Елена Венгерская

Российские регионы борются за китайских туристов

В 2018 году выросла популярность России у китайских туристов. Из 147 млн выездных туристов из Китая около 2 млн пришлось на нашу страну. Но, как уже писал ChinaLogist, большая часть этого потока отправилась в российские столицы, Иркутскую и Мурманскую области. Остальные регионы довольствовались крохами. Мириться с этим никому не хочется, поэтому власти российских провинций разрабатывают специальные программы, призванные привлечь на их территории китайских туристов.
Так, Липецкая область планирует завлекать туристов из Китая сталинской темой и русской кухней. Специально для них предлагается «советский тур» с подробными рассказами о быте, традициях и символике того времени, с посещением музея декоративно-прикладного искусства, где действует постоянная экспозиция с предметами советского быта, экскурсией в музей советской символики в Ельце, созданный коллекционером Евгением Крикуновым. Вторым направлением поездки станет гастрономическое, где для китайцев предлагается участие в интерактивной программе по приготовлению блюд русской кухни. Кроме того, запланированы посещения сыроварни и фермы «Мир страусов».
Власти Кировской области претендуют на статус меховой столицы России и планируют привлекать гостей из КНР шубами и шапками. Уже сейчас, по словам главы Кировской области Игоря Васильева, многие китайские туристы приезжают в город именно для того, чтобы приобрести меховые изделия. «В больших городах пробки. Хорошо, если успеешь в пару мест. А у нас за два дня можно весь город и окрестности осмотреть и много полезных дел сделать», — отметил губернатор. Власти активно занимаются маркетингом своей области, повышением ее инвестиционной привлекательности. Так, недавно представители Национальной китайской госкорпорации рассказали, что хотят вывозить из Кирова знаменитую березу, для чего собираются открыть в городе лесоперерабатывающее производство.
Озабочена вопросом о привлечении туристов из Китая и Бурятия. Здесь совместно с Китаем и Монголией создается туристический кластер «Чайный путь». На создание туристической инфраструктуры «Чайного пути» в Бурятии до 2021 года из федерального бюджета будет выделено 650 млн рублей.
Что из предлагаемого реализуется, а что останется риторикой, покажет время. На данный момент, есть немало примеров, когда инфраструктура регионов не соответствует амбициям по привлечению китайских туристов. Так, в сети стал вирусным ролик, на котором водитель из Мурманска на «Ладе» и «Газели» везет китайских туристов в Териберку через метель, снежные заносы, минуя аварии на трассе. Трасса не освещена, поэтому путешествие представляет собой блуждание в кромешной тьме.
За китайских туристов борются не только власти, но и гиды. Причем, с гидами-нелегалами из КНР, которых все чаще выбирают китайские гости. «Свои» гиды предлагают соотечественникам различные преференции. В частности, расчеты в юанях. В связи с этим ассоциация российских гидов выступила с обращением о прекращении «произвола». По их мнению, необходимо принять закон, по которому деятельность гидов будет доступна только для граждан России. В 2016 году проект такого закона предлагало Минкультуры. Но он так и не был принят.
Что касается форм расчетов, то они действительно существенно влияют на величину турпотока. Так, по прогнозам аналитиков, нашу страну в 2019 году посетит, как минимум, на 20% больше китайских туристов, что связано, в том числе, с развитием платежей через китайский сервис Alipay. В конце января 2019 года Тинькофф Банк подключил к этой системе сеть из 30 тыс. торговых точек, что удвоило объем приема платежей Alipay в России.
И, конечно, самым действенным методом привлечения туристов из Китая мог бы стать полный безвизовый режим. По данным китайского туристского портала qyer.com (аудитория — 100 млн пользователей), турпоток из Китая в страны, перешедшие на безвизовый режим, значительно вырос сразу же после визовых изменений. Хотя о взаимном и полном безвизовом режиме с Китаем в России постоянно говорится, пока он действует только для организованных туристских групп от пяти человек.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Финансы
Российские карты в Китае: ограничения, причины и перспективы внедрения QR-платежей
Фото Анатолия Якимова

В Китае пока отсутствует возможность рассчитываться картами «Мир» и другими банковскими платежными системами из-за ограничений в международной банковской инфраструктуре и санкционного давления. Однако внедрение платежей через QR-коды, которые не требуют прямого взаимодействия с банковскими сетями, рассматривается как перспективное решение для российских туристов и бизнесменов.

Анатолий Якимов
Импорт
Второй раз за год: китайское судно XIN XIN HAI 1 прибыло в Архангельск по Северному морскому пути
Фото из ТГ-канала Александра Цыбульского

В морской порт Архангельск второй раз в 2025 году прибыло судно из Китая – контейнеровоз XIN XIN HAI 1, которое прошло по Северному морскому пути в рамках мультимодального маршрута «Арктический экспресс № 1». Об этом сообщил губернатор Архангельской области Александр Цибульский.

Анатолий Якимов
Экспорт
Первый контейнерный поезд с экспортным лесом прошел через Забайкальск – Маньчжурию в Китай
Фото Анатолия Якимова

Впервые в истории Международного железнодорожного пограничного перехода «Забайкальск — Маньчжурия» прошла отправка контейнерного поезда с экспортным биржевым грузом. После перевалки с российского подвижного состава колеи 1520 мм на китайский стандарт 1435 мм, 76 40-футовых контейнеров в ближайшее время доставят до конечного получателя на станцию Тайцан, округ Сучжоу, провинция Цзянсу. Эта поставка стала результатом первой в России экспортной сделки через цифровую платформу «Оператор товарных поставок» (ОТП РЖД) на Петербургской бирже в новой секции «Лес и стройматериалы».

Анатолий Якимов
Импорт
Электромобили составляют 40% ввезенных в СФО авто: более половины – китайские
Фото сгенерировано ИИ Шендеврум

За восемь месяцев 2025 года ввоз электромобилей в Сибирский федеральный округ для личного использования вырос более чем на 15% в сравнении с прошлым годом, достигнув доли свыше 40% от общего числа импортированных транспортных средств. Лидерами по импорту остаются автомобили китайского производства, составляющие более половины ввезенного автопарка.

Анатолий Якимов
Новый транспортный коридор в Китай: подробности проекта в Забайкальском крае
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

На Восточном экономическом форуме во Владивостоке был подписан стратегический договор между правительством Забайкальского края и корпорацией «Мосстройтранс» на создание трансграничного транспортно-логистического центра в Приаргунском округе. Общий объем инвестиций в проект составляет около 30 миллиардов рублей. Подробности сообщила газета «Приаргунская заря».

Анатолий Якимов
Импорт
Топ-10 популярных китайских брендов и товаров в сентябре 2025
Коллаж из фото с сайта aliexpress.ru

В сентябре 2025 года на китайских маркетплейсах в России особо выделились 10 популярных товаров от известных брендов. Они востребованы по разным причинам — от уникального дизайна до технологичности и доступности. Chinalogist изучил каждый из этих товаров подробнее.

Анатолий Якимов
Импорт
Новая система контроля параллельного импорта в России заработает в 2026 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг России отмечает заметное и продолжающееся снижение объемов параллельного импорта. За последние два месяца поставки по этому механизму составили 1,4-1,5 миллиарда долларов США, что существенно ниже среднемесячных 2,5 миллиарда долларов США в предыдущие периоды. Об этом рассказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Роман Чекушов. Чиновник подчеркнул, что ведомство работает над совершенствованием контроля за ввозом товаров с параллельным импортом.

Анатолий Якимов
Китай вдвое увеличил экспорт персиков и нарастил поставки фруктов в Россию в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай в 2025 году более чем вдвое увеличил экспорт персиков в Россию, достигнув рекордных поставок на сумму свыше 30 миллионов долларов США, что почти вдвое превышает показатели прошлого года.

Анатолий Якимов
Спад торговли РФ и КНР в 2025 году: причины и влияние на двусторонние отношения
Фото с сайта unsplash.com

Товарооборот между Китаем и Россией в январе—августе 2025 года снизился на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 143,76 миллиарда долларов США, свидетельствуют данные Главного таможенного управления Китая. Экспорт китайских товаров в Россию упал на 9,7%, составив 64,77 миллиарда долларов США, импорт из России — на 9,1%, до 78,99 миллиарда долларов США. По итогам восьми месяцев Россия сохраняет положительное торговое сальдо в 14,22 миллиарда долларов США, что на 2,8% меньше, чем в 2024 году.

Анатолий Якимов
Развитие транспортной инфраструктуры и логистики Дальнего Востока — план президента Владимира Путина
Фото с официального сайта Президента России

Президент России Владимир Путин на пленарном заседании Восточного экономического форума рассказал о масштабных планах по развитию транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и Арктики, подчеркнув ключевые приоритеты модернизации и расширения логистических возможностей региона.