Анатолий Якимов

Пять фатальных ошибок в работе с Китаем: как не потерять деньги и репутацию

Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Торговля между Россией и Китаем бьет рекорды: в 2024 году товарооборот вырос на 28%, достигнув 240 миллиардов долларов США. Но новички часто теряют деньги из-за типичных ошибок. Chinalogist и эксперты по ВЭД назвали топ-5 провальных стратегий в работе с КНР.

По информации Российско-Китайского бизнес-совета, 60% новых экспортеров закрываются в первый год из-за допущенных ошибок. Проверяйте партнеров, учите правила — и не теряйте деньги.

1. Доверяй, но не проверяй

50% предпринимателей не проверяют поставщиков перед сделкой. В результате 30% из них получают не тот товар, а 15% сталкиваются с мошенничеством. Такую информацию распространила пресс-служба компании Alibaba.

Эксперты советуют проверить поставщика при помощи сервисов Global Inspection и ImportYeti. Кроме того, лучше всего лично посещать фабрики.

 Завод с разбитыми окнами и ржавым оборудованием – красный флаг. Задумайтесь, доверять ли такому поставщику, – предупреждает эксперт по Китаю Дмитрий Смирнов.

2. Мы же в 21 веке, зачем эти церемонии?

Китай – страна со многовековыми традициями. В то числе и в деловом этикете. Китайцы отменяют сделки, если зарубежный партнер подарит им часы, что означает смерть; тыкает пальцем в визитку; начинает переговоры без чаепития.

Чтобы этого не произошло, эксперты советуют изучить guanxi – своего рода кодекс поведения и система коммуникаций, и базовый китайский.

3. Incoterms? Это для больших компаний

Часто новички неправильно определяют условия поставки, что увеличивают их расходы на четверть. Что означают абревиатуры FOB или EXW. При EXW вы платите за логистику с завода до порта.

4. Отзывы — это для слабаков

Обязательно найдите и прочитайте отзывы на поставщиков. Это можно сделать на самых различных площадках – сайте 1688.com – аналоге Alibaba; на форумах Blacklists. Или же можно написать запрос в Торгово-промышленную палату Китая.

5. Образцы — лишние траты

Не супитесь заказывать образцы до того, как подпишете контракт. Одна из компаний в Екатеринбурге заказала 10 тонн пластика без предварительного изучения образцов. В результате пришла бракованная партия. Убыток составил 20 тысяч долларов США.

Эксперты советуют заказывать как минимум три образца с разных производственных линий.

Во второй половине 2025 года ожидается повышение ставок на контейнерные перевозки товаров. Кроме того, таможенные проверки как в России, так и в КНР будут проходить более тщательнее.

Экономист Ли Вэй считает, что торговля между двумя странами будет находиться в непростом состоянии.

– В 2025 ошибки будут стоить дороже: санкции и курс юаня усложняют торговлю, – предупредил Ли Вэй.

Чтобы ожидание и реальность совпали, стоит доверить логистику профессионалам, которые знают все тонкости работы с китайскими поставщиками и российскими таможенными требованиями.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Работа
«ВЭД Агент», «Сбербанк» и «Роснефть»: 20 лет успеха и масштабный корпоратив в Пекине
Фото АО «ВЭД Агент»

20-летний юбилей – это важная веха, которая символизирует устойчивость, зрелость и успех компании на рынке. За это время АО «ВЭД Агент» из маленькой семейной компании превратилась в одного из крупнейших игроков за Уралом на рынке внешнеэкономической деятельности. Позади и кризисы, и изменение рынка логистических услуг, и технологическая революция. Впереди – стремление к новым свершениям. Важным событием череды юбилейных мероприятий стал массовый выезд на корпоратив. И не просто выезд, а трехдневное путешествие в Пекин.

Анатолий Якимов
Импорт
Оптимизация доставки промышленного оборудования из Китая: риски и способы снижения затрат
Скриншот из видео на странице Chinalogist в социальной сети «ВКонтакте»

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Как сэкономить на поставке оборудования из Китая?». Эксперт АО «ВЭД Агент» – руководитель отдела сборных автоперевозок Михаил Макаренко рассказал о том, какие риски существуют при импорте промышленного оборудования из КНР и за счет чего можно сэкономить на доставке.

Анатолий Якимов
С 1 сентября 2025 года госпошлины для водителей вырастут в 2-3 раза — проект Минфина
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минфин России подготовил законопроект о значительном повышении госпошлин для автовладельцев и введении новых сборов для мигрантов, которые могут вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Документ уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и направлен на дальнейшее рассмотрение.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай наращивает импорт российской гречихи: рост поставок почти вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт гречихи из России в 2024/2025 сельскохозяйственном году прогнозируется на уровне 280 тысяч тонн, что на 8,4% превышает показатели предыдущего года, а по сравнению с 2022/2023 годом объем поставок вырастет в 2,5 раза, свидетельствуют данные маркетингового исследования АБ-Центр.

Анатолий Якимов
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.