Елена Венгерская

ITI — новый путь из Китая в Турцию через Пакистан и Иран

Правительства Турции, Ирана и Пакистана в 2021 году должны возродить транснациональное железнодорожное сообщение, связывающее Стамбул, Тегеран и Исламабад. Ожидается, что транснациональная железная дорога ITI станет частью китайской инициативы «Один пояс, один путь» (BRI), обеспечив железнодорожное сообщение между Китаем и Турцией. Об этом пишет японская газета Nikkei Asia.
Корни этого грандиозного проекта можно найти в службе контейнерных поездов ITI, запущенной в 2009 году под эгидой ОЭС (Организации экономического сотрудничества), политической и экономической межправительственной организации с 10 членами, основанной в 1985 году Ираном, Пакистаном и Турцией.
Огромный маршрут простирается на 6 540 км. Примерно 1950 км находится в Турции, еще 2600 км — в Иране, 1990 — в Пакистане. Путь поезда из Стамбула в Исламабад займет 11 дней, что на 10 суток быстрее, чем путь по морю между Турцией и Пакистаном.
На условиях строгой анонимности правительственный чиновник Пакистана сообщил изданию, что железная дорога ITI через пакистанскую железнодорожную линию ML-1 выйдет в Синьцзян-Уйгурский автономный район. Проект ML-1 стоимостью $6,8 млрд является крупнейшей частью китайско-пакистанского экономического коридора (CPEC), флагманского пакистанского компонента инициативы «Один пояс, один путь».
Наблюдатели рассматривают железную дорогу ITI как продолжение BRI. Лукаш Пшибышевский, аналитик по Западной Азии Азиатского исследовательского центра Варшавской военной академии, считает, что Пекин рассматривает транспортную инфраструктуру Ирана как часть BRI. «Во время кризиса и войны такие альтернативные наземные торговые пути очень ценны и прибыльны», — рассказал Пшибышевский. Он отметил, что Пекин предполагает, что страны Центральной и Южной Азии будут активными партнерами по программе BRI и будут нуждаться в целевых инвестициях.
ITI станет первым регулярным железнодорожным сообщением между Китаем и Турцией, которое пока осуществляется окольным путем по ТМТМ: из Сианя через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан и Грузию. Сиань, столица провинции Шэньси, является восточной точкой в конце Шелкового пути, когда-то соединявшего древний Китай со Средиземноморьем. Этот маршрут совпадает с Транскаспийским коридором. Эксперты считают, что Китай может развивать оба маршрута.
Джеймс М. Дорси, старший научный сотрудник Школы международных исследований им. С. Раджаратнама в Сингапуре, рассказал, что решения Пекина об относительных достоинствах маршрутов по ТМТМ и ITI, в конечном итоге, будут отражать его экономические и геополитические амбиции. «С точки зрения Пекина, Турция является важным торговым центром, и в долгосрочной перспективе не помешает наличие нескольких железнодорожных маршрутов, соединяющих Китай с Турцией», — отметил Дорси.
Дорси сказал, что Турция позиционирует себя как ключевой евразийский транспортный узел, и с этой целью у нее есть резон развивать множественные железнодорожные сообщения с Южной Азией и Китаем. «Анкара заполняет вакуум в качестве ведущего регионального игрока после того, как правительство США уступило геополитическое пространство в регионе в правление Трампа», — сказал эксперт.
«Железная дорога ITI поможет Ирану обойти санкции США. «Для Тегерана это привлекательный альтернативный торговый путь, поскольку страны ОЭС торгуют в местной валюте», — отметил Пшибышевский.
Семь стран-членов, присоединившихся к ОЭС в 1992 году, — это Азербайджан, Афганистан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. «Практически невозможно изолировать Иран и помешать ему торговать со своими соседями», — сказал Пшибышевский.
Он добавил, что инфраструктурные проекты, такие как железная дорога ITI, будут стимулировать иранскую экономику, а новые железнодорожные сообщения обеспечат всем их участникам большую гибкость в будущем.
Пшибышевский добавил, что Китай окажет политическую поддержку железной дороге ITI, потому что она дополняет BRI, но он по-прежнему ожидает, что Иран, Пакистан и Турция понесут расходы и разделят риски, если они хотят извлечь выгоду из торговых и инвестиционных проектов.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
РЭЦ расширяет поддержку российского экспорта в Китай: новые магазины и защита от подделок
Фото Сергея Михайличенко/ официальный сайт ПМЭФ-2025

ПМЭФ-2025 стал площадкой для обсуждения новых векторов сотрудничества между Россией и Китаем, в частности, в сфере несырьевого экспорта. Российский экспортный центр активно формирует комплексную экосистему поддержки российских компаний, стремящихся выйти на китайский рынок, включая расширение физического присутствия и разработку мер по борьбе с контрафактом.

Анатолий Якимов
Импорт
Оборудование из Китая для малого бизнеса: выбор, доставка и способы оплаты из России
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай занимает лидирующие позиции на мировом рынке станков и промышленного оборудования. Производители предлагают широкий ассортимент оборудования для малого, среднего и крупного бизнеса, что делает их продукцию востребованной в самых разных отраслях. Особенно популярны среди российских предпринимателей мини-станки и компактные линии, которые можно разместить даже в гараже или небольшом помещении.

Анатолий Якимов
Импорт
От круп до посуды: как будет работать эксперимент по маркировке товаров в России
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 1 августа 2025 года в России стартует масштабный эксперимент по маркировке широкого спектра товаров — от продуктов питания до бытовых принадлежностей и косметических изделий. Новая инициатива направлена на повышение прозрачности рынка, борьбу с контрафактом и улучшение контроля качества продукции. В рамках эксперимента планируется внедрить цифровую маркировку для круп, меда, зубных щеток, посуды и многих других товаров. Эксперты отмечают, что это важный шаг к цифровизации торговли, но одновременно подчеркивают необходимость учета интересов производителей и потребителей.

Анатолий Якимов
Экспорт
Россия планирует удвоить экспорт сельхозпродукции в Китай к 2030 году — итоги ПМЭФ-2025
Фото с сайта Федерального центра развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России

19 июня на Петербургском международном экономическом форуме прошла сессия «Россия – Китай», посвящённая развитию торгово-экономического сотрудничества между двумя странами, с особым акцентом на агропромышленный комплекс. В дискуссии участвовал руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Илья Ильюшин.

Анатолий Якимов
Таможня
Сибирские таможенники и бизнес обсудили ключевые вопросы таможенного контроля и декларирования товаров
Фото пресс-службы Сибирского таможенного управления

На прошлой неделе в Красноярске состоялась открытая встреча представителей Сибирского таможенного управления (СТУ) с предпринимателями и деловыми союзами региона, где были рассмотрены ключевые вопросы таможенного контроля и нововведения в таможенном законодательстве. В мероприятии приняли участие начальник СТУ Александр Ястребов, руководство Сибирской электронной таможни, а также член Общественного совета при ФТС России в Сибирском федеральном округе Александр Дегтярев.

Анатолий Якимов
1,4 миллиарда покупателей: бизнес-миссия в Китай для российских компаний
Фото с сайта wikipedia.org/Caliva

Центр поддержки экспорта Новосибирской области приглашает предпринимателей на бизнес-миссию в Китай, г. Харбин, которая пройдет с 5 по 7 августа 2025 года. В рамках делового визита участникам будет предоставлена комплексная поддержка для выхода на китайский рынок: подбор потенциальных иностранных покупателей, анализ экспортного потенциала продукции, помощь в подготовке презентационных материалов с переводом, организация двусторонних встреч с китайскими компаниями, а также содействие в бронировании гостиниц и трансфере на территории Китая.

Анатолий Якимов
Минтранс и АСМАП увеличили квоты на международные перевозки в Китай до 132 тысяч разрешений
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Заместитель министра транспорта Виктор Тимофеев принял участие в Общем собрании Ассоциации международных автомобильных перевозчиков – АСМАП, прошедшем в Москве. В ходе встречи стороны подвели итоги совместной работы и наметили планы по дальнейшему развитию отрасли.

Анатолий Якимов
Забайкальский край запускает приоритетный проект «Восточные ворота» для развития сотрудничества с Китаем
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

В Забайкальском крае стартует масштабный проект строительства многофункционального комплекса «Восточные ворота Забайкальск-Маньчжурия», который планируют запустить к 2030 году. Стоимость инвестиционного проекта составляет около 50 миллиардов рублей. Это позволит создать порядка 13 тысяч новых рабочих мест. Об этом рассказал губернатор Забайкальского края Александр Осипов на церемонии подписании соответствующего соглашения с руководителем компании-инициатора Виктором Емецем, которая прошла в рамках Петербургского международного экономического форума.

Анатолий Якимов
Новые правила таможенного досмотра КНР : семь категорий товаров под пристальным вниманием
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С мая 2025 года таможенные органы Китая ужесточили контроль за рядом категорий импортных и экспортных товаров, что напрямую влияет на участников внешнеэкономической деятельности. В частности, увеличена частота досмотра и проверок некоторых групп товаров.

Анатолий Якимов
House Expo Shanghai 2025: инновационные технологии и дизайн для умных домов
Фото с сайта выставки

С 6 по 8 августа 2025 года в Шанхае пройдет одна из ведущих выставок Китая — House Expo Shanghai, посвященная современным технологиям в жилищном строительстве, архитектуре и умным системам для частных домов. Мероприятие пройдет на территории Shanghai World Expo Exhibition and Convention Center.