Анатолий Якимов

Экспортные перевозки в Китай через РЖД: рост грузопотока и рекорд по удобрениям

Фото Анатолия Якимова

За январь–май 2025 года объем грузоперевозок через железнодорожные погранпереходы между Россией и Китаем достиг 16,9 миллиона тонн, что на 0,9% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Об этом сообщили в пресс-службе ОАО «РЖД».

Экспортные перевозки по сети РЖД выросли на 1,9% и составили 15,9 миллиона тонн. Крупнейший прирост зафиксирован на направлении Нижнеленинское—Тунцзян, где объем отправленных грузов увеличился на 14,3% и достиг 2,5 миллиона тонн. Через Гродеково—Суйфэньхэ перевозки выросли на 9,7% – до 3,7 миллиона тонн, а через Забайкальск—Маньчжурию — на 1,2% – до 8,6 миллиона тонн. Исключением стал переход Камышовая—Хуньчунь, где объемы упали на 35,2% и составили 980 тысяч тонн.

Основу экспортных поставок по-прежнему составляет каменный уголь — 7 миллионов тонн – 36,2% от общего объема. В то же время в ОАО «РЖД» отмечен значительный рост экспорта железной руды — на 22,1% – до 3,6 миллиона тонн, бумаги — на 21,4% – до 1,6 миллиона тонн, химикатов — на 21,5% – до 574 тысяч тонн, цветных металлов — в 1,8 раза – до 515 тысяч тонн, нефтяных грузов — в 1,4 раза – до 417 тысяч тонн. Наиболее впечатляющий прирост показали удобрения, экспорт которых вырос в 2,2 раза и составил 978 тысяч тонн.

По данным Федеральной таможенной службы, в 2024 году Китай оставался крупнейшим торговым партнером России, на его долю приходилось более 30% внешнеторгового оборота.

В 2025 году Россия и Китай продолжают реализацию проектов по увеличению пропускной способности железнодорожных переходов, включая модернизацию инфраструктуры на Забайкальском и Нижнеленинском направлениях.

По прогнозам экспертов, к концу 2025 года объем железнодорожных перевозок между двумя странами может превысить 40 миллионов тонн, что станет новым историческим максимумом.

Эксперты отмечают, что рост экспорта удобрений и руды связан с увеличением спроса на сырье в КНР, а также с изменением логистических маршрутов из-за геополитических факторов. В то же время снижение объемов через переход Камышовая—Хуньчунь может быть связано с временными ограничениями на китайской стороне и перераспределением грузопотоков на другие направления.

Всего в 2024 году через железнодорожные погранпереходы с Китаем было перевезено 39,8 миллиона тонн грузов, что на 3,5% больше, чем годом ранее. В 2025 году прогнозируется дальнейший рост за счет расширения пропускной способности и увеличения экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Объем импорта китайских часов в Россию вырос почти в три раза за 7 месяцев
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Поставки часов, часовых механизмов и сопутствующих устройств из Китая в Россию по итогам января–июля 2025 года выросли в 2,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные приводит Главное таможенное управление КНР.

Анатолий Якимов
Кантонская ярмарка осень 2025: подробный план для российских импортеров

Кантонская ярмарка — крупнейшее в мире торговое событие, которое проводится два раза в год в Гуанчжоу, Китай. Осенний цикл 2025 года стартует 15 октября и завершится 4 ноября. Ярмарка состоит из трех этапов, каждый из которых посвящен своим товарным группам.

Chinalogist выяснил, как зарегистрироваться на выставку, что будет представлено, на что стоит обратить внимание российским покупателям, а также как максимально эффективно подготовиться к поездке.

Фото из архива Chinalogist
Анатолий Якимов
Власть зубастых монстров: как Labubu стали феноменом российского рынка игрушек
Фото ИА «Синьхуа»

Китайские коллекционные игрушки Labubu продолжают набирать обороты на мировом рынке, и Россия стала одним из ключевых потребителей этого тренда. По данным аналитического центра Platforma, за первые шесть месяцев 2025 года россияне потратили на эти популярные плюшевые монстры более 3,6 миллиарда рублей. Объем продаж превысил показатели прошлых лет и подтвердил устойчивый спрос на бренд. Об этом сообщает сетевое издание НДН-Инфо.

Анатолий Якимов
Дальний Восток: таможня пресекла контрабанду бивней моржа в Китай в хлебе
Фото пресс-службы Читинской таможни

Читинские таможенники выявили нелегальный вывоз фрагментов бивней моржа, спрятанных в буханках хлеба, через пункт пропуска МАПП Забайкальск. Иностранный турист пытался вывезти из России около 1,5 килограмма необработанных частей бивней без необходимой разрешительной документации.

Анатолий Якимов
Импорт картофеля из Китая в Россию вырос в 4,4 раза за семь месяцев 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Согласно данным Государственного таможенного управления Китая, за период с января по июль 2025 года импорт картофеля из Китая в Россию достиг 56,3 миллиона долларов США, что в 4,4 раза превышает показатель аналогичного периода 2024 года, когда объем поставок составил 12,7 миллиона долларов США.

Анатолий Якимов
Зимняя одежда из Китая — оптовые закупки, производственные центры и маркировка «Честный Знак»
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В преддверии зимнего сезона многие отечественные предприниматели и крупные розничные сети ищут выгодные варианты закупки зимней одежды оптом. Китай традиционно остается одним из наиболее привлекательных рынков. Chinalogist изучил, в каких городах КНР сосредоточено производство зимней одежды, почему россияне предпочитают закупать именно китайскую продукцию, а также приведем актуальную статистику импорта зимней одежды из КНР в Россию. Особое внимание уделим теме обязательной маркировки товаров легкой промышленности «Честный Знак», влияющей на рынок.

Анатолий Якимов
Натуральный российский мед покоряет китайский рынок: экспорт вырос на 180% за семь месяцев
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт российского натурального меда в Китай в июле 2025 года вырос почти в пять раз в денежном выражении — до 256,6 тысячи долларов США, что стало максимальным показателем с апреля 2023 года. Такие данные приводит Главное статистическое управление КНР.

Анатолий Якимов
Северный морской путь устремляется в будущее: Китай и Южная Корея активно осваивают новый торговый коридор
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Северный морской путь (СМП), который еще недавно рассматривался скорее как альтернативный и периферийный маршрут, стремительно трансформируется в один из самых перспективных направлений для доставки грузов с Дальнего Востока России, Южной Кореи и Китая в Европу. По мнению экспертов TELS GLOBAL, ежегодный рост контейнерного трафика по СМП уже носит кратный характер и имеет все шансы на увеличение в ближайшем будущем.

Анатолий Якимов
Рост железнодорожных перевозок России и Китая стимулирует цифровую трансформацию
Фото Анатолия Якимова

Россия и Китай приступают к созданию единой цифровой транспортной платформы, которая объединит их национальные логистические системы и упростит железнодорожные грузоперевозки между странами. Об этом сообщил советник президента России и специальный представитель по международному сотрудничеству в области транспорта Игорь Левитин на международном форуме «Ростки», который прошел в Казани 18 и 19 августа.

Анатолий Якимов
В Казани создадут локализованное производство китайских экскаваторов и сервисный центр
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В Казани планируется запуск локализованного сборочного производства спецтехники совместно с ведущими китайскими компаниями Jiangsu Gaode Hydraulic Machinery и Taian Jiahe Heavy Industry, а также открытие сервисного центра по их обслуживанию. Об этом сообщил Александр Шепелев, генеральный директор «Таурус Моторс» и член совета Торгово-промышленной палаты Татарстана, на III Международном форуме «РОСТКИ: Россия и Китай – взаимовыгодное сотрудничество».