Елена Венгерская
Финансы

Китайский эксперт: у России нет оснований опасаться обвала рубля после прихода к власти Байдена

Сюй Полин, д.э.н., профессор, заведующий отделом экономических исследований России ИРВЕЦА КАОН, член Совета по делам стратегического взаимодействия Китая и России КАОН, рассказал в интервью ИА Sputnik, что у России нет оснований опасаться того, что вступление в должность президента США Джо Байдена обесценит рубль. Хотя эпидемия и оказала существенное влияние на Россию, значительной девальвации рубля не случится.
Сюй Полин сказал: «Суждение о том, что Байден обесценит рубль после вступления в должность, является необоснованным. Соединенные Штаты и Европа в последние годы не раз вводили санкции против России. Байден не изменился. Санкции постепенно ужесточаются с 2014 года. Российская экономика адаптировалась к развитию в условиях санкций. И даже если Байден, придя к власти, изменит политику в отношении доллара, России не стоит опасаться большого оттока капитала».
Эксперт также отметил, что суверенный долг России составляет небольшую долю от ВВП и это безопасно для России. Частный долг также снизился до безопасного уровня. Среди источников инвестиций доля собственного капитала России в 2018 году была 63,5%, и в 2019 году эта тенденция сохранилась. Поэтому каких-то больших рисков, по словам Сюй Полина, у России нет. Он считает, что все прогнозы относительно обесценивания рубля исходят от спекулятивного капитала, который надеется извлечь выгоду из таких манипуляций.
«Рубль в этом году уже пережил девальвацию в 20%, это высвободило риск, дальнейшей девальвации ждать не следует», — считает эксперт.
При этом Сюй Полин отметил, что ситуация с коронавирусом достаточно сильно сказалась на российской экономике. Власти уже вложили большие средства в борьбу с эпидемией. Финансовый дефицит увеличился. Негативную роль сыграли и цены на нефть, и объемы ее экспорта.
Китайский эксперт также рассказал о том, как он оценивает ситуацию в нашей взаимной торговле. По его словам, китайско-российская торговля демонстрирует высокие показатели в контексте резкого сокращения мировой экономики и торговли. Если эпидемическая ситуация будет хорошо контролироваться в следующие два месяца, стоит ожидать, что годовой объем двусторонней торговли между Китаем и Россией достигнет $105 млрд. Сюй Полин сказал: «Из-за воздействия эпидемии мировая экономика и торговля сильно сократились. Рассматривая торговую ситуацию между Китаем и Россией в этом контексте, вы обнаружите, что показатели очень хорошие».
Торговый оборот между Китаем и Россией за первые 10 месяцев этого года составил $88,195 млрд, что на 2,3% меньше, чем в прошлом году. Однако Китай еще больше оторвался в своем лидерстве от других торговых партнеров России. К сожалению, перспективы торговли с другими странами у России не столь оптимистичные, как с Китаем. Доля торговли с Европой снизилась за 8 месяцев 2020 года на 2,9 п.п. по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Доля Германии упала на 0,7 п.п., Нидерландов — на 2,4 п.п. Выросла только доля Великобритании — на 2,3 п.п.
При этом доля стран АТР за счет Китая выросла на 2,3 п.п. Собственная доля Китая при этом увеличилась больше чем на 3 п.п. «Это показывает, что экономические и торговые отношения между Китаем и Россией имеют большее значение», — отметил Сюй Полин.
По словам Сюй Полина, в 2019 году Китай и Россия подписали ряд торгово-экономических контрактов. В первом квартале 2020 года двусторонняя торговля росла. Позже из-за эпидемии передвижения людей между странами были ограничены, контрактов стало меньше. Это основная причина сокращения двусторонней торговли.
При этом если российско-китайская торговля упала за 10 месяцев на 2,3%, то за это же время внешнеторговый оборот России в целом упал на 17%, а экспорт — на 22,5%. Это показывает, что торговые показатели России с Китаем — самые высокие.
Сюй Полин сказал: «Ожидается, что годовой объем двусторонней торговли между Китаем и Россией достигнет $105 млрд. Однако, если воздействие эпидемии приведет к полному закрытию границы, годовой объем двусторонней торговли может остаться на уровне $95-98 млрд. Вместе с тем, в условиях кризиса, небольшое снижение взаимной торговли Китая и России, например, до $100 млрд, является очень впечатляющим достижением».
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
«ВЭД Агент», «Сбербанк» и «Роснефть»: 20 лет успеха и масштабный корпоратив в Пекине
Фото АО «ВЭД Агент»

20-летний юбилей – это важная веха, которая символизирует устойчивость, зрелость и успех компании на рынке. За это время АО «ВЭД Агент» из маленькой семейной компании превратилась в одного из крупнейших игроков за Уралом на рынке внешнеэкономической деятельности. Позади и кризисы, и изменение рынка логистических услуг, и технологическая революция. Впереди – стремление к новым свершениям. Важным событием череды юбилейных мероприятий стал массовый выезд на корпоратив. И не просто выезд, а трехдневное путешествие в Пекин.

Анатолий Якимов
Оптимизация доставки промышленного оборудования из Китая: риски и способы снижения затрат
Скриншот из видео на странице Chinalogist в социальной сети «ВКонтакте»

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Как сэкономить на поставке оборудования из Китая?». Эксперт АО «ВЭД Агент» – руководитель отдела сборных автоперевозок Михаил Макаренко рассказал о том, какие риски существуют при импорте промышленного оборудования из КНР и за счет чего можно сэкономить на доставке.

Анатолий Якимов
С 1 сентября 2025 года госпошлины для водителей вырастут в 2-3 раза — проект Минфина
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минфин России подготовил законопроект о значительном повышении госпошлин для автовладельцев и введении новых сборов для мигрантов, которые могут вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Документ уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и направлен на дальнейшее рассмотрение.

Анатолий Якимов
Китай наращивает импорт российской гречихи: рост поставок почти вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт гречихи из России в 2024/2025 сельскохозяйственном году прогнозируется на уровне 280 тысяч тонн, что на 8,4% превышает показатели предыдущего года, а по сравнению с 2022/2023 годом объем поставок вырастет в 2,5 раза, свидетельствуют данные маркетингового исследования АБ-Центр.

Анатолий Якимов
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.