Елена Венгерская
Финансы

«Открылось второе дыхание»: о драйверах импорта рассказали в Новосибирске

19 апреля десятки опытных участников ВЭД ― глав компаний, топ-менеджеров, руководителей и сотрудников отделов снабжения и ВЭД-отделов ― приняли участие в тренинге «Распаковка импорта», предназначенном для предприятий, закупающих продукцию за рубежом.
Основной акцент в программе тренинга был сделан на импорт из Китая.
Никто не заметил, как пролетели три часа: настолько плотно, на одном дыхании спикеры ― эксперты компании «ВЭД Агент» и ЮниКредит Банка ― рассказывали об успешных стратегиях, трендах, перспективах и нововведениях, которые окажут влияние на бизнес в ближайшее время.
Тренинг стал продолжением форсайт-сессии, проведенной на Сибирском экономическом форуме–2018, который пять лет подряд организовывал «ВЭД Агент». Участники форсайт-сессии создали «портрет» российского импорта в 2025 году. Увы, будущее оказалось не радужным. Да и сегодня положение импортеров — тяжелое. Ежедневно сталкиваясь с множеством барьеров, в условиях новых налогов, роста тарифов и НДС, ужесточения контроля со стороны государства, предприниматели пытаются выживать. Ошибки, устаревшие подходы, движение наобум, использование «серых» схем здесь могут стоить дорого. Чтобы остаться успешным, нужны выверенные технологии и нешаблонные подходы к ВЭД. Ими и поделились спикеры с участниками тренинга.
Именно со снятия «болей» импорта начала свое выступление руководитель ВЭД-отдела компании «ВЭД Агент» Анна Андрющенко. И разделила эти «боли» на три тематических блока: таможню; сертификацию и маркировку; рост себестоимости.
Таможенные риски в ВЭД — самые дорогостоящие. Ответственность за нарушения, иногда невольные, предполагается вплоть до уголовной. Самая распространенная неприятность, с которой сталкиваются импортеры — доначисление таможенных платежей. Особенно остро в последнее время встает вопрос классификации товаров: учащаются корректировки изначальных кодов ТН ВЭД. Минимизация таможенных рисков (стоимостного риска, риска классификации и риска досмотра) — большая работа специалистов по ВЭД. На конкретных кейсах Анна представила алгоритмы нивелирования этих рисков — «солому», которую нужно «подстелить» в случае каждого из них.
ВЭД — живая и изменчивая сфера. Нововведения здесь возникают практически еженедельно. Так, буквально накануне тренинга эксперт добавила в свою презентацию новость о том, что Росаккредитация получила право аннулировать сертификаты соответствия. Говоря о сертификации, Анна раскрыла секреты правильной подготовки разрешительных документов, правила ввоза образцов и особенности проведения испытаний. На каждый сертифицируемый товар должен быть ввезен образец, который затем передается в лабораторию для проведения испытаний. Если товар соответствует нормам технического регламента, то выдается протокол испытаний, и только затем — сам документ (декларация или сертификат соответствия). Но такая схема возможна не всегда. Например, если оборудование поставляется в лизинг, то ни одна лизинговая компания не будет финансировать несертифицированный товар. В этом случае приходится искать другие способы оформления сертификатов, потому что в совместном разъяснении ФТС и Росаккредитации, конечно, нет никаких комментариев о подобных ситуациях.
Несмотря на то, что в аудитории собрались опытные импортеры, не все они были знакомы с рядом технологий и возможностей в области сертификации, представленных спикером. А в некоторых случаях речь шла о многотысячной экономии средств.
Еще меньше участники тренинга знали о маркировке, которую по большинству товаров пока только собираются ввести. Анна рассказала, как вплоть до 2024 года будет вводиться маркировка товаров кодами Data Matrix и как нужно выстраивать отношения с уполномоченным оператором этого процесса — ЦРПТ. «При импорте иностранных товаров на каждую единицу должен быть нанесен код, чтобы таможня при необходимости могла считать его и сверить с кодом, заявленным при подаче декларации».
Следующим блоком выступления Анны стала логистика. Следить за новшествами в логистической сфере нужно в режиме реального времени, так как измениться здесь все может очень быстро. Практически каждый день появляются новые ускоренные маршруты и сервисы контейнерных поездов. Мы вступили в новую эру ж/д перевозок. Выбрав правильный маршрут, импортер может сэкономить десятки тысяч рублей. Вместе с экспертом предприниматели смогли сравнить стоимость доставки грузов по жд и мультимодальных перевозок с использованием морского «плеча». Оказывается, можно неплохо сэкономить, зная, например, о субсидиях китайского правительства по некоторым жд маршрутам, так как ставки на такие перевозки — ниже.
Чем тяжелее ситуация по импорту, тем острее встает вопрос поиска финансирования. Мастер-класс управляющего компании «ВЭД Агент» Александра Дегтярева был посвящен обзору преимуществ различных финансовых инструментов для импортеров. Начиная с классических — работы с экспортными кредитными агентствами типа Sinosure — и заканчивая финансированием от импортного агента. В частности, благодаря финансовой поддержке «ВЭД Агента» некоторые его клиенты в 2018 году смогли увеличить выручку в 2-4 раза. А всего объем импортных операций АО «ВЭД Агент» в прошлом году составил более 3 млрд рублей — без нарушений валютного, таможенного и налогового законодательства.
Продолжил тему финансирования импорта спикер от «ЮниКредит Банка» — руководитель направления по работе с предприятиями МСБ Сибирского региона Николай Прибылов. Эксперт представил банковский пакет для импортеров «Путевка в ВЭД», включающий в себя полный комплекс агентирования валютного контроля, выдачи ведомостей и документов банковского контроля, консультирование по вопросам валютного контроля, функцию персонального валютного контролера и другие приятные бонусы. Второй блок выступления Николая был построен на разборе ситуаций, возникающих при работе импортеров с банком. Кейсовый подход позволил рассказать, например, о тонкостях постановки контракта на учет. Подробно остановился банковский эксперт и на закрытии рисков импортеров.
И, наконец, из выступления руководителя шанхайского офиса «ВЭД Агента» Натальи Дегтяревой импортеры узнали, зачем лично присутствовать в Китае, как выходить на самых выгодных поставщиков, как работать с поставщиками услуг, как учитывать в своей работе новые веяния и тенденции. В частности, Наталья открыла секреты того, как использовать с выгодой для себя такие данности, как переезд китайских фабрик в другие страны (Вьетнам, Индию), торговую войну Китая и США, снижение ставки НДС в Китае, географическую специализацию производства в КНР и т.п. Китайские экспортеры ищут новые рынки сбыта, инвестируют в инновационные производства, стремясь повысить конкурентные преимущества своего бизнеса и выиграть у новых экспортеров. Все это позволяет импортерам, не переплачивая, закупать наиболее качественные товары.
Уникальные знания, полученные на тренинге, станут драйвером развития бизнеса новосибирских импортеров. Лучше всего об этом сказал один из участников: «Открылось второе дыхание». Высказывались и пожелания «чаще встречаться» и проводить подобные тренинги регулярно.
Двум участникам тренинга повезло особо: после тренинга прошел розыгрыш элитного китайского чая от «ВЭД Агента» и книги по живописи от «ЮниКредит Банка». И абсолютно всем слушателям организаторы подарили брошюру с полезными материалами по ВЭД.
Следующий тренинг «Распаковка импорта» пройдет в одном из крупных городов Кузбасса в конце мая.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Где купить ткани, одежду и модные аксессуары в Китае оптом
Скриншот из видео канала cgtn.com

Провинцию Гуандун называют текстильной фабрикой мира. Она расположена на юго-востоке Китая. Здесь выпускают треть объема тканей и одежды в Китае, который полностью продается в Международном текстильном квартале в Гуанчжоу. Годовой оборот этого кластера составляет 30 миллиардов долларов США.

4 000 магазинов, 3 000 брендов и тысячи оптовых покупателей из 20 стран мира ежедневно. 35 лет назад торговые лотки располагались прямо на улице. За это время уличный рынок превратился в крупнейший в Азии центр по торговле тканями, одеждой и модными аксессуарами. В пятикилометровом радиусе от главного семиэтажного корпуса расположены десятки специализированных оптовых рынков, которые обеспечивают треть торговли текстилем Китая.

Анатолий Якимов
Экспорт
Уральские пряники распробовали в Китае
Фото пресс-службы Уральского таможенного управления

Объем экспорта пряников, изготовленных кондитерами Урала в 2024 году, и отправленных в КНР превысил одну тысячу тонн. Стоимость экспортной продукции составила 135 миллионов рублей. Об этом сообщили в Уральском таможенном управлении.

В 2024 году в Китай отправили 2 000 тонн разнообразных сладостей: печенье и рулеты, бисквитные торты и пряники, круассаны. Из регионов Уральского федерального округа в прошлом году экспортировали 8 500 тонн кондитерских изделий. Основными потребителями стали Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

– Внушительный прирост в экспорте кондитерских сладостей в Беларусь — почти в 15 раз. В республику отправлено около 1,5 тысячи тонн пирожных, рулетов, сдобы и круассанов общей стоимостью около 200 миллионов рублей, – сообщил начальник Уральского таможенного управления Алексей Фролов.

Анатолий Якимов
Импорт
Маркировку на автозапчасти и кондитерские изделия вводят на этой неделе
Фото с сайта unsplash.com

С 25 февраля в России ввели добровольную маркировку на автозапчасти, а с 1 марта введут на кондитерские изделия. Соответствующие постановления подписал премьер-министр России Михаил Мишустин.

В эксперименте по добровольной маркировке автозапчастей могут принять предприятия, выпускающие масляные фильтры, свечи зажигания, автомобильные стекла. Кроме того, импортеры и организации розничной и оптовой торговли также могут участвовать в проекте.

Анатолий Якимов
Импорт
Включаются ли дивиденды в таможенную стоимость импортируемых товаров
Фото Анатолия Якимова

Министерство финансов России определило условия включения дивидендов в таможенную стоимость на импортируемые товары. Импортеры должны доказать рыночность цен по контрактам с аффилированными компаниями. В противном случае дивиденды могут быть включены в стоимость товаров.

«Согласно письму замминистра финансов Алексея Сазанова, размещенному на сайте ФТС, таможенные органы могут учитывать дивидендные платежи при расчете стоимости ввозимых товаров, если соблюдены два условия. Во-первых, сделка должна быть заключена между участниками одной группы компаний. Во-вторых, доход российского покупателя должен преимущественно формироваться за счет продажи импортируемых товаров. В таких случаях декларант обязан доказать, что цена товара соответствует рыночной, предоставив документы, подтверждающие возможность приобретения товара на аналогичных условиях независимыми покупателями. Также необходимо представить методологию ценообразования экспортера», – сообщают «Ведомости».

Анатолий Якимов
Финансы
Банк ВТБ Шанхай попал под европейские санкции
Фото с сайта unsplash.com

Трем иностранным банкам Евросоюз запретил проводить транзакции компаниям. Финансовые учреждения использовали Систему передачи финансовых сообщений (СПФС) Центробанку России, чтобы обойти ограничения. Под санкции попали БелВЭБ, Белгазпромбанк и ВТБ Шанхай. Об этом сообщает агентство «Интерфакс».

При этом, некоторые операции, которые попали под санкции банкам, разрешат выполнять до 26 августа 2025 года. Речь идет о проведении операций с банком БелВЭБ для погашения гарантий по банковским кредитам и по сделкам, необходимым для вывода инвестиций из России или сворачивания деловой активности.

– Две организации, зарегистрированные в Белоруссии и подключенные к СПФС, использовали систему с намерением обойти наши меры. Одна организация – это филиал санкционного российского банка, зарегистрированный в Китае, который также участвовал в мероприятиях, направленных на обход наших санкций, – говорится в сообщении Евросоюза.

Анатолий Якимов
Экспорт
Экспорт льна из России вырос на 38% в 2024 году
Фото с сайта unsplash.com

Россия занимает четвертое место среди стран-экспортеров льна в Китай. По информации Главного таможенного управления КНР, Поднебесная импортировала из РФ льна на 21,7 миллионов долларов США. Это на 38% больше, чем в предыдущем году.

В топ-3 стран-экспортеров льна вошли: Франция – 964 миллиона долларов США, Бельгия – 149 миллионов долларов США и Египет – 82,5 миллиона долларов США.

Кроме того, Китай закупил в России 3,6 тысячи тонн овечьей шерсти на сумму 2,9 миллиона долларов США. В 2023 году экспорт из РФ этого сырья для легкой промышленности составили 887 тонн на 720 тысяч долларов США.

Анатолий Якимов
Импорт
15 тонн разноцветного перца отправили из Урумчи в Россию
Фото с сайта unsplash.com

Первая партия перцев разных цветов отправили из города Кашгар Синьцзян-Уйгурского автономного округа на Севере-западе Китая в Россию. 15-тонный грузовик выехал в сторону контрольно-пропускного пункта Хоргос, который расположен на границе с Казахстаном. Предполагается, что груз доставят в пункт назначения за десять дней. Об этом сообщил сайт «Женьминь Жибао Онлайн».

Экспорт разноцветного перца весом 350 тонн из Кашгара в Россию осуществляет профессиональный кооператив фермеров по выращиванию сельскохозяйственных культур «Шэнъюймаоминь» и Синьцзянской компанией по трансграничной электронной торговли, российскими предприятиями.

Анатолий Якимов
Импорт
Новый выставочный центр открыли в Пекине
Фото с сайта «Женьминь Жибао Онлайн»

36-я Китайская международная выставка продуктов и оборудования автосервиса и Китайская выставка технологий, запчастей, и услуг для транспортных средств на новых источниках энергии в этом году пройдет в новом выставочном и конференц-центре Шоуду. Об этом сообщает сайт «Женьминь Жибао Онлайн».

По информации источника, это крупнейшая и наиболее функциональная площадка для проведения выставок и конференций в Пекине. Выставочная площадь – 210 тысяч квадратных метра, конференц-пространство – 15 тысяч квадратных метров. Всего на территории центра открыто девять выставочных залов площадью около 23 000 квадратных метров. Передвигаться по центру удобно и комфортно, так как он полностью оборудован современной системой навигации, которая включает электронные информационные табло и… роботов-ассистентов.

Анатолий Якимов
Иностранные разрешения в Забайкальске не будут выдавать три дня
Фото пресс-службы Читинской таможни

В течение трех дней, с 25 по 28 февраля разрешения на перевозку грузов в Китай не будут выдавать на территории поселка Забайкальск. Об этом рассказали в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков.

По информации источника, выдача китайских разрешений не будет производиться в связи с отпуском сотрудника.

Анатолий Якимов
Импорт
2,3 миллиона китайских автомобилей зарегистрировано в России
Фото с сайта wikipedia.org

Агентство «Автостат» подготовило отчет о парке транспортных средств России. По данным статистики каждый пятый автомобиль, зарегистрированный в России – китайского производства.

На 1 января 2025 года в России насчитывалось 2,336 миллиона автомобилей, которые были выпушены в КНР. Это 5% от всех зарегистрированных легковых машин в России.