Лена Новоселова

О выходе российских компаний в Китай рассказал директор Института стран Азии и Африки МГУ

Об изменениях, которые переживает экономика Китая и как они повлияют на Россию, ТАСС рассказал востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.
В Китае из-за внутренней миграции снижается экономическая активность граничащих с Россией провинций — на них долгое время ориентировался наш бизнес. Поэтому российским предприятиям, прежде всего из приграничья, нужно выходить на рынки центральных регионов Китая, где живет более богатое и экономически активное население. Китайский рынок открыт для иностранцев и здесь уже вопросы на нашей стороне — нужно перестроить логистику, считает Алексей Маслов.
Меняется интерес Китая к российской продукции.
«Если раньше мы поставляли туда исключительно природные ресурсы — лес, уголь, нефть и газ, то теперь растет доля российского агропромышленного комплекса, причем это и первичная продукция — пшеница, рапс, соя, мясо, — и готовые продукты. Например, в КНР набирают популярность некоторые виды российских колбас, мороженое, шоколад и другие продукты. Не могу сказать, что эти товары обрушились на китайский рынок, здесь проблемы связаны скорее с логистикой, но мы видим, что они постепенно решаются. Скажем, возле крупнейшего российско-китайского погранперехода в Забайкальске построен первый в мире зерновой терминал полного цикла для перевалки сибирского зерна в КНР», — говорит Маслов.
Также Россия может наращивать поставки некоторых видов нефтехимии, а также технологические разработки .
«Китай проявляет интерес к некоторым российским технологиям, связанным с видеонаблюдением. Но самый недооцененный рынок — это отечественная косметика, которая, как и сельхозпродукция, обладает важным конкурентным преимуществом — это экологически чистые товары. И ряд российских косметологических компаний уже, на мой взгляд, успешно выходят на китайский рынок. Из известных фирм — это компании Splat и Natura Siberica», — рассказывает эксперт.
Российские компании сталкиваются с типичными трудностями, осваивая китайский рынок.
«Подавляющее большинство российских предпринимателей исторически ориентировались на работу с Западом, и, выходя на китайский рынок, они не понимают, как он устроен, что востребовано в Китае, как проводятся платежные и переговорные процедуры. Наши бизнесмены наивно рассчитывают, что Китай «съест» все что угодно. Но это не так",— цитирует ТАСС Маслова.
Успеха достигли те, кто подошли к выходу на китайский рынок грамотно: обучили свой персонал работе с китайским бизнесом, заказали мониторинг отраслей, куда планировали зайти и консультировались в процессе.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Авиаперевозки грузов из Китая в Россию: маршруты и перспективы развития
Фото Анатолия Якимова

В 2024 году объем грузопотока из Китая в Россию составил около 26 миллионов тонн, что является частью общего товарооборота между странами. Несмотря на то, что основная часть грузов традиционно перевозится морским и железнодорожным транспортом, авиаперевозки приобретают все большую популярность, особенно для доставки срочных и хрупких товаров.

Редакция
Как выстроить прибыльный бизнес с Китаем: конференция для предпринимателей в Москве
Фото Анатолия Якимова

Российско-Китайская деловая палата объявила о проведении профессионального форума «Эффективный бизнес с Китаем: от поиска партнеров до масштабирования», который пройдет в столице 24–25 апреля 2025 года.

Анатолий Якимов
Таможенники остановили на границе туристов с фотоаппаратами, бивнями моржа и советскими медалями
Фото пресс-службы Читинской таможни

В красноярском аэропорту Емельяново и на границе с Китаем – на Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» сотрудники таможни выявили серьезные нарушения законодательства: иностранцы попытались въехать в страну и вывезти товары, подлежащие обязательному декларированию и разрешению.

Анатолий Якимов
Китай — ключевой рынок для Новосибирской области: итоги 2024 года и планы на 2025 год
Фото с сайта tripadvisor.ru

В 2024 году экспорт товаров из Новосибирской области в Китай сохранил уверенный рост, что связано с активным развитием транспортно-логистической активности в регионе и расширением сотрудничества с КНР. Китай стал крупнейшим импортером продукции в Новосибирской области, на долю которого приходится 54% от общего объема экспорта региона. Рост экспорта в Китай в 2024 году составил 2% по сравнению с предыдущим годом.

Анатолий Якимов
Вебинар Chinalogist: авиадоставка из Китая. Итоги, проблемы, прогнозы
Фото Анатолия Якимова

По многочисленным просьбам редакция сайта ChinaLogist.ru возобновляет консультационные и обучающие вебинары. Не упустите шанс получить актуальную информацию и прокачать свои знания в авиаперевозках из Китая, Индии и Южной Кореи. Вебинар состоится 23 апреля в 11:00 по московскому времени на платформе социальной сети «ВКонтакте».

Анатолий Якимов
Доставка грузов из Китая в Россию по железной дороге ускорилась
Фото ИА «Синьхуа»

Пекин отправил первый грузовой поезд Китай-Европа в 2025 году, направляющийся в Москву. Состав отправился из логистического центра столицы Китая 16 апреля 2025 года и преодолеет около 9 000 километров за 16 дней. Это символизирует новый этап развития железнодорожных перевозок между двумя континентами, поддержку стабильности и рост экономических связей.

Анатолий Якимов
От Гуанчжоу до Екатеринбурга: рекордный импорт манго из Китая в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

По данным Федеральной таможенной службы РФ и Росстата, в 2024 году Россия импортировала 24,5 тысячи тонн манго из Китая на 48 миллионов долларов США. Это в 2,8 раза больше, чем в 2023 году.

Анатолий Якимов
Умные часы из Китая захватывают Россию: Huawei и Redmi лидируют в продажах
Фото пресс-службы группы компаний М.Видео-Эльдорадо

Каждый сотый россиянин за три месяца текущего года приобрел себе современные умные часы. По информации пресс-службы группы компаний М.Видео – Эльдорадо, в 1 квартале 2025 года россияне купили 1,45 миллиона смарт-часов на 11,9 миллиарда рублей. При этом, средняя цена выросла на 9% – до 8 200 рублей. 58% в количественном выражении и 42% - в денежном приходится на китайские бренды Huawei, Redmi, Amazfit. Apple хоть и остается лидером по выручке – 35%, но уступает по объемам – 22%.

Анатолий Якимов
Красные, белые и игристые: какие вина из России пьют в Китае и сколько их продают
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай стал крупнейшим покупателем российского вина в 2024 году. Об этом сообщает Федеральный центр развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России «Агроэкспорт». Объем за прошлый год экспорта вина из РФ в КНР вырос до 2,8 миллиона литров или на 320%. В денежном выражении стоимость отправленной продукции составила 4,1 миллиона долларов США, что в 4,3 раза больше, чем в 2023 году. Доля российского вина, экспортируемого в Поднебесную, составила 72%.

Анатолий Якимов
Почему канцелярия из Китая завоевывает рынок России: производство, статистика и тенденции
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай занимает лидирующие позиции в мире по изготовлению канцелярских товаров, предлагая широкий ассортимент продукции от бюджетных до премиум-класса. Основные производственные центры расположены в нескольких провинциях и городах и специализируются на различных видах канцелярии.