Анатолий Якимов

Почему канцелярия из Китая завоевывает рынок России: производство, статистика и тенденции

Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай занимает лидирующие позиции в мире по изготовлению канцелярских товаров, предлагая широкий ассортимент продукции от бюджетных до премиум-класса. Основные производственные центры расположены в нескольких провинциях и городах и специализируются на различных видах канцелярии.

Где изготовляют канцелярские товары в Китае

Провинция Чжэцзян – главный центр изготовления канцелярских товаров в Китае. Город Нинбо в Чжэцзяне часто называют «столицей старой канцелярии», на его долю приходится 20% объема производства. Здесь расположены промышленные районы с различной специализацией. Например, в уезде Нинхай налажен выпуск шариковых ручек, ластиков и точилок; в районе Хайшу – бумажной продукции – блокнотов, бумаги. Район Бейлун известен изготовлением принадлежностями для художников – цветные карандаши, маркеры, а города Цыси и Юйяо – офисными принадлежностями – папками, степлерами, подставами для ручек.

В провинции Гуандун, в городе Шаньтоу развита полная промышленная цепочка от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до продаж. Здесь изготовляют канцелярские товары среднего и премиум-класса, включая ручки, блокноты, клей и картотечные шкафы. Известные бренды Comix и Цзиньваннянь основаны здесь.

Шанхай считается центром по выпуску ручек. Здесь расположена штаб-квартира стильных брендов M&G и Герой. Город специализируется на изготовлении перьевых, шариковых и гелевых ручек, обладая развитой производственной цепочкой для изготовления высококачественной продукции.

Другие регионы, такие как города Хэбэй, Хунань, Шаньдун и Фуцзянь, также участвуют в выпуске различных видов товаров, но особое внимание в канцелярской сфере уделяется Чжэцзяну, Гуандуну и Шанхаю.

Статистика импорта канцелярских товаров из Китая в Россию

В 2024 году и первом квартале 2025 года, импорт канцелярских товаров из Китая в Россию продолжает расти, что связано с изменением торговых потоков и традиционным сотрудничеством в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Россия стала больше закупать канцелярских товаров в Китае после снижения импорта из западных стран из-за пандемии и санкций.

В 2024 году объем импорта канцелярских товаров из Китая в Россию увеличится на 15-20% по сравнению с 2023 годом, что отражает рост доступных и разнообразных товаров.

В первом квартале 2025 года сохраняется тенденция с импортом среди категорий ручек, блокнотов, офисных принадлежностей и художественных материалов.

Объемы импорта увеличиваются в зависимости от номенклатуры товаров, но динамика свидетельствует о росте выпуска и укреплении позиций канцелярских товаров из Китая на российском рынке.

Причины популярности канцелярских товаров из Китая

Широкий ассортимент и разнообразие ценовых категорий – от недорогих массовых товаров до премиальных товаров – позволяет сделать выбор для покупателей из разных сегментов рынка. Кроме того, производители из Нинбо, Шанхая и Гуандуна внедряют современные технологии и патенты, обеспечивая конкурентоспособность продукции. Фабрики могут изготовить канцтовары по индивидуальному заказу в соответствии с потребностями заказчика. Это привлекает российских импортеров и ритейлеров.

Немаловажный фактор – развитая логистика и экспортная инфраструктура. Удобное географическое расположение и развитая транспортная сеть обеспечивает доставку товаров в Россию быстро и качественно. А благодаря масштабам производства и оптимизации затрат китайская канцелярия зачастую дешевле аналогов из других стран, что особенно важно для российского рынка с учетом существующей экономической ситуации.

– В среднем доставка канцелярских товаров, произведенных в Китае, сборной перевозкой из Шанхая в Новосибирск займет от 20 до 30 дней, до Москвы и Санкт-Петербурга 30-40 суток. Сроки зависят от того, в каком городе будет погрузка, каким транспортом товар будет ввезен в Россию, – рассказал руководитель отдела сборных перевозок АО «ВЭД Агент» Михаил Макаренко.

По его словам, сейчас как раз наступает время для формирования заказов на канцелярские товары, чтобы они были поставлены к августу, когда начинается подготовка к учебе у школьников и студентов.

Сертификация

Сертификация канцелярских товаров в России происходит в зависимости от назначения продукции и ее гарантированной безопасности для потребителей. Так, например, обязательная сертификация в форме принятия декларации о соответствии требуется только для канцелярских товаров, предназначенных для детей и подростков, в частности школьно-письменных принадлежностей – ручки, карандаши, фломастеры, ластики, тетради и другие. Для данной категории действует Технический регламент Таможенного соглашения (ТР ТС 007/2011) «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».

Существует две схемы оформления декларации для детской канцелярии: 1д – для серийного выпуска, срок действия которой не превышает 3 лет и 2д – для ограниченных партий.

Процесс сертификации включает лабораторные испытания образцов (проверку санитарной безопасности, отсутствия вредных химических веществ, таких как метилстирол, бензол, толуол, тяжелые металлы и так далее). Канцелярские товары должны соответствовать нормативам ГОСТа или техническим условиям.

Обычные офисные канцелярские товары – ручки, степлеры, папки, скрепки и прочее, не предназначенные для детей и подростков, не подлежат обязательной сертификации. На них можно оформить добровольный сертификат или получить отказное письмо. Такие документы повышают конкурентоспособность товара на рынке.

Для оформления декларации или сертификата заявителю необходимо указать:

  • регистрационные данные производителя/импортера/уполномоченного лица;
  • описание продукции;
  • нормативно-техническую документацию (ГОСТ или ТУ);
  • протоколы испытаний;
  • инструкция по эксплуатации и (или) паспорт и маркировку продукции.

Контролируют соблюдение требований органы надзора. Отсутствие обязательных документов на детскую продукцию может повлечь за собой штрафы и изъятие товара из оборота.

Канцелярские товары из КНР занимают серьезную долю российского рынка благодаря сочетанию качества, разнообразия и доступности. Основные производственные центры Нинбо, Шаньтоу и Шанхай обеспечивают широкий ассортимент продукции, отвечающей потребностям различных категорий потребителей. Рост импорта из Китая в Россию в 2024 году и первом квартале 2025 года обеспечит устойчивый спрос и перспективы дальнейшего развития сотрудничества.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Тренды китайского рынка 2026: лучшие товары для импорта в Россию

Актуальные тренды китайского рынка 2026 года демонстрируют устойчивые сдвиги в сторону технологических инноваций, умных устройств, цифровизации торговли, экологичных решений и сезонных товаров для повышения домашнего и офисного комфорта. На этом фоне растет потенциал импорта китайской продукции в Россию, несмотря на внешние вызовы. Эти тенденции ярко проявились на завершившейся на прошлой неделе Кантонской ярмарке в Гуанчжоу, где третий этап объединил ключевых производителей одежды, аксессуаров, товаров для отдыха и быта, а также инновационной бытовой техники и предметов для здоровья.

Фото Светланы Шубадеровой
Анатолий Якимов
Российско-китайский товарооборот за 10 месяцев снизился на 9,5%: основные товары и перспективы
Фото Анатолия Якимова

Российско-китайский товарооборот за 10 месяцев 2025 года снизился на 9,5% и составил 183,244 миллиарда долларов США. Об этом сообщили в Главном таможенном управлении КНР. Объем экспорта из России в Китай уменьшился на 6,7% до 101,175 миллиарда долларов США, а импорт китайских товаров в Россию сократился на 12,6% до 82,069 миллиарда долларов США.

Анатолий Якимов
Как выявлять тренды в Китае и строить долгосрочный бизнес: советы эксперта Дмитрия Ковпака
Фото предоставлено Дмитрием Ковпаком

Основатель Российского Акселератора для продавцов на маркетплейс, эксперт в области торговли с Китаем Дмитрий Ковпак, рассказал об опыте работы и дал рекомендации для предпринимателей, которые стремятся успешно работать с Китайским рынком. В эксклюзивном интервью для chinalogist.ru он рассказал о главных вызовах и эффективных стратегиях ведения бизнеса с Китаем, опираясь на многолетнюю практику и авторские обучающие программы.

Анатолий Якимов
Календарь китайских праздников и выходных на 2026 год: важные даты для бизнеса
Коллаж из фото с ТГ-канала Китай. Инструкция по применению

Опубликован официальный календарь выходных и праздников Китая на 2026 год. Это важная информация для компаний, работающих с китайскими партнерами, поскольку поможет планировать рабочие графики и логистику.

Редакция
Стиль и мода 2026: что покупать оптом в Китае для встречи Нового 2026 года
Фото с сайта freepik.com

Встреча Нового 2026 года — особенное событие, и, чтобы отметить его стильно и с пользой, важно учитывать астрологические советы, модные тренды и возможности для выгодных покупок тканей и одежды оптом. Предлагаемый подробный обзор поможет создать образ, который привлечет удачу и принесет комфорт в холодный зимний сезон.

Анатолий Якимов
АО «ВЭД Агент» поддерживает образование: новая аудитория в СГУПСе к 25-летию кафедры мировой экономики и международного бизнеса
Фото Анатолия Якимова

АО «ВЭД Агент» заботится о будущих кадрах. Не случайно в сентябре открыли брендированную аудиторию в Новосибирском государственном университете экономики и права. А в четверг, 6 ноября, аналогичная аудитория была открыта и в Сибирском государственном университете путей сообщения. Событие приурочено к 30-летию факультета мировой экономики и права и 25-летию кафедры мировой экономики и международного бизнеса.

Анатолий Якимов
Как получить гранты и найти партнера в Китае
Фото с сайта freepik.com

Российско-Китайская торговая палата призывает российских бизнесменов, работающих в Китае, активно использовать региональные программы поддержки экспорта, которые представляют собой реальные финансовые инструменты. Ими уже воспользовались некоторые компании. Например, одна из них осенью получила грант на сумму 1,15 миллиона рублей по двум экспортным программам.

Анатолий Якимов
МАПП Забайкальск увеличил пропуск грузов и транспорта в октябре 2025
Фото пресс-службы Читинской таможни

Грузооборот в пункте пропуска МАПП Забайкальск продолжает динамично расти. В октябре 2025 года он увеличился на 5,6% по сравнению с сентябрем, что составило 246 тысяч тонн грузов и более 24 тысяч транспортных средств международной перевозки. Для сравнения, в сентябре было оформлено 233 тысячи тонн грузов и 22 тысячи автомобилей. Пиковая нагрузка пришлась на 31 октября — почти тысяча грузовиков прошли оформление – 977 автомобилей, а с 3 на 4 ноября — около 944 транспортных средств.

Анатолий Якимов
Китай меняет стратегию: импорт как инструмент сбалансированного развития
Фото с сайта freepik.com

Запуск программы стимулирования импорта Китая приобретает особое значение для российско-китайских торговых отношений, которые в 2025 году столкнулись с рядом сложностей. По данным Главного таможенного управления КНР, в январе–сентябре 2025 года товарооборот между странами сократился примерно на 9%, достигнув 163,6 миллиарда долларов США. Импорт китайских товаров в Россию за этот период снизился на 11%, а экспорт российских товаров в Китай — почти на 8%.

Анатолий Якимов
Россия и Китай укрепляют стратегическое партнерство: результаты 30-й регулярной встречи
Фото с официального сайта Правительства России

30-я регулярная встреча глав правительств России и Китая прошла в городе Ханчжоу в рамках рабочего визита премьер-министра Михаила Мишустина. На мероприятии, которое уже стало традиционным и проводится три десятилетия, обсуждались ключевые аспекты двусторонних отношений и перспективы стратегического партнерства между двумя странами.