Лена Новоселова
Финансы

Агроэкспорт из России в Гонконг вырос почти в 2 раза. Вот продукты с наибольшим потенциалом

Из Гонконга вернулась бизнес-миссия российских компаний-экспортеров продукции АПК. Ее организовал Федеральный центр «Агроэкспорт» и Минсельхоз России. Рассказываем об ее итогах.
С января по август 2023 года Россия почти вдвое увеличила экспорт продукции АПК в Гонконг, сообщил руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов.

Гонконг – крупный импортер продовольствия в Азии и точка входа на китайский рынок. Население Гонконга обладает высокой покупательной способностью, положительно относится к импортной продукции и открыто к новым вкусам и форматам продуктов и напитков. Специальный административный район КНР ввозит из-за рубежа широкий перечень аграрной продукции, значительные объемы которой реэкспортируются в Китай. При этом основной закон Гонконга предусматривает сохранение статуса свободного порта и обязательств по применению нулевых таможенных пошлин на ввозимые товары АПК.

«Однако на фоне наших возможностей можно сказать, что это пока незначительные объемы. Рассчитываем в среднесрочной перспективе увеличить экспорт продукции АПК в Гонконг как минимум в три раза», — спрогнозировал Дмитрий Краснов.
Значительное увеличение за последний год показал российский экспорт муки, также выросли отгрузки свинины.
В «Агроэкспорте» перечислили продукты с наибольшим потенциалом:
  • говядина,
  • свинина,
  • мясо птицы,
  • безалкогольные напитки,
  • сухое молоко,
  • кондитерские изделия,
  • рыба и морепродукты.
«В Гонконге один из самых высоких уровней потребления мяса среди стран региона. В настоящее время в развитии сотрудничества с Гонконгом Россия делает акцент в первую очередь на мясную продукцию, экспорт которой активно развивается», — рассказали в пресс-службе организации.

Мясо и рыба на экспорт в Гонконг

Для российских экспортеров свинины Гонконг — один из стабильных партнеров. Производители готовы расширять объемы и ассортимент поставок, а также заинтересованы в организации продаж мяса птицы, продуктов для розничного канала сбыта, включая готовую к употреблению мясную продукцию.
«Мы посетили торговые сети, местные рынки и обнаружили, что наша продукция с высокой степенью переработки здесь может быть очень востребована. Речь идет о сырокопченых колбасах, беконе. Российские продукты могут прийтись по вкусу гонконгским потребителям и, исходя из увиденных цен на полке, весьма конкурентны», — рассказала Наталья Бартновская, директор по развитию внешнеэкономической деятельности ПАО «Группа Черкизово».
«Агропромкомплектация» экспортирует свинину в Гонконг более трех лет, но через посредников.
«Бизнес-миссия дала возможность познакомиться с нашими гонконгскими клиентами напрямую, что поможет укрепить отношения и увеличить объемы. Кроме того, хотим найти варианты поставок мясных полуфабрикатов и готовой продукции. У нас большой опыт создания новых продуктов, в том числе под запросы зарубежных партнеров, и мы готовы изучить вкусы и рецептуры местного рынка», — заявил руководитель департамента внешнеэкономической деятельности компании Станислав Столпер.
Экспорт мороженой рыбы в Гонконг по итогам этого года может в 2 раза превысить показатели прошлого года, достигнув 1 млн тонн.
Обратить внимание на говядину, в том числе премиального качества, посоветовал участкиками бизнесс-миссии президент Китайско-гонконгской ассоциации международного бизнеса Макс Тэ. В Гонконге заинтересованы в закупке переработанной мясной продукции из-за недостаточного развития собственной инфраструктуры переработки и дорогой рабочей силы, отметил он.

Шоколад и сладости, напитки на экспорт в Гонконг

«У нас большие поставки кондитерских изделий. Так в 2021 году в Китае мы стали поставщиком шоколада, как ни странно, номер один. И сейчас уверенно конкурируем за лидирующие позиции на этом рынке с Бельгией», – рассказал Дмитрий Краснов.

«По итогам 2021 года Россия стала поставщиком кондитерских изделий, поставщиком шоколада номер один на рынок Китая. Однако уже 2022 год, в связи со всеми его сложностями, внес определенные коррективы, и мы потеряли на этом рынке почти 56 % объемов экспортных отгрузок. Это существенные объемы, которые необходимо восстанавливать в 2023 и в последующие годы».

Исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» Вячеслав Лашманкин для РИА Новости

Чтобы продвинуть русские сладости, компаниям необходимо обеспечить их стабильное присутствие на полках и заниматься продвижением, создавать сильные зонтичные бренды, которые накрывают всю группу продуктов, например, русские напитки или русские сладости, выкупать полки у крупных ретейлеров, проводить промоакции, советует Дмитрий Краснов.
Государство готово помогать в продвижении русских напитков и сладостей, если объединятся несколько брендов.
«Если эти компании объединятся под общим брендом, например, русские сладости, государство поможет в продвижении и в усилении этого бренда, в проникновении на полки магазинов. В таком случае, мы, конечно, можем получить здесь уже значительный эффект. Это касается и напитков», — рассказал руководитель «Аргоэкспорта» корреспонденту ТАСС.

Выход на рынок Гонконга

«В Гонконге живут 8 млн человек, это небольшой, но сконцентрированный рынок, где потребители стремятся постоянно пробовать что-то новое из разных уголков мира. Одновременно Гонконг — это большая рекламная площадка для материкового Китая, Макао и других регионов Юго-Восточной Азии», — считает президент Китайско-гонконгской ассоциации международного бизнеса Макс Тэ.
«У рынка Гонконга, безусловно, есть свои особенности, но при этом на него довольно легко выйти. Кроме того, мы не только являемся локальным рынком потребления, но и своего рода шоурумом как товаров, так и целых трендов для других стран и регионов», — заметил Джони Чан, председатель Комитета по внешним связям Генеральной торговой палаты Китая.
Россельхознадзор расширяет доступ на гонконгский рынок для поставщиков из России. Во время бизнес-миссии специалисты ведомства обсудили с надзорными органами Гонконга допуск российских яиц, мяса мелкого рогатого скота и молочной продукции. С 2019 года разрешение на поставки в Гонконг имеют 15 свиноводческих предприятий, 3 производителя говядины и 17 птицеводческих предприятий.
О мероприятии. Деловая миссия российских компаний-экспортеров агропродукции проходила в Гонконге с 11 по 13 октября. В ней участвовали более 20 российских производителей мясной, рыбной, зерновой, масложировой, молочной продукции, кондитерских изделий, напитков. Среди них «Мираторг», «Дамате», «Черкизово», «Эфко», «Молвест», «Таргет Агро», «Птицефабрика Синявинская», «Абрау-Дюрсо», «Балтика», Агрополис «Сабурово», «Русская рыбопромышленная компания». Компании посетили пленарную сессию, круглый стол «Эффективные каналы сбыта продуктов питания и напитков в Гонконге», выезжали в порт Гонконг и в магазин одной из крупнейших торговых сетей, провели 250 индивидуальных бизнес-переговоров с гонконгскими компаниями.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
Дорогие друзья!

От всей души поздравляем вас с Днем Великой Победы!

Этот праздник — символ мужества, стойкости и единства, которые помогают преодолевать любые трудности. Именно эти качества лежат в основе нашей работы: мы строим логистические мосты между странами, обеспечивая бесперебойные поставки даже в сложных условиях.

Спасибо вам за доверие и совместную работу. Благодаря вам мы каждый день доказываем, что расстояния и границы — не преграда для надежного партнерства.

Желаем вам крепкого здоровья, процветания и новых достижений. Пусть ваш бизнес развивается, а все грузы приходят точно в срок!

 
Анатолий Якимов
Российский шоколад завоевывает Китай: экспорт «Аленки» и «Коровки» вырос в 2 раза с 2000 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Генеральный директор Российско-китайского инвестиционного фонда регионального развития (РКИФРР) Рустам Темиргалиев заявил о том, что российские кондитерские бренды, такие как шоколад «Аленка» и конфеты «Коровка», стали невероятно популярны в Китае. В интервью телеканалу «Россия 24» он отметил, что спрос на эти товары продолжает расти.

Анатолий Якимов
Российский экспорт филе рыбы в Китай: глубокая переработка растет
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В первом квартале 2025 года Россия увеличила экспорт рыбного филе. Рост составил 72%, в стоимостном выражении, превысив 140 миллионов долларов США. В основу экспорта входят филе и фарш минтая – более 70% от объема, а также филе трески – 17%. Поставки филе минтая выросли на 85%, до 102 миллионов долларов США, филе трески – на 51% – до 24 миллионов долларов США. Крупнейшими покупателями стали Республика Корея и Китай, при этом экспорт в Корею вырос на 65%, а в Китай – в 2,5 раза. Об этом сообщили в Федеральном центре развития экспорта продукции АПК Министерства сельского хозяйства России «Агроэкспорт».

Анатолий Якимов
Импорт из Китая без риска: инструменты для проверки контрагентов
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Импорт из Китая остается важным направлением для российского бизнеса, открывая доступ к выгодным ценам и огромному ассортименту товаров. Однако сотрудничество с китайскими поставщиками связано с рисками, такими как поставка некачественной продукции, несоответствие стандартам ЕАЭС, задержки и недопоставки. Чтобы минимизировать эти риски, предпринимателям рекомендуется использовать специализированные сервисы для проверки надежности контрагентов.

Анатолий Якимов
Сибирь наращивает поставки леса в Китай: рост экспорта пиломатериалов и целлюлозы
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт обработанной древесины из Сибири в Китай продолжает расти, демонстрируя устойчивую динамику в 2024 году и в первом квартале 2025 года. По данным Сибирского таможенного управления, в первом квартале 2025 года доля обработанной древесины в общем объеме экспорта из Сибирского федерального округа достигла 97%, что выше показателя аналогичного периода 2024 года на два процента.

Анатолий Якимов
Как Китай меняет автомобильный рынок России: новые технологии Changan
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В конце 2024 года китайский автопроизводитель Changan в Чунцине открыл ультрасовременный завод, оснащенный более чем 1 400 промышленными роботами и интегрированный с технологиями 5G и искусственного интеллекта. Завод площадью 77 гектаров рассчитан на выпуск до 280 000 электромобилей в год, включая модели Avatr 07, Deepal S05 и Changan Nevo E07. Солнечная электростанция мощностью 36 мегаватт покрывает до 19% энергопотребления предприятия, что снижает углеродный след.

Анатолий Якимов
Лев Решетников: Новосибирская область расширяет торговую связь с Китаем через пилотный проект в Циндао
Фото с сайта unsplash.com

В Новосибирской области открылась уникальная возможность для местных компаний бесплатно представить свою продукцию на шоуруме на территории Пилотной зоны Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в городе Циндао (Китай). Это часть программы по развитию международного сотрудничества и поддержке экспортных возможностей региона.

Анатолий Якимов
Китай наращивает закупки подсолнечного масла из Сибири: экспорт вырос в 5 раз
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2024 году из Сибирского федерального округа в Китай экспортировали 81 тысячу тонн подсолнечного масла. Это 79% от всего объема экспорта в регионе. По сравнению с 2023 годом объемы выросли в 5 раз, а общий экспорт из Сибири достиг 102 тысяч тонн. Об этом сообщили в ФГБУ «ЦОК АПК».

Анатолий Якимов
Более 55 тонн зараженных овощей и фруктов не прошли фитоконтроль в Забайкалье в 2025 году.
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 28 по 30 апреля 2025 года в Забайкальском крае специалисты филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна и плодоовощной продукции» выявили карантинных вредителей в 13 партиях импортных овощей и фруктов из Китая, общий вес которых 55,6 тонны. Среди обнаруженных вредителей — червец Комстока, трипс Пальма, западный цветочный трипс и южноамериканская томатная моль.

Анатолий Якимов
Китай вошел в тройку поставщиков мяса в Россию: экспорт вырос почти в четыре раза
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай в 2024 году резко увеличил импорт мяса в Россию, поднявшись с девятого на третье место среди крупнейших стран. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на данные платформы «ООН Comtrade» и национальных статистических порталов. Объем экспорта мяса из Китая в Россию вырос почти в 4 раза – до 125,8 миллиона долларов США, что составило 5,6% российского импорта мяса.