
Контейнерный перевозки из Китая в Россию в апреле 2025 года достиг минимальных цен за последние пять лет. Об этом говорит снижении ставок на перевозки крупнотоннажных 40-футовых контейнеров. По информации Центра ценовых индексов, стоимость отправки контейнера ускоренными поездами упала на 250-400 долларов США по сравнению с мартом. При этом, стоимость отправки с основных припортовых станций опустилась ниже 4,4 тысячи долларов США, а из внутреннего Китая – ниже 3,9 тысячи долларов США.
Основная причина снижения — сокращение грузопотока на маршруте Китай-Россия. Улучшение логистики на пограничных переходах увеличило пропускную способность и сократило простои. При этом на рынке наблюдается накопление порожних контейнеров на территории Китая из-за снижения импорта со стороны России. Сокращение объемов перевозок связано с уменьшением покупательского спроса, в том числе из-за затаривания складов в России и падения импорта из Китая в европейском направлении.
Структура импортных грузов весной 2025 года – это электроника и комплектующие для IT-сектора, промышленное и строительное оборудование, автозапчасти, бытовая техника, а также растущие поставки товаров для параллельного импорта и сырья для производства. Ослабление курса юаня по отношению к рублю, привлекательные цены на перевозки, будут стимулировать спрос на импорт из КНР.
По информации РЖД, в первом квартале 2025 года объем перевозок импортных контейнеров из Китая снизился на 8,8%. Тем не менее, технологические возможности железнодорожных перевозок позволяют при необходимости быстро нарастить упавший трафик.
Аналитики ЦЦИ прогнозируют, что ставки на прямые контейнерные поезда из Китая начнут умеренно расти уже во втором полугодии – примерно на 500 долларов США за 40-футовый контейнер, за счет ожидаемого роста грузопотока и выгодному курсу юаня. Рост ставок в меньшей степени связан с сезонной активностью в строительном и потребительском сегментах, а также избытка логистических мощностей. В то же время ставки на мультимодальные маршруты могут привести к падению стоимости сухопутными перевозками.
На рынке экспедиторских услуг наблюдается смягчение конкуренции из-за сокращения объемов перевозок, что приводит к снижению маржинальности операторов. Основные риски для дальнейшего развития — возможное ужесточение санкций против китайских перевозчиков и резкий рост спроса на категории товаров, например электронику перед сезоном распродаж.