Елена Венгерская

ITI — новый путь из Китая в Турцию через Пакистан и Иран

Правительства Турции, Ирана и Пакистана в 2021 году должны возродить транснациональное железнодорожное сообщение, связывающее Стамбул, Тегеран и Исламабад. Ожидается, что транснациональная железная дорога ITI станет частью китайской инициативы «Один пояс, один путь» (BRI), обеспечив железнодорожное сообщение между Китаем и Турцией. Об этом пишет японская газета Nikkei Asia.
Корни этого грандиозного проекта можно найти в службе контейнерных поездов ITI, запущенной в 2009 году под эгидой ОЭС (Организации экономического сотрудничества), политической и экономической межправительственной организации с 10 членами, основанной в 1985 году Ираном, Пакистаном и Турцией.
Огромный маршрут простирается на 6 540 км. Примерно 1950 км находится в Турции, еще 2600 км — в Иране, 1990 — в Пакистане. Путь поезда из Стамбула в Исламабад займет 11 дней, что на 10 суток быстрее, чем путь по морю между Турцией и Пакистаном.
На условиях строгой анонимности правительственный чиновник Пакистана сообщил изданию, что железная дорога ITI через пакистанскую железнодорожную линию ML-1 выйдет в Синьцзян-Уйгурский автономный район. Проект ML-1 стоимостью $6,8 млрд является крупнейшей частью китайско-пакистанского экономического коридора (CPEC), флагманского пакистанского компонента инициативы «Один пояс, один путь».
Наблюдатели рассматривают железную дорогу ITI как продолжение BRI. Лукаш Пшибышевский, аналитик по Западной Азии Азиатского исследовательского центра Варшавской военной академии, считает, что Пекин рассматривает транспортную инфраструктуру Ирана как часть BRI. «Во время кризиса и войны такие альтернативные наземные торговые пути очень ценны и прибыльны», — рассказал Пшибышевский. Он отметил, что Пекин предполагает, что страны Центральной и Южной Азии будут активными партнерами по программе BRI и будут нуждаться в целевых инвестициях.
ITI станет первым регулярным железнодорожным сообщением между Китаем и Турцией, которое пока осуществляется окольным путем по ТМТМ: из Сианя через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан и Грузию. Сиань, столица провинции Шэньси, является восточной точкой в конце Шелкового пути, когда-то соединявшего древний Китай со Средиземноморьем. Этот маршрут совпадает с Транскаспийским коридором. Эксперты считают, что Китай может развивать оба маршрута.
Джеймс М. Дорси, старший научный сотрудник Школы международных исследований им. С. Раджаратнама в Сингапуре, рассказал, что решения Пекина об относительных достоинствах маршрутов по ТМТМ и ITI, в конечном итоге, будут отражать его экономические и геополитические амбиции. «С точки зрения Пекина, Турция является важным торговым центром, и в долгосрочной перспективе не помешает наличие нескольких железнодорожных маршрутов, соединяющих Китай с Турцией», — отметил Дорси.
Дорси сказал, что Турция позиционирует себя как ключевой евразийский транспортный узел, и с этой целью у нее есть резон развивать множественные железнодорожные сообщения с Южной Азией и Китаем. «Анкара заполняет вакуум в качестве ведущего регионального игрока после того, как правительство США уступило геополитическое пространство в регионе в правление Трампа», — сказал эксперт.
«Железная дорога ITI поможет Ирану обойти санкции США. «Для Тегерана это привлекательный альтернативный торговый путь, поскольку страны ОЭС торгуют в местной валюте», — отметил Пшибышевский.
Семь стран-членов, присоединившихся к ОЭС в 1992 году, — это Азербайджан, Афганистан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. «Практически невозможно изолировать Иран и помешать ему торговать со своими соседями», — сказал Пшибышевский.
Он добавил, что инфраструктурные проекты, такие как железная дорога ITI, будут стимулировать иранскую экономику, а новые железнодорожные сообщения обеспечат всем их участникам большую гибкость в будущем.
Пшибышевский добавил, что Китай окажет политическую поддержку железной дороге ITI, потому что она дополняет BRI, но он по-прежнему ожидает, что Иран, Пакистан и Турция понесут расходы и разделят риски, если они хотят извлечь выгоду из торговых и инвестиционных проектов.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт и развитие хлебопекарной индустрии: итоги Всероссийского форума в Москве
Фото предоставлено организаторами форума

10-й Всероссийский форум хлебопекарной и кондитерской промышленности «Хлебное дело» успешно прошел в Москве в начале октября в рамках 30-й Международной выставки «Агропродмаш-2025». Мероприятие организовали АО «Экспоцентр» и конгрессно-выставочная компания «Империя Форум».

Анатолий Якимов
Как рассчитать стоимость доставки из Китая после Кантонской ярмарки: подробный гид и примеры расчетов

Осенняя Кантонская ярмарка 2025 года проходит в необычном формате, предоставляя компаниям новые возможности для эффективной работы с поставщиками и партнерами. Важной частью успешного импорта остается грамотный расчет стоимости доставки товаров из Китая, который напрямую влияет на ценообразование и сроки поставок. Chinalogist изучил вопрос, как рассчитать стоимость доставки после Кантонской ярмарки, а также сравнил способы расчетов по условиям FOB и CIF и подготовил рекомендации по выбору перевозчика.

Фото с сайта prnewswire.com
Анатолий Якимов
Товарооборот России и Китая в 2025 году: анализ, ключевые товары и планы развития
Фото Анатолия Якимова

Китай и Россия продолжают удерживать прочные торгово-экономические отношения, несмотря на некоторые сложности текущего года. По данным главного таможенного управления Китая, товарооборот двух стран в январе–августе 2025 года составил 143,76 миллиарда долларов США, что на 9,4% меньше показателя аналогичного периода прошлого года. При этом экспорт из России в Китай снизился на 9,1% – до 78,99 миллиарда долларов США, импорт китайских товаров в Россию упал на 9,7% – $64,77 миллиарда долларов США. По итогам восьми месяцев 2025 года Россия сохраняет положительное торговое сальдо в размере 14,22 миллиарда долларов США, что на 2,8% ниже значений 2024 года.

Анатолий Якимов
Россия укрепляет лидерство: экспорт сушеного гороха в Китай вырос на 27%
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Россия сохраняет лидирующие позиции в экспорте сушеного гороха в Китай, нарастив поставки за первые восемь месяцев 2025 года на 27% в стоимостном выражении и на 23% в натуральном, что связано с растущим спросом на растительный белок в КНР и изменениями в международной торговле. В 2024 году экспорт сухого гороха из России также демонстрировал устойчивый рост, а главными регионами-экспортерами сегодня считаются Алтайский край, Новосибирская и Омская области.

Анатолий Якимов
Рост агроэкспорта из Сибири: итоги 2024 года и планы на 2025-й
Фото пресс-службы Сибирского таможенного управления

Руководство Сибирского таможенного управления провело круглый стол с экспортерами агропромышленного комплекса, обсудив ключевые вопросы таможенного администрирования и логистики экспорта сельхозпродукции. Мероприятие прошло на базе Центра поддержки экспорта «Мой бизнес» в Новосибирской области с участием представителей пищевых предприятий и транспортных компаний.

Анатолий Якимов
Лучшие китайские заводы шин и для оптовых закупок с доставкой в Россию
Фото с сайта freepik.com

Китай — крупнейший в мире производитель автомобильных шин, предлагающий широкий ассортимент продукции для всех типов транспортных средств. Оптовая закупка шин в Китае становится привлекательной благодаря конкурентоспособным ценам и разнообразию продукции. Основные производственные кластеры шинной индустрии находятся в провинции Шаньдун в городе Гуанжао.

Анатолий Якимов
Импорт игрушек из Китая в Россию в 2025: рост на 15%
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С начала обязательной маркировки детских игрушек в России количество производителей и импортеров существенно увеличилось, свидетельствуют данные ЦРПТ. В 2024 году Россия импортировала из Китая игрушек на сумму около 1,2 миллиардов долларов США, а за первые девять месяцев 2025 года импорт составил уже 950 миллионов долларов США, показывая рост более 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Анатолий Якимов
Хакасия и Ставрополье лидируют в экспорте овечьей шерсти в Китай в 2025 году
Фото Анатолия Якимова

В начале октября инспекторы Россельхознадзора по Хакасии и Тыве проверили и одобрили к экспорту в Китай партию мытой прессованной овечьей шерсти весом 23,6 тонны, упакованной в 140 кип. Предприятие из Усть-Абаканского района прошло ветеринарно-санитарное обследование, подтвердив соответствие требованиям Китая, после чего получил международный ветеринарный сертификат 5F. Груз отправлен автомобильным транспортом в торговую компанию в Маньчжурии в рамках международных контрактов и разрешений Россельхознадзора.

Анатолий Якимов
Таможня РФ о работе границы с Казахстаном: скоплений и проверок на пунктах пропуска нет
Фото Анатолия Якимова

На российско-казахстанском участке границы все пункты пропуска функционируют в штатном режиме, скопления транспортных средств в зонах контроля отсутствуют, сообщили в Федеральной таможенной службе России. В ведомстве уточнили, что таможенные органы на самих пунктах пропуска не проводят проверок и не влияют на скорость перемещения грузов через границу и внутри РФ.

Анатолий Якимов
Экспорт семян льна в Китай: новый контейнерный поезд из Западной Сибири в Китай
Фото Службы корпоративный коммуникаций Западно-Сибирской железной дороги

В сентябре 2025 года с станции Карбышево I Западно-Сибирской железной дороги в Омской области отправился первый контейнерный поезд с семенами масличного льна в Китай. Поезд из 31 вагона перевез более 1,6 тысячи тонн продукции, что стало важным шагом в развитии экспортного железнодорожного сообщения для сельскохозяйственного сектора Омской области.