Павел Мартынов

"Контейнерная блокада" создала сложности для экспорта российского леса

Российские лесопромышленники сталкиватся с блокадой поставок. Несмотря на отсутствие прямых санкций в отношении отрасли, сложности с экспортом наблюдаюnся не только на европейском направлении. Происходящее может остановить реализацию заявленных в Сибири целлюлозных проектов.
Как сообщает “Ъ”, отказ большинства крупнейших контейнерных перевозчиков от работы с российскими компаниями стал причиной остановки экспорта в Европу продукции российского лесопромышленного комплекса, против участников которого пока не вводилось западных санкций. Эту информацию подтвердил в рамках выступления на Красноярском экономическом форуме глава Segezha group Михаил Шамолин. По его словам, так как из четырех глобальных контейнерных линий осталась лишь китайская Cosco, российские грузы, включая лесную продукцию, столкнулись с «полной блокадой». Их перенаправили к единственному работающему оператору, что создало огромную очередь.
Сейчас речь идет о блокировании поставок не только в западные страны и Европу, но и по всему миру. Прием новых заказов на перевозку из РФ Mediterranean Shipping Company (MSC), Maersk и CMA CGM, на которые приходится более 50% мирового рынка, остановили с первого марта.
Сегодня основными импортерами лесопромышленной продукции из России, по данным WhatWood, выступают Китай, на который в 2020 году приходилось 35% экспортной выручки компаний, Европа (29%) и СНГ (19%). За последние двадцать лет объем торговли вырос с примерно $3 млрд до почти $12 млрд, а баланс продаж изменился в пользу Китая и СНГ, доля которых в выручке в 1998 году составляла всего 9% и 8% соответственно.
Чтобы иметь возможность вывезти продукцию с новых мощностей, необходимо повышение в разы инвестиций в развитие инфраструктуры в Сибири. В частности, в контейнерный флот, которого у России сейчас практически нет, расширение погранпереходов в Китай, автомобильных дорог и портов на Дальнем Востоке. Помимо этого, отметил господин Шамолин, в текущих условиях для строительства целлюлозных предприятий крайне необходима помощь государства, в том числе в виде инвестиций в акционерный капитал с учетом ситуации с кредитами.
При этом, говорят собеседники “Ъ”, сложности от остановки поставок будут не только у России, но и в Европе, на рынке которой российская продукция занимает заметное место. ДВ итоге ожидаются дефицит и быстрый рост цен.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Финансы
Российские карты в Китае: ограничения, причины и перспективы внедрения QR-платежей
Фото Анатолия Якимова

В Китае пока отсутствует возможность рассчитываться картами «Мир» и другими банковскими платежными системами из-за ограничений в международной банковской инфраструктуре и санкционного давления. Однако внедрение платежей через QR-коды, которые не требуют прямого взаимодействия с банковскими сетями, рассматривается как перспективное решение для российских туристов и бизнесменов.

Анатолий Якимов
Импорт
Второй раз за год: китайское судно XIN XIN HAI 1 прибыло в Архангельск по Северному морскому пути
Фото из ТГ-канала Александра Цыбульского

В морской порт Архангельск второй раз в 2025 году прибыло судно из Китая – контейнеровоз XIN XIN HAI 1, которое прошло по Северному морскому пути в рамках мультимодального маршрута «Арктический экспресс № 1». Об этом сообщил губернатор Архангельской области Александр Цибульский.

Анатолий Якимов
Экспорт
Первый контейнерный поезд с экспортным лесом прошел через Забайкальск – Маньчжурию в Китай
Фото Анатолия Якимова

Впервые в истории Международного железнодорожного пограничного перехода «Забайкальск — Маньчжурия» прошла отправка контейнерного поезда с экспортным биржевым грузом. После перевалки с российского подвижного состава колеи 1520 мм на китайский стандарт 1435 мм, 76 40-футовых контейнеров в ближайшее время доставят до конечного получателя на станцию Тайцан, округ Сучжоу, провинция Цзянсу. Эта поставка стала результатом первой в России экспортной сделки через цифровую платформу «Оператор товарных поставок» (ОТП РЖД) на Петербургской бирже в новой секции «Лес и стройматериалы».

Анатолий Якимов
Импорт
Электромобили составляют 40% ввезенных в СФО авто: более половины – китайские
Фото сгенерировано ИИ Шендеврум

За восемь месяцев 2025 года ввоз электромобилей в Сибирский федеральный округ для личного использования вырос более чем на 15% в сравнении с прошлым годом, достигнув доли свыше 40% от общего числа импортированных транспортных средств. Лидерами по импорту остаются автомобили китайского производства, составляющие более половины ввезенного автопарка.

Анатолий Якимов
Новый транспортный коридор в Китай: подробности проекта в Забайкальском крае
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

На Восточном экономическом форуме во Владивостоке был подписан стратегический договор между правительством Забайкальского края и корпорацией «Мосстройтранс» на создание трансграничного транспортно-логистического центра в Приаргунском округе. Общий объем инвестиций в проект составляет около 30 миллиардов рублей. Подробности сообщила газета «Приаргунская заря».

Анатолий Якимов
Импорт
Топ-10 популярных китайских брендов и товаров в сентябре 2025
Коллаж из фото с сайта aliexpress.ru

В сентябре 2025 года на китайских маркетплейсах в России особо выделились 10 популярных товаров от известных брендов. Они востребованы по разным причинам — от уникального дизайна до технологичности и доступности. Chinalogist изучил каждый из этих товаров подробнее.

Анатолий Якимов
Импорт
Новая система контроля параллельного импорта в России заработает в 2026 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг России отмечает заметное и продолжающееся снижение объемов параллельного импорта. За последние два месяца поставки по этому механизму составили 1,4-1,5 миллиарда долларов США, что существенно ниже среднемесячных 2,5 миллиарда долларов США в предыдущие периоды. Об этом рассказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Роман Чекушов. Чиновник подчеркнул, что ведомство работает над совершенствованием контроля за ввозом товаров с параллельным импортом.

Анатолий Якимов
Китай вдвое увеличил экспорт персиков и нарастил поставки фруктов в Россию в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай в 2025 году более чем вдвое увеличил экспорт персиков в Россию, достигнув рекордных поставок на сумму свыше 30 миллионов долларов США, что почти вдвое превышает показатели прошлого года.

Анатолий Якимов
Спад торговли РФ и КНР в 2025 году: причины и влияние на двусторонние отношения
Фото с сайта unsplash.com

Товарооборот между Китаем и Россией в январе—августе 2025 года снизился на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 143,76 миллиарда долларов США, свидетельствуют данные Главного таможенного управления Китая. Экспорт китайских товаров в Россию упал на 9,7%, составив 64,77 миллиарда долларов США, импорт из России — на 9,1%, до 78,99 миллиарда долларов США. По итогам восьми месяцев Россия сохраняет положительное торговое сальдо в 14,22 миллиарда долларов США, что на 2,8% меньше, чем в 2024 году.

Анатолий Якимов
Развитие транспортной инфраструктуры и логистики Дальнего Востока — план президента Владимира Путина
Фото с официального сайта Президента России

Президент России Владимир Путин на пленарном заседании Восточного экономического форума рассказал о масштабных планах по развитию транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и Арктики, подчеркнув ключевые приоритеты модернизации и расширения логистических возможностей региона.