
За январь–май 2025 года объем грузоперевозок через железнодорожные погранпереходы между Россией и Китаем достиг 16,9 миллиона тонн, что на 0,9% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Об этом сообщили в пресс-службе ОАО «РЖД».
Экспортные перевозки по сети РЖД выросли на 1,9% и составили 15,9 миллиона тонн. Крупнейший прирост зафиксирован на направлении Нижнеленинское—Тунцзян, где объем отправленных грузов увеличился на 14,3% и достиг 2,5 миллиона тонн. Через Гродеково—Суйфэньхэ перевозки выросли на 9,7% – до 3,7 миллиона тонн, а через Забайкальск—Маньчжурию — на 1,2% – до 8,6 миллиона тонн. Исключением стал переход Камышовая—Хуньчунь, где объемы упали на 35,2% и составили 980 тысяч тонн.
Основу экспортных поставок по-прежнему составляет каменный уголь — 7 миллионов тонн – 36,2% от общего объема. В то же время в ОАО «РЖД» отмечен значительный рост экспорта железной руды — на 22,1% – до 3,6 миллиона тонн, бумаги — на 21,4% – до 1,6 миллиона тонн, химикатов — на 21,5% – до 574 тысяч тонн, цветных металлов — в 1,8 раза – до 515 тысяч тонн, нефтяных грузов — в 1,4 раза – до 417 тысяч тонн. Наиболее впечатляющий прирост показали удобрения, экспорт которых вырос в 2,2 раза и составил 978 тысяч тонн.
По данным Федеральной таможенной службы, в 2024 году Китай оставался крупнейшим торговым партнером России, на его долю приходилось более 30% внешнеторгового оборота.
В 2025 году Россия и Китай продолжают реализацию проектов по увеличению пропускной способности железнодорожных переходов, включая модернизацию инфраструктуры на Забайкальском и Нижнеленинском направлениях.
По прогнозам экспертов, к концу 2025 года объем железнодорожных перевозок между двумя странами может превысить 40 миллионов тонн, что станет новым историческим максимумом.
Эксперты отмечают, что рост экспорта удобрений и руды связан с увеличением спроса на сырье в КНР, а также с изменением логистических маршрутов из-за геополитических факторов. В то же время снижение объемов через переход Камышовая—Хуньчунь может быть связано с временными ограничениями на китайской стороне и перераспределением грузопотоков на другие направления.
Всего в 2024 году через железнодорожные погранпереходы с Китаем было перевезено 39,8 миллиона тонн грузов, что на 3,5% больше, чем годом ранее. В 2025 году прогнозируется дальнейший рост за счет расширения пропускной способности и увеличения экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.