Елена Венгерская

Китай объявляет войну пиратам

В Китае утвержден документ, вводящий дополнительные виды ответственности за кражу интеллектуальной собственности.
В уведомлении, выпущенным Комиссией по развитию и реформам КНР, говорится о введении 38 новых видов наказаний за кражу интеллектуальной собственности, под которой подразумеваются патенты, товарные знаки, авторские права.
Нарушители столкнутся с 38 серьезными санкциями и ограничениями, среди которых отказ в открытии счетов, отказ в регистрации юридического лица и товарного знака, запрет на покупку и продажу недвижимости, ограничения в выдаче субсидий и государственной поддержке и т.д. Также установлена необходимость усилить контроль в сфере интеллектуальной собственности и строго наказывать за противоправные действия в соответствии с законом. Так, в настоящее время, согласно 214-й статье УК КНР, за продажу поддельных товаров предусмотрено наказание от штрафа до лишения свободы сроком до трех лет.
Однако пока индустрия подделок в Китае еще очень сильна. В то время как на крупных фабриках Поднебесной производятся изделия высочайшего качества, спрос на дешевые товары, в том числе со стороны российских бизнесменов, подогревает подпольный бизнес по производству подделок под известные бренды. Так, на окраинах богатого Гуанчжоу можно встретить сотни кустарных цехов, где шьют «фирменную» одежду и обувь. Недаром Гуанчжоу называют «столицей подделок».
По статистике, каждый 5-й смартфон в мире — китайская подделка. Собственно, оригиналы производятся на тех же фабриках, но контроль качества при этом несколько иной.
Настоящий скандал разразился недавно после публикации в New York Post о бизнесе на поддельных презервативах Durex и Okamoto, производство которых было организовано из вторсырья с нарушением всех гигиенических норм.
Пиратскими товарами активно торгуют на онлайн-площадках. По статистике таможенных органов европейских стран, более 40% всех выловленных подделок изготовлено в Китае. Свою статистику собирают и российские таможенники. Так, по мнению руководства иркутской таможни, чаще всего подделывают товары таких брендов, как Chanel, Louis Vuitton, Adidas, Christian Louboutin, Burberry, а также головоломки «кубик Рубика».
Периодически известные компании судятся с пиратами. Иногда выиграют, как та же «Лего», отсудившая месяц назад $650 тыс. у китайских производителей подделок, а иногда и проигрывают. Особенно в тех случаях, когда китайцы успевают зарегистрировать бренд на территории Китая раньше его владельцев.
Как только товар начинает пользоваться спросом у жителей Поднебесной, его тут же начинают подделывать. Так было с шоколадом «Аленка», превратившимся в Китае в Alunk'у. Успешную компанию по борьбе с фейковой продукцией провела недавно компания «Балтика»: в Китае был аннулирован патент на пиво Kuyadom 3 ввиду слишком большого сходства дизайна с «Балтикой 3».
Так что бороться с подделками можно. Китайские ведомства предлагают компаниям, экспортирующим свои товары в КНР, уделять больше внимания защите интеллектуальной собственности.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Работа
«ВЭД Агент», «Сбербанк» и «Роснефть»: 20 лет успеха и масштабный корпоратив в Пекине
Фото АО «ВЭД Агент»

20-летний юбилей – это важная веха, которая символизирует устойчивость, зрелость и успех компании на рынке. За это время АО «ВЭД Агент» из маленькой семейной компании превратилась в одного из крупнейших игроков за Уралом на рынке внешнеэкономической деятельности. Позади и кризисы, и изменение рынка логистических услуг, и технологическая революция. Впереди – стремление к новым свершениям. Важным событием череды юбилейных мероприятий стал массовый выезд на корпоратив. И не просто выезд, а трехдневное путешествие в Пекин.

Анатолий Якимов
Импорт
Оптимизация доставки промышленного оборудования из Китая: риски и способы снижения затрат
Скриншот из видео на странице Chinalogist в социальной сети «ВКонтакте»

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Как сэкономить на поставке оборудования из Китая?». Эксперт АО «ВЭД Агент» – руководитель отдела сборных автоперевозок Михаил Макаренко рассказал о том, какие риски существуют при импорте промышленного оборудования из КНР и за счет чего можно сэкономить на доставке.

Анатолий Якимов
С 1 сентября 2025 года госпошлины для водителей вырастут в 2-3 раза — проект Минфина
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минфин России подготовил законопроект о значительном повышении госпошлин для автовладельцев и введении новых сборов для мигрантов, которые могут вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Документ уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и направлен на дальнейшее рассмотрение.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай наращивает импорт российской гречихи: рост поставок почти вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт гречихи из России в 2024/2025 сельскохозяйственном году прогнозируется на уровне 280 тысяч тонн, что на 8,4% превышает показатели предыдущего года, а по сравнению с 2022/2023 годом объем поставок вырастет в 2,5 раза, свидетельствуют данные маркетингового исследования АБ-Центр.

Анатолий Якимов
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.