейших импортеров китайских телефонов. Согласно статистике, опубликованной Главным таможенным управлением КНР.

Анатолий Якимов
Инновации на Кантонской ярмарке: ИИ-камеры, иммерсивные технологии и новые рынки
Фото с официального сайта Кантонской ярмарке

Первый этап 138-й выставки в Гуанчжоу показал рекордный приток международных покупателей. Ключевыми трендами стали переход от ценовой конкуренции к ценообразованию через технологии и растущий спрос на комплексные логистические решения.