Елена Венгерская
Финансы

Китай призвал мир к цифровому сотрудничеству

В конце ноября в «китайской Венеции» — Учжэне (провинция Чжэцзян, Восточный Китай) — состоялся Международный форум стран «Пояса и пути» по развитию цифровой экономики. Главной темой форума стало глобальное сотрудничество в киберпространстве для стимулирования мировой экономики в условиях пандемии COVID-19.
Цифровая экономика Китая стала важным двигателем роста страны. Ее масштабы достигли $5,45 трлн, что составляет 36% ВВП КНР 2019 года. По мнению участников форума, цифровая экономика доказала свою важность и стабильность в условиях пандемии и помогла противостоять ей. По цифровизации всех сфер жизни и проникновению интернета КНР занимает первое место в мире. Ожидается, что к 2025 году количество пользователей интернета в стране достигнет 1,14 млрд. 90% китайских пользователей выходят в интернет с мобильных устройств.
Продвижению интернета в стране способствует развитая инфраструктура: на 2019 год в Китае установлено 5,44 млн базовых станций 4G, потребление трафика мобильного доступа в Интернет составляет 122 млрд ГБ, а 93% пользователей подключены к оптоволоконной сети.
Количество новых рабочих мест в высокотехнологических отраслях экономики Китая увеличивается на 7,2% ежегодно, что в 22 раза быстрее, чем средний темп создания новых рабочих мест в других секторах экономики. Многие высокотехнологичные компании за последние 10 лет выросли из стартапов в «единорогов», рыночная стоимость которых превышает $1 млрд.
Столкнувшись с коронакризисом, китайское правительство стало концентрироваться на разработке новой инфраструктуры для стимулирования экономического роста, инфраструктуры цифровой экономики. Чжоу Нянли, профессор Исследовательского института ВТО Университета международного бизнеса и экономики, отметил в интервью ИА Sputnik, что инвестиции в новую инфраструктуру помогут развитию ряда смежных отраслей. По словам эксперта, у экономики три двигателя: инвестиции, потребление и экспорт. Роль инвестиций в стимулировании экономического роста очевидна. Инвестировать сейчас, по его словам, необходимо в новую инфраструктуру: строительство сетей 5G, центров обработки данных и т. д. В 2020 году в связи с эпидемией КНР была вынуждена инвестировать в традиционную экономику, запустив беспрецедентный пакет финансовой помощи, масштаб которой эквивалентен 12,5% ВВП страны. Однако, по мнению профессора, в инвестициях наблюдается дисбаланс. Так, он видит избыточные инвестиции в таких отраслях, как строительство дорог и аэропортов, производство стали и солнечных батарей. Вместе с тем, инвестиции в новую инфраструктуру необходимы для развития новых секторов экономики. По словам Чжоу Нянли, традиционная инфраструктура от этого не пострадает: цифровизация повысит эффективность традиционного производства.
Согласно расчетам Оксфордского экономического института, каждый доллар, вложенный в цифровые технологии, может принести 20 долларов ВВП. С точки зрения эффективности, это более чем в 6 раз превышает возврат от инвестиций в традиционные отрасли.
Ожидается, что к 2025 году масштабы глобальной цифровой экономики достигнут $23 трлн, что составит 24,3% мирового ВВП. И Китай здесь сыграет одну из ведущих ролей. Согласно инвестиционному плану, утвержденному летом 2020 года, к 2025 году страна инвестирует $1,4 трлн в цифровые технологии и новую инфраструктуру.
«Заглядывая в будущее, мы продолжим ускорять темпы развития, укреплять создание информационной инфраструктуры, оптимизировать цифровую бизнес-среду, способствовать развитию цифровой торговли и углублять международное сотрудничество», — сказал на форуме председатель интернет-сообщества КНР Шан Бин.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Почему импортерам нужна белая доставка из Китая в 2025 году — мнение эксперта
Фото предоставлено Дианой Горбач

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместную онлайн-встречу: «Белая доставка из Китая: почему это единственный доступный вариант». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач рассказала о том, почему доставлять товары «в белую» выгодно и как это отражается на репутации компании-импортера.

Анатолий Якимов
Таможня
Сибирский ЦЭД переходит на круглосуточный режим: декларации 24/7 с 15 декабря
Фото Анатолия Якимова

Сибирский центр электронного декларирования перейдет на круглосуточный режим с 15 декабря. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) подавать декларации на товары в любое время суток, включая ночные часы, без дополнительных обращений.

Анатолий Якимов
Логистика
Как система TIR сделала Забайкальск логистическим хабом с Китаем
Фото Медиацентра Маньчжурии

Пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия в декабре 2025 года преодолел исторический рубеж: здесь прошел 2000-й грузовик по системе TIR – Transports Internationaux Routiers. Этот прорыв подчеркивает трансформацию Международного пункта пропуска «Забайкальск» в основной логистический хаб России.

Анатолий Якимов
Импорт
Китай готовится к Новому 2026 году: когда закрываются фабрики
Фото с сайта издания «Жэньминь жибао» онлайн

С 8 декабря в Китае стартовала активная подготовка к Новому году по лунному календарю – Празднику Весны 2026 года, который наступит 17 февраля. Это будет Год Деревянной Лошади – символа процветания, удачи и динамики в китайской астрологии. Спрос на праздничные товары растет по всей стране, а российские импортеры фиксируют рекордные объемы закупок. Об этом сообщает издание «Жэньминь жибао» онлайн.

Анатолий Якимов
Импорт
Где купить автоаксессуары оптом в Китае для России: гид для бизнеса
Фото с сайта freepik.com

Российские предприниматели активно закупают автоаксессуары оптом в Китае благодаря низким ценам и широкому ассортименту. В 2025 году импорт автозапчастей и аксессуаров из КНР растет на фоне параллельного импорта, обеспечивая до 45% рынка кузовных деталей.

Анатолий Якимов
Таможня
Российская таможня сохраняет упрощенный порядок ввоза грузов из ЕАЭС до декабря 2025
Фото Анатолия Якимова

Сибирское таможенное управление подтвердило продление упрощенного порядка ввоза товаров из Казахстана и Киргизии в Россию до 25 декабря 2025 года. Нововведение закреплено Указом Президента РФ №912 от 9 декабря 2025 года, который изменил прежний указ №778 от 24 октября 2025 года.

Анатолий Якимов
Импорт
Россияне увеличили заказы люксовых товаров из Китая на 52% в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года россияне значительно активизировали заказы люксовых товаров из-за рубежа: объем покупок вырос сразу на 52% по сравнению с тем же периодом 2024 года, сообщает РБК со ссылкой на данные CDEK.Shopping, ведущего оператора международных доставок брендовых товаров.

Анатолий Якимов
Экспорт
Российский лес в Китае: что и сколько экспортируют в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

С января по ноябрь 2025 года Россия продолжила наращивать экспорт лесопродукции в Китай, несмотря на сохраняющиеся международные вызовы. По данным Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора, из Томской области под контролем специалистов оформлено более 1,118 миллиона кубических метров лесоматериалов, большая часть которых предназначена для экспорта.

Анатолий Якимов
Новые рейсы S7 в Китай: что изменится для грузоперевозок и пассажиров с декабря
Фото Анатолия Якимова

С понедельника, 15 декабря, рейс авиакомпании S7 Новосибирск – Пекин станет ежедневным. Chinalogist выяснил, какие новые направления будут открыты дополнительно и как это повлияет на авиадоставку.

Анатолий Якимов
Почему авиаперевозка литий-ионных батарей опасна и как Китай решает эту проблему
Фото Анатолия Якимова

В Китае успешно испытана инновационная технология, способствующая безопасной перевозке литий-ионных аккумуляторов авиационным транспортом. В ходе теста грузовой рейс из Хубэя в Шэньчжэнь транспортировал батарею весом 250 килограммов с помощью защитного контейнера из специальных материалов, способного ограничивать температуру ниже 100°C и предотвращать распространение огня.