Лена Новоселова
Финансы

Агроэкспорт из России в Гонконг вырос почти в 2 раза. Вот продукты с наибольшим потенциалом

Из Гонконга вернулась бизнес-миссия российских компаний-экспортеров продукции АПК. Ее организовал Федеральный центр «Агроэкспорт» и Минсельхоз России. Рассказываем об ее итогах.
С января по август 2023 года Россия почти вдвое увеличила экспорт продукции АПК в Гонконг, сообщил руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов.

Гонконг – крупный импортер продовольствия в Азии и точка входа на китайский рынок. Население Гонконга обладает высокой покупательной способностью, положительно относится к импортной продукции и открыто к новым вкусам и форматам продуктов и напитков. Специальный административный район КНР ввозит из-за рубежа широкий перечень аграрной продукции, значительные объемы которой реэкспортируются в Китай. При этом основной закон Гонконга предусматривает сохранение статуса свободного порта и обязательств по применению нулевых таможенных пошлин на ввозимые товары АПК.

«Однако на фоне наших возможностей можно сказать, что это пока незначительные объемы. Рассчитываем в среднесрочной перспективе увеличить экспорт продукции АПК в Гонконг как минимум в три раза», — спрогнозировал Дмитрий Краснов.
Значительное увеличение за последний год показал российский экспорт муки, также выросли отгрузки свинины.
В «Агроэкспорте» перечислили продукты с наибольшим потенциалом:
  • говядина,
  • свинина,
  • мясо птицы,
  • безалкогольные напитки,
  • сухое молоко,
  • кондитерские изделия,
  • рыба и морепродукты.
«В Гонконге один из самых высоких уровней потребления мяса среди стран региона. В настоящее время в развитии сотрудничества с Гонконгом Россия делает акцент в первую очередь на мясную продукцию, экспорт которой активно развивается», — рассказали в пресс-службе организации.

Мясо и рыба на экспорт в Гонконг

Для российских экспортеров свинины Гонконг — один из стабильных партнеров. Производители готовы расширять объемы и ассортимент поставок, а также заинтересованы в организации продаж мяса птицы, продуктов для розничного канала сбыта, включая готовую к употреблению мясную продукцию.
«Мы посетили торговые сети, местные рынки и обнаружили, что наша продукция с высокой степенью переработки здесь может быть очень востребована. Речь идет о сырокопченых колбасах, беконе. Российские продукты могут прийтись по вкусу гонконгским потребителям и, исходя из увиденных цен на полке, весьма конкурентны», — рассказала Наталья Бартновская, директор по развитию внешнеэкономической деятельности ПАО «Группа Черкизово».
«Агропромкомплектация» экспортирует свинину в Гонконг более трех лет, но через посредников.
«Бизнес-миссия дала возможность познакомиться с нашими гонконгскими клиентами напрямую, что поможет укрепить отношения и увеличить объемы. Кроме того, хотим найти варианты поставок мясных полуфабрикатов и готовой продукции. У нас большой опыт создания новых продуктов, в том числе под запросы зарубежных партнеров, и мы готовы изучить вкусы и рецептуры местного рынка», — заявил руководитель департамента внешнеэкономической деятельности компании Станислав Столпер.
Экспорт мороженой рыбы в Гонконг по итогам этого года может в 2 раза превысить показатели прошлого года, достигнув 1 млн тонн.
Обратить внимание на говядину, в том числе премиального качества, посоветовал участкиками бизнесс-миссии президент Китайско-гонконгской ассоциации международного бизнеса Макс Тэ. В Гонконге заинтересованы в закупке переработанной мясной продукции из-за недостаточного развития собственной инфраструктуры переработки и дорогой рабочей силы, отметил он.

Шоколад и сладости, напитки на экспорт в Гонконг

«У нас большие поставки кондитерских изделий. Так в 2021 году в Китае мы стали поставщиком шоколада, как ни странно, номер один. И сейчас уверенно конкурируем за лидирующие позиции на этом рынке с Бельгией», – рассказал Дмитрий Краснов.

«По итогам 2021 года Россия стала поставщиком кондитерских изделий, поставщиком шоколада номер один на рынок Китая. Однако уже 2022 год, в связи со всеми его сложностями, внес определенные коррективы, и мы потеряли на этом рынке почти 56 % объемов экспортных отгрузок. Это существенные объемы, которые необходимо восстанавливать в 2023 и в последующие годы».

Исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» Вячеслав Лашманкин для РИА Новости

Чтобы продвинуть русские сладости, компаниям необходимо обеспечить их стабильное присутствие на полках и заниматься продвижением, создавать сильные зонтичные бренды, которые накрывают всю группу продуктов, например, русские напитки или русские сладости, выкупать полки у крупных ретейлеров, проводить промоакции, советует Дмитрий Краснов.
Государство готово помогать в продвижении русских напитков и сладостей, если объединятся несколько брендов.
«Если эти компании объединятся под общим брендом, например, русские сладости, государство поможет в продвижении и в усилении этого бренда, в проникновении на полки магазинов. В таком случае, мы, конечно, можем получить здесь уже значительный эффект. Это касается и напитков», — рассказал руководитель «Аргоэкспорта» корреспонденту ТАСС.

Выход на рынок Гонконга

«В Гонконге живут 8 млн человек, это небольшой, но сконцентрированный рынок, где потребители стремятся постоянно пробовать что-то новое из разных уголков мира. Одновременно Гонконг — это большая рекламная площадка для материкового Китая, Макао и других регионов Юго-Восточной Азии», — считает президент Китайско-гонконгской ассоциации международного бизнеса Макс Тэ.
«У рынка Гонконга, безусловно, есть свои особенности, но при этом на него довольно легко выйти. Кроме того, мы не только являемся локальным рынком потребления, но и своего рода шоурумом как товаров, так и целых трендов для других стран и регионов», — заметил Джони Чан, председатель Комитета по внешним связям Генеральной торговой палаты Китая.
Россельхознадзор расширяет доступ на гонконгский рынок для поставщиков из России. Во время бизнес-миссии специалисты ведомства обсудили с надзорными органами Гонконга допуск российских яиц, мяса мелкого рогатого скота и молочной продукции. С 2019 года разрешение на поставки в Гонконг имеют 15 свиноводческих предприятий, 3 производителя говядины и 17 птицеводческих предприятий.
О мероприятии. Деловая миссия российских компаний-экспортеров агропродукции проходила в Гонконге с 11 по 13 октября. В ней участвовали более 20 российских производителей мясной, рыбной, зерновой, масложировой, молочной продукции, кондитерских изделий, напитков. Среди них «Мираторг», «Дамате», «Черкизово», «Эфко», «Молвест», «Таргет Агро», «Птицефабрика Синявинская», «Абрау-Дюрсо», «Балтика», Агрополис «Сабурово», «Русская рыбопромышленная компания». Компании посетили пленарную сессию, круглый стол «Эффективные каналы сбыта продуктов питания и напитков в Гонконге», выезжали в порт Гонконг и в магазин одной из крупнейших торговых сетей, провели 250 индивидуальных бизнес-переговоров с гонконгскими компаниями.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Авиаперевозки грузов из Китая в Россию: маршруты и перспективы развития
Фото Анатолия Якимова

В 2024 году объем грузопотока из Китая в Россию составил около 26 миллионов тонн, что является частью общего товарооборота между странами. Несмотря на то, что основная часть грузов традиционно перевозится морским и железнодорожным транспортом, авиаперевозки приобретают все большую популярность, особенно для доставки срочных и хрупких товаров.

Редакция
Импорт
Как выстроить прибыльный бизнес с Китаем: конференция для предпринимателей в Москве
Фото Анатолия Якимова

Российско-Китайская деловая палата объявила о проведении профессионального форума «Эффективный бизнес с Китаем: от поиска партнеров до масштабирования», который пройдет в столице 24–25 апреля 2025 года.

Анатолий Якимов
Таможня
Таможенники остановили на границе туристов с фотоаппаратами, бивнями моржа и советскими медалями
Фото пресс-службы Читинской таможни

В красноярском аэропорту Емельяново и на границе с Китаем – на Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» сотрудники таможни выявили серьезные нарушения законодательства: иностранцы попытались въехать в страну и вывезти товары, подлежащие обязательному декларированию и разрешению.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай — ключевой рынок для Новосибирской области: итоги 2024 года и планы на 2025 год
Фото с сайта tripadvisor.ru

В 2024 году экспорт товаров из Новосибирской области в Китай сохранил уверенный рост, что связано с активным развитием транспортно-логистической активности в регионе и расширением сотрудничества с КНР. Китай стал крупнейшим импортером продукции в Новосибирской области, на долю которого приходится 54% от общего объема экспорта региона. Рост экспорта в Китай в 2024 году составил 2% по сравнению с предыдущим годом.

Анатолий Якимов
Вебинар Chinalogist: авиадоставка из Китая. Итоги, проблемы, прогнозы
Фото Анатолия Якимова

По многочисленным просьбам редакция сайта ChinaLogist.ru возобновляет консультационные и обучающие вебинары. Не упустите шанс получить актуальную информацию и прокачать свои знания в авиаперевозках из Китая, Индии и Южной Кореи. Вебинар состоится 23 апреля в 11:00 по московскому времени на платформе социальной сети «ВКонтакте».

Анатолий Якимов
Доставка грузов из Китая в Россию по железной дороге ускорилась
Фото ИА «Синьхуа»

Пекин отправил первый грузовой поезд Китай-Европа в 2025 году, направляющийся в Москву. Состав отправился из логистического центра столицы Китая 16 апреля 2025 года и преодолеет около 9 000 километров за 16 дней. Это символизирует новый этап развития железнодорожных перевозок между двумя континентами, поддержку стабильности и рост экономических связей.

Анатолий Якимов
От Гуанчжоу до Екатеринбурга: рекордный импорт манго из Китая в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

По данным Федеральной таможенной службы РФ и Росстата, в 2024 году Россия импортировала 24,5 тысячи тонн манго из Китая на 48 миллионов долларов США. Это в 2,8 раза больше, чем в 2023 году.

Анатолий Якимов
Умные часы из Китая захватывают Россию: Huawei и Redmi лидируют в продажах
Фото пресс-службы группы компаний М.Видео-Эльдорадо

Каждый сотый россиянин за три месяца текущего года приобрел себе современные умные часы. По информации пресс-службы группы компаний М.Видео – Эльдорадо, в 1 квартале 2025 года россияне купили 1,45 миллиона смарт-часов на 11,9 миллиарда рублей. При этом, средняя цена выросла на 9% – до 8 200 рублей. 58% в количественном выражении и 42% - в денежном приходится на китайские бренды Huawei, Redmi, Amazfit. Apple хоть и остается лидером по выручке – 35%, но уступает по объемам – 22%.

Анатолий Якимов
Красные, белые и игристые: какие вина из России пьют в Китае и сколько их продают
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай стал крупнейшим покупателем российского вина в 2024 году. Об этом сообщает Федеральный центр развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России «Агроэкспорт». Объем за прошлый год экспорта вина из РФ в КНР вырос до 2,8 миллиона литров или на 320%. В денежном выражении стоимость отправленной продукции составила 4,1 миллиона долларов США, что в 4,3 раза больше, чем в 2023 году. Доля российского вина, экспортируемого в Поднебесную, составила 72%.

Анатолий Якимов
Почему канцелярия из Китая завоевывает рынок России: производство, статистика и тенденции
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай занимает лидирующие позиции в мире по изготовлению канцелярских товаров, предлагая широкий ассортимент продукции от бюджетных до премиум-класса. Основные производственные центры расположены в нескольких провинциях и городах и специализируются на различных видах канцелярии.