
Торговля между Россией и Китаем бьет рекорды: в 2024 году товарооборот вырос на 28%, достигнув 240 миллиардов долларов США. Но новички часто теряют деньги из-за типичных ошибок. Chinalogist и эксперты по ВЭД назвали топ-5 провальных стратегий в работе с КНР.
По информации Российско-Китайского бизнес-совета, 60% новых экспортеров закрываются в первый год из-за допущенных ошибок. Проверяйте партнеров, учите правила — и не теряйте деньги.
1. Доверяй, но не проверяй
50% предпринимателей не проверяют поставщиков перед сделкой. В результате 30% из них получают не тот товар, а 15% сталкиваются с мошенничеством. Такую информацию распространила пресс-служба компании Alibaba.
Эксперты советуют проверить поставщика при помощи сервисов Global Inspection и ImportYeti. Кроме того, лучше всего лично посещать фабрики.
– Завод с разбитыми окнами и ржавым оборудованием – красный флаг. Задумайтесь, доверять ли такому поставщику, – предупреждает эксперт по Китаю Дмитрий Смирнов.
2. Мы же в 21 веке, зачем эти церемонии?
Китай – страна со многовековыми традициями. В то числе и в деловом этикете. Китайцы отменяют сделки, если зарубежный партнер подарит им часы, что означает смерть; тыкает пальцем в визитку; начинает переговоры без чаепития.
Чтобы этого не произошло, эксперты советуют изучить guanxi – своего рода кодекс поведения и система коммуникаций, и базовый китайский.
3. Incoterms? Это для больших компаний
Часто новички неправильно определяют условия поставки, что увеличивают их расходы на четверть. Что означают абревиатуры FOB или EXW. При EXW вы платите за логистику с завода до порта.
4. Отзывы — это для слабаков
Обязательно найдите и прочитайте отзывы на поставщиков. Это можно сделать на самых различных площадках – сайте 1688.com – аналоге Alibaba; на форумах Blacklists. Или же можно написать запрос в Торгово-промышленную палату Китая.
5. Образцы — лишние траты
Не супитесь заказывать образцы до того, как подпишете контракт. Одна из компаний в Екатеринбурге заказала 10 тонн пластика без предварительного изучения образцов. В результате пришла бракованная партия. Убыток составил 20 тысяч долларов США.
Эксперты советуют заказывать как минимум три образца с разных производственных линий.
Во второй половине 2025 года ожидается повышение ставок на контейнерные перевозки товаров. Кроме того, таможенные проверки как в России, так и в КНР будут проходить более тщательнее.
Экономист Ли Вэй считает, что торговля между двумя странами будет находиться в непростом состоянии.
– В 2025 ошибки будут стоить дороже: санкции и курс юаня усложняют торговлю, – предупредил Ли Вэй.
Чтобы ожидание и реальность совпали, стоит доверить логистику профессионалам, которые знают все тонкости работы с китайскими поставщиками и российскими таможенными требованиями.